Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Дать определение памяти как одного из важнейших пси­хических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и ме­ханизмами запоминания; предоставить им




Ность

Мини-тест

Ход работы

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ

Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Дать определение памяти как одного из важнейших пси­хических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и ме­ханизмами запоминания; предоставить им возможность выявить индивидуальные особенности своей памяти; освоить некоторые при­емы мнемотехники.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать познаватель­ные процессы и поговорим о памяти и ее видах, механиз­мах запоминания, а также приемах, способствующих раз­витию памяти и лучшему запоминанию.

Кто из вас попытается сформулировать, для чего чело­веку нужна память?


 




i. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памя­ти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индиви­дом информации называется памятью. Различают основные процессы па­мяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность за­помнить как можно больше материала. Главное из качеств, определя­ющих продуктивность памяти, — умение быстро извлекать (воспро­изводить) из запаса запомнившихся сведений именно то, что необхо­димо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффектив­но сохранить. Особое значение здесь приобретает способность нахо­дить в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Вели­кий русский полководец А. В. Суворов говорил: «Память есть кладо­вая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует».

Психологические эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памя­ти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

2. Виды памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с различными критериями:

• по характеру психической активности;

• по виду и форме запоминаемой информации;

• по анализаторам;

• по характеру целей деятельности;

• по продолжительности закрепления и сохранения материала.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельнос­ти, выделяется двигательный тип памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите за тем, какое «па» должно быть следующим. Когда же вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить мате­риал, который они записали. Эмоциональная память — это память на чув­ства Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигна­лы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

По предъявляемым стимулам (виду и форме информации) выде­ляют образную (образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки) и словесно-логическую память (запоминание и сохранение логичес­ки упорядоченной информации, представленной в словесной фор­ме. Ее еще называют смысловой памятью).


По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминае­мого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.

Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому тренировки требуют все виды памяти. При подготовке уроков желатель­но чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра договоритесь заниматься вдвоем: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шепотом.

В зависимости от того, какие органы чувств (анализаторы) задей­ствованы при предъявлении информации, выделяют память зри­тельную и слуховую.

Учащимся предлагается проверить свою память.

а) Определение уровня развития кратковременной слуховой вер­
бальной памяти (на слова). Диктуется список из 12 не связанных
между собой слов, например: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто,
книга, окно, пила, правда, нога, ваза. Далее в полной тишине учащи­
еся записывают на листочках то, что запомнили. Результаты обсуж­
даются. Средний уровень, согласно закону запоминания, вычисля­
ется как 7 ± 2.

б) Зрительная образная память. На 3—5 секунд учащимся после­
довательно предъявляются карточки с изображениями фигур. Да­
лее они в полной тишине должны зарисовать на
своих листочках фигуры, которые смогли запом­
нить. Через 3 минуты преподаватель спрашивает,
сколько изображений запомнили учащиеся, затем
фигуры предъявляются еще раз для самопроверки.


 




3. Произвольная и непроизвольная память, продолжительность
запоминания.
По характеру целей деятельности память делится на
непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение,
в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или при­
помнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда
мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Приступая
к приготовлению уроков, нужно поставить перед собой цель — за­
помнить. При этом нужно четко сформулировать для себя, что имен­
но и как запомнить: все подряд или отдельные части материала; на­
изусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Точ­
ная предварительная настройка поможет добиться желаемого ре­
зультата. Отчетливое, сознательное намерение запомнить надолго,
«навсегда» повышает прочность запоминания.

По продолжительности закрепления и сохранения материала па­мять делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение ма­териала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память определяется способностью к сохранению информации после однократного непродолжительного восприятия.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процес­сы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное дей­ствие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные ре­зультаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться. Ана­логическое явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вооб­ще при выполнении любого более или менее сложного действия.

4. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания
информации.
С помощью психологических экспериментов выявлен
закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е. за­
поминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономернос­
ти процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запомина­
ются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середи­
на как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так:

Продуктов- '

Начало сообщения Конец сообщения Время


Вы'уже знаете также, что при механическом запоминании инфор­мации через день 25% ее забывается. Однако многократное повто­рение материала дает возможность перевести информацию в долго­временную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию тре­буется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с опре­деленными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.

5. Условия, влияющие на запоминание. Как и в случае внима­
ния, на процесс запоминания и сохранения информации влияют
также установка, мотивация, эмоциональное состояние (при волне­
нии продуктивность памяти резко снижается; под влиянием эмо­
ций может даже происходить искажение информации), уровень кон­
центрации внимания, значимость для индивида информации
(напри­
мер, информацию о том, что «22 маяв 11.15 по адресу: Пушкинская,
148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экза­
менационных сочинений» быстро запомнит тот, кто 23 мая должен
сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя-
отчество).

Развитие способности к систематизации материала, умения «по­местить его на нужную полку в кладовой ума» — залог того, что вы сможете легко извлекать его из памяти при надобности.

Как показывает повседневный опыт, лучший способ глубоко осо­знать и прочно запомнить материал — это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным. Конеч­но, если вы быстро запоминаете и медленно забываете, лучше не бы­вает. А если запоминаете медленно, а забываете быстро, то следует особенно много и постоянно работать над развитием своей памяти.

6. Мнемотехника. Поиски приемов рационального заучивания
фактов, информации начались еще в прошлом веке. Так возникло
понятие о мнемотехнике как руководстве по заучиванию фактоло­
гического материала, использованию специальных приемов и спо­
собов для улучшения запоминания. Сейчас мы рассмотрим некото­
рые приемы мнемотехники.

1) Для запоминания совокупности и последовательности группы слов можно применить следующие приемы: каждое слово сокраща­ется до начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых составляется осмысленная фраза. Так заучивает­ся, например, последовательность основных цветов в радуге: «Каж­дый охотник желает знать, где сидит фазан».

2) Запоминание сложных или новых для вас слов с помощью со­звучных (более понятных). Например, медицинские термины «су­пинация» и «пронация» можно представить как «суп несла и про-


 




лила»; запомнить имя португальского путешественника Васко да Гама поможет созвучное «Васька да Галя».

3) При запоминании номеров телефонов можно выявить ариф­метическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 35-89-54 такая зависимость существует: 89 = 35 + + 54. Можно попробовать выделить знакомые числа. Например, число 85 314 состоит из «85» — год рождения брата и «314» — пер­вые цифры числа «пи».

4) Прием смыслового кодирования. Например, число 314 159 мож­но запомнить с точностью до 6-го знака при помощи следующей фразы: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа.

5) Прием ассоциации: ряд не связанных между собой слов следу­ет представить в виде образов, включая каждое последующее в «кар­тинку», где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причем чем более нелепой, смешной окажется воображае­мая картина, тем больше шансов, что вы ее запомните. При соответ­ствующей тренировке вполне возможно запомнить 25—30 и даже больше слов из 40 при первом предъявлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.