Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как предотвратить повторение?




Такие результаты исследований заставляют задуматься. Это совершенно не соответствует реальности. Преступники выискивают жертву по принципу «благоприятного случая», что в действительности соответствует случайности. Они обладают приёмами, оставляющими жертвам наименьшие шансы для бдительности и сопротивления. Сильная тенденция жертв приписывать себе ответственность или большую её часть, кажется неправдоподобной. Например, при транспортных происшествиях часто преувеличивается собственная ответственность.

Завышенная тенденция к самообвинению может иметь следующие причины:

• Растягивание времени в травматических ситуациях. Для многих жертв в момент шока время останавливается на некоторый промежуток или кажется нереалистично растянутым. Доли секунды могут действовать как минуты или часы. Вследствие этого возникает иллюзия, что на данный момент мы располагали достаточным количеством времени, чтобы принять верное решение и действовать. Нам кажется, что мы многое «упустили», что с объективной точки зрения было невозможно. Этот обманный эффект изменения времени кажется абсолютно убедительным.

Чувство вины выживших людей: в то время как родственники, друзья или другие лица погибли, мы остались в живых. Часто и в этом случае переоценивается собственная ответственность.

Тот, кто виноват, не может быть беспомощным и бессильным. Иногда возникает завышенное требование к себе под девизом: Лучше я буду упрекать себя, чем признаю свою беспомощность.

Обманное восприятие прошлого. События, которые произошли, являются сравнительно вероятными, а значит абсолютно предвиденными. Как только мы узнаём, о чём-либо, даже если это с объективной точки зрения невероятно, делаем заключение: То, что случилось, было не только возможным, а более того, вероятным и предвидимым. Итак, я должен был знать о том, что…

 

Наша рекомендация:

Основательно проанализируйте, имеет ли место это предположение. Обсудите этот вопрос с человеком, которому вы доверяете. Преувеличенные упрёки самого себя могут существенно препятствовать процессу восстановления и привести к депрессивному состоянию. Если вы наблюдаете в себе тенденцию к самообвинению, боритесь с этим! Постарайтесь различать между тем, что действительно было предвидимым и могло быть сделано иначе, и вашим субъективным чувством ответственности за произошедшее. Скажите громко самому себе, что вы не несёте ответственность за определённые моменты, что вы отказываетесь от несправедливого самообвинения. Повторяйте это высказывание до тех пор, пока не вы не перестанете упрекать самого себя.

 

Намного легче справиться с реальной виной, чем с нерациональным самообвинением. Именно потому, что они нереальны, против них трудно приводить аргументы. Реальные же ошибки напротив вызывают сначала злость на самого себя, а позже скорбь о том, что мы упустили, и может быть, безвозвратно потеряли. Через некоторое время наша скорбь может стать позитивной силой и помочь найти новые пути выхода из травмы. Она может способствовать переосмыслению будущего.

В дальнейшем мы опишем ещё одну причину, по которой многие жертвы переоценивают собственную ответственность:

 

• Перемещённые в прошлое «фантазии предотвращения». Приобретённая информация о тенденциях самообвинения поможет вам определить, насколько это вам подходит.

 

Информация:

Дети, пережив тяжёлую ситуацию и благополучно её преодолев, снова и снова в игре, возвращаются к пережитым событиям, с целью «натренироваться», в случае если подобная ситуация произойдёт в будущем. (Это можно использовать, чтобы, например, играючи подготовить детей к предстоящей тяжёлой операции.) Пережившие травму дети проигрывают событие до полного утомления. В этом случае речь идёт о «травматической игре». Иногда через некоторое время можно наблюдать изменение хода игры, например, рыцарь или могущественное животное в последнюю минуту отводит беду. В детской терапии такие изменения могут указывать на положительный поворот.

 

Будучи детьми, мы в игре проигрывали многие переживания, которые нас тогда тяготили. Поэтому нас – взрослых – занимает вопрос: Каким был бы другой исход, что мог бы я сделать иначе? Как в компьютерной игре мы мысленно проигрываем все возможные варианты нашего поведения. На данный момент нам на ум приходят более эффективные способы действий, чем те, которые были у нас тогда в распоряжении. Со временем мы становимся умнее, что может приводить к упрёку самого себя: Почему я тогда не сделал это или другое? Не лучше ли покончить с этой бесполезной игрой с перемещёнными в прошлое фантазиями предотвращения?

Не обязательно. Так же как и у детей, игра с другими поведенческими образцами может быть вспомогательной. Необходимо только предотвратить возникновение новых упрёков.

 

Упражнение «мысленная игра (Что было бы, если…?)»

Осознанно предоставьте себя игре «Что было бы, если я сделал то или иное, если то или иное прошло по-другому?» Между тем вы научились отличать игру фантазии от реальной ответственности. Даже если та или иная возникшая в вашей фантазии возможность по-другому действовать реально существовала, вы не можете ожидать от себя, что вы могли распознать и осуществить её на тот момент. Не затрагивая вопроса ответственности, пофантазируйте о более счастливом исходе. Возможно, вы сможете проще расслабиться, если на некоторое время окунётесь в мир желаний, и вам удастся почувствовать себя хорошо в нём.

По окончанию этого упражнения посмотрите, что вы записали в вашем дневнике травмы под заголовком «теория предотвращения». Не соответствуют ли записи, сделанные вами, упражнению «мысленная игра»? Неудивительно. Потому что меры, которые мы разрабатываем для нашей самозащиты, имеют корни в наших личных фантазиях. Если мы знаем эти фантазии, то можем лучше понять самих себя.

