КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек и власть 10 страница
1 Конституция и Конституционные акты Союза ССР (1922-1936). С. 189. тельность, применяя освобождение в исключительных случаях и только к лицам, доказавшим свое исправление ударной работой на протяжении ряда лет, с тем чтобы в число освобожденных не попали замаскированные вражеские элементы1. Молотов переадресовал подготовку решения вопроса своему заместителю Н.А.Булганину, который подготовил записку о том, что к осужденным по закону от 7 августа 1932 г. до сих пор не применялась амнистия. Данное ограничение было «расширительно» воспринято некоторыми судебными органами, которые стали на путь отказа осужденным в условно-досрочном освобождении по отбывании ими установленных уголовными кодексами союзных республик минимальных сроков наказания, дающих право на возбуждение ходатайства о применении условно-досрочного освобождения. В записке отмечалось, что Верховный суд СССР в лице Голякова считает, что отказ в условно-досрочном освобождении осужденных на том основании, что закон от 7 августа 1932 г. не допускает применения к ним амнистии, является неправильным и просил дать указания по данному вопросу. Народный комиссар юстиции СССР Н.М.Рычков согласился с мнением Голякова и предложил внести данный вопрос на обсуждение очередного пленума Верховного суда СССР. Прокурор СССР А.Я.Вышинский предложил, что ввиду особого характера ряда преступлений, надо установить порядок, по которому условно-досрочное освобождение лиц по закону о «пяти колосках» может иметь место только по постановлению краевого (областного) суда, вынесшего приговор, или аналогичного суда по месту исполнения приговора при обязательном участии прокурора. Верховный суд СССР не мог дать указания судебным органам без санкции сверху, поэтому к записке прилагался проект распоряжения заместителя председателя СНК СССР по данному вопросу2. Подписанного распоряжения нам обнаружить не удалось, поэтому у нас нет основания считать, что этот вопрос был решен положительно. Можно лишь предположить, что Верховный суд СССР получил возможность некоторой самостоятельности в рамках приведенного выше обсуждения. Вместе с тем в тяжелые годы Великой Отечественной войны и во время голода 1946-1947 гг. действие закона от 7 августа 1932 г. возобновилось с прежней силой.
6 марта 1937 г. в газете «Правда» было опубликовано информационное сообщение о пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся с 23 февраля по 5 марта в Москве. Пленум обсуждал вопрос о задачах партийных организаций в связи с предстоявшими выборами Верховного совета СССР на основе новой Конституции; был рассмотрен вопрос об антипартийной деятельности Бухарина и Рыкова и исключении их из рядов ВКП(б). Пленум отметил, что не во всех партийных организациях соблюдались основы демократического централизма: своевременная отчетность и выборность руководящих работников игнорировались, критика и самокритика в их деятельности отсутствовали. Широко распространилась практика неоправданной кооптации и назначения в руководящие органы партии открытым голосованием, утверждения секретарей партийных комитетов до избрания их в местных организациях. Факты многочисленных нарушений партийного устава на местах были следствием грубых искажений партийного управления, но об этом в резолюции ничего сказано не было. Вопрос о подготовке к выборам в Верховный Совет СССР на основе Конституции 1936 г. не был главным на пленуме. Внимание участников заседаний пленума было сосредоточено на разгроме так называемой «антипартийной группы Бухарина-Рыкова» и поиске новых «врагов народа» среди состава ЦК партии. Тон на пленуме задавала комиссия ЦК ВКП(б) по «делу» Бухарина-Рыкова. 27 февраля 1937 г. председательствующий А.Андреев предоставил слово для сообщения от имени комиссии И.Сталину, который, выступая перед участниками пленума, отметил, что при обсуждении в комиссии не было никаких разногласий насчет того, чтобы мерой наказания Бухарина и Рыкова считать, как минимум, их исключение из состава кандидатов в члены ЦК и из рядов ВКП(б). Разногласия были по вопросу об уголовном наказании. Часть членов комиссии высказалась за то, чтобы они были расстреляны. Другие высказывались за тюремное заключение сроком на 10 лет. Третья часть комиссии, по словам Сталина, предлагала передать дело в суд без всяких рекомендаций о том, каким должен быть приговор. Четвертая часть членов комиссии настаивала на передаче дела Бухарина и Рыкова в Наркомат внутренних дел. Последнее предложение «одержало верх». Машинописный текст заключения о деятельности комиссии был полностью отредактирован, а наиболее важные абзацы были целиком зачеркнуты и переписаны Сталиным от руки: «В результате комиссия единогласно приняла решение о том, чтобы исключить их из состава кандидатов в члены ЦК и из рядов ВКП(б) и направить де ло Бухарина и Рыкова в Наркомвнудел...»1 1 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1120. Л. 23-24. Сталин видел, что определенного решения по делу Бухарина и Рыкова не получалось, так как большинство членов комиссии выступало против рекомендации ЦК ВКП(б) об их расстреле. Но он настоял на решении об исключении Бухарина и Рыкова из партии и о передаче их дела в НКВД, что означало для обвиняемых длительные сроки тюремного заключения или расстрел. Необходимо было лишь подвести это решение под единогласие членов комиссии. В выступлении на пленуме Сталин так повернул дело, что ни у кого и не возникло сомнения в единодушии комиссии по этому вопросу: «...Были голоса, довольно значительное количество голосов в комиссии, так же как и здесь на пленуме ЦК, в пользу того, что нет будто бы никакой разницы между Бухариным и Рыковым, с одной стороны, и теми троцкистами и зиновьевцами, которые были привлечены по известным судебным процессам и были соответственно наказаны. Комиссия не согласилась с такой установкой и считает, что нельзя валить в кучу Бухарина и Рыкова с троцкистами и зиновьевцами, так как между ними есть разница, причем разница эта говорит в пользу Бухарина и Рыкова. Одно дело троцкисты и зиновьевцы, которые исключались уже раз из партии, потом восстанавливались, потом вновь исключались, и другое дело Бухарин и Рыков, которые не исключались. Нельзя проводить знак равенства между троцкистами и зиновьевцами, которые, как вам известно, одно время устроили антисоветскую демонстрацию в 1927 г., и Рыковым и Бухариным, которые не имеют в прошлом за собой таких грехов. (Последний комментарий И.Сталин редактировал дважды и переписал заново. — Авт.) Комиссия не могла не учесть того что таких грехов в прошлом за Бухариным и Рыковым не имелось, и что они не дали до последнего времени повода и оснований поставить вопрос об их исключении из партии. Стало быть, комиссия должна была учесть, что ни Бухарин, ни Рыков не имели, если не считать таким серьезным взысканием того, что они были выведены из Политбюро, и, кроме того, Рыков был снят с поста Председателя Совнаркома. (Следующий абзац был полностью вымаран Сталиным, как лишний.— Авт.) В результате комиссия приняла следующий проект резолюции. Можно зачитать? Голоса. Просим. Сталин. Резолюция Пленума ЦК ВКП (б) по делу тов. Бухарина и Рыкова. На основании следственных материалов Наркомвнудела, очной ставки... (читает)...Передать дело Бухарина и Рыкова в Наркомвнудел. Проект этот принят комиссией единогласно. Андреев. Есть ли желающие высказаться? — Нет. Есть ли другие предложения кроме внесенных тов. Сталиным? — Нет. Есть ли поправки к предложению, внесенному тов. Сталиным по поручению комиссии? — Нет. Голосовать в целом?...Я должен предупредить товарищей, что голосуют, кроме членов ЦК и кроме кандидатов в члены ЦК, также и члены комиссии партийного контроля согласно устава. Кто за то, чтобы принять предложение, прошу поднять руки. Опустите. Кто против? — Нет. Кто воздержался? — Два. Итак, решение принято при двух воздержавшихся — Бухарин и Рыков. На этом заседание закрывается до завтра, до 12 часов»1. Таким образом, методом подтасовки решения комиссии были обмануты Бухарин, Рыков и все участники пленума, а за дело взялся нарком Ежов. В этом примере из заседания партийного форума мы видим фактическое искажение и прямое нарушение принципа демократии в ЦК ВКП(б). Такая же схема принятия важнейших решений укоренилась в советских органах и даже в общественных организациях в 1930-е гг. Текст новой Конституции СССР существовал сам по себе, отдельно от граждан Советского Союза. В советской действительности утвердились неписаные законы партийно-государственной номенклатурной бюрократии. Как и в начале 1930-х гг., люди по-прежнему обращались не к тексту Конституции, не в советский суд, а к тем же товарищам: Сталину, Молотову, Калинину и другим, в надежде решить партийные, государственные и свои личные вопросы. Конечно, это было небезопасно, но другого пути не было.
2. Начало массовых репрессий и выборы в органы власти по новой Конституции Выборы в Верховный совет СССР на основе Конституции 1936 г. входили в повестку дня почти всех пленумов ЦК партии 1937 г. Участники пленума ЦК ВКП(б) от 12 октября 1937 г. горячо обсуждали вопрос о том, кого следовало выдвигать кандидатами в Верховный совет СССР. Многие считали, что, исходя из установки партии, данной февральско-мартовским пленумом ЦК, для дальнейшего усиления политической активности масс важно и необходимо привлекать к управлению государством «новые слои трудящихся». Предлагалось больше выдвигать кандидатов из рядов колхозного крестьянства как самого многочисленного класса советского народа. Сталин внимательно слушал дискуссию, а в конце обсуждения взял слово и высказал несколько своих замечаний: «...Тут в речах некоторых авторов сквозит мысль такая, что если они выставят кандидатами в Верховный Совет больше всего комбайнеров, трактористов, трактористок, теребильщиц и прочих... все будет хорошо, но нам нужны в Верховном Совете испытанные политики областного масштаба и центрального масштаба. Ведь все-таки мы выбираем в Верховный Совет, а не районный совет... Нельзя... забывать, что у нас есть интеллигенция партийная, есть искушенные политики не только в Москве, но и в областях... Нам придется кое-кого из профессоров провести, кое-кого из военных командиров, отличившихся в боях...»1. Репрессии чувствительно ударили даже по самой верхушке большевистского руководства, поэтому на этом же пленуме обсуждался вопрос о замене выбывших в связи с арестами кандидатов и членов ЦК. Сталин успокаивал, говоря, что найдутся другие лидеры, чем вызывал еще большее усиление страха всех присутствовавших на пленуме. Никто уже не осмеливался высказывать малейшие сомнения по поводу репрессий: только молчаливое согласие и даже одобрение. По поручению Политбюро Сталин предложил обсудить вопрос о составе ЦК, так как в период после июльского пленума до октября того же года из состава ЦК выбыло и арестовано несколько членов: Зелинский, Лебедь, Носов, Пятницкий, Хатаевич, Икрамов, Криницкий, Варейкис. По словам Сталина, материалы на этих членов ЦК были рассмотрены и проверены. Они оказались «врагами народа». Вопросов не было, и он предложил принять его сообщение к сведению. Голоса с мест подтвердили, что все было сделано правильно, и согласились принять информацию секретаря ЦК к сведению. Сталин зачитал список кандидатов в члены ЦК, выбывших и арестованных за тот же период. Назвал 16 человек: Гринько, Любченко — застрелился, Еремин, Дерибас — оказался японским шпионом, Демченко, Калычина, Семенов, Серебровский — оказался шпионом, Шубриков, Грядинский, Саркисов, Быкин, Розенгольц — оказался немецким, английским и японским шпионом, Лепа, Гикало и Птуха. По словам Сталина, эти люди являлись «врагами народа». Данная информация также была принята к сведению и одобрена как решение ЦК открытым голосованием, то есть поднятием рук, единогласно1. Сталин продолжал: «По практике нашей партии, когда выбывают из состава ЦК люди, либо потому, что они умерли, либо потому, что они исключены, состав обычно пополняется кандидатами. Так мы делали до сих пор. И Политбюро ЦК думает, что было бы целесообразно также поступить и сейчас. У нас список в кандидаты членов ЦК составляется на съезде, как вы знаете, не в алфавитном порядке, а в порядке большинства голосов... Политбюро ЦК думает, что было бы целесообразно первых 10 кандидатов перевести в состав ЦК. Кто они такие? Пахомов— наркомвод, наибольшее количество голосов получил. После него по большинству голосов, полученных на съезде, — Исаев, председатель Совнаркома Казахстана, Смородин — 1-й секретарь Сталинградского обкома, Блюхер — вы его знаете хорошо. Булганин — тоже вы его хорошо знаете. Булин — в военном ведомстве работает. Кульков — тоже вы должны хорошо его знать. Лозовский — знаете его тоже хорошо. Багиров — 1-й секретарь Азербайджанского ЦК. Макаров — работает в Наркомтяжпроме. 10 человек. Голоса: Правильно! Сталин: Политбюро предлагает принять решение о переводе этих кандидатов в члены ЦК, как получивших наибольшее количество голосов на XVII съезде партии. Андреев: Есть ли еще какие-либо предложения? Хрущев: Я бы внес дополнение к предложению тов. Сталина. Я бы предложил товарищей, которые не идут в таком порядке, о котором говорил т. Сталин, в порядке по числу полученных голосов, но товарищей, которые известны Центральному Комитету партии и проводят очень большую работу, и я считаю, что нужно было бы этих людей из кандидатов перевести в члены ЦК. Прамнек— секретарь Донецкого обкома, крупнейший обком и товарища все знают. Мехлис— руководит газетой «Правда», кандидат в члены ЦК. Михайлов — секретарь Воронежского областного комитета партии, также работает на крупнейшей работе. Угаров — 2-й секретарь Ленинградского областного комитета партии. Давно работает, показал себя на работе как большевик... Есть предложение этих товарищей также перевести из кандидатов в состав членов ЦК. Андреев: Как желает пленум? Голоса: Голосовать. Андреев: Голосовать отдельно предложение Политбюро и предложение тов. Хрущева? Голоса: Вместе. Андреев: Значит, предложение Политбюро вместе с дополнением т. Хрущева голосуем? Кто за это предложение, прошу поднять руку. Прошу опустить. Кто против? — нет. Кто воздержался? — нет. Принято единогласно. Сталин: Можно было бы всех кандидатов перевести в состав ЦК, мы имеем на это полное право, но, во-первых, нужды в этом нет никакой, во-вторых, нельзя иметь ЦК без резерва, без кандидатов. Поэтому можно ограничиться тем решением, которое принято»1. На том же пленуме большевистской партии по предложению Сталина единогласным открытым голосованием Н.И.Ежов был введен и утвержден кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Тогда же был решен вопрос о всеобщей воинской повинности, обязательной для всех граждан СССР. Прежний республиканский принцип формирования воинских подразделений в армии был отменен. С того времени призванные в армию граждане СССР, как правило, направлялись из своих родных мест в те части, которые были расположены в отдаленных от места жительства регионах СССР по разнарядке Генерального штаба Красной Армии. Также единогласно было принято решение об обязательном изучении русского языка во всех школах союзных, автономных республик и автономных областей СССР, начиная с начальных классов. Каждый молодой человек, призывавшийся в Красную Армию, должен был владеть русским языком. Русский язык официально был объявлен средством национального общения. «...Есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, — это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным...» — так обосновал это решение И.В.Сталин2. В разгар массовых репрессий, 11 декабря 1937 г. И.Сталин выступил в Большом театре на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы, которые выдвинули его кандидатом в депутаты в Верховный совет СССР. Он поздравил всех присутствовавших с наступавшим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный совет СССР и сказал: «Всеобщие выборы проходят и имеют место и в некоторых капиталистических странах, так называемых, демократических. Но в какой обстановке там проходят выборы? В обстановке классовых столкновений. В обстановке классовой вражды... Нельзя назвать такие выборы, даже если они всеобщие, равные, тайные и прямые, вполне свободными и вполне демократическими выборами. У нас, в пашей стране, наоборот, выборы проходят в совершенно другой обстановке... сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции, в обстановке взаимного доверия,... взаимной дружбы, потом}' что у нас нет капиталистов, нет помещиков, нет эксплуатации и некому давить на народ для того, чтобы исказить его волю»1. Далее Сталин отметил, что новая Конституция дала избирателям право досрочно отзывать своих не оправдавших доверия депутатов и потребовать от правительства назначения новых выборов2. Советский лидер очень хотел выглядеть демократом в глазах западной общественности. Он утверждал, что «классовые столкновения» и «вражда» имеют место в капиталистических странах, в СССР — обстановка «дружбы» и «доверия», и нет давления на народ. Законом о возможности отзыва депутатов своими избирателями он пытался прикрыть безальтернативность советской избирательной системы, когда на каждое депутатское место партия, Советы, профсоюзы и комсомол выставляли по одному своему кандидату. У людей, имевших право голоса, не было никакой возможности выбора, кроме того депутата, который был предложен сверху. Люди, высказывавшие сомнения в демократичности системы выборов, попадали в агентурную разработку НКВД. Предшествовавшие выборам аресты, ссылки и расстрелы, однако, не сломили общественность, не превратили народ в забитую безропотную массу, как того добивались сталинские «полит-технологи». В сводках госбезопасности фиксировалось массовое сопротивление граждан сталинскому режиму под видом «всеобщего одобрения» и принятия «демократической» конституции победившего социализма. Сталинское руководство не надеялось, что советский народ добровольно проголосует за очередной обман, поэтому оно не решилось на запланированный конституцией референдум, а усилило террор в стране. Граждане, которые рассуждали о несоответствии текста конституции реальной дейс- ' Сталин И. Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 19.Н7 г. и 9 февраля 1946 г. М., 1950. С. 5. - Там же. С. 6-7. твительности и призывали не принимать участия в голосовании, подвергались арестам. Вдень выборов 12 декабря 1937г. на всех избирательных участках дежурили сотрудники госбезопасности, и аресты граждан, пришедших исполнить свой конституционный долг и изъявивших возмущение кандидатурами, записанными в бюллетенях, производились непосредственно в помещениях избирательных участков. Совсем не удивительно, что обнародованные результаты голосования показали почти «единодушное одобрение» политики сталинского режима — 98,6% избирателей проголосовало за предложенных кандидатов в депутаты Верховного совета СССР. На торжественном ужине, данном для депутатов в Кремле по случаю 1-й сессии Верховного совета СССР (12-19 января 1938 г.), Сталин сказал, что никому на слово верить нельзя, и предложил тост за органы бдительности, т.е. за всех чекистов и их главу — Н.И.Ежова[1]. Он хорошо знал, кому обязан «успешным» проведением выборов. В своей краткой речи перед избирателями (11 декабря 1937 г.) Сталин рассказывал о законе отзыва депутатов как о новом, в действительности закон об отзыве депутатов своими избирателями был принят еще 23 июля 1928 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета, но фактически не действовал, так как не было закона «О порядке отзыва избирателями депутатов Верховного совета СССР»[2]. Работа над ним продолжалась до марта 1941 г. В начале марта того же года члены комиссии по подготовке проекта закона М.Шамберг, А.Горкин и П.Бахмутов докладывали секретарям ЦК ВКП(б) А.А.Андрееву, А.А.Жданову и Г.М.Маленкову, что по поручению Организационного бюро ЦК ВКП(б) от 26 ноября 1940 г. они подготовили проект закона «О порядке отзыва избирателями депутата Верховного совета СССР», объяснительную записку к проекту закона и справку об отзыве и выбытии депутатов и лишении депутатских полномочий в капиталистических странах. В связи с тем, что полномочия депутатов Верховного совета 1-го созыва истекали в конце 1941 г., члены комиссии предлагали проект закона внести на рассмотрение и утверждение одной из сессий Верховного совета СССР 2-го созыва[3]. Члены комиссии по иностранным делам Совета Союза Верховного совета цитировали Сталина, что в капиталистических странах «...пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями....Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов, отношения меняются в корне. Вместо зависимости депутатов от избирателей, получается полная независимость... Депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную...»[4]. От членов комиссии по подготовке проекта закона требовалось найти подтверждение сталинских слов в конституциях европейских капиталистических государств и США. То была нелегкая задача. Особенно трудно пришлось с историей парламентской практики в США, так как там в каждом штате были свои права избирателей об отзыве депутатов Конгресса. В Швейцарии у каждого кантона тоже была своя конституция. Избиратели, набрав определенное количество подписей под петицией, могли поставить вопрос о народном голосовании всего Кантонального совета. Наши специалисты все-таки нашли нарушение в том, что право отзыва было записано в отдельных кантональных конституциях, поэтому оно якобы оставалось только на бумаге и в жизнь не проводилось. С последней четверти XIX в. в Швейцарии ни разу не был поставлен вопрос об отзыве Кантонального собрания[5]. Конституции капиталистических стран предусматривали выбытие депутатов из парламента по разным причинам: смерть депутата, отказ от депутатских полномочий, принятие правительственной должности и т.п. Например, в Англии по установившейся парламентской практике член палаты общин выбывал в связи с принятием депутатом правительственной должности (в феврале 1941 г., когда уже шла война с Германией, был принят закон, по которому член палаты может занять правительственную должность, не теряя депутатских полномочий). В III разделе было сказано, что конституция и избирательные законы Англии допускали лишение депутата его полномочий по причине банкротства, приговора суда к лишению свободы или утраты права гражданства и др. Во Франции по существовавшему с 1875 г. закону о выборах член палаты депутатов лишался депутатских полномочий, если он после избрания в палату становился директором, администратором, членом наблюдательного совета, управляющим или представителем в акционерном обществе, предприятии и учреждении. Из положения о 1осударственной думе в Российской империи приводилась выдержка о выбытии депутата из Думы в результате утраты русского подданства или ценза, дающего право на участие в выборах; поступления на действительную военную службу; назначения на некоторые должности по гражданской службе; непосещения собрания Думы в течение года без отпуска; осуждения судом за государственные и уголовные преступления; лишения духовного сана или звания за пороки и др.[6] В IV Государственной думе царской России незаконно были лишены депутатских полномочий депутаты-большевики. Поводом для того явилось раскрытое полицией совещание думской фракции с представителями местных организаций партии. Без разрешения Думы полиция арестовала депутатов-большевиков, лишив их депутатской неприкосновенности, которой депутаты пользовались согласно статье 15 положения о Государственной думе. Руководство Думы не допустило обсуждения данного вопроса на сессии: председатель Думы Родзянко спустя почти месяц после ареста депутатов ограничился посылкой письма формального характера председателю Совета министров, где он указывал на нарушение полицией статьи 15 положения о Государственной думе2. Специалисты из комиссии Совета союза Верховного совета СССР пришли к выводу, что лишение депутатских полномочий часто производилось за политические убеждения, как средство удаления из парламента неугодных правительству депутатов. В предложенном проекте закона «О порядке отзыва избирателями депутата Верховного совета СССР» было сказано, что на основании статьи 142 Конституции СССР каждый депутат Верховного совета СССР должен был отчитываться перед избирателями в своей работе и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей соответствующего избирательного органа. Далее приводилось подробное описание процедуры отзыва. Депутат считался отозванным, если за его отзыв было подано абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, при участии в голосовании не менее половины избирателей. Выборы в Верховный совет СССР депутатов вместо отозванных должны были производиться в соответствии с положением о выборах в Верховный совет СССР3. В действительности ничего подобного не происходило, не было ни одного случая, когда советские избиратели своим заявлением в Верховный совет смогли бы отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. Вместе с тем сами депутаты, пользовавшиеся депутатской неприкосновенностью, также подвергались арестам по ложным доносам: у них изымались депутатские удостоверения, к ним применялись пытки, по решению троек их направляли в концентрационные лагеря и даже расстреливали. Об этом свидетельствуют заявления и жалобы депутатов в Верховный совет СССР и переписка, хранящаяся в архивном фонде приемной М.И.Калинина, о неправильном привлечении депутатов Верховного совета СССР к уголовной ответственности'. Существовавшая в 1930-е гг. избирательная система в СССР не являлась демократичной. Она была маскировкой для партийно-государственного аппарата, возглавлявшегося Сталиным. Конституция 1936 г. и выборы в Верховный совет СССР в 1937 г. явились прикрытием беспрецедентной расправы деспотического режима над советским народом. Основное содержание Конституции было декларативным, так как фактически она не давала человеку права на жизнь, на труд, на отдых, не говоря уже о свободе слова, печати. Зато строго предписывала гражданам исполнять законы, соблюдать дисциплину, военнослужащим защищать Отечество, соблюдать присягу, всемерно охранять социалистическую собственность. Практическое применение сталинской Конституции во время незаконных массовых репрессий 1936-1940 гг. показало ее несостоятельность. Глава вторая технология террора против «врагов народа» в 1937-1938 ГГ.
1. Начало «ежовщины» Как стало известно из опубликованных недавно документов, политическим репрессиям 1937-1938 гг. предшествовала тщательная подготовка, необходимая для того, чтобы убедить общественность в применении крайних мер к виднейшим деятелям партии и советского государства— Г.Е.Зиновьеву, Л.Б.Каменеву и другим, осмелившимся открыто выразить несогласие с политикой Сталина. Суд над бывшими лидерами «оппозиции» состоялся в январе 1935 г. Им были предъявлены нелепые и ничем не обоснованные обвинения в соучастии подготовки убийства С.М.Кирова и принадлежности к организации, якобы готовившей устранение руководства страны. Признания обвиняемых в не совершенных ими преступлениях получить не удалось, поэтому Зиновьев был осужден на 10 лет, а Каменев — на 5 лет заключения. В июле 1935 г. состоялся новый закрытый процесс по «кремлевскому делу» над Каменевым и другими, обвиненными в подготовке очередного покушения на Сталина. Без улик и доказательств Каменев был осужден на 10 лет тюрьмы. Но на этом преследования не закончились. Развязка была неизбежна. С начала 1936 г. Сталиным и его соратниками готовился сценарий открытого процесса над лидерами «оппозиции», к которым были применены жестокие меры физического и морального воздействия. Запуганные расправой над их женами и детьми, они вынуждены были собственноручно написать показания против самих себя и дать обязательства все подтвердить на открытом судебном процессе. 19-24 августа 1936 г. по отработанному сотрудниками НКВД делу «Объединенного троцкистско-зиновьевского террористического центра» состоялся судебный процесс. Перед Военной коллегией Верховного суда предстали обвиняемые Каменев, Зиновьев, Бакаев, Смирнов и др. Приглашенные в зал заседания журналисты, в том числе зарубежные, были поражены «чистосердечными» признаниями подсудимых о том, как они го товили убийство Сталина, Молотова, Кагановича, Ворошилова, Чубаря, Косиора, Эйхе и других руководителей партии и государства. С беспрецедентными нарушениями принятой Конституции и действовавших в то время законов, при полном пренебрежении к правам советских граждан, суд приговорил всех обвиняемых к расстрелу. Во время подготовки открытого суда по делу Пятакова, Радека и других Сталин большое внимание уделял тому, чтобы процесс был широко освещен в печати внутри СССР и за рубежом как честный, справедливый и демократический суд над предателями и врагами социализма.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |