Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческие возможности нашего мозга




Если вы утром с опозданием и в спешке торопитесь на работу или вообще находитесь «в стрессе», обратите на одно мгновение внимание на ваше тело. Не имеете ли вы чувство, как будто тела почти нет – если оно, конечно, не заставляет вас обратить на него внимание всевозможными негативными ощущениями. Ваше внимание направленно на секундную стрелку, уличное движение или на расписание трамвая. Мысли кружатся вокруг плана на день, опоздания, рутинных дел, которые необходимо принять во внимание. Я ничего не забыл? Достаточно ли хорошо подготовлен разговор с шефом? В нашем самоощущении тело как бы сжимается до некоего рода пустого места, до того, что является достаточным, чтобы целенаправленно функционировать. Иногда нас преследует чувство ярости по отношению к этому «рабу», если он спотыкается или «выставляет себя глупым». Стресс изменяет восприятие нашего тела. Травма воздействует ещё более экстремально. Вместо того чтобы чувствовать себя хорошо в своём теле, мы пытаемся скорее отстраниться от него. Наше тело является местом беспомощности, с которой мы столкнулись во время травмы. Поэтому некоторые пережившие трагедию люди приобретают ощущение полного отстранения от своего тела. Человек, находящийся вне тела, находящийся лишь в представлении о нём. В данный момент это безопасней. Мы имеем способность, отстраняться от частей тела, от руки, которая застряла или отказала, от низа живота, с которым связано сексуальное насилие и т. д.

 

Упражнение «увидеть живописность окружающей природы»

Проделайте противоположное упражнение. Вы путешествуете по красивой местности, там, где вам приятно находиться: по лугу, лесу, степи, горам или вдоль воды. Продвигайтесь не спеша, но целеустремлённо по вашему пути. Идите прямо, не сворачивая, держа подбородок приблизительно параллельно земле. Направьте ваш взор на окружающую природу, визуально воспринимая только намеченный путь. Сконцентрируйте внимание на вашем теле и понаблюдайте, как оно передвигается по местности. Если «параллельное включение» восприятия тела и взора удастся, то может быть, через некоторое время вы почувствуете, как изменилась окружающая природа. Как живописный пейзаж. Вы научитесь воспринимать не только отдельные ветви, деревья или кустарники, а также свет, тени, цвета и образовавшиеся силуэты и «фон», на котором вы отчётливо выделяетесь. Это целостное восприятие образов делает вас чувствительным ко всему, что движется и изменяется. Благодаря этому вы воспринимаете местность. Зажмурив глаза, вы можете усилить этот эффект общего восприятия. Если вы во время прогулки внимательно понаблюдаете за телом, то почувствуете, что оно не является больше «пустым местом» как во время стресса. Более того, вы сможете ощутить его центром и исходной точкой окружающей местности, так, как если бы ваше тело было частью природы. Но той частью, с помощью которой картина становится видимой. Подобное чувство появляется при просмотре фильма, снятого двигающейся камерой. Восприятие своего тела зрителем становится частью фильма.

Тренируйтесь по возможности часто «переключать», используя способ целостного восприятия. При выполнении данного упражнения установите утраченную взаимосвязь между «картиной природы» и вашим телом. Со временем «функция целостности» будет включаться автоматически.

Если вы более осознано проконтролируете этот процесс, то сможете заметить, что наше восприятие станет сильнее реагировать на «фон», а не только на сами вещи, т. е. на «ничто», представленное нам бытиём. Владеющий опытом рисования человек знает, насколько оживлённее становятся картины, если удаётся нарисовать не только предметы изображения, но и «фон».

Этот поворот на целостное восприятие, вместо восприятия отдельных частей, имеет психологическую основу, заложенную в принцип работы нашего мозга. При целостном восприятии преобладает (у правшей) активность правого полушария (мозга), за восприятие вещей и деталей отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга регулирует аналитическое мышление, речь и логическое мышление, правое – цельные качества, творчество, чувства и целостное восприятие тела. Когда мы двигаемся и обращаем внимание на наше тело, мы можем легче переключиться «слева на право».

Мы не хотим противопоставлять деятельность одного полушария мозга другому. Это зависит от их связи, от связи между телом и душой, разумом и чувством, аналитическим и обобщающим мышлением. Эта связь может быть прервана при травме. Из исследований, делающих очевидной активность мозга, мы знаем, что при травматических воспоминаниях активной является, прежде всего, правое полушарие, в то время как левое подавляется. Так как речевой центр находится в левом полушарии мозга, возникает состояние «безымянного ужаса» - «пребывание в ужасе», от которого страдают многие жертвы травмы. В вашем мире воспоминаний вы переживаете травму ещё раз, со всеми страшными чувствами, не находя слов для картин и восприятий, которые вы испытываете. Но «ужас без имени» ещё более угрожающий, чем переживания, будь они такими же страшными, которым мы можем дать название, по меньшей мере, словами.

Передвигайтесь в обратном от травмы направлении! Различные исследования наводят на мысль, что деятельность, в ходе которых мы двигаемся в ритме слева направо, содействуют взаимодействию и обмену информацией двух полушарий мозга. Причина лежит в «перекрёстном строении» нашей нервной системы. Большинство нервных соединений левой стороны туловища заканчиваются в правом полушарии мозга, а правой стороны – в левом полушарии. Соединительной частью двух полушарий головного мозга является так называемый ствол. По стволу или мосту между двумя областями мозга, пролегает множество нервных волокон. Они «соединяют» оба полушария мозга и регулируют обмен информации. Такие двусторонние (билатеральные) движения, как бой в барабан попеременно двумя руками, танец, ритмичное движение глаз (горизонтально или сверху вниз), а также спокойные прогулки или медленный бег, могут стимулировать взаимодействие двух полушарий.

 

Упражнение «ритмичное движение глаз»

 

Внимательно прочитайте описание данного упражнения и принцип его действия.

Сядьте удобно на стул, и непосредственно так, чтобы расстояние между вами и двумя противоположными углами на потолке вашей комнаты было примерно одинаковым. Посмотрите наверх и проведите ваш взгляд от одного угла к другому, не двигая головой. Важно выбрать такое расстояние между точками внимания, чтобы глаза при движении по сторонам достигали границы вашего поля зрения. Далее движение глаз должно следовать приблизительно прямой линии от одного угла к другому. После выполнения движения глаз в обоих направлениях большинство людей испытывают чувство приятной усталости. С помощью этого упражнения, принимая лежачее положение, легче заснуть.

В случае если упражнение вам подходит, вы успокаиваетесь и чувствуете немного усталости, можете при его выполнении представить ситуацию стресса из повседневной жизни, не превышающую отметки 5 по 10-тибалльной «шкале беспокойства» (1 балл означает минимальное беспокойство, 10 баллов – максимальное беспокойство). Начните с одного балла и продолжайте поднимать планку лишь тогда, когда картина стресса больше вас не беспокоит.

Принцип действия. Если вам удастся успокоиться с помощью данного упражнения и одновременно сконцентрироваться на отягощающем событии, это означает, что вам постепенно удаётся преодолеть стресс. Тревожные картины потеряют свой чувственный «заряд», если вы, продолжая движение глаз, сконцентрируетесь на стрессовой картине и вами выбранной стрессовой ситуации.

Обратите внимание! Будьте осторожны! Не выбирайте слишком тяжёлую стрессовую ситуацию, пусть она не превышает отметки 5 по десятибалльной шкале беспокойства. Не вызывайте образы, связанные непосредственно с травмой. Это может привести к неуправляемости вашим собственным организмом. Используйте эту технику для преодоления стрессовых ситуаций в повседневной жизни. Так вы получите «защиту с тыла», справляясь с приходящими нагрузками. Упражнение «ритмичное движение глаз» вы можете использовать также как способ мысленного приближения к трагическому событию. В травматерапии существует техника, которая называется «терапия движения глаз». С помощью терапевта и использования этой техники у потерпевших наблюдается улучшение.

Жертвы травмы часто избегают всего, что напоминает о ней. Если, например, происшествие было на рабочем месте, то очередное приближение к нему вызывает сопротивление и страх. Воспользуйтесь принципом маленьких шагов. Достигнув вначале расслабленного состояния, шаг за шагом мысленно приближайтесь к рабочему месту. Прекратите движение на представлении, которое вас пугает, до тех пор, пока не привыкните. Только после этого продолжайте приближаться. К следующему уровню переходите только после того, когда страх от предыдущего полностью исчез и вы чувствуете, что способны сделать ещё один шаг. Представьте, например: Я сейчас подойду к прежнему рабочему месту и сяду за письменный стол. Скажите самому себе, что находитесь в безопасности, что преступник, например, после нападения на банк, больше здесь не находится. Так многие пережившие травму люди могут преодолеть свой страх. Некоторые предпочитают «насильственное посещение», они возвращаются на рабочее место и ждут, пока страхи угаснут. Вы должны самостоятельно решить для себя, какие действия вам лучше подходят. Решающим является то обстоятельство, что вы находитесь в контакте с вашими страхами. Ваше тело сигнализирует о страхах напряжённостью, выделением пота, усиленным дыханием и частотой сердцебиения, иногда также дрожью. Поддержите справедливую просьбу вашего тела и разумно следуйте ей. Следите за тем, чтобы тело смогло чувствовать себя в безопасности и вжиться в привычную ситуацию.

Наше правое полушарие мозга обрабатывает целостные идеи и представления, связанные с чувством. Оно позволяет смотреть на вещи «иначе», чем в привычной повседневной жизни, в более тесном отношении к нашему телу. Именно из этого более целостного представления берёт начало творчество человека. Именно оно даёт нам идеи, в которых мы для преодоления травмы очень нуждаемся. Травма ставит нас перед ситуацией экстремальной беспомощности. Мы должны жить с этим опытом и приобщать его к нашей жизни. Это удастся только с личной идеей того, как могло бы выглядеть решение, которое оправдает себя в дальнейшей жизни. Такое «жизненно важное» решение мы не можем просто так «выдумать». Оно неожиданно даёт о себе знать, например, во снах, в которых словно в компьютерной игре, переживается и подбирается новый выход из травмы. После того, как выход оправдает себя во сне, он проигрывается и испытывается во всех сферах жизни. Так мы разрабатываем в нашей неосознанной душевной жизни те решения, которые нам в дальнейшем действительно помогут.

Предпринимайте всё для того, чтобы сделать ваши знания об окружающем мире, себе самом и вашем теле, которые были отрезаны травмой, полноценными. Всё что требуется от вас - это забота о благоприятных условиях жизни, «природа» же внесёт свой вклад в решение проблемы. В профессиональной терапии это не происходит иначе. Здесь также в силе утверждение: «Врач или терапевт предполагают, природа располагает». Предусмотрите всё необходимое и создайте благоприятные условия для вашего восстановления.

 

Спортивный бег и путешествие –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.