Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.Общая характеристика памяти человека 1 страница




Память следует рассматривать как непременный атри­бут жизни. Жизнь не могла бы возникнуть и развиваться на Земле, если бы живое не обладало способностью за­поминать свою собственную структуру и воспроизводить подобные структуры в будущих поколениях, если бы живое не было способно совершать обменные процессы по определенным закрепленным схемам, не могло бы, на­капливая, храня и используя опыт, адаптироваться к из­меняющимся условиям среды.

Память - (по гречески - мнеме; отсутствие или на­рушение памяти - амнезия) пронизывает и определяет собой всю деятельность человека, что было понято очень давно. Так, у древних греков наиболее почитаемой боги­ней была Мнемосина - богиня памяти. Древние прекрас­но осознавали, что никакая деятельность человека не мо­жет быть осуществлена без памяти, и они в своих мифах распространили влияние Мнемосины на все сферы дея­тельности вольного человека, сделав ее матерью несколь­ких муз, каждая из которых была покровительницей оп­ределенной формы науки или искусства. Так, например, Евтерна была музой лирической поэзии, Клио - музой истории, Терпсихора - музой танца, Талия - музой ко­медии, Мельпомена - музой трагедии, Эрато - любов­ной поэзии, Урания - астрономии, Каллипса - эпоса.

Классификация видов памяти. Единой общепринятой классификации памяти до настоящего времени нет. На основании имеющихся данных литературы предлагаем ис­пользовать следующую классификацию.

1. Генетическая память (наследственность), в том чис­ле эпигенетическая.

2. Иммунологическая память (память лимфоцитов и других клеток крови) - врожденная; приобретенная (пассивная и активная).

3. Нервная, или нейрологическая, память.

3.1. Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая; например, безусловные реф­лексы и инстинкты).

3.2. Приобретенная (приобретаемая, или индивиду­альная, или фенотипическая), в том числе

3.2.1. Элементарные виды памяти и научения (привыкание, сенситизация, временная связь, или условный рефлекс, или условнорефлектор-ная память).

3.2.2. Сложные виды памяти: неосознаваемая, или бессознательная, память (включая импринтинг); осознаваемая, или сознательная, память (непро­извольная и произвольная), в том числе такие виды специфической памяти как двигательная, образная, или модально-специфическая (зритель­ная, в частности эйдетическая, или фотографи­ческая, слуховая, обонятельная, вкусовая); логи­ческая (словесно-логическая, семантическая), в том числе механическая («зубрежка»); эмоцио­нальная; процедурная, декларативная.

3.3. Виды нейрологической памяти в зависимости от ее временной организации:

- иконическая (сенсорная)

- кратковременная (краткосрочная, оперативная, рабочая)

- долговременная (долгосрочная, декларативная, пропозиционная, вторичная, или семантическая).

3.4. Виды нейрологической памяти в зависимости от доступности энграмм для воспроизведения:

- пассивная память (недоступная для воспроизве­дения)

- активная память (доступная для воспроизведения) Генетическая память. Под генетической памятью по­нимают всю информацию, получаемую организмом при его зачатии. На молекулах ДНК в хромосомах в виде генного кода записана вся информация о строении конк­ретного организма и о его функционировании по генети­чески определенной программе.

Эпигенетическая память. Это вариант генетической памяти. Она представляет собой память поколений кле­ток специализированных тканей высших животных. Эпи­генетическая память возникает в эмбриогенезе посред­ством блокирования в геноме ряда определенных генов, что обеспечивает формирование и последующее существо­вание тканей организма как специализированных в морфофункциональном отношении структур. Эпигенетическая память существует в пределах клеток данной ткани и пе­редается от поколения к поколению клеток в процессе митотического деления.

Но генетическая память представляет собой не толь­ко информацию, необходимую для формирования струк­тур человеческого организма, но и информацию, используемую для функционирования организма по генетически закрепленным программам безусловных рефлексов. Воз­можность осуществления безусловнорефлекторной деятельности основывается на том, что в эмбриогенезе в пределах центральной нервной системы создаются слож­ные сети связанных между собой нервных центров. Они функционируют при воздействии на организм безуслов­ных раздражителей. Каждый из безусловных раздражи­телей, воздействуя на строго определенный рецепторный аппарат, обуславливает формирование определенной от­ветной реакции. Например, при механическом раздраже­нии слизистой оболочки рта и губ грудного ребенка про­является сосательный рефлекс, при световом воздействии на рецепторный аппарат глаза - зрачковый рефлекс.

Иммунологическая память. Различают врожденную (ви­довую) и приобретенную (индивидуальную) иммунологичес­кую память. В свою очередь, приобретенная иммунологичес­кая память бывает пассивной (например, ее можно передать от матери к ребенку при грудном вскармливании или за счет введения иммунных сывороток) и активной (в этом случае организм приобретает способность самостоятельно вырабатывать антитела в ответ на чужеродные антигены).

Иммунологическая память (врожденная и приобре­тенная) формируется клетками иммунной системы - В-лимфоцитами, которые при встрече с проникшим во внут­реннюю среду организма чужеродным антигеном при­обретают информацию об его строении и отвечают на вне­дрение пришельца выработкой специфических антител. Антитела представляют собой белковые комплексы, обла­дающие способностью связываться с антигеном по прин­ципу «замка и ключа». В результате реакции «антиген + антитело» может происходить выпадение антигена в оса­док (преципитация), склеивание частиц антигена (агглю­тинация), лизис или нейтрализация его токсических свойств. После ликвидации антигена в отдельных лимфо­цитах или в их потомках (клоновые клетки) сохраняется (иногда пожизненно) информация о встрече с конкрет­ным антигеном. При повторном введении аналогичного антигена во внутреннюю среду организма клоновые В-лимфоциты размножаются и очень быстро вырабатывают требуемое количество специфических антител. По отно­шению к возбудителям инфекционных заболеваний этим достигается возможность исключения повторного разви­тия данного инфекционного процесса, например, кори. Передача приобретенной в онтогенезе иммунологической памяти по наследству невозможна. Кроме того, иммуно­логической памятью обладают и Т- лимфоциты, кото­рые способны узнавать «чужеродные» клетки и элимини­ровать их из организма. Способность Т- лимфоцитов отличать собственные клетки организма от чужеродных приобретается во внутриутробном периоде. Нарушение этой функции (иммунологическая амнезия) приводит к развитию опухолевого процесса.

1.Нервная или нейрологическая память

Нервная память - это память, обеспечиваемая цент­ральной нервной системой. В физиологии рассматривается именно этот вид памяти, поэтому обычно употребляется термин «память» без указания на ее природу.

Хотя роль памяти в организации деятельности чело­века понятна была давно, но и до настоящего времени не существует точного определения этого явления, которое И.М. Сеченов назвал «едва ли не самым великим чудом животной и, особенно, человеческой организации».

Определения термина «память». Одно из первых на­учных определений памяти принадлежит известному не­мецкому физиологу Л. Герману: память - это сохране­ние следа от действия того или иного раздражителя пос­ле того, как его действие уже прекратилось. Но такое определение не отражает различия памяти живых и не­живых природных систем. Ведь камень после сильного удара по нему молотком будет хранить след от этого удара в виде трещины, царапины.

Выдающийся отечественный физиолог А.А.Ухтомский полагал, что память - это «непрестанно возрастающая совокупность следов от пройденного, определяющая по­ведение в наступающем настоящем». Отсюда, память - это хранящийся в организме объем информации о про­шлом опыте, который может быть использован при орга­низации сегодняшней деятельности биологической особи.

Согласно представлениям И.П. Ашмарина, память можно определить как способность живых существ (или их популяций), воспринимая воздействия извне, закреп­лять, сохранять и в последующем воспроизводить вызы­ваемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры. Иначе говоря, память - это способность или свойство организма воспринимать, хра­нить и воспроизводить информацию.

Согласно Т.Н. Греченко, память - это сохранение модификации поведения, которая вызвана научением.

Таким образом, память - это свойство нервной сис­темы воспринимать информацию о раздражителе, хранить и воспроизводить ее. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные эле­менты, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Память выступает также как своеобразный инфор­мационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раз­дражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы «затоплено» бесконечным потоком по­ступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способнос­ти к обучению и памяти.

Энграмма, или следы памяти. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной систе­ме, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функцио­нальных изменений связан с процессом образования энграмм, т.е. следов памяти. Термин «энграмма» предложен зоологом Дж. Янгом в 50-х гг. По современным пред­ставлениям, энграмма представляет собой след памяти, сформированный в результате научения. При этом описа­ние энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам: по динамике развития процессов, при­водящих к становлению следа; по параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизве­дению; по устройству энграммы, характеризующему меха­низмы, которые лежат в основе ее создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратков­ременного и долговременного хранения; второе - оце­нивает степень ее готовности к воспроизведению, а тре­тье - анализирует нейронные и молекулярные механиз­мы памяти.

Врожденная и приобретенная память. Нейрологическую память принято разделять на врожденную и приоб­ретаемую память.

Врожденная (видовая, или генотипическая, или фи­логенетическая) нейрологическая памятьпредставляет со­бой многовековой опыт поколений, передаваемый по на­следству в виде множества безусловных рефлексов и ин­стинктов. Вся информация об межнейронных контактах хранится в геноме зиготы и по мере внутриутробного и внеутробного развития она реализуется в виде дуг безус­ловных рефлексов и комплексов последовательных дей­ствий, т.е. инстинктов.

Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая) память представляет собой тот вид памяти, который и составляет основной предмет изучения в физиологии. Именно на основании нейрологической па­мяти (главным образом, индивидуальной) осуществляется адаптационная деятельность человека и животных - на­капливая в памяти информацию о прошлом воздействии факторов внешней среды и сопоставляя ее с характерис­тиками раздражителей, воздействующих на организм в данный момент, выбирается целесообразный в конкрет­ной обстановке поведенческий акт. На основании нейро­логической памяти возможна психическая деятельность человека - речь, мышление, сознание человека. Приобре­тенная память имеет элементарные и сложные виды.

Элементарные виды приобретенной памяти. Элемен­тарные, или простые, виды памяти являются простейши­ми формами фенотипической (приобретаемой) памяти. К ним относятся привыкание, сенситизация, а также ус­ловный рефлекс, или условнорефлекторная память. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении ре­акции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентиро­вочной реакции. Сенситизация - это процесс, противо­положный привыканию. Он выражается в снижении по­рога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейт­ральный раздражитель.

Условнорефлекторная память. Согласно И.П. Павло­ву, условный рефлекс (т.е. проявление сформированной в процессе индивидуального развития ассоциативной связи между двумя участками мозга) представляет собой осно­ву запоминания. Выделение данной формы памяти в са­мостоятельную категорию обусловлено механизмом ста­новления условнорефлекторных связей. При выработке условного рефлекса необходимо сохранение в памяти следа от воздействия на организм условного раздражите­ля до момента его подкрепления безусловным раздражи­телем. Очаг возбуждения от воздействия безусловного раздражителя является доминантным, он обладает спо­собностью к суммации возбуждения и к нему, по образ­ному выражению А.А. Ухтомского, «пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, что обогащает опыт». Замыкание или закрепление условнорефлекторной связи между указанными очагами возбуждения в коре головного мозга достигается в мо­мент исчезновения доминанты, или, иными словами, в мо­мент удовлетворения потребности. Такой механизм явля­ется универсальным как для выработки и закрепления любого двигательного условного рефлекса, так и для закрепления в памяти информации, а также для осуще­ствления практически всех форм психической деятельнос­ти человека. В целом, условнорефлекторная память явля­ется связующим звеном между простыми и сложными видами памяти.

2.Сложные виды памяти

Все виды сложной памяти можно разделить на нео­сознаваемую память, включая импринтинг, и осознавае­мую (сознательную) память. Среди форм сознательной памяти выделяют непроизвольную, а также произвольную память. В том и другом случае выделяют зрительную, в том числе эйдетическую, или фотографическую, слухо­вую, обонятельную, вкусовую, двигательную, логическую, или словесно-логическую, или семантическую, эмоцио­нальную память, а также процедурную и декларативную память. Рассмотрим подробнее все варианты сложных ви­дов нейрологической памяти

Импринтинг. Он представляет собой запечатление первых (в период рождения) раздражителей, на базе чего формируется сложное поведение, в основе которого ле­жит комплекс безусловных рефлексов. Явление имприн­тинга было детально описано известным этологом К. Лоренцом в 1937. Он считал, что молодые птицы узнают взрослых членов своего вида не инстинктивно, а с помо­щью импринтирования. Это выполняется на основе врож­денной способности следовать за движущимся объектом, который попадает в их поле зрения сразу после вылуп-ления из яйца. По К. Лоренцу, импринтинг характеризу­ется четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограни­ченному (критическому) периоду жизни; 2) он необратим, т.е. возникнув в критический период жизни, он не унич­тожается последующим жизненным опытом, а сохраняет­ся всю жизнь; 3) уникальность импринтинга определяется тем, что он происходит в тот период, когда соответству­ющее поведение еще не развито; 4) при проявлении имп­ринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта.

Импринтинг наблюдается у некоторых птиц (куры, утки) и млекопитающих, например, у коз, детеныши ко­торых с первых дней своего существования обладают способностью к самостоятельному передвижению. Имп­ринтинг проявляется в том, что вылупившиеся из яиц цыплята начинают следовать за первым попавшим в их поле зрения движущимся предметом - палкой, коляс­кой, человеком. Это происходит точно так, как они обычно следуют за наседкой, имитируя при этом ее пове­денческие реакции. Импринтинг является врожденной формой поведения - это безусловный рефлекс, но раз­дражитель, вызвавший импринтинг, отличается от обыч­ных безусловных раздражителей: импринтинг может быть вызван любым зрительным раздражителем, но обя­зательно - движущимся.

Импринтинг проявляется на протяжении первого или второго дня жизни. При групповом содержании им-принтированных животных рефлекс следования за объектом, вызвавшим импринтинг, прекращается. Ха­рактерно, что явление импринтинга, не выявленное в первые дни жизни животного, может проявиться на бо­лее поздних стадиях онтогенеза. Так, горлицы, имприн-тированные при вылуплении из яиц движениями руки человека, в половозрелом возрасте пытаются спариться с ней (т.е. проявляют половое влечение) или же заботливо ухаживают за рукой человека как за своим птенцом - приносят червячков и букашек и пытаются кормить ее.

У человека, как известно, после рождения имеется достаточно длительный период беспомощности. У него отсутствует явление импринтинга, т.е. следования за дви­жущимся объектом, попавшим в поле зрения при рожде­нии, не наблюдается. Но известный факт возможного проявления импринтинга в поздние периоды онтогенеза заставляет проявлять осторожность к выбору раздражи­телей, воздействующих на организм ребенка в первые часы или дни после его рождения. Например, имеются данные о том, что лишение новорожденного на несколь­ко часов контакта с матерью, впоследствии у взрослого приводит к выраженным нарушениям психики - форми­рованию чувства неуверенности в себе, незащищенности, навязчивых состояний страха (фобии).

Таким образом, импринтинг - это комплекс поведен­ческих адаптации новорожденного животного, которые обеспечивают привычную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального пе­риода, позволяя реализовать новорожденному уже сфор­мированные механизмы восприятия и реагирования.

Для изучения импринтинга применяется специальная установка, в которой перемещается фигура искусственной матери. В данной установке проверяется сохранение при­обретенного опыта по реакции следования утенка, напри­мер, за муляжом взрослой утки. В таких опытах было показано, что для выработки предпочтения длительность экспозиции объекта оказывается несущественной. Это оз­начает, что возникающие при импринтинге связи шире, чем реакции следования, которые изучал К. Лоренц. От­сюда становится понятным запоминание животными мест­ности, положения норы, гнезда и других жизненно важ­ных ориентиров. Спорным является вопрос о продолжи­тельности критического периода импринтирования и о факторах, его определяющих. Если расширяется спектр воздействующих на организм раздражений и возрастает вероятностный характер появления той или иной жиз­ненной ситуации, то увеличивается уровень тревожности организма. Одной из основных функций импринтинга яв­ляется установление контакта молодых особей с родите­лями и сородичами, то есть установление социальных от­ношений между молодыми и другими представителями вида. Период первичной социализации у незрело рожда­ющихся животных накладывает отпечаток на всю после­дующую жизнедеятельность.

В самостоятельную категорию явлений запечатления, по К. Лоренцу, относится «половое импринтирование», которое заключается в том, что самец птицы, воспитан­ный среди особей другого вида, став взрослым, предпо­читает в качестве половых партнеров только самок этого вида, а не своего собственного. Усыновленные самцы иг­норируют самку собственного вида и ухаживают за сам­кой, принадлежащей виду его приемных родителей.

Импринтинг возникает задолго до созревания соот­ветствующего поведения, что подтверждается следующим наблюдением — проигрывание песни молодым птицам влияет на песню, которую они будут петь спустя месяцы, когда достигнут половой зрелости. Таким образом, имп­ринтинг может служить примером долговременной образ­ной памяти (И.С. Бериташвили), возникающей без биоло­гического подкрепления после одноразового воздействия раздражителя. В проявлениях импринтинга используется взаимодействие индивидуального опыта и врожденных свойств молодого организма к быстрой фиксации его в механизмах памяти. Исследование нейробиологических механизмов импринтирования, как одной из форм памя­ти, еще только начинается (Г. Хорн, 1988).

Неосознаваемая, или бессознательная, память челове­ка. До недавнего времени даже постановка вопроса о су­ществовании бессознательной памяти (как и о бессозна­тельной психической деятельности) человека считалась аб­сурдом. В настоящее время принято считать, что наряду с хранящейся в памяти информацией, которую мы можем охарактеризовать словом, в недрах мозга находится ог­ромное количество информации, которая в обычных условиях не может быть вербализована. Однако эта па­мять легко извлекается из памяти при электрическом раздражении отдельных участков коры полушарий голов­ного мозга, а также при нарушении сознания или в усло­виях применения гипноза.

Так, У. Пенфильд впервые показал, что при раздра­жении электрическим током отдельных участков коры больших полушарий головного мозга испытуемый извле­кает из памяти и очень красочно и точно описывает со­бытия весьма отдаленного времени. Он безошибочно на­зывает имена людей, вступавших с ним в контакт, опи­сывает мельчайшие элементы их одежды, особенности места встречи, что не представлялось возможным в обычных условиях.

Документально засвидетельствован факт, что безгра­мотная девушка, прислуга богослова, изучавшего древние мертвые языки, находясь в бессознательном состоянии, во время горячки безошибочно воспроизводила длинные тексты древних рукописей, которые когда-то вслух при ней читал богослов. Естественно, девушка не понимала смысла ни одного произносимого ею слова.

Стал хрестоматийным пример извлечения информа­ции из памяти под гипнозом: 60-летний каменщик, пост­роивший на протяжении тридцатилетней трудовой дея­тельности не один десяток домов, под гипнозом точно описывал укладку кирпичей с характерными трещинами или изломами в каждый этаж построенного дома.

Считается, что мы не можем вспомнить события на­шего далекого детства в силу того, что строение нашего мозга в то время резко отличалось от строения мозга взрослого человека. Но под гипнозом, подчиняясь раппор­там гипнотизера, мы легко воспроизводим поведенческие реакции далекого детства, например, поведение и речь в трехлетнем возрасте. Если человеку внушить, что ему все­го 10 дней, то он воспроизводит типичные рефлекторные акты периода новорожденности, например, у него сужива­ются глазные щели, возникает рассогласованность движе­ний глазных яблок - один глаз может двигаться в одном направлении, второй - в противоположную сторону.

Приведенные примеры проявления бессознательной па­мяти позволяют считать, что человек запечатлевает и хранит в памяти информацию о практически всех раздражителях, которые воздействовали на него на протяжении всей жиз­ни. Но в обычных условиях человек не способен самостоя­тельно извлечь всю имеющуюся в мозге информацию.

Находящаяся в бессознательной памяти информация не лежит мертвым бесполезным грузом - она активно используется для нашей бессознательной ориентации на местности, для формирования сновидений в стадии быст­рого сна. Таким образом, она применяется для активного поиска выхода из тупиковых для сознания ситуаций. Кроме того, бессознательная память - основа творческих озарений, или инсайта.

Очень часто с помощью сознания человек не может воспринять воздействие на организм раздражителей подпороговой силы, но сам факт такого воздействия откладывается в бессознательной памяти и существенным обра­зом влияет на поведенческие реакции. Например, если в киноленту художественного фильма включить единичные кадры, рекламирующие товар, а затем показать такой фильм зрителям, то редкие, мгновенно исчезающие с эк­рана кадры рекламы не будут замечены ни одним из си­дящих в кинозале, но после фильма большинство зрите­лей обязательно будут искать и приобретать рек­ламируемый товар. Характерно, что для бессознательно организуемых форм деятельности присущ очень жесткий консерватизм. Например, при выработке условных реф­лексов путем подкрепления неосознаваемого стимула дос­тигается формирование условнорефлекторных связей, не поддающихся тормозному воздействию диазепама, кото­рый очень легко угнетает проявление условных рефлек­сов, выработанных в обычных ситуациях, при которых условный и подкрепляющий его безусловный раздражи­тели в равной мере осознавались человеком.

Осознаваемая, или сознательная, память и ее разно­видности (двигательная, образная, эйдетическая, логичес­кая, эмоциональная). Косознаваемой (сознательной) па­мяти, относится память, которая может быть охарактери­зована словом или выявлена путем совершения человеком какого-либо осознаваемого поведенческого акта.

Выделяют четыре вида сознательной памяти: двигатель­ную, связанную с запоминанием и воспроизведением движе­ний; образную, сферой которой является запоминание чув­ственных образов предметов, явлений и их свойств; словес­но-логическую, характерную только для человека, связан­ную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыс­лей, понятий, умозаключений и т.д. (этот вид памяти непос­редственно связан с обучением); эмоциональную память, от­ветственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Образная, или модально-специфическая, память про­является формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его не­рвной модели. Образная память связана с функциониро­ванием анализаторов - зрительного, слухового, вестибу­лярного, двигательного, тактильного, болевого, темпера­турного, обонятельного и вкусового. Поэтому можно го­ворить о памяти зрительной, слуховой и так далее. Уро­вень развития этих видов памяти у разных людей разли­чен, что, вероятно, связано с индивидуальными особенно­стями анализаторных систем, а также с профессиональ­ной деятельностью человека. С другой стороны, именно хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством. Например, у художников особенно развита зрительная память, у му­зыканта - слуховая. И. Моцарт, С. Рахманинов, С. Та­неев и другие выдающиеся композиторы и музыканты обладали способностью запоминать после первого прос­лушивания музыкальные произведения разной степени сложности. Слуховая память хорошо развита и у поли­глотов. Вкусовая и обонятельная память слабо развиты у большинства людей, но у ряда лиц данные формы памя­ти развиты настолько сильно, что позволяют им произво­дить дегустацию вин, табачных и парфюмерных изделий. У скульпторов обычно хорошо развита тактильная па­мять. Этот же вид модально-специфической памяти раз­вит и у слепых людей, чем достигается определенная компенсация в получении информации о внешнем мире при недеятельном органе зрения.

Так называемая моторная, или двигательная, память составляет основу разнообразных двигательных навыков - танца, катания на велосипеде и коньках, ходьбы, бега. Частным случаем образной, или модально-специфи­ческой, памяти является эйдетическая, или фотографичес­кая, память. Она проявляется в том, что отдельные люди обладают способностью мгновенного запечатления всех характеристик раздражителя, как бы сложен и многогра­нен он не был. И в нужный момент человек, обладаю­щий эйдетической памятью, способен воспроизвести во всех деталях ранее виденные предметы, картину, страни­цу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обыч­ных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологи­ческую основу эйдетических образов составляет остаточ­ное возбуждение зрительного анализатора. В качестве примера приведем описание известных путешественников И. Ганзелки и М. Зигмонда. В книге «Африка грез и действительности» они писали, что африканские пастухи, пасущие тысячные стада овец, мгновенно отмечают исчез­новение из стада отдельной овцы или ягненка.

Эйдетизм чаще всего встречается у детей дошкольного возраста. Затем по мере взросления это явление постепен­но исчезает и остается у 2-7% людей, достигших взросло­го состояния. Эйдетизм, главным образом, характерен для людей искусства, а также для лиц, испытывающих по тем или иным причинам душевный дискомфорт или имеющих патологию ЦНС.

Синестезии при образной памяти. Разделение образ­ной, или модально-специфической памяти на отдельные ее варианты во многом условно, так как человек получа­ет наиболее полное представление о свойствах раздражи­теля, используя одновременно многие анализаторы. По­этому у ряда лиц возможно отложение в памяти и впос­ледствии проявление смешанных по отношению к конк­ретным раздражителям представлений. Музыканты, на­пример, могут воспринимать музыкальную фразу не толь­ко как совокупность звуковых волн, но и как зри­тельный образ. Известно, что композитор А.Н. Скрябин видел цвет нот звуковой гаммы. Такая способность со­здания смешанных представлений о раздражителе называ­ется синестезией. У некоторых лиц она может достигать чрезвычайно сильной выраженности, что существенно рас­ширяет границы и объемы памяти и облегчает извлечение хранящейся в памяти информации. Так, известный синес-тетик СВ. Шерешевский, по описанию А.Р. Лурии в «Маленькой книге о большой памяти», обладал практи­чески необъятной слуховой памятью, он воспринимал словесные и цифровые сигналы как звуковые волны, ок­рашенные в различные цвета. Он говорил о желто-рас­сыпчатом голосе, он ощущал вкус слов и их цвет. Типич­но описание Шерешевским забора около одной дачи, у которой он был много лет тому назад: «Я не могу его спутать ни с чем - он такой зеленый-зеленый, такой кисло-соленый и так пронзительно пищит».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.