 

Как предотвратить повторение происшествия или подобных случаев в будущем? Что я могу для этого сделать? Что могут сделать для этого другие?

Наша первая, спонтанная тенденция такова: избегать всего, что напоминает о травме, например, место, где произошло несчастье, или транспортное средство, принимающее участие в нём. Так мы реагируем на инстинктивном уровне – уровне нашего «первичного мозга», который руководит функциями самосохранения. Мыслительный процесс сориентирован на «естественную окружающую среду», от которой в течение миллионов лет истории человеческого развития зависело наше выживание. Здесь обитает опасный зверь, там живут враги, здесь находится болотистая местность. Разумно избегать всего, что однажды уже было опасным. Однако, нам нужно узнать, что является ядром и причиной угрозы.

Угрозы в современном техническом мире сложнее и менее очевидны. Удастся ли избежать автокатастрофы, если не пользоваться автомобилем и трамваем? Ведь в качестве пешехода я также нахожусь под угрозой. Наш страх может распространиться и дальше: Логически мы не должны больше покидать дом, по крайней мере, до тех пор, пока опасность не будет исключена в будущем. «Первичный мозг», наша врождённая «система защиты», работает по конкретной логике. Произошла авария, значит нужно избегать автомобилей. Наш современный головной мозг - место осознанного мышления, напротив, располагает информацией, что опасен не сам автомобиль, а определённый перекрёсток, поломанные тормоза или неверное поведение водителя. Только после того, как будут проанализированы все причины трагедии, я смогу себя эффективно защитить. Значит «первичный и современный головной мозг» должны взаимодействовать между собой, чтобы восстановить чувство защищённости.

Страхи, кажущиеся сначала преувеличенными, объяс-няются принципом нормальности. Они совершенно оправданы и являются адекватной реакцией после всего пережитого. Тот, чьим доверием пользуются и злоупотребляют, имеет все основания быть крайне недоверчивым. Поэтому лучше не скрывать страх и недоверие, даже если на первый взгляд они кажутся неразумными. Позади вас стоит испуганный «внутренний зверь», которому необходима ваша забота. Воспринимайте его всерьёз! Не пытайтесь скрыть страх и недооценить его предупреждение. Они несут ценную информацию и принципиально целесообразный ответ на травму.

 

Упражнение «тренировка бдительности»

Внимательно прочитайте описание данного упражнения и принцип его действия

Обратите внимание! Будьте осторожны! Для выполнения следующего упражнения необходим чёткий дневной ритуал и наличие дневника травмы. Не выполняйте упражнение, если находитесь в сильном замешательстве, которое возникает после травмы (воздействующая фаза травмы). Прервите упражнение, если при его выполнении чувствуете сильное возбуждение и страх. Вернитесь к нему только после того, когда почувствуете себя спокойно. Лучше это упражнение выполнять под руководством травматерапевта.

Опишите в дневнике поведение, возникшее у вас после травмы и направленное на бдительность и защищённость. Сюда относятся негативные, тяжёлые недуги, такие как бессонница, повышенная возбуждённость, напряжённость и пугливость. Проанализируйте, какую защитную функ-цию они выполняют.

Всерьёз воспринимайте сигнал тревоги и осознанно тренируйтесь обращать внимание на все опасности, на которые вам указывает ваш «первичный мозг».

Сознательно обращайте внимание, например, на опасность вновь повстречать преступника, на опасность взлома квартиры, в дорожном движении на угрозу снова попасть в аварию. Записывайте все эти опасения в ваш дневник травмы позади каждой угрозы, как часто вы сталкиваетесь с ней в течение дня или ночью. Дополняйте при необходимости этот список угроз несколько раз в день. Отмечайте, например, чёрточкой угрозы, которые повторяются.

Сделайте маленьким ритуалом каждое пополнение списка. Вы «торжественно» отправляетесь к столу или шкафу, где вы храните ваш дневник травмы, и тщательно закрываете его до следующей записи. Обратите внимание на звук, с которым закрывается дверь или ящик. Энергично закройте их. Храните ключ в надёжном месте. После этого постарайтесь расслабиться и успокоиться. Многим потерпевшим, которым трудно выполнить упражнение на расслабление, это удаётся, если они выполнят „тренировку бдительности“. Просмотрите на следующий день ваш «список угроз» ещё раз.

Сравните ваши опасения с тем, что в действительности произошло. Отметьте позади записи, какая угроза справедливо занимает место в вашем дневнике, а какая нет. К каким опасностям и проблемным ситуациям вы не были достаточно подготовлены? Обдумайте для этой ситуации соответствующее поведение и запишите его в дневник.

Принцип действия. Многие потерпевшие испытывают после пережитой напряжённости, которое означает в первую очередь концентрацию на собственных страхах, облегчение, если им удалось до конца проделать упражнение. Оно может улучшить взаимодействие нашего „испуганного зверя“ и рационального «Я». Иногда возникающие страхи приводят к эскалации из-за так называемой «спирали Лесного Царя», как в известном стихотворении Гёте. В этом произведении описано, как отец скачет на лошади сквозь ночь. Он держит своего сына на руках, чтобы защитить его. Маленький мальчик говорит о возникших у него страхах, но отец объясняет ему всё естественным, рациональным образом и тем самым игнорирует опасения ребёнка.

 

Отец:

«Успокойся, будь спокоен, моё дитя,

это ветер шелестит в сухой листве».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.