КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Дать определение памяти как одного из важнейших психических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания; предоставить им
Ность Мини-тест Ход работы ТЕМА 3. ПАМЯТЬ Подведение итогов ЦЕЛЬ. Дать определение памяти как одного из важнейших психических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания; предоставить им возможность выявить индивидуальные особенности своей памяти; освоить некоторые приемы мнемотехники. Сегодня на уроке мы продолжим изучать познавательные процессы и поговорим о памяти и ее видах, механизмах запоминания, а также приемах, способствующих развитию памяти и лучшему запоминанию. Кто из вас попытается сформулировать, для чего человеку нужна память?
i. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации называется памятью. Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала. Главное из качеств, определяющих продуктивность памяти, — умение быстро извлекать (воспроизводить) из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: «Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует». Психологические эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти. 2. Виды памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с различными критериями: • по характеру психической активности; • по виду и форме запоминаемой информации; • по анализаторам; • по характеру целей деятельности; • по продолжительности закрепления и сохранения материала. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется двигательный тип памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите за тем, какое «па» должно быть следующим. Когда же вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить материал, который они записали. Эмоциональная память — это память на чувства Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. По предъявляемым стимулам (виду и форме информации) выделяют образную (образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки) и словесно-логическую память (запоминание и сохранение логически упорядоченной информации, представленной в словесной форме. Ее еще называют смысловой памятью). По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому тренировки требуют все виды памяти. При подготовке уроков желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра договоритесь заниматься вдвоем: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шепотом. В зависимости от того, какие органы чувств (анализаторы) задействованы при предъявлении информации, выделяют память зрительную и слуховую. Учащимся предлагается проверить свою память. а) Определение уровня развития кратковременной слуховой вер б) Зрительная образная память. На 3—5 секунд учащимся после
3. Произвольная и непроизвольная память, продолжительность По продолжительности закрепления и сохранения материала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память определяется способностью к сохранению информации после однократного непродолжительного восприятия. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться. Аналогическое явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. 4. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания Продуктов- ' Начало сообщения Конец сообщения Время Вы'уже знаете также, что при механическом запоминании информации через день 25% ее забывается. Однако многократное повторение материала дает возможность перевести информацию в долговременную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа. 5. Условия, влияющие на запоминание. Как и в случае внима Развитие способности к систематизации материала, умения «поместить его на нужную полку в кладовой ума» — залог того, что вы сможете легко извлекать его из памяти при надобности. Как показывает повседневный опыт, лучший способ глубоко осознать и прочно запомнить материал — это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным. Конечно, если вы быстро запоминаете и медленно забываете, лучше не бывает. А если запоминаете медленно, а забываете быстро, то следует особенно много и постоянно работать над развитием своей памяти. 6. Мнемотехника. Поиски приемов рационального заучивания 1) Для запоминания совокупности и последовательности группы слов можно применить следующие приемы: каждое слово сокращается до начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых составляется осмысленная фраза. Так заучивается, например, последовательность основных цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 2) Запоминание сложных или новых для вас слов с помощью созвучных (более понятных). Например, медицинские термины «супинация» и «пронация» можно представить как «суп несла и про-
лила»; запомнить имя португальского путешественника Васко да Гама поможет созвучное «Васька да Галя». 3) При запоминании номеров телефонов можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 35-89-54 такая зависимость существует: 89 = 35 + + 54. Можно попробовать выделить знакомые числа. Например, число 85 314 состоит из «85» — год рождения брата и «314» — первые цифры числа «пи». 4) Прием смыслового кодирования. Например, число 314 159 можно запомнить с точностью до 6-го знака при помощи следующей фразы: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа. 5) Прием ассоциации: ряд не связанных между собой слов следует представить в виде образов, включая каждое последующее в «картинку», где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причем чем более нелепой, смешной окажется воображаемая картина, тем больше шансов, что вы ее запомните. При соответствующей тренировке вполне возможно запомнить 25—30 и даже больше слов из 40 при первом предъявлении.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |