Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Вопросы для проверки знаний по темам 1—4




Балл IQ

Обсуждение

Кол-во людей

Щ

Ход работы

ТЕМА 5. СПОСОБНОСТИ. ИНТЕЛЛЕКТ

Вопросы для проверки знаний по темам 1—4

Подведение итогов

Упражнения

Учащимся предлагаются задания на диагностику и развитие раз­личных мыслительных операций.

В приложении 4 приведены упражнения «Логичность» и «Слож­ные аналогии».

1. Что изучает психология? Чем научная психология отличается от жи­тейской?

2. Откуда произошел термин «психология»?

3. Что такое психологические факты, явления и закономерности?

4. Когда зародилась психология и имена каких ученых, сделавших вклад в развитие этой науки, вы можете назвать?

5. Что вы знаете о методах психологии?

6. Назовите отрасли современной психологии.

7. Что изучает юридическая психология? социальная психология? пси­хология труда? медицинская психология? возрастная и педагогическая психология?

8. Дайте определение познавательных процессов.

9. Что такое внимание и для чего оно необходимо человеку?

 

10. Какие виды внимания вы знаете? Чем отличается произвольное вни­мание от непроизвольного и послепроизвольного?

11. Опишите различные характеристики внимания.

12. Какие факторы влияют на устойчивость и продуктивность внима­ния?

13. Что такое рассеянность?

14. Расскажите о способах развития внимания.

15. Что такое память? Охарактеризуйте основные процессы памяти.

16. Какие виды памяти вы знаете? По каким критериям разделяются виды памяти?

17. Проанализируйте, чем произвольная память отличается от непроиз­вольной.

18. Какие еще виды памяти, основанные на длительности сохранения информации, вы можете назвать?

19. Что вы знаете о законах и механизмах запоминания, сохранения и забывания информации?


 

20.От чего зависит продуктивность запоминания?

21.Что такое мнемотехника? Опишите некоторые приемы развития памяти.

22.Что такое мышление?

23.Что мы имеем в виду, когда говорим, что мышление — это обобщен­ный процесс познания действительности?

24.Проанализируйте понятие «оносредОванность мышления». Что оно значит?

25.Какие виды мышления вы знаете?

26.В чем состоят особенности мыслительных операций: анализа, синте­за, обобщения, сравнения, классификации, аналогии?

27.Какие факторы влияют на продуктивность мышления? Как можно развивать мышление?

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о способностях; рассмот­реть факторы, влияющие на развитие способностей; познакомить с понятиями «интеллект», «когнитивные стили», теориями интеллек­та и способами его измерения.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое спо­собности и интеллект, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности человека.

Каждому из вас знакомы такие слова, как способности,

способный. Что же такое способности?

1. Способности. Два ученика отвечают на уроке примерно оди­наково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них разные способности, — объясня­ет он. — Второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше».

Способности — это такие психологические особенности челове-. ка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навы­ков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обу­чения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и уме­ниями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявля­ются большие, чем у других, способности.


 




Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сво­дятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превра­тится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди, (в семье, школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обу­чать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соот­ветствующие усилия. Например, имеющиеся у ребенка музыкаль­ные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необхо­димо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способнос­ти могут угаснуть, так и не развившись.

В каких случаях человек с менее выраженными способ­ностями к какой-либо деятельности может превзойти че­ловека с более ярко выраженными способностями?

2. Условия развития способностей. Итак, для выявления и раз­вития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упор­ного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Д. И. Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообраз­нее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повин­ности приводит к постепенному угасанию имеющихся способнос­тей. Следовательно, никогда нельзя позволять себе делать что-то «спустя рукава».

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возмож­ность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Так же как и способности, талант пред­ставляет собой возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. «Гений — это один процент вдох­новения и девяносто девять процентов пота», — любил говорить Эдисон. Поверим ему, человеку высокого творческого труда.

Как вы уже поняли, даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих ре­зультатов, Поэтому очень важно, чтобы родители заметили необыч-


ныe способности своих детей вовремя и создали условия для их пол­ного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природ­ный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет время — выберет сам, недаром говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».

Как вы думаете, что такое интеллект?

3. Интеллект, ум и способности. Хотя в жизни мы часто опери­
руем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением за­
гадки: что представляет собой интеллект человека? У. Эстерс отме­
тил: «Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов.
Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии,
но в то же время и одно из наиболее неуловимых».

Мы увидим с вами дальше, что житейское отождествление поня­тий интеллект и ум не всегда правильное В жизни умным часто на­зывают человека, который свободно ориентируется в ситуации, лег­ко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отли­чается способностями к установлению закономерностей. И наобо­рот: ученый, сделавший научное открытие мировой значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни.

Способность человека адаптироваться к окружающей среде в по­следние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Итак, это один из парадоксов, кото­рыми изобилует история развития теории интеллекта.

В общем виде можно дать такое определение: интеллект — это относительно устойчивая структура способностей, в основе кото­рой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осо­знанную оценку. С психологической точки зрения назначение интел­лекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в опреде­ленную систему сигналов из окружающей среды, а также согласо­вание своих индивидуальных потребностей с объективными требо­ваниями реальности.

4. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие
взглядов на сущность интеллекта в истории психологии связано с
применением тестирования как способа измерить умственные
способности человека. Французский врач и психолог Альфред
Бине в начале нашего века разработал тесты для исследования
способностей детей к обучению в школе. Им было введено поня­
тие умственный возраст, который может не совпадать с хроноло-


 




                   
   
       
         
 
 
 
 
 


гическим. Дальнейшее совершенствование этих тестов американскими учеными при­вело к тому, что в 1916 году В. Штерном в качестве показателя умственных способно­стей был предложен коэффициент интел­лектуальности (IQ).

В настоящее время для измерения интел­лекта продолжают использоваться батареи тестов Стэнфорд—Бине и тест Векслера. Тест Вексдера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые при­званы выявить умение испытуемого пони­мать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тесты называются вербальными (словесны­ми). Другие тесты представлены в несловес­ной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невер­бальными.

Векслер считал, что вербальный интел­лект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его природные психофизиологические возможности. Действительно, первый го­раздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сни­женный показатель вербального интеллек­та, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.

После выполнения тестов полученная ис­пытуемым суммарная оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возра­ста испытуемого) в коэффициент интеллек­та. Теоретически IQ может варьировать от О до 200 условных единиц. Статистический ха­рактер нахождения IQ обусловливает его нормальное распределение в популяции людей:


* Вы видите, что уче­ные включали в поня­тие интеллекта и па­мять, и мышление, и накопленные знания. Но, пожалуй, самое главное — это способ­ность оперировать ин­формацией, упорядо­чивать ее в определен­ные схемы и структу­ры. В последние деся­тилетия выявилось, что люди различаются по способам перера­ботки и кодирования информации. В иссле­довании интеллекта выделилось направле­ние, получившее на­звание когнитивные стили, которые опре­деляют индивидуаль­ные особенности в пе­реработке информа­ции.

Среди них такой стиль, как полезависи-мостьполепезависи-мостъ. Американский ученый Виткин поста­вил эксперимент, изве­стный под названием «стержень — рамка». В. затемненной комнате находился металли­ческий стержень, по­мещенный внутри рамки. И стержень, и рамка могли менять свое положение. Ис­пытуемым предлага­лось, сидя на меняю­щем свое положение


Однако в последние годы ученые прихо­дят к выводу, что далеко не всегда измере­ние интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводит­ся незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает от­вет. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, ко­торый не отражает реальную картину. Мно­гие из тестов выполняются в условиях ог­раничения времени, что ставит в невыгод­ное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными при ре­шении умственных задач в комфортном для них темпе.

Итак, давайте попробуем выяс­нить, что каждый из вас вкладыва­ет в понятие «интеллект». Вы ви­дели, что даже ученые, посвятив­шие исследованию этого феноме­на многие годы, не могут пока прийти к общему мнению

Преподаватель записывает на доске опре­деления, которые предлагают учащиеся.

Вы видите, что интеллект можно опреде­лить по-разному и каждый из вас был по-


кресле, манипулиро­вать рычагами так, что­бы рамка и стержень оказались перпендику­лярны друг другу. Выя­вилось, что одни люди выполняли эту задачу, манипулируя рамкой, а другие — стержнем. Первые были названы полезависимыми, а другие — поленезави-симыми. В дальнейшем было установлено, что полезависимые люди обычно полагаются на чей-то авторитет, лю­бят совместные виды деятельности, ориенти­руются больше на эмо­ции, чем на логику. По-ленезависимые, наобо­рот, стремятся прини­мать решения, исходя из своего собственного мнения, легче абстраги­руются от сопутствую­щих деталей, менее под­вержены влиянию эмо-ций при восприятии информации.


 




своему прав, что свидетельствует о много­гранности этого феномена психической жиз­ни человека. Это многообразие и многомер­ность породили множество различных объяснительных теорий и гипотез.

5. Развитие взглядов на природу интел­лекта. Различные теории интеллекта стали появляться в начале века, отражая разные подходы в поисках ответа на вопрос: что же представляют собой умственные способно­сти человека?

Английский ученый Чарльз Спирмен в 1904 году предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется дву­мя критериями: неким общим фактором и фактором, специфическим для данной дея­тельности. Первый фактор он назвал гене­ральным фактором «G», который определил как общую способность, или «общую ум­ственную энергию». По мнению Спирмена, этой энергией наделены все люди и от нее зависит успех выполнения любой деятель­ности. Позднее выявилось, что этот фактор соответствует обучаемости.

Американский ученый Терстоун в 20—30-х годах выделил в структуре интеллекта 12 «первичных умственных способностей, или потенций». К ним были отнесены: счетная способность (способность оперировать чис­лами и выполнять арифметические дей­ствия); словесная гибкость (легкость, с ко­торой человек может объясняться, исполь­зуя наиболее подходящие слова); способ­ность понимать устную и письменную речь; память; способность к рассуждению; быст­рота восприятия сходств или различий меж­ду предметами или их изображениями и др.

Р. Кэттел выделил два компонента интел­лекта: «кристаллизованный интеллект» и «текучий интеллект». Первый — это резуль­тат образования и различных культурных влияний. Его функция состоит в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий


? Вопрос к учащимся:

Кто чаще становится

лидером — полезави-

симые или поленеза-

висимые люди?

Стиль импульсив­ностьрефлексив­ность характеризует особенности интеллек­туальной деятельнос­ти в ситуации приня­тия решений в услови­ях неопределенности. Импульсивные люди склонны быстро реаги­ровать па проблемную ситуацию, решения принимаются ими без тщательного продумы­вания. Рефлексивные, наоборот, реагируют медленно, решения принимают на основе тщательного обдумы­вания и проработки различных вариантов ответов.

? Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кто в школе более успешен — рефлексивные или им­пульсивные учащие­ся? Почему?

Интересную инфор­мацию дает знание та­кого когнитивного стиля, как «когнитив­ная простота — слож­ность». Этот стиль ха­рактеризует разрабо­танность, расчленен-


интеллект характеризует биологические возможности нервной системы. Его основ­ная функция — быстро и точно обрабаты­вать текущую информацию.

Джордж Гилфорд предложил знамени­тую трехмерную модель интеллекта. В этой структурной модели сделана попыт­ка описать три стороны интеллектуальной деятельности: тип выполняемой умствен­ной операции (узнавание, оценка, запоми­нание); содержание или вид информации, с которой проводятся операции (изображе­ния, символы, слова, поведение), и фор­мы или разновидности конечного продукта (классификация, трансформация, манипу­ляции с единичными объектами и т. д.).

6. Что думать или как думать? Таким образом, в интеллекте выделяется способ­ность к обучению, специальные способно­сти, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которы­ми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречают­ся ученики, чьи учебные достижения да­леко не являются оценкой их интеллекту­альных способностей. К сожалению, в шко­ле более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: «Было бы луч­ше, если бы людей учили не тому, что ду­мать, а как думать». Развитие способнос­ти к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный ин­теллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.

Способность к творчеству, к изобрете­нию нового также относится к интеллек­туальным функциям. О том, каковы соот­ношения интеллекта и творческих способ­ностей, мы поговорим с вами на следую­щем уроке.


ность восприятия, сте­пень способности видеть в объектах и явлениях разнообразные связи, де­тали, отношения. Когни­тивно сложные индиви­ды способны тонко диф­ференцировать нюансы, воспринимать мир как сложное целое, состоя­щее из противоречий. Для когнитивно простых мир состоит из полярно­стей, таких, как: добрый — злой, хороший — плохой. Они слабо улавливают тонкие различия, стре­мятся к однозначности.

? Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для кого из персонажей ро­мана Достоевского — Ивана Карамазова или Алеши Карамазова — ха­рактерна когнитивная простота, а для кого — когнитивная сложность?

Выделены и другие когнитивные стили, на­зовем еще один: анали­тичность — синтетич­ность. Этот параметр по­зволяет различать людей по их склонности вос­принимать ситуацию, вычленяя в ней отдель­ные детали (аналитич­ность) или, наоборот, ориентироваться на це­лостную, обобщенную картину (синтетич­ность).


 




7. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Развитие ин­теллекта зависит от врожденных факторов — генетически передаю­щейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное вли­яние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные забо­левания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что не­обходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с ок­ружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют по­ложительные эмоциональные контакты маленького ребенка с ма­терью или другим взрослым, ее заменяющим. Позже мы вернемся к этому вопросу при изучении раздела «Возрастная психология».

Какова роль способностей в процессе обучения человека?

Какие условия необходимы, чтобы процесс обучения был

успешным?

Что такое интеллект?

Почему интеллект связан с адаптацией человека?

Какие факторы влияют на развитие интеллекта?

Что такое коэффициент интеллекта и как он измеряется?

Опишите один из когнитивных стилей.

* Желающим можно предложить определить коэффициент своего интеллекта с помощью тестов (Равена, 12-факторного теста Кэттела, Айзенка, ШТУР) после уроков в кабинете психо­лога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.