КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Вопросы для проверки знаний по темам 1—4
Балл IQ Обсуждение Кол-во людей Щ Ход работы ТЕМА 5. СПОСОБНОСТИ. ИНТЕЛЛЕКТ Вопросы для проверки знаний по темам 1—4 Подведение итогов Упражнения Учащимся предлагаются задания на диагностику и развитие различных мыслительных операций. В приложении 4 приведены упражнения «Логичность» и «Сложные аналогии». 1. Что изучает психология? Чем научная психология отличается от житейской? 2. Откуда произошел термин «психология»? 3. Что такое психологические факты, явления и закономерности? 4. Когда зародилась психология и имена каких ученых, сделавших вклад в развитие этой науки, вы можете назвать? 5. Что вы знаете о методах психологии? 6. Назовите отрасли современной психологии. 7. Что изучает юридическая психология? социальная психология? психология труда? медицинская психология? возрастная и педагогическая психология? 8. Дайте определение познавательных процессов. 9. Что такое внимание и для чего оно необходимо человеку?
10. Какие виды внимания вы знаете? Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного и послепроизвольного? 11. Опишите различные характеристики внимания. 12. Какие факторы влияют на устойчивость и продуктивность внимания? 13. Что такое рассеянность? 14. Расскажите о способах развития внимания. 15. Что такое память? Охарактеризуйте основные процессы памяти. 16. Какие виды памяти вы знаете? По каким критериям разделяются виды памяти? 17. Проанализируйте, чем произвольная память отличается от непроизвольной. 18. Какие еще виды памяти, основанные на длительности сохранения информации, вы можете назвать? 19. Что вы знаете о законах и механизмах запоминания, сохранения и забывания информации?
20.От чего зависит продуктивность запоминания? 21.Что такое мнемотехника? Опишите некоторые приемы развития памяти. 22.Что такое мышление? 23.Что мы имеем в виду, когда говорим, что мышление — это обобщенный процесс познания действительности? 24.Проанализируйте понятие «оносредОванность мышления». Что оно значит? 25.Какие виды мышления вы знаете? 26.В чем состоят особенности мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, аналогии? 27.Какие факторы влияют на продуктивность мышления? Как можно развивать мышление? ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о способностях; рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей; познакомить с понятиями «интеллект», «когнитивные стили», теориями интеллекта и способами его измерения. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое способности и интеллект, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности человека. Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности? 1. Способности. Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них разные способности, — объясняет он. — Второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше». Способности — это такие психологические особенности челове-. ка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.
Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сводятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди, (в семье, школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие усилия. Например, имеющиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут угаснуть, так и не развившись. В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями? 2. Условия развития способностей. Итак, для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Д. И. Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следовательно, никогда нельзя позволять себе делать что-то «спустя рукава». Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Так же как и способности, талант представляет собой возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», — любил говорить Эдисон. Поверим ему, человеку высокого творческого труда. Как вы уже поняли, даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих результатов, Поэтому очень важно, чтобы родители заметили необыч- ныe способности своих детей вовремя и создали условия для их полного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет время — выберет сам, недаром говорят: «Талантливый человек талантлив во всем». Как вы думаете, что такое интеллект? 3. Интеллект, ум и способности. Хотя в жизни мы часто опери Мы увидим с вами дальше, что житейское отождествление понятий интеллект и ум не всегда правильное В жизни умным часто называют человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению закономерностей. И наоборот: ученый, сделавший научное открытие мировой значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни. Способность человека адаптироваться к окружающей среде в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Итак, это один из парадоксов, которыми изобилует история развития теории интеллекта. В общем виде можно дать такое определение: интеллект — это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в определенную систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. 4. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие
гическим. Дальнейшее совершенствование этих тестов американскими учеными привело к тому, что в 1916 году В. Штерном в качестве показателя умственных способностей был предложен коэффициент интеллектуальности (IQ). В настоящее время для измерения интеллекта продолжают использоваться батареи тестов Стэнфорд—Бине и тест Векслера. Тест Вексдера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые призваны выявить умение испытуемого понимать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тесты называются вербальными (словесными). Другие тесты представлены в несловесной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невербальными. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности. Действительно, первый гораздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сниженный показатель вербального интеллекта, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего. После выполнения тестов полученная испытуемым суммарная оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возраста испытуемого) в коэффициент интеллекта. Теоретически IQ может варьировать от О до 200 условных единиц. Статистический характер нахождения IQ обусловливает его нормальное распределение в популяции людей: * Вы видите, что ученые включали в понятие интеллекта и память, и мышление, и накопленные знания. Но, пожалуй, самое главное — это способность оперировать информацией, упорядочивать ее в определенные схемы и структуры. В последние десятилетия выявилось, что люди различаются по способам переработки и кодирования информации. В исследовании интеллекта выделилось направление, получившее название когнитивные стили, которые определяют индивидуальные особенности в переработке информации. Среди них такой стиль, как полезависи-мость — полепезависи-мостъ. Американский ученый Виткин поставил эксперимент, известный под названием «стержень — рамка». В. затемненной комнате находился металлический стержень, помещенный внутри рамки. И стержень, и рамка могли менять свое положение. Испытуемым предлагалось, сидя на меняющем свое положение Однако в последние годы ученые приходят к выводу, что далеко не всегда измерение интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводится незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает ответ. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, который не отражает реальную картину. Многие из тестов выполняются в условиях ограничения времени, что ставит в невыгодное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными при решении умственных задач в комфортном для них темпе. Итак, давайте попробуем выяснить, что каждый из вас вкладывает в понятие «интеллект». Вы видели, что даже ученые, посвятившие исследованию этого феномена многие годы, не могут пока прийти к общему мнению Преподаватель записывает на доске определения, которые предлагают учащиеся. Вы видите, что интеллект можно определить по-разному и каждый из вас был по- кресле, манипулировать рычагами так, чтобы рамка и стержень оказались перпендикулярны друг другу. Выявилось, что одни люди выполняли эту задачу, манипулируя рамкой, а другие — стержнем. Первые были названы полезависимыми, а другие — поленезави-симыми. В дальнейшем было установлено, что полезависимые люди обычно полагаются на чей-то авторитет, любят совместные виды деятельности, ориентируются больше на эмоции, чем на логику. По-ленезависимые, наоборот, стремятся принимать решения, исходя из своего собственного мнения, легче абстрагируются от сопутствующих деталей, менее подвержены влиянию эмо-ций при восприятии информации.
своему прав, что свидетельствует о многогранности этого феномена психической жизни человека. Это многообразие и многомерность породили множество различных объяснительных теорий и гипотез. 5. Развитие взглядов на природу интеллекта. Различные теории интеллекта стали появляться в начале века, отражая разные подходы в поисках ответа на вопрос: что же представляют собой умственные способности человека? Английский ученый Чарльз Спирмен в 1904 году предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется двумя критериями: неким общим фактором и фактором, специфическим для данной деятельности. Первый фактор он назвал генеральным фактором «G», который определил как общую способность, или «общую умственную энергию». По мнению Спирмена, этой энергией наделены все люди и от нее зависит успех выполнения любой деятельности. Позднее выявилось, что этот фактор соответствует обучаемости. Американский ученый Терстоун в 20—30-х годах выделил в структуре интеллекта 12 «первичных умственных способностей, или потенций». К ним были отнесены: счетная способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия); словесная гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова); способность понимать устную и письменную речь; память; способность к рассуждению; быстрота восприятия сходств или различий между предметами или их изображениями и др. Р. Кэттел выделил два компонента интеллекта: «кристаллизованный интеллект» и «текучий интеллект». Первый — это результат образования и различных культурных влияний. Его функция состоит в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий ? Вопрос к учащимся: Кто чаще становится лидером — полезави- симые или поленеза- висимые люди? Стиль импульсивность — рефлексивность характеризует особенности интеллектуальной деятельности в ситуации принятия решений в условиях неопределенности. Импульсивные люди склонны быстро реагировать па проблемную ситуацию, решения принимаются ими без тщательного продумывания. Рефлексивные, наоборот, реагируют медленно, решения принимают на основе тщательного обдумывания и проработки различных вариантов ответов. ? Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кто в школе более успешен — рефлексивные или импульсивные учащиеся? Почему? Интересную информацию дает знание такого когнитивного стиля, как «когнитивная простота — сложность». Этот стиль характеризует разработанность, расчленен- интеллект характеризует биологические возможности нервной системы. Его основная функция — быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Джордж Гилфорд предложил знаменитую трехмерную модель интеллекта. В этой структурной модели сделана попытка описать три стороны интеллектуальной деятельности: тип выполняемой умственной операции (узнавание, оценка, запоминание); содержание или вид информации, с которой проводятся операции (изображения, символы, слова, поведение), и формы или разновидности конечного продукта (классификация, трансформация, манипуляции с единичными объектами и т. д.). 6. Что думать или как думать? Таким образом, в интеллекте выделяется способность к обучению, специальные способности, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики, чьи учебные достижения далеко не являются оценкой их интеллектуальных способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: «Было бы лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а как думать». Развитие способности к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный интеллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования. Способность к творчеству, к изобретению нового также относится к интеллектуальным функциям. О том, каковы соотношения интеллекта и творческих способностей, мы поговорим с вами на следующем уроке. ность восприятия, степень способности видеть в объектах и явлениях разнообразные связи, детали, отношения. Когнитивно сложные индивиды способны тонко дифференцировать нюансы, воспринимать мир как сложное целое, состоящее из противоречий. Для когнитивно простых мир состоит из полярностей, таких, как: добрый — злой, хороший — плохой. Они слабо улавливают тонкие различия, стремятся к однозначности. ? Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для кого из персонажей романа Достоевского — Ивана Карамазова или Алеши Карамазова — характерна когнитивная простота, а для кого — когнитивная сложность? Выделены и другие когнитивные стили, назовем еще один: аналитичность — синтетичность. Этот параметр позволяет различать людей по их склонности воспринимать ситуацию, вычленяя в ней отдельные детали (аналитичность) или, наоборот, ориентироваться на целостную, обобщенную картину (синтетичность).
7. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов — генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками. Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького ребенка с матерью или другим взрослым, ее заменяющим. Позже мы вернемся к этому вопросу при изучении раздела «Возрастная психология». Какова роль способностей в процессе обучения человека? Какие условия необходимы, чтобы процесс обучения был успешным? Что такое интеллект? Почему интеллект связан с адаптацией человека? Какие факторы влияют на развитие интеллекта? Что такое коэффициент интеллекта и как он измеряется? Опишите один из когнитивных стилей. * Желающим можно предложить определить коэффициент своего интеллекта с помощью тестов (Равена, 12-факторного теста Кэттела, Айзенка, ШТУР) после уроков в кабинете психолога.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |