КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V.Общая характеристика памяти человека 3 страница
Показано, что длительность циркуляции зависит от биологической важности и новизны информации: новая и важная информация быстрее переходит в долгосрочную память, чем известная информация, и для этого требуется меньше времени на циркуляцию (примерно 15 минут). Оценка новизны информации осуществляется с участием нейронов «новизны», локализованных в гиппокампе и других структурах лимбической системы. При длительном прохождении одной и той же нервной импульсации через синапсы, формирующие замкнутый контур нейронов, происходят специфические для данной импульсации изменения функциональных характеристик синаптических мембран и их структуры. Все это служит основой для перевода информации о раздражителе из памяти кратковременной в память долговременную. Доказательством того, что к чисто электрическому процессу реверберации добавляются какие-то специфические изменения биохимических (синтетических процессов) в нейронах, является то, что кратковременная память нарушается в присутствии блокаторов передачи нервной импульсации через синапсы, так и частично, в присутствии блокаторов синтеза белка. Так, уабаин, блокирующий деятельность натрий-калиевой АТФ-азы, приводит к полной утрате кратковременной памяти; ингибитор синтеза белка - пуромицин - частично угнетает краткосрочную память. Доказательством реверберации как основы краткосрочной памяти являются клинические и экспериментальные данные о ретроградной амнезии: при сотрясении мозга и при электрошоке, в результате которых нарушается циркуляция нервных импульсов, из памяти выпадают события, непосредственно предшествующие травме. В рамках реверберационной теории краткосрочной памяти А.С. Батуев предложил гипотезу о двух нейронных системах, обеспечивающих оперативную память. Одна система, включающая в себя нейроны «памяти», работает на эстафетно-реверберационном принципе передачи информации. В этом случае отдельные группы нейронов памяти вовлекаются друг за другом, представляя собой своеобразные «нейронные ловушки», поскольку возбуждение в них циркулирует в течение 1,5-2 секунд. Другая система обеспечивает надежность переходных процессов: переключение информации с «сенсорных» нейронов на «нейроны памяти», затем на нейроны «моторных программ» и т.д. Их взаимодействие позволяет эффективно запоминать текущую информацию. Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов. В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть. В физиологической и психологической литературе дискутируется вопрос о роли структур второй сигнальной системы в реализации краткосрочной памяти. Ряд исследователей полагает, что в пределах периода существования кратковременной памяти происходит очень важный процесс - процесс вербализации характеристик раздражителя, или, иными словами, процесс придания смыслового, словесного значения характеристикам стимула. Не исключено, что характеристики раздражителя, имеющие большую биологическую значимость для организма в данный момент, подвергаются вербализации, тогда как менее значимые характеристики стимула или же менее значимые стимулы вообще не подвергаются вербализации, а информация о них, не получая словесного определения, предается в бессознательную память. Можно полагать, что основой для такого разделения информации для ее хранения в недрах сознательной и бессознательной памяти является активное внимание человека, направленное на определенные раздражители при их воздействии на организм. Вербализация характеристик раздражителя в совокупности приводит к созданию энграммы хранящегося в памяти образа раздражителя, который может быть охарактеризован словом. Но следует отметить, что и до настоящего времени мы не можем точно определить - что же хранится в нашей памяти? Хранится ли создаваемый с помощью зрительного анализатора образ объекта внешней среды (иконический образ) и воссоздающийся с помощью слухового анализатора образ гаммы звуковых волн, исходящих от колеблющегося объекта внешней среды (иконический образ). Или же в нашей памяти сохраняются словесные характеристики образов раздражителей - энграм-мы. Мы также не знаем форм хранения отвлеченных семантических характеристик, например, понятий добра и зла, истины и ошибки, любви и ненависти и так далее. Кроме того, не ясен вопрос о формах хранения информации о вкусовых и обонятельных раздражителях. Вероятно, что в памяти хранятся какие-то обобщенные, синтезированные образы объектов внешней среды и их энграммы одновременно. Определенным подтверждением подобного взгляда является наличие образной памяти у детей первых месяцев жизни, когда деятельность второй сигнальной системы, дающей возможность строительства энграммы образа раздражителя, практически еще полностью отсутствует. Емкость кратковременной памяти невелика. Эббингауз первым показал, что при кратковременном (1 минута) предъявлении зрительных или слуховых стимулов в кратковременной памяти может находиться 7±2 бит информации, или 7±2 элемента (сейчас этот показатель известен как число Миллера). Мы запоминаем и можем относительно легко воспроизвести 7 предъявленных нам логически несвязанных между собой слов, цифр, семантических понятий. Но неоднократно подтверждаемая многими исследователями такая емкость кратковременной памяти не позволяет объяснить факты оперирования отдельными людьми огромным числом бит информации в небольших промежутках времени. Типичный пример - в 1943 году чемпион мира по шахматам А.С. Алехин был вынужден играть с офицерами гестапо сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках. 30 партий Алехин выиграл, две свел к ничьим. Достигнутый результат для чемпиона мира может казаться обыденным, но феноменальность результата этого поединка заключалась в том, что Алехин играл вслепую, не глядя на доски. В условиях постоянно меняющихся положений фигур на досках в его кратковременной памяти должны были бы храниться десятки тысяч бит информации, что никак не укладывается в рамки упомянутых ее объемов. Объяснение этому противоречию можно найти в следующем - в приведенной ситуации 1 бит информации представляет собой не какую-то одну шахматную фигуру, занимающую на доске единичную клеточку, а комплекс фигур, выполняющих единую задачу. Например, фигуры на шахматной доске могли бы быть условно объединены в ряд групп, каждая из которых представляет собой один бит информации: первая группа - свой король и атакующая его вражеская королева; вторая группа - фигуры, способствующие или противодействующие атаке; третья группа - индифферентные в данный момент фигуры. Таким образом, из всей сложности шахматной композиции выделяются только три бита информации, легко поддающиеся оперированию в пределах срока существования краткосрочной памяти. Но естественно, что способность человека к подобному укрупнению и усложнению бита информации является свидетельством незаурядного таланта и результатом длительной, настойчивой тренировки. Долгосрочная память (синоним: долговременная память). Долгосрочная память - это память на события, которые происходят и происходили в жизни человека. В этой памяти хранится все без исключения - образы, события, знания, умения, навыки. Долгосрочная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидуум. Долгосрочная память - основа условнорефлекторной деятельности. Успешность освоения учебного материала определяется объемом долгосрочной памяти и способностью к воспроизведению информации, хранящейся в этом виде памяти. Психологи подразделяют долгосрочную память на вторичную память, благодаря которой создаются длительно хранящиеся ассоциации, и на память, с участием которой формируются навыки и умения, которые никогда не забываются. Большинство известных классификаций видов памяти относится именно к памяти долгосрочной. Это в полной мере относится к таким видам памяти как произвольная и непроизвольная память, образная, условнорефлекторная (двигательная), эмоциональная (аффективная), словесно-логическая память, о чем подробно уже излагалось выше. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе долгосрочной памяти, главным образом, проводилось на примерах образования и закрепления условных рефлексов. Поэтому современное представление о долгосрочной памяти не следует рассматривать как всеобъемлющее и способное объяснить процессы длительного хранения всех видов памяти. Новые исследования показывают, что феномен долговременной памяти шире, а механизмы, включающие условнорефлекторные процессы, разнообразнее и сложнее. В любом случае для долгосрочной памяти характерны такие этапы как 1) формирование энграммы, т.е. фиксация информации; 2) сортировка и выделение новой информации; 3) долговременное хранение значимой для организма информации; 4) воспроизведение информации по мере необходимости (произвольная память) или «случайно» (непроизвольная память). Если для сенсорной и краткосрочной памяти характерны электрические процессы в коре больших полушарий, то для долгосрочной памяти - это не типично. Однако, по мнению Грея Уолтера (1964), физиологическим коррелятом долгосрочной памяти, имеющей место при выработке условного рефлекса, может служить так называемый условный медленный отрицательный потенциал, или потенциал ожидания. Гипотезы о механизмах долгосрочной (долговременной) памяти. Представления о том, что долгосрочная память должна быть структурой, то есть основываться на каких-то структурных изменениях элементов нервной системы, возникали неоднократно. Так еще Р. Декарт (1649) писал, что отложенные в памяти следы являют собой «поры мозга, которые способны открываться повторно значительно легче, чем другие». 3. Фрейд (1895) считал, что между нейронами в центральной нервной системе существуют некие барьерные структуры, которые становятся более проницаемыми при поступлении на нейрон возбуждающей нервной импульсации. По мнению С. Рамон-и-Кахаля, при образовании памяти между нейронами возникают новые, ранее не существовавшие связи. Д. Хебб (1949), который первый ввел в обиход такие понятия как краткровременная и долговременная память, поддержал мнение С. Рамон-и-Кахаля. Он указывал, что при формировании памяти не только возникают какие-то новые связи между нейронами, но происходит специфическое закрепление в памяти информации об изменении существующих связей. Согласно Д. Хеббу, кратковременная память - это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов - синапсов. Д. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторяющейся реверберацией возбуждения в замкнутых нейронных цепях. Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти. Непосредственно же основные структурные изменения, согласно Д. Хеббу, происходят в синапсах в результате процессов их роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон. Достоинство этой теории в том, что она трактует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений. Все последующие теории формирования долговременной памяти, число которых в настоящее время превышает 30, представляют собой те или иные модификации идеи Д. Хебба. Все они утверждают, что долговременная память, в отличие от сенсорной или краткосрочной, представляет собой долго хранящийся структурный процесс, а не кратковременный электрический процесс. В рамках этих концепций обсуждается два принципиальных варианта механизма долгосрочной памяти: 1) химическое вещество (молекула памяти) модулирует синаптическую передачу, т.е. в процессе запоминания меняются свойства синапсов, участвующих в реализации энграммы (синаптические теории); 2) химическое вещество модулирует свойства нейронов, например, изменяет частотные характеристики его электрической активности (нейронные, или биохимические, теории). Синаптическая теория долгосрочной памяти. Она получила свое название из-за того, что главное внимание в ней уделяется роли синапса в фиксации следа памяти. Она утверждает, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля. В частности, Г. Линч и М. Бодри (1984) предложили следующую гипотезу. Повторная импульсация в нейроне, связанная с процессом запоминания, предположительно, сопровождается увеличением концентрации кальция в постсинаптической мембране, что приводит к расщеплению одного из ее белков. В результате этого освобождаются замаскированные и ранее неактивные глутаматные рецепторы. За счет увеличения числа этих рецепторов возникает состояние повышенной проводимости синапса, которое может сохраняться до 5-6 суток. Эти процессы тесно связаны с увеличением диаметра и усилением активности так называемого аксошипикового синапса - наиболее пластичного контакта между нейронами. Одновременно с этим образуются новые шипики на дендритах, а также увеличиваются число и величина синапсов. Таким образом, экспериментально показаны морфологические изменения, сопровождающие формирование следа памяти. Биохимическая гипотеза Г. Хидена (1967) о «молекулах памяти». Эта гипотеза является одной из первых попыток объяснения перевода функциональных изменений нейрона при формировании долговременной памяти в строго определенную неирональную структуру. Согласно автору гипотезы, систематическое прохождение нервной импульсации с частотами, отражающими характеристики раздражителя, по путям реверберации, т.е. в условиях кратковременной памяти, вызывает повышенный выброс медиатора в синаптическую щель, что приводит к облегчению передачи сигнала в синапсе и, одновременно, нарушает баланс биохимических компонентов в цитоплазме постсинаптического нейрона. В результате нарушения баланса биохимических компонентов в цитоплазме постсинаптического нейрона создаются неустойчивые формы РНК как наиболее подвижного нуклеотида. Возникшая неустойчивость молекулы РНК создает возможность замены одного основания другим, более устойчивым к данному нарушению баланса веществ в цитоплазме. Как следствие такой замены создается видоизмененная система кодирования синтеза белка и вновь синтезируемый белок, отражая своим составом специфику афферентной импульсации, встраивается в постсинаптическую мембрану, представляя собой субстрат-носитель информации о раздражителе, т.е. является носителем долгосрочной памяти. Таким образом, главные этапы формирования долгосрочной памяти, по Г. Хидену, - это облегченный перенос специфической для раздражителя нервной импульсации через синапс, специфические по отношению к раздражителю изменения нуклеотидного состава РНК, синтез и встраивание в мембрану постсинаптического нейрона специфического белка. Таким образом, Г. Хиден считал, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие клетке способность резонировать в ответ на повторные действия одних и тех же раздражителей. Следовательно, по Г. Хидену, именно РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти. После работ Г. Хидена было проведено немало исследований, посвященных поиску специфических веществ, ответственных за хранение информации, т.е. «информационных молекул». Они опирались на предположение, что все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграмм можно представить в виде последовательности биохимических процессов. Экспериментальные данные многих исследователей подтверждали факт повышенного синтеза РНК и белка в постсинаптических нейронах при выработке любого нового навыка, а также факт повышенной выработки медиаторов при формировании условнорефлекторных связей между нейронами коры. Весьма веские доказательства в пользу гипотезы Г. Хидена были получены при использовании метода ингибиторного анализа. Так, было показа-, но, что актиномицин Д как ингибитор синтеза РНК и 8-азагуанин как вещество, извращающее нормальный синтез РНК, резко нарушают процессы запоминания, в то время как цитозин-арбинозид как блокатор синтеза ДНК не влияет на данный процесс. Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода. Высказывалось даже предположение, что неспособность зрелых нейронов делиться имеет своей целью предотвратить разрушение приобретенной информации, хранящейся в ДНК нейрона. Эти открытия имели большой научный и общественный резонанс. Некоторые исследователи, например, увлеклись идеей улучшения памяти путем введения этих биохимических компонентов в рацион питания. Однако если иметь в виду, что крупные молекулы такого типа распадаются в кишечнике на составляющие их аминокислоты до включения их в обмен веществ потребителя, надежных результатов здесь получить было невозможно. Транспорт молекул памяти. Другим направлением доказательства биохимической гипотезы долговременной памяти являются многочисленные попытки переноса или «транспорта памяти» от обученных животных к необученным. Методически это осуществлялось с помощью инъекций мозгового субстрата животного-донора, обученного простым навыкам, животному-реципиенту, ранее не обучавшемуся. Первые доказательства возможности транспорта «молекул памяти» были получены Д. МакКоннелом (1959, 1963), Н. Унгаром (1965, 1972) и Г. Хиденом (1967). В опытах Д. МакКоннела водяных червей - планарий, у которых клетки эпителия кишечника и нейроны нервных узлов находятся в очень тесном пространственном контакте, обучали реакциям избегания светового потока, что не присуще для обычного их поведения. После обучения черви высушивались, тела их измельчались, и полученным порошком кормили необученных данному условному рефлексу червей. Оказалось, что после такой процедуры у ранее необученных животных появлялся и стойко удерживался рефлекс избегания светового потока (как и у обученных животных). Это свидетельствовало о факте переноса хранящейся в недрах памяти информации от одного животного к другому химическим путем. Г. Хиден один из первых показал, что экстракт мозга, полученный от крыс, у которых выработан стойкий условный рефлекс, введенный необученным крысам ускорял процесс выработки нового рефлекса у реципиентов. Этот эффект объяснялся передачей РНК. В последующем было выполнено много различных экспериментов на крысах и других животных, в которых доказывалась возможность передачи памяти химическим путем. Оказалось, что, в большинстве случаев, молекулы-передатчики памяти представляли собой не РНК, а различные полипептиды, природа которых определялась видом передаваемого рефлекса. Так, у крыс, у которых был выработан рефлекс на избегание темноты, т.е. скотофобия, из мозга был выделен скотофобин - полипептид, состоящий из 15 аминокислот (Н. Унгар, 1972); при выработке рефлекса угасания реакции на резкий звук у крыс выделен аме-литин (Бурзинский, 1976), а при выработке рефлекса избегания спускания крыс с шеста - полипептид катабат-мофобин. Из мозга золотых рыбок, обученных навыку выбора предметов определенного цвета, был выделен пептид хромодиопсин, введение которого в мозг необученных рыб создавало возможность выбора ими предметов этого же цвета. В настоящее время доказана возможность передачи химическим путем памяти для осуществления многих поведенческих реакций. В частности, перенос реакций направленной пробежки крыс за водой или пищей, перенос навыков подплывания рыб к определенному месту при изменении состава воды, перенос навыков нажатия на педаль кормушек для получения корма многими видами животных, перенос инстинктивных реакций (адаптивная окраска тела рыб), перенос поведенческих реакций кладки яиц у апплизий, перенос поведенческих актов асоциального доминирования у стайных животных, перенос импринтинга. Более того, оказалось, что классический слюноотделительный рефлекс у собаки, изученный подробно И.П. Павловым, также может быть «передан» химическим путем. Передача химическим путем от животного к животному памяти о более сложных формах поведения была недавно доказана Н.П. Бехтеревой и Г.А. Вартаняном - экстракт мозга крыс с ранее поврежденным мозжечком при введении его в мозг здорового животного, вызывал присущую донору дискоординацию движений задних конечностей. Выделенный из экстракта активный продукт оказался пептидом, лишенным видовой специфичности - он вызывал подобные нарушения координации движений не только у крыс, но и у морских свинок, кошек, овец и т.д. Спинномозговая жидкость человека с односторонним повреждением спинного мозга при введении ее в мозг крыс вызвала аналогичную для человека симптоматику - нарушение тонуса и движений задних конечностей животных-реципиентов. Таким образом, представленные работы демонстрируют возможность передачи хранящейся в памяти информации от одного биологического объекта к другому химическим путем. Кодирование информации о каждом конкретном поведенческом акте, о каждом хранящемся в памяти бите информации в специфическую форму комплекса специфически измененного мембранного белка или специфического пептида, представляется теоретически возможным. Так, даже если число аминокислот в пептиде памяти будет не более 15, как у скотофобина, то и тогда число возможных комбинаций аминокислот в пептидах, то есть число возможных пептидов достигает астро-, номической величины - 3 · 1019 Итак, концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов: 1) образование в мозге при обучении новых биохимических факторов (например, «пептидов памяти»); 2) возможность передачи приобретенной информации необученному мозгу с помощью этих факторов. Гипотеза долговременной памяти Г. Л. Вартаняна. В свете химической гипотезы образования долгосрочной памяти особого внимания заслуживает гипотеза Г.А. Вартаняна (1986, 1990), согласно которой, при выработке любого нового рефлекса между нейронами возникает новая в морфологическом и функциональном отношении связь. Проходящие через вновь сформированные связи потенциалы действия, несущие в частотных характеристиках информацию о раздражителе, вызывают на постсинапти-ческой мембране состояние облегчения - постсинаптическую потенциацию. Данное состояние может удерживаться часами, вследствие чего постсинаптический нейрон будет преимущественно реагировать на специфическую для раздражителя частоту нервной импульсации. Суть возникающих изменений сводится к тому, что под влиянием нового сигнала (подкрепления) возникает химическая модуляция нейрона. Благодаря такой модуляции этот нейрон приобретает способность генерировать пачки потенциалов действия с определенными межимпульсными интервалами, которые могут усваиваться морфологически связанными с этим нейроном другими нейронами. Химическая модификация, согласно Г.А. Вартаняну, осуществляется с участием так называемой системы оценки подкрепления, где продуцируется химическое вещество (вероятнее всего, пептид). Роль такой системы, возможно, выполняют механизмы, ответственные за эмоции. При отсутствии подкрепления пептид не продуцируется, а, следовательно, и не вырабатывается условный рефлекс. В свою очередь, синтез пептида является следствием экспрессии гена. В частности, по мнению В.В. Дергачева (1977), под влиянием условного сигнала происходит снятие блока генетически запрограммированной способности образовывать пептиды-регуляторы, т.е. экспрессия соответствующего гена. По гипотезе Г.А. Вартаняна, система оценки подкрепления, по существу, дает сигнал к началу экспрессии гена и синтезу новой молекулы памяти. Итак, согласно данной гипотезе, в результате реверберации индуцируется экспрессия соответствующего гена, затем синтезируется белок, или пептид, который модулирует свойства нейрона, соединяющего условный сигнал с генетически имеющимся ансамблем нейронов, т.е. происходит закрепление новой нейронной сети. Иммунологическая гипотеза долговременной памяти И.П. Ашмарина. Она предполагает формирование структуры долговременной памяти следующим образом. Глиальные клетки центральной нервной системы вырабатывают огромное количество пептидов, отличающихся друг от друга по набору аминокислот. Данные пептиды могут включаться в специфически измененный мембранный белок по принципу совершения реакций антиген-антитело (принцип комплиментарности), чем и достигается формирование структуры, специфичной к характеристикам конкретного раздражителя. Таким образом, согласно гипотезе И.П. Ашмарина, формирование структуры бита информации в долговременной памяти, по-видимому, осуществляется следующим образом. Специфическая для раздражителя нервная импуль-сация, проходя по путям реверберации в блоках кратковременной памяти, вызывает по тем или иным причинам специфические изменения конфигурации белков постсинаптической мембраны. Данные конфигурации мембранных белков закрепляются включением в них комплиментарных пептидов, вырабатываемых клетками нейроглии. Однако безоговорочно принять эту теорию, также как и другие биохимические теории долговременной памяти не представляется возможным. Во-первых, вопреки мнению Н. Унгара, считавшего, что один пептид формирует один тип ответной реакции, исследования последних лет показали, что конкретная реакция может быть вызвана несколькими нейропептидами и, наоборот, один и тот же пептид может вызвать несколько ответных реакций. Отсюда следует, что строение единичного пептида информативной значимости не имеет и, что конкретный нейропептид может выступать в качестве только какой-то части сложного комплекса структуры долговременной памяти. Значение биохимических исследований механизмов памяти. Итак, можно заключить, что многолетние исследования механизмов научения и памяти позволили идентифицировать множество механизмов нейронной пластичности, которые, как предполагается, вносят свой вклад в разные формы обучения. Обычно в качестве основного изменения при формировании памяти рассматривают модификацию синаптических связей. Кроме того, интенсивно исследовались внутриклеточные (эндонейрональные) процессы, происходящие при закреплении энграммы. Результаты этих исследований показывают также, что в основе длительно сохраняющихся следов памяти лежат долговременные изменения хемореактивных свойств синаптических участков мембраны нейронов, включая состояние рецепторов и липидов. Получены экспериментальные доказательства, которые позволяют рассматривать длительно сохраняющиеся изменения хемочувствительных синаптических участков мембран нейронов в качестве одного из реальных механизмов, лежащих в основе сохранения энграмм. В частности, показано, что при кратковременной и долговременной памяти происходит переход липидов синаптических мембран в новое жидкокристаллическое состояние (Крепе Е.М., Ашмарин И.П., 1982). Важная роль в формировании энграммы принадлежит ионам кальция, принимающих непосредственное участие в формировании пластических реакций нейронов. В целом, многие исследователи полагают, что в ближайшем будущем на пути изучения биохимических основ памяти человечество ожидают новые яркие открытия. Критика биохимических теорий памяти. Однако идея существования биохимических факторов, способных к сохранению и переносу информации, в настоящее время многими исследователями воспринимается критически, так как считается, что она не имеет прямых фактических доказательств. Несмотря на то, что установлена существенная роль нуклеиновых кислот и белков в механизмах научения и памяти, предполагается, что принимающие участие в формировании новой ассоциативной связи РНК и белки, специфичны лишь по отношению к функциональному изменению синапсов и неспецифичны по отношению к самой информации. С другой стороны, многие ученые подчеркивают, что биохимические исследования привели к явной переоценке и автономизации клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Например, известный специалист в области памяти С. Роуз указывает, что эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены и, по-видимому, не способны ответить на вопрос о том, как мозг человека запоминает, например, сложные симфонические партитуры или извлекает из памяти данные, необходимые для разгадывания простого кроссворда. Поэтому все популярнее становится мысль о том, что для более полного знания специфики функционирования процессов памяти необходим переход на уровень сложных мозговых систем, где многие нейроны соединены между собой морфологическими и функциональными связями. Память нельзя рассматривать как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток Память существует в динамичной и относительно распределенной форме. При этом мозг действует как функциональная система, насыщенная разнообразными связями, которые лежат в основе регуляции процессов памяти.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |