КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V.Общая характеристика памяти человека 1 страница
Память следует рассматривать как непременный атрибут жизни. Жизнь не могла бы возникнуть и развиваться на Земле, если бы живое не обладало способностью запоминать свою собственную структуру и воспроизводить подобные структуры в будущих поколениях, если бы живое не было способно совершать обменные процессы по определенным закрепленным схемам, не могло бы, накапливая, храня и используя опыт, адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Память - (по гречески - мнеме; отсутствие или нарушение памяти - амнезия) пронизывает и определяет собой всю деятельность человека, что было понято очень давно. Так, у древних греков наиболее почитаемой богиней была Мнемосина - богиня памяти. Древние прекрасно осознавали, что никакая деятельность человека не может быть осуществлена без памяти, и они в своих мифах распространили влияние Мнемосины на все сферы деятельности вольного человека, сделав ее матерью нескольких муз, каждая из которых была покровительницей определенной формы науки или искусства. Так, например, Евтерна была музой лирической поэзии, Клио - музой истории, Терпсихора - музой танца, Талия - музой комедии, Мельпомена - музой трагедии, Эрато - любовной поэзии, Урания - астрономии, Каллипса - эпоса. Классификация видов памяти. Единой общепринятой классификации памяти до настоящего времени нет. На основании имеющихся данных литературы предлагаем использовать следующую классификацию. 1. Генетическая память (наследственность), в том числе эпигенетическая. 2. Иммунологическая память (память лимфоцитов и других клеток крови) - врожденная; приобретенная (пассивная и активная). 3. Нервная, или нейрологическая, память.
3.1. Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая; например, безусловные рефлексы и инстинкты). 3.2. Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая), в том числе 3.2.1. Элементарные виды памяти и научения (привыкание, сенситизация, временная связь, или условный рефлекс, или условнорефлектор-ная память). 3.2.2. Сложные виды памяти: неосознаваемая, или бессознательная, память (включая импринтинг); осознаваемая, или сознательная, память (непроизвольная и произвольная), в том числе такие виды специфической памяти как двигательная, образная, или модально-специфическая (зрительная, в частности эйдетическая, или фотографическая, слуховая, обонятельная, вкусовая); логическая (словесно-логическая, семантическая), в том числе механическая («зубрежка»); эмоциональная; процедурная, декларативная. 3.3. Виды нейрологической памяти в зависимости от ее временной организации: - иконическая (сенсорная) - кратковременная (краткосрочная, оперативная, рабочая) - долговременная (долгосрочная, декларативная, пропозиционная, вторичная, или семантическая). 3.4. Виды нейрологической памяти в зависимости от доступности энграмм для воспроизведения: - пассивная память (недоступная для воспроизведения) - активная память (доступная для воспроизведения) Генетическая память. Под генетической памятью понимают всю информацию, получаемую организмом при его зачатии. На молекулах ДНК в хромосомах в виде генного кода записана вся информация о строении конкретного организма и о его функционировании по генетически определенной программе. Эпигенетическая память. Это вариант генетической памяти. Она представляет собой память поколений клеток специализированных тканей высших животных. Эпигенетическая память возникает в эмбриогенезе посредством блокирования в геноме ряда определенных генов, что обеспечивает формирование и последующее существование тканей организма как специализированных в морфофункциональном отношении структур. Эпигенетическая память существует в пределах клеток данной ткани и передается от поколения к поколению клеток в процессе митотического деления.
Но генетическая память представляет собой не только информацию, необходимую для формирования структур человеческого организма, но и информацию, используемую для функционирования организма по генетически закрепленным программам безусловных рефлексов. Возможность осуществления безусловнорефлекторной деятельности основывается на том, что в эмбриогенезе в пределах центральной нервной системы создаются сложные сети связанных между собой нервных центров. Они функционируют при воздействии на организм безусловных раздражителей. Каждый из безусловных раздражителей, воздействуя на строго определенный рецепторный аппарат, обуславливает формирование определенной ответной реакции. Например, при механическом раздражении слизистой оболочки рта и губ грудного ребенка проявляется сосательный рефлекс, при световом воздействии на рецепторный аппарат глаза - зрачковый рефлекс. Иммунологическая память. Различают врожденную (видовую) и приобретенную (индивидуальную) иммунологическую память. В свою очередь, приобретенная иммунологическая память бывает пассивной (например, ее можно передать от матери к ребенку при грудном вскармливании или за счет введения иммунных сывороток) и активной (в этом случае организм приобретает способность самостоятельно вырабатывать антитела в ответ на чужеродные антигены). Иммунологическая память (врожденная и приобретенная) формируется клетками иммунной системы - В-лимфоцитами, которые при встрече с проникшим во внутреннюю среду организма чужеродным антигеном приобретают информацию об его строении и отвечают на внедрение пришельца выработкой специфических антител. Антитела представляют собой белковые комплексы, обладающие способностью связываться с антигеном по принципу «замка и ключа». В результате реакции «антиген + антитело» может происходить выпадение антигена в осадок (преципитация), склеивание частиц антигена (агглютинация), лизис или нейтрализация его токсических свойств. После ликвидации антигена в отдельных лимфоцитах или в их потомках (клоновые клетки) сохраняется (иногда пожизненно) информация о встрече с конкретным антигеном. При повторном введении аналогичного антигена во внутреннюю среду организма клоновые В-лимфоциты размножаются и очень быстро вырабатывают требуемое количество специфических антител. По отношению к возбудителям инфекционных заболеваний этим достигается возможность исключения повторного развития данного инфекционного процесса, например, кори. Передача приобретенной в онтогенезе иммунологической памяти по наследству невозможна. Кроме того, иммунологической памятью обладают и Т- лимфоциты, которые способны узнавать «чужеродные» клетки и элиминировать их из организма. Способность Т- лимфоцитов отличать собственные клетки организма от чужеродных приобретается во внутриутробном периоде. Нарушение этой функции (иммунологическая амнезия) приводит к развитию опухолевого процесса.
1.Нервная или нейрологическая память Нервная память - это память, обеспечиваемая центральной нервной системой. В физиологии рассматривается именно этот вид памяти, поэтому обычно употребляется термин «память» без указания на ее природу. Хотя роль памяти в организации деятельности человека понятна была давно, но и до настоящего времени не существует точного определения этого явления, которое И.М. Сеченов назвал «едва ли не самым великим чудом животной и, особенно, человеческой организации». Определения термина «память». Одно из первых научных определений памяти принадлежит известному немецкому физиологу Л. Герману: память - это сохранение следа от действия того или иного раздражителя после того, как его действие уже прекратилось. Но такое определение не отражает различия памяти живых и неживых природных систем. Ведь камень после сильного удара по нему молотком будет хранить след от этого удара в виде трещины, царапины.
Выдающийся отечественный физиолог А.А.Ухтомский полагал, что память - это «непрестанно возрастающая совокупность следов от пройденного, определяющая поведение в наступающем настоящем». Отсюда, память - это хранящийся в организме объем информации о прошлом опыте, который может быть использован при организации сегодняшней деятельности биологической особи. Согласно представлениям И.П. Ашмарина, память можно определить как способность живых существ (или их популяций), воспринимая воздействия извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры. Иначе говоря, память - это способность или свойство организма воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Согласно Т.Н. Греченко, память - это сохранение модификации поведения, которая вызвана научением. Таким образом, память - это свойство нервной системы воспринимать информацию о раздражителе, хранить и воспроизводить ее. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру. Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти. Энграмма, или следы памяти. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм, т.е. следов памяти. Термин «энграмма» предложен зоологом Дж. Янгом в 50-х гг. По современным представлениям, энграмма представляет собой след памяти, сформированный в результате научения. При этом описание энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам: по динамике развития процессов, приводящих к становлению следа; по параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизведению; по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе ее создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе - оценивает степень ее готовности к воспроизведению, а третье - анализирует нейронные и молекулярные механизмы памяти. Врожденная и приобретенная память. Нейрологическую память принято разделять на врожденную и приобретаемую память. Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая) нейрологическая памятьпредставляет собой многовековой опыт поколений, передаваемый по наследству в виде множества безусловных рефлексов и инстинктов. Вся информация об межнейронных контактах хранится в геноме зиготы и по мере внутриутробного и внеутробного развития она реализуется в виде дуг безусловных рефлексов и комплексов последовательных действий, т.е. инстинктов. Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая) память представляет собой тот вид памяти, который и составляет основной предмет изучения в физиологии. Именно на основании нейрологической памяти (главным образом, индивидуальной) осуществляется адаптационная деятельность человека и животных - накапливая в памяти информацию о прошлом воздействии факторов внешней среды и сопоставляя ее с характеристиками раздражителей, воздействующих на организм в данный момент, выбирается целесообразный в конкретной обстановке поведенческий акт. На основании нейрологической памяти возможна психическая деятельность человека - речь, мышление, сознание человека. Приобретенная память имеет элементарные и сложные виды. Элементарные виды приобретенной памяти. Элементарные, или простые, виды памяти являются простейшими формами фенотипической (приобретаемой) памяти. К ним относятся привыкание, сенситизация, а также условный рефлекс, или условнорефлекторная память. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация - это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Условнорефлекторная память. Согласно И.П. Павлову, условный рефлекс (т.е. проявление сформированной в процессе индивидуального развития ассоциативной связи между двумя участками мозга) представляет собой основу запоминания. Выделение данной формы памяти в самостоятельную категорию обусловлено механизмом становления условнорефлекторных связей. При выработке условного рефлекса необходимо сохранение в памяти следа от воздействия на организм условного раздражителя до момента его подкрепления безусловным раздражителем. Очаг возбуждения от воздействия безусловного раздражителя является доминантным, он обладает способностью к суммации возбуждения и к нему, по образному выражению А.А. Ухтомского, «пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, что обогащает опыт». Замыкание или закрепление условнорефлекторной связи между указанными очагами возбуждения в коре головного мозга достигается в момент исчезновения доминанты, или, иными словами, в момент удовлетворения потребности. Такой механизм является универсальным как для выработки и закрепления любого двигательного условного рефлекса, так и для закрепления в памяти информации, а также для осуществления практически всех форм психической деятельности человека. В целом, условнорефлекторная память является связующим звеном между простыми и сложными видами памяти. 2.Сложные виды памяти Все виды сложной памяти можно разделить на неосознаваемую память, включая импринтинг, и осознаваемую (сознательную) память. Среди форм сознательной памяти выделяют непроизвольную, а также произвольную память. В том и другом случае выделяют зрительную, в том числе эйдетическую, или фотографическую, слуховую, обонятельную, вкусовую, двигательную, логическую, или словесно-логическую, или семантическую, эмоциональную память, а также процедурную и декларативную память. Рассмотрим подробнее все варианты сложных видов нейрологической памяти Импринтинг. Он представляет собой запечатление первых (в период рождения) раздражителей, на базе чего формируется сложное поведение, в основе которого лежит комплекс безусловных рефлексов. Явление импринтинга было детально описано известным этологом К. Лоренцом в 1937. Он считал, что молодые птицы узнают взрослых членов своего вида не инстинктивно, а с помощью импринтирования. Это выполняется на основе врожденной способности следовать за движущимся объектом, который попадает в их поле зрения сразу после вылуп-ления из яйца. По К. Лоренцу, импринтинг характеризуется четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограниченному (критическому) периоду жизни; 2) он необратим, т.е. возникнув в критический период жизни, он не уничтожается последующим жизненным опытом, а сохраняется всю жизнь; 3) уникальность импринтинга определяется тем, что он происходит в тот период, когда соответствующее поведение еще не развито; 4) при проявлении импринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта. Импринтинг наблюдается у некоторых птиц (куры, утки) и млекопитающих, например, у коз, детеныши которых с первых дней своего существования обладают способностью к самостоятельному передвижению. Импринтинг проявляется в том, что вылупившиеся из яиц цыплята начинают следовать за первым попавшим в их поле зрения движущимся предметом - палкой, коляской, человеком. Это происходит точно так, как они обычно следуют за наседкой, имитируя при этом ее поведенческие реакции. Импринтинг является врожденной формой поведения - это безусловный рефлекс, но раздражитель, вызвавший импринтинг, отличается от обычных безусловных раздражителей: импринтинг может быть вызван любым зрительным раздражителем, но обязательно - движущимся. Импринтинг проявляется на протяжении первого или второго дня жизни. При групповом содержании им-принтированных животных рефлекс следования за объектом, вызвавшим импринтинг, прекращается. Характерно, что явление импринтинга, не выявленное в первые дни жизни животного, может проявиться на более поздних стадиях онтогенеза. Так, горлицы, имприн-тированные при вылуплении из яиц движениями руки человека, в половозрелом возрасте пытаются спариться с ней (т.е. проявляют половое влечение) или же заботливо ухаживают за рукой человека как за своим птенцом - приносят червячков и букашек и пытаются кормить ее. У человека, как известно, после рождения имеется достаточно длительный период беспомощности. У него отсутствует явление импринтинга, т.е. следования за движущимся объектом, попавшим в поле зрения при рождении, не наблюдается. Но известный факт возможного проявления импринтинга в поздние периоды онтогенеза заставляет проявлять осторожность к выбору раздражителей, воздействующих на организм ребенка в первые часы или дни после его рождения. Например, имеются данные о том, что лишение новорожденного на несколько часов контакта с матерью, впоследствии у взрослого приводит к выраженным нарушениям психики - формированию чувства неуверенности в себе, незащищенности, навязчивых состояний страха (фобии). Таким образом, импринтинг - это комплекс поведенческих адаптации новорожденного животного, которые обеспечивают привычную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования. Для изучения импринтинга применяется специальная установка, в которой перемещается фигура искусственной матери. В данной установке проверяется сохранение приобретенного опыта по реакции следования утенка, например, за муляжом взрослой утки. В таких опытах было показано, что для выработки предпочтения длительность экспозиции объекта оказывается несущественной. Это означает, что возникающие при импринтинге связи шире, чем реакции следования, которые изучал К. Лоренц. Отсюда становится понятным запоминание животными местности, положения норы, гнезда и других жизненно важных ориентиров. Спорным является вопрос о продолжительности критического периода импринтирования и о факторах, его определяющих. Если расширяется спектр воздействующих на организм раздражений и возрастает вероятностный характер появления той или иной жизненной ситуации, то увеличивается уровень тревожности организма. Одной из основных функций импринтинга является установление контакта молодых особей с родителями и сородичами, то есть установление социальных отношений между молодыми и другими представителями вида. Период первичной социализации у незрело рождающихся животных накладывает отпечаток на всю последующую жизнедеятельность. В самостоятельную категорию явлений запечатления, по К. Лоренцу, относится «половое импринтирование», которое заключается в том, что самец птицы, воспитанный среди особей другого вида, став взрослым, предпочитает в качестве половых партнеров только самок этого вида, а не своего собственного. Усыновленные самцы игнорируют самку собственного вида и ухаживают за самкой, принадлежащей виду его приемных родителей. Импринтинг возникает задолго до созревания соответствующего поведения, что подтверждается следующим наблюдением — проигрывание песни молодым птицам влияет на песню, которую они будут петь спустя месяцы, когда достигнут половой зрелости. Таким образом, импринтинг может служить примером долговременной образной памяти (И.С. Бериташвили), возникающей без биологического подкрепления после одноразового воздействия раздражителя. В проявлениях импринтинга используется взаимодействие индивидуального опыта и врожденных свойств молодого организма к быстрой фиксации его в механизмах памяти. Исследование нейробиологических механизмов импринтирования, как одной из форм памяти, еще только начинается (Г. Хорн, 1988). Неосознаваемая, или бессознательная, память человека. До недавнего времени даже постановка вопроса о существовании бессознательной памяти (как и о бессознательной психической деятельности) человека считалась абсурдом. В настоящее время принято считать, что наряду с хранящейся в памяти информацией, которую мы можем охарактеризовать словом, в недрах мозга находится огромное количество информации, которая в обычных условиях не может быть вербализована. Однако эта память легко извлекается из памяти при электрическом раздражении отдельных участков коры полушарий головного мозга, а также при нарушении сознания или в условиях применения гипноза. Так, У. Пенфильд впервые показал, что при раздражении электрическим током отдельных участков коры больших полушарий головного мозга испытуемый извлекает из памяти и очень красочно и точно описывает события весьма отдаленного времени. Он безошибочно называет имена людей, вступавших с ним в контакт, описывает мельчайшие элементы их одежды, особенности места встречи, что не представлялось возможным в обычных условиях. Документально засвидетельствован факт, что безграмотная девушка, прислуга богослова, изучавшего древние мертвые языки, находясь в бессознательном состоянии, во время горячки безошибочно воспроизводила длинные тексты древних рукописей, которые когда-то вслух при ней читал богослов. Естественно, девушка не понимала смысла ни одного произносимого ею слова. Стал хрестоматийным пример извлечения информации из памяти под гипнозом: 60-летний каменщик, построивший на протяжении тридцатилетней трудовой деятельности не один десяток домов, под гипнозом точно описывал укладку кирпичей с характерными трещинами или изломами в каждый этаж построенного дома. Считается, что мы не можем вспомнить события нашего далекого детства в силу того, что строение нашего мозга в то время резко отличалось от строения мозга взрослого человека. Но под гипнозом, подчиняясь раппортам гипнотизера, мы легко воспроизводим поведенческие реакции далекого детства, например, поведение и речь в трехлетнем возрасте. Если человеку внушить, что ему всего 10 дней, то он воспроизводит типичные рефлекторные акты периода новорожденности, например, у него суживаются глазные щели, возникает рассогласованность движений глазных яблок - один глаз может двигаться в одном направлении, второй - в противоположную сторону. Приведенные примеры проявления бессознательной памяти позволяют считать, что человек запечатлевает и хранит в памяти информацию о практически всех раздражителях, которые воздействовали на него на протяжении всей жизни. Но в обычных условиях человек не способен самостоятельно извлечь всю имеющуюся в мозге информацию. Находящаяся в бессознательной памяти информация не лежит мертвым бесполезным грузом - она активно используется для нашей бессознательной ориентации на местности, для формирования сновидений в стадии быстрого сна. Таким образом, она применяется для активного поиска выхода из тупиковых для сознания ситуаций. Кроме того, бессознательная память - основа творческих озарений, или инсайта. Очень часто с помощью сознания человек не может воспринять воздействие на организм раздражителей подпороговой силы, но сам факт такого воздействия откладывается в бессознательной памяти и существенным образом влияет на поведенческие реакции. Например, если в киноленту художественного фильма включить единичные кадры, рекламирующие товар, а затем показать такой фильм зрителям, то редкие, мгновенно исчезающие с экрана кадры рекламы не будут замечены ни одним из сидящих в кинозале, но после фильма большинство зрителей обязательно будут искать и приобретать рекламируемый товар. Характерно, что для бессознательно организуемых форм деятельности присущ очень жесткий консерватизм. Например, при выработке условных рефлексов путем подкрепления неосознаваемого стимула достигается формирование условнорефлекторных связей, не поддающихся тормозному воздействию диазепама, который очень легко угнетает проявление условных рефлексов, выработанных в обычных ситуациях, при которых условный и подкрепляющий его безусловный раздражители в равной мере осознавались человеком. Осознаваемая, или сознательная, память и ее разновидности (двигательная, образная, эйдетическая, логическая, эмоциональная). Косознаваемой (сознательной) памяти, относится память, которая может быть охарактеризована словом или выявлена путем совершения человеком какого-либо осознаваемого поведенческого акта. Выделяют четыре вида сознательной памяти: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств; словесно-логическую, характерную только для человека, связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д. (этот вид памяти непосредственно связан с обучением); эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Образная, или модально-специфическая, память проявляется формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Образная память связана с функционированием анализаторов - зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, тактильного, болевого, температурного, обонятельного и вкусового. Поэтому можно говорить о памяти зрительной, слуховой и так далее. Уровень развития этих видов памяти у разных людей различен, что, вероятно, связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем, а также с профессиональной деятельностью человека. С другой стороны, именно хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством. Например, у художников особенно развита зрительная память, у музыканта - слуховая. И. Моцарт, С. Рахманинов, С. Танеев и другие выдающиеся композиторы и музыканты обладали способностью запоминать после первого прослушивания музыкальные произведения разной степени сложности. Слуховая память хорошо развита и у полиглотов. Вкусовая и обонятельная память слабо развиты у большинства людей, но у ряда лиц данные формы памяти развиты настолько сильно, что позволяют им производить дегустацию вин, табачных и парфюмерных изделий. У скульпторов обычно хорошо развита тактильная память. Этот же вид модально-специфической памяти развит и у слепых людей, чем достигается определенная компенсация в получении информации о внешнем мире при недеятельном органе зрения. Так называемая моторная, или двигательная, память составляет основу разнообразных двигательных навыков - танца, катания на велосипеде и коньках, ходьбы, бега. Частным случаем образной, или модально-специфической, памяти является эйдетическая, или фотографическая, память. Она проявляется в том, что отдельные люди обладают способностью мгновенного запечатления всех характеристик раздражителя, как бы сложен и многогранен он не был. И в нужный момент человек, обладающий эйдетической памятью, способен воспроизвести во всех деталях ранее виденные предметы, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. В качестве примера приведем описание известных путешественников И. Ганзелки и М. Зигмонда. В книге «Африка грез и действительности» они писали, что африканские пастухи, пасущие тысячные стада овец, мгновенно отмечают исчезновение из стада отдельной овцы или ягненка. Эйдетизм чаще всего встречается у детей дошкольного возраста. Затем по мере взросления это явление постепенно исчезает и остается у 2-7% людей, достигших взрослого состояния. Эйдетизм, главным образом, характерен для людей искусства, а также для лиц, испытывающих по тем или иным причинам душевный дискомфорт или имеющих патологию ЦНС. Синестезии при образной памяти. Разделение образной, или модально-специфической памяти на отдельные ее варианты во многом условно, так как человек получает наиболее полное представление о свойствах раздражителя, используя одновременно многие анализаторы. Поэтому у ряда лиц возможно отложение в памяти и впоследствии проявление смешанных по отношению к конкретным раздражителям представлений. Музыканты, например, могут воспринимать музыкальную фразу не только как совокупность звуковых волн, но и как зрительный образ. Известно, что композитор А.Н. Скрябин видел цвет нот звуковой гаммы. Такая способность создания смешанных представлений о раздражителе называется синестезией. У некоторых лиц она может достигать чрезвычайно сильной выраженности, что существенно расширяет границы и объемы памяти и облегчает извлечение хранящейся в памяти информации. Так, известный синес-тетик СВ. Шерешевский, по описанию А.Р. Лурии в «Маленькой книге о большой памяти», обладал практически необъятной слуховой памятью, он воспринимал словесные и цифровые сигналы как звуковые волны, окрашенные в различные цвета. Он говорил о желто-рассыпчатом голосе, он ощущал вкус слов и их цвет. Типично описание Шерешевским забора около одной дачи, у которой он был много лет тому назад: «Я не могу его спутать ни с чем - он такой зеленый-зеленый, такой кисло-соленый и так пронзительно пищит».
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |