КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психофизиологические характеристики зрения
Дифференциальная зрительная чувствительность - это способность воспринимать разницу (dI) в освещенности двух поверхностей (dI = Ia /Ib) или в изменении освещенности одной и той же поверхности (dI=I1/I0). Для восприятия разницы в освещенности двух поверхностей одна из них должна быть ярче другой, как минимум, на определенную величину, равную в среднем 1,0-1,5% (аналогично - изменение освещенности одной и той же поверхности должно превышать 1,0-1,5%). Это величина, которую называют дифференциальным порогом световой чувствительности (К), отражает сущность закона Вебера. Согласно этому закону, К= dI/I0, где I0- исходная освещенность поверхности, dI - увеличение освещенности поверхности, которую человек способен уловить. У большинства людей дифференци-альный порог световой чувствительности (К) равен 0,01-0,015 (1,0-1,5%). Так, если исходная освещенность рабочей поверхности стола равна 150 лк, то для того, чтобы воспринять разницу в освещенности этой поверхности, она должна быть изменена как минимум на 1,5 лк в ту или другую сторону (ниже 148,5 лк или выше 151,5 лк). Яркостной контраст - это один из феноменов зрения, свидетельству-ющий о том, что восприятие окраски предмета, его освещенности или границ контура предметов зависит от фона, окружающего рассматриваемый предмет. Например, серая полоска бумаги, лежащая на светлом фоне, кажется темнее такой же полоски, лежащей на темном фоне. Второй пример: на границе яркого поля и темной поверхности можно видеть две дополнительные линии - еще более яркую линию на границе светлого поля и очень темную линию на границе темной поверхности (эффект подчеркивания контуров). Указанные феномены объясняются явлением взаимного латерального торможения нейронов сетчатки. Действительно, светлый фон, окружающий серую полоску, возбуждает множество нейронов сетчатки, а их возбуждение тормозит нейроны, участвующие в восприятии серой полоски. Поэтому эта полоска кажется более темной по сравнению с такой же полоской, лежащей на темном фоне. Эффект подчеркивания контуров, т.е. усиление перепада яркости на границе поверхностей разной освещенности возникает в связи с тем, что наиболее сильно латеральное торможение действует между близко расположенными нейронами. Инерция зрения. Слияние зрительных ощущений. Для того, что бы возникло зрительное ощущение, требуется определенное время, которое получило название время «инерции зрения». У большинства людей оно равно 30-100 мс. Это время затрачивается на обработку сенсорных сигналов. Исчезновение очередного зрительного ощущения также требует определенного времени. В этом нетрудно убедиться: если в темноте водить по воздуху горящей спичкой, то при этом видна не движущаяся точка, а светящаяся линия. Именно благодаря инерции зрения (появление зрительного ощущения и его «стирание») быстро следующие одно за другим световые раздражения сливаются в одно непрерывное ощущение. Для каждого человека критическая частота слияния мельканий (зрительных ощущений), т.е. минимальная частота следования световых стимулов, при которой происходит слияние отдельных ощущений, индивидуальна и зависит от уровня его психической активности. Например, она снижается при утомлении. Однако у всех людей при демонстрации 24 отдельных световых стимулов за 1 с они сливаются в отдельные ощущения. На этом свойстве зрения основаны кино и телевидение: мы не видим промежутков между отдельными кадрами (1000 мс: 24 кадра = 41,7 мс), так как зрительное ощущение от одного кадра еще длится до появления другого. Это и обеспечивает иллюзию непрерывности изображения и его движения. Положительные и отрицательные последовательные образы - это зрительные ощущения, которые сохраняются (положительные) или возникают заново (отрицательные) после прекращения действия светового раздражителя. Иллюстрацией этому является следующий пример - если посмотреть на включенную лампу и закрыть глаза, то лампа видна еще в течение некоторого времени (положительный последовательный образ). Если же после фиксации взгляда на включенной лампе перевести взгляд на светлый фон, то некоторое время можно видеть негативное изображение лампы (отрицательный последовательный образ). В основе последнего феномена лежит явление последовательного торможения нейронов сетчатки: возбуждение от освещенного объекта локально тормозит определенные участки сетчатки; если после этого перевести взор на равномерно освещенный экран, то его свет сильнее возбудит те участки, которые не были возбуждены ранее. Цветовое зрение. Большинство людей способно различать основные цвета и их многочисленные оттенки. Это объясняется воздействием на фоторецепторы различных по длине волны электромагнитных колебаний, в том числе дающих ощущение фиолетового цвета (397-424 нм), синего (435 нм), зеленого (546 нм), желтого (589 нм) и красного (671-700 нм). Еще в 1751 г. М. В. Ломоносов обратил внимание на то, что при смешении в определенном соотношении трех цветов спектра - красного, зеленого и синего - можно получить любой цвет (в 1860 г. это было подтверждено и в опытах Максвелла), что позволило нашему знаменитому соотечественнику высказать предположение о «трех материях дна ока» и тем самым обосновать так называемую трехкомпонентную теорию цветового зрения. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что для нормального цветового зрения человека любой заданный цветовой тон может быть получен путем аддитивного смешения 3 основных цветовых тонов - красного (700 нм), зеленого (546 нм) и синего (435 нм). Белый цвет дает смешение лучей всех цветов, либо смешение трех основных цветов (красного, зеленого и синего), либо при смешении двух так называемых парных дополнительных цветов: красного и синего, желтого и синего. Цветовое зрение у животных изучено недостаточно. Известно, что лошади и рогатый скот хорошо различают цвета, в отношении собак имеются противоречивые данные. Однако многие исследователи полагают, что животные обладают высокоразвитым цветовым зрением, иначе невозможно объяснить широко распространенное в природе явление мимикрии, или покровительственной окраски Теории цветоощущения. Существует две основных теории цветового зрения - трехкомпонентная теория М.В. Ломоносова, Т. Юнга, Г. Гельмогольца и оппонентная теория цветоощущения Э. Геринга (или теория противоположных, или контрастных цветов). Вероятнее всего, что каждая из них объясняет последовательную работу двух механизмов цветовосприятия, а именно первичного (цветоприемного) механизма, связанного с функцией колбочек сетчатки, и вторичного (цветокодирующего) механизма, обусловленного обработкой зрительной информации в нейронах сетчатки, подкорковых и корковых центрах зрения. Согласно трехкомпонентной теории, цветовое восприятие обеспечивается тремя типами колбочек с различной спектральной (цветовой) чувствительностью. Одни колбочки обладают максимумом возбуждения при их освещении красно-оранжевым (671-700 нм) светом, вторые - при освещении зеленым (546 нм) светом, а третьи - при освещении сине-фиолетовым (397-435 нм) светом. Всякий цвет оказывает действие на все три цветоприемных элемента, но в разной степени. Отметим, что до настоящего времени дискутируется вопрос о колбочках, чувствительных к зеленому цвету: по мнению ряда исследователей, они более чувствительны к желтому цвету, т.е. являются «желтоузнающими». Разновидностью трехкомпонентной теории цветоощущения (менее популярной, чем предыдущая точка зрения) является представление о том, что все колбочки в сетчатке одинаковы и каждая из них содержит три различных светочувствительных вещества (цветоприемных элементов). Одно из них распадается при действии главным образом красного цвета, другое - зеленого, а третье - синего. Следовательно, в каждой колбочке имеется три приемника света и каждый из трех компонентов цветоощущения передается по своей системе сигналов (коду), отличной от других компонентов. Комбинацией излучений этих основных цветов можно получить все оттенки спектра, воспринимаемого зрением. Если одновременно и в одинаковой степени раздражаются все три типа цветоприемных элементов колбочек, то возникает ощущение белого цвета. В целом, первый вариант трехкомпонентной теории цветоощущения подтвержден в опытах, в которых микроспектрофотометром измеряли поглощение излучений с разной длиной волны у одиночных колбочек сетчатки человека. Трехкомпонентная теория хорошо согласуется с представлением об аномалии цветовосприятия. Человек, имеющий все три вида колбочек, т.е. трихромат, обладает нормальным цветовосприятием. Отсутствие одного какого-либо типа колбочек (т.е. у дихроматов) приводит к нарушению цветоощущения, которое получило название частичной цветовой слепоты. Чаще это явление называют дальтонизмом - по имени известного деятеля Великой французский революции Д. Дальтона, носителя этого вида аномалии, который впервые описал ее. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и намного реже у женщин. Возникновение его связывают с отсутствием определенных генов в половой непарной у мужчин Х-хромосоме. Для диагностики дальтонизма, важной при профессиональном отборе, используют полихроматические таблицы, например, таблицы Е. Рабкина. Нарушение работы красного механизма (протанопия) встречается примерно у 1,1% мужчин, зеленого механизма (дейтеранопия) - у 1,5%, а синего механизма (тританопия) - у 0,001% мужчин. Протанопы («краснослепые») не воспринимают красный цвет, сине-голубые лучи кажутся им бесцветными; дейтеранопы («зеленослепые») не отличают зеленые цвета от темно-красных и голубых цветов, а тританопы не воспринимают лучи синего и фиолетового цвета. У 0,01% людей имеется лишь один вид колбочек (монохроматы). Крайне редко встречаются люди с полной цветовой слепотой (ахроматы). При ахромазии в результате поражения колбочкового аппарата сетчатки человек видит все предметы лишь в разных оттенках серого. Люди с частичной или полной цветовой слепотой не могут быть полноценными водителями транспорта, так как они не способны различать цвет огней светофоров и дорожных знаков. Не исключено, что процессы фоторецепции в колбочках протекают по такому же типу, как в палочках. Функцию зрительного пигмента выполняют йодопсин (в наибольшей степени он поглощает свет с длиной волны 560 нм), а также хлоролаб (546 нм) и эритролаб (671 нм). Представление о наличии вторичного - цветокодирующего механизма - первоначально было постулировано Э.Герингом как попытка объяснить ряд феноменов цветового зрения, в том числе феномен одновременного или последовательного контраста. В частности, Э.Геринг выдвинул представление о так называемых оппонентных цветах (красный и зеленый, синий и желтый, черный и белый), связывая это с синтезом или распадом зрительных пигментов. В настоящее время установлено, что функцию различения цветов выполняют не только колбочки сетчатки, но и нейроны сетчатки (в том числе ганглиозные и горизонтальные клетки), нейроны наружного коленчатого тела и зрительной коры. Так, показано, что в сетчатке имеются нейроны, рецептивное поле которых устроено таким образом, что в его центре находятся колбочки, воспринимающие, к примеру, красный цвет, а на периферии - колбочки, которые нечувствительны к нему. Когда луч красного цвета возбуждает колбочки, находящиеся в центре рецептивного поля, нейрон возбуждается, в результате чего возникает ощущение красного. Если свет в основном поглощается колбочками на периферии рецептивного поля, то этот нейрон не возбуждается, что создает ощущение зеленого света. Это возможно при условии существования второго варианта рецептивного поля: в центре находятся колбочки, воспринимающие зеленый цвет, тогда возбуждение этих нейронов даст ощущение зеленого, если же кванты света воспринимаются в основном колбочками периферии, то нейрон не возбуждается, что вместе с другим типом объединения рецепторов дает ощущение красного. Синий и желтый цвет возникает в рецептивных полях, где в одном случае центр представлен колбочками, воспринимающими желтый цвет, а периферия - синий, и наоборот, рецептивные поля, где в центре концентрируются колбочки, воспринимающие синий цвет, а на периферии - желтый. Ощущение черного и белого цветов возникает в результате такой организации, когда центр воспринимает все цвета (т. е. колбочки чувствительны ко всем цветам - это дает ощущение белого цвета), а периферия - не чувствительна к свету. Таким образом, любой цвет может быть представлен совокупностью нейронов, воспринимающих основные цвета. В результате многочисленного объединения нейронов на более высоком уровне (латеральное коленчатое тело, кора) возникает ощущение всех оттенков цвета. Оппонентность отмечена также для биполярных и горизонтальных клеток С-типа: цвет различного спектрального состава вызывает либо деполяризацию этих клеток, либо гиперполяризацию. Показано, что в наружном коленчатом теле спектрально оппонентные нейроны (цветочувствительные нейроны) представлены очень широко - на их долю приходится около 67% от общего числа нейронов. В зрительной коре также выявлены цветочувствительные нейроны. Их рецептивные поля устроены таким образом, что центр возбуждается на длинноволновый стимул и тормозится коротковолновым; напротив, периферия возбуждается коротковолновым и тормозится длинноволновым стимулом. Таким образом, трехкомпонентная теория цветовосприятия (колбочки трех видов) достаточно хорошо согласуется с оппонентной теорией. В определенной степени эти две теории подтверждаются явлением одновременного и последовательного цветового контраста. Явление одновременного цветового контраста проявляется в том, что при длительном наблюдении серый круг приобретает зеленый цвет; если же серый круг имеет ободок зеленого цвета, то при длительном наблюдении ободок приобретает красную окраску. Явление последовательного цветового контраста (последовательных цветовых образов) проявляется в том, что если долго смотреть на окрашенный предмет (например, на красный квадрат), а затем перевести взор на белую бумагу, то тот же предмет виден окрашенным в дополнительный (зеленый) цвет. Причина этого явления в цветовой адаптации, т. е. снижении чувствительности к этому цвету. Поэтому из белого света как бы вычитается тот, который действовал на глаз до этого, и возникает ощущение дополнительного цвета. Движения глаз. Глазное яблоко у человека может вращаться так, чтобы на рассматриваемом предмете сходились зрительные оси обоих глазных яблок. Это осуществляется с участием двигательного аппарата глаза - шести глазодвигательных мышц: четырех прямых (верхней, нижней, медиальной и латеральной) и двух косых (верхней и нижней). Нижняя косая мышца начинается на нижней стенке глазницы возле отверстия носослезно-го канала. Остальные мышцы начинаются в глубине глазницы от общего сухожильного кольца. Все прямые мышцы прикрепляются к склере, вплетаясь в нее впереди экватора в различных участках соответственно названиям и поворачивают глазное яблоко в соответствующем направлении. Три из них иннервируются глазодвигательным нервом (III пара), а прямая наружная - отводящим нервом (VI пара). Сухожилие верхней косой мышцы перекидывается через блок в верхнемедиальном углу глазницы, поворачивает назад и вбок и прикрепляется к склере позади экватора на верхнелатеральной поверхности глазного яблока. При своем сокращении она поворачивает глазное яблоко вниз и кнаружи. Эта мышца иннервируется блоковым нервом (IV пара). Нижняя косая мышца прикрепляется к глазному яблоку сбоку также позади экватора, при своем сокращении она поворачивает глазное яблоко вверх и кнаружи; она управляется глазодвигательным нервом. Благодаря содружественному действию указанных мышц движения обоих глазных яблок согласованы. Центры контроля взора находятся в ретикулярной формации моста и среднего мозга. Они получают информацию от вестибулярных ядер продолговатого мозга, от нейронов передних бугров четверохолмия, а также от зрительных зон коры больших полушарий. Благодаря их деятельности при рассматривании близких предметов происходит сведение (конвергенция) зрительных осей двух глаз, а при рассматривании далеких предметов - разведение (дивергенция) осей. Нейроны центра взора организуют неощущаемые человеком непрерывные качки, или саккады, т.е. быстрые движения глазных яблок. Длительность каждой саккады составляет 10-80 мс, а длительность фиксации взора в новом положении осуществляется в пределах 150-2000 мс; амплитуда саккады не превышает 20°. Вследствие каждого скачка изображение на сетчатке смещается с одних фоторецепторов на другие, вновь вызывая импульсацию ганглиозных клеток. Если бы у человека отсутствовали саккады, то уже через 1-2 с зрительное ощущение исчезало бы. Таким образом, саккады компенсируют явление адаптации фоторецепторов, а их наличие доказывает, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Нейроны центра контроля взора организуют траекторию движения глаз, которая зависит от сложности рассматриваемого объекта и цели зрительного восприятия. На наиболее информативных участках изображения происходит более длительная фиксация взора (например, на лице - это глаза). Кроме того, глаз непрерывно мелко дрожит и дрейфует (медленно смещается с точки фиксации взора), что также важно для зрительного восприятия. В процессе зрительного восприятия, особенно при слежении за движущимся объектом, возникает оптический нистагм. Он состоит из чередования саккад и медленных следящих движений. Раздражение вестибулярного аппарата повышает выраженность нистагма (вестибулоо-куломоторные рефлексы). Это явление используется при оценке чувствительности полукружных каналов к угловому ускорению. Объемное восприятие пространства и предметов. Поле зрения - это пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, т.е. при центральном и периферическом зрении (при восприятии изображений, попадающих соответственно на желтое пятно и на остальные места сетчатки). Измерение границ поля зрения производят периметром (например, периметром Форстера). Границы поля зрения для бесцветных предметов составляют книзу 70°, кверху - 60°, внутрь - 60° и кнаружи - 90°. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет большое значение для восприятия глубины пространства. Поля зрения для различных цветов неодинаковы и меньше, чем для черно-белых объектов (но убывает в последовательности: синий, желтый, красный, зеленый). Например, граница поля для зеленого цвета простирается наружу только на 40°. Знание о границах полей зрения важны для диагностики патологии зрительного анализатора, в том числе отслойки сетчатки, наличие которой часто приводит к значительной потере зрения. Бинокулярное зрение - это одновременное видение предметов двумя глазами. Оно значительно увеличивает поле зрения, то есть ту область, которую можно видеть при определенном положении глаз (у животных с боковым расположением глаз, например, у лошади, зайца, поле зрения больше, чем у животных, глаза которых находятся на передней поверхности головы, например, у кошки). Бинокулярное зрение обусловлено симметричным расположением глаз. В этом случае изображение предмета возникает на сетчатках обоих глаз, причем одна и та же точка поля зрения падает на определенные точки в обеих сетчатках, т.е. соответствующие (корреспондирующие), или идентичные точки. Фоторецепторы, расположенные на идентичных участках сетчатки, тесно связаны между собой функционально и находятся в одинаковом состоянии возбуждения. Поэтому возникает один образ предмета. Доказано, что бинокулярное слитие, или объединение, сигналов от двух сетчаток в единый нервный образ происходит в первичной зрительной коре. Если же изображение падает на неидентичные, или диспаратные, точки сетчатки, то предмет начинает двоиться (если надавить слегка на один глаз сбоку, то немедленно начнется двоение в глазах, потому что нарушается соответствие сетчаток). Восприятие глубины рельефа (пространства) и оценка расстояния до предмета. В этих процессах важную роль играет бинокулярное зрение. Дело в том, что между глазами есть расстояние, поэтому каждый глаз видит предмет несколько сбоку. Поэтому изображение на сетчатке получается не совсем одинаковым. Чем ближе находится предмет, тем больше будет разница в изображении, и в мозге, получающем соответствующие сигналы, создается представление о том или ином расстоянии до предмета. Аналогично, если смотреть на близкий предмет, конвергируя глаза, то изображение какой-либо более отдаленной точки попадает на неидентичные (диспаратные) точки двух сетчаток. Таким образом, диспарация играет большую роль в оценке расстояния и в видении глубины рельефа. Человек способен заметить изменение глубины, создающее сдвиг изображения на сетчатках, на несколько угловых секунд. При монокулярном зрении, т.е. при отсутствии бинокулярного зрения (это часто бывает при нарушении рефракции одного глаза) восприятие глубины пространства и оценка расстояния до предмета менее точны, так как в этом случае используются более «грубые» механизмы, включая явление аккомодации и оценку величины образа предмета на сетчатке (чем больше образ предмета, тем ближе этот предмет). Оценка величины предмета осуществляется путем одновременной оценки изображения на сетчатке и расстояния предмета от глаза. В случае, когда расстояние до незнакомого предмета оценить трудно, возможны грубые ошибки в определении его величины. Существуют различные методики, позволяющие оценить наличие у человека бинокулярного зрения, а также глазомер, т.е. способность оценивать расстояние до предмета, величину предметов, глубину рельефа. Например, в физиологии труда широко используется методика разделения линий на равные отрезки, методика определения центра геометрической фигуры.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |