КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V.Общая характеристика памяти человека 2 страница
В целом, считается, что в большинстве случаев запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связано с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память собственно и называют образной. Она гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие в себя взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий, припоминания забытого материала. Отложение характеристик раздражителя в образной памяти практически невозможно без одновременного создания эмоционального отношения человека к воспринимаемой информации: чем большая выраженность эмоционального состояния достигается при этом, тем больше образная память приближается к памяти эмоциональной. Эмоциональная память. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшего первичное возникновение такого эмоционального состояния. Эмоциональная память характеризуется высокой скоростью и прочностью. В этом, очевидно, главная причина более легкого и устойчивого запоминания человеком эмоционально окрашенных сигналов. Напротив, неинтересная информация запоминается намного труднее и быстро стирается в памяти. Эмоциональная память выделяется некоторыми исследователями в ранг самостоятельной из-за быстроты ее формирования, длительности существования и надмодальности. Для формирования эмоциональной памяти не требуется многократного воздействия раздражителя - ребенку, например, достаточно один раз соприкоснуться с огнем, чтобы на всю жизнь сохранить память о его свойствах и избегать прямого контакта с ним. Длительность существования эмоциональной памяти поистине удивительна - она приближается к незыблемости памяти генетической и неподвластна воле человека. Надмодальность эмоциональной памяти проявляется в том, что для воспроизведения ранее пережитого эмоционально окрашенного состояния, для извлечения связанной с ним информации бывает достаточно воздействия не полного раздражителя, а лишь какой-либо его части, может быть даже несущественной. Черты эмоциональной памяти - быстрота формирования, длительность существования и надмодальность - определяют очень важную ее роль в формировании поведенческих реакций организма. Например, при незаслуженно тяжелом наказании в детстве ребенок длительное время находится под его воздействием и может сохранить недоверчивость к людям и боязнь их на всю свою жизнь. Сильный испуг ребенка, например, при падении с велосипеда, может сформировать длящуюся на протяжении всей жизни неприязнь к езде на велосипеде. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы из разных отделов коры и ближайшей подкорки. Однако ряд авторов не считает возможным выделение эмоциональной памяти в самостоятельную форму, так как запоминание образов внешнего мира всегда сопровождается более или менее четко выраженной эмоционально окрашенной оценкой человеком характеристик любого раздражителя. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память. Это память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления. Она присуща только человеку. В результате развития второй сигнальной системы действительности в памяти человека хранятся не только образы объектов внешней среды, но и словесные характеристики этих образов. Этим обеспечивается словесно-логическое мышление человека и его сознание. Словесно-логическая память выделяется в самостоятельную форму на такой же основе, что и условно-рефлекторная память. При становлении этой формы памяти также происходит замыкание связи между очагами возбуждения в коре головного мозга после воздействия на организм словесного и материального раздражителей. В результате осуществления этого процесса слово приобретает смысл, становясь абстракцией реального раздражителя. В дальнейшем подобные связи возникают между очагами возбуждения в коре головного мозга при восприятии различных по смысловому значению слов, в результате чего формируются общности слов и достигается основа абстрактного, или словесно-логического, мышления человека. Рассмотрим взаимосвязь различных видов памяти. По своему проявлению все формы памяти взаимно переплетаются. Так, элементы эйдетической памяти могут проявляться во всех формах осознаваемой памяти, условнорефлекторная память является основой формирования практически всех форм памяти, эмоциональная память также пронизывает собой все формы памяти. Преимущественное проявление тех или иных форм памяти зависит от стадии онтогенеза. У новорожденных детей, например, преимущественно проявляется двигательная (моторная) память, первым признаком наличия которой служит создание динамического стереотипа сохранения выпрямленной позы ребенка. Затем начинает проявляться условнорефлекторная память с обязательной примесью компонентов эмоциональной памяти. Так, уже на второй неделе жизни ребенка возможна выработка условных пищевых рефлексов на положение тела при кормлении, но малыш, однажды вкусивший горький вкус сосков груди курящей матери, может полностью отказаться от последующих кормлений грудью. Далее начинает проявляться образная память с ее эйдетическим компонентом - мгновенное узнавание материнского лица, тембра ее голоса, запаха ее тела. С началом овладения речью формируется функциональная асимметрия мозга, в результате чего образная память примерно в 5-7 лет у подавляющего большинства детей постепенно уступает пальму первенства словесно-логической памяти. Способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха и т.д. Произвольная и непроизвольная память. Основным процессом памяти следует считать запоминание, так как именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения информации. Этот процесс может иметь непроизвольный или произвольный характер. В первом случае он сопровождает какие-либо действия человека и не направлен на собственно запоминание. Например, читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьи-либо слова или описания пейзажей, однако способны воспроизвести некоторые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т.д. Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чего-то определенного и, как правило, с применением специальных приемов и методов, облегчающих запоминание. Этот вид запоминания, в целом, продуктивнее непроизвольного, но требует более благоприятных условий: понимания и осмысливания запоминаемого материала, предельного внимания и сосредоточенности, тишины и т.д. Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематическая тренировка памяти. При этом одновременно тренируется непроизвольное запоминание и так называемая механическая память, не связанная с пониманием усвояемого материала. «Зубрежка», то есть заучивание чего-нибудь до автоматизма, при своей внешней непривлекательности в некоторых случаях необходима для успешного обучения. Например, заучивание анатомических терминов, химических формул и математических уравнений совершенно необходимо при обучении врача, химика, математика. Кроме того, «зубрежка» - хороший способ тренировки всех видов памяти, поскольку все они самым тесным образом связаны между собой. Произвольное и непроизвольное воспроизведение. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт, то есть результат всех форм обучения реализуются в виде воспроизведения. Самая простая его форма - узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизвести их в тот момент, когда они нами не воспринимаются. Это произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание по «заказу», при необходимости. Примером может служить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химическую или математическую формулу, или решение задачи и т.д. При этой форме воспроизведения повышается возможность забывания - от неспособности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его – непрочность запоминания, эмоциональное возбуждение, а также некоторые психические расстройства, злоупотребление алкоголем и т.д. Психологи, подчеркивая индивидуальные особенности памяти человека в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала, предлагают выделять словесно-образный (художественный), словесно-логический и промежуточный типы памяти. Процедурная и декларативная память. Представление о наличии процедурной и декларативной памяти возникло на основе данных, полученных при исследовании больных с различными поражениями мозга, а также на основе наблюдений над здоровыми людьми (эти наблюдения проводились с использованием регистрации вызванных потенциалов) и в опытах на животных, имеющих различные повреждения мозговых структур. Процедурная память - это знание того, как нужно действовать (пример: привыкание и классическое обусловливание). Предполагается, что в ходе эволюции процедурная память развивается раньше, чем декларативная. Она основана на биохимических и биофизических изменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. По своей сущности она, скорее всего, является имплицитной, т.е. неосознаваемой. Декларативная память, или память на события и факты, включает запоминание слов, лиц, всех деталей окружающего мира. Таким образом, декларативная память - это знание о происходящих вокруг индивида событиях. Она является эксплицитной, или сознательной (ее Объем памяти. Память, представляющая собой совокупность таких биологических процессов как фиксация, хранение, воспроизведение и забывание информации, имеет исключительно важное значение для формирования и осуществления высших функций мозга. На протяжении всей жизни человека его память становится вместилищем огромного количества информации: только в течение 60 лет активной творческой деятельности человек способен воспринять 1013-1016 бит информации, из которой реально используется не более 5-10%. Этот факт указывает на значительную избыточность памяти. Не все, что воспринимается, переживается или делается человеком, сохраняется в памяти. Значительная часть воспринятой информации со временем забывается (о расчете объема памяти в рамках концепции А.Н. Лебедева - см. ниже). 3. Физиологические механизмы памяти Основные концепции и гипотезы о процессах памяти. Вопрос о механизмах, лежащих в основе процесса памяти, является одним из основных в физиологии высшей нервной деятельности (психофизиологии). Существует множество гипотез и концепций, которые можно разделить на две большие группы. Первая группа рассматривает механизмы памяти в рамках представлений о временной организации процессов запоминания (Лоренто де Но, Верцеано, Д. Хебб, Р. Джерард, К. Дункан, Г. Хиден, Г. Линч и М. Бодри, Н. Джиббс, Д. МакКоннел, Н. Унгар, И.С. Бериташвили, Г.А. Вартанян, А.С. Батуев, И.П. Аш-марин и другие). Вторая группа теорий (она возникла в результате кризиса указанных выше гипотез и концепций) исходит из представлений о наличии активной и пассивной памяти и о существовании нейронных кодов памяти (Дж. Мак-Го и П. Гоулд, М.Н. Ливанов, Е.Н. Соколов, Т.Н. Греченко, А.Н. Лебедев, П.М. Балабан и другие). В первую группу входят такие концепции и гипотезы как концепция о временной организации памяти Д. Хебба, теория консолидации энграмм, или теория о двух последовательно развивающихся следах памяти Д. Хебба и Р. Джерарда; гипотезы об иконической, кратковременной и долгосрочной памяти; гипотеза о механизмах долгосрочной памяти Д. Хебба; гипотеза о реверберации как основе краткосрочной памяти (реверберационная теория); гипотеза А.С. Батуева о двух нейронных системах, обеспечивающих оперативную память; синаптическая теория консолидации энграмм; биохимическая гипотеза Г. Хидена о «молекулах памяти», или концепция биохимического кодирования индивидуального опыта; гипотеза о транспорте молекул памяти Д. МакКоннела, Н. Унгара и Г. Хидена; гипотеза трех последовательных этапов консолидации Н. Джиббса; гипотеза долговременной памяти Г.А. Вартаняна; иммунологическая гипотеза долговременной памяти И.П. Ашмарина и ряд других. Во вторую группу входят гипотеза одного следа и двух процессов Дж. Мак-Го и П. Гоулда; концепция активной памяти Т.Н. Греченко и А.Н. Лебедева; гипотеза о распределенности энграммы; концепция множественности систем памяти; нейронная модель памяти и концепция частотной фильтрации М.Н. Ливанова; нейронная модель памяти Е.Н. Соколова; концепция А.Н. Лебедева о нейронных кодах памяти и ряд других. Нейроанатомия памяти. Выделение структурных образований мозга, участвующих в хранении и воспроизведении энграмм - одна из сложнейших задач в области разработки проблемы нейрологической памяти. Известный исследователь Карл Лешли один из первых попытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространственном расположении памяти - по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. К. Лешли обучал разных животных решать определенную задачу. Потом он удалял у животного один за другим различные участки коры - в поисках места расположения следов памяти - энграмм. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся энграммы, Карлу Лешли не удалось. Свою классическую статью он закончил выводом о том, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде. Впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются. В настоящее время считается, что механизмы памяти реализуются с участием различных структур коры больших полушарий, включая лобные и височные доли. В процессах запоминания и воспроизведения принимают участие гиппокамп, гипоталамус и другие структуры либмической системы. Важную роль играет ретикулярная формация ствола мозга как активатор коры больших полушарий. Повреждение этих структур, как правило, отражается на процессах памяти. Концепция о временной организации памяти. До настоящего времени основной, господствующей теорией нейрологической памяти (в дальнейшем - просто памяти) является концепция о временной организации следа памяти, т.е. энграммы. Временная организация следа памяти подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. В рамках этой концепции выделяют кратковременнную (синонимы - краткосрочная, или оперативная память) и долговременную (синонимы - долгосрочная, пропозиционная, вторичная, семантическая) память. Ряд авторов также выделяет иконическую, или сенсорную, память, как этап поступления энграммы в кратковременное хранилище. Считается, что каждый из этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем. При этом полагают, что основу памяти составляет консолидация, т.е. процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы. Согласно теории консолидации (или теории о двух последовательно развивающихся следов памяти), которую предложили Д. Хебб (1949) и Р. Джерард (1963), это закрепление осуществляется за счет пластических процессов, модифицирующих синаптическую передачу сигналов между нейронами, а также за счет изменения самих нейронов; этим процессам предшествует реверберация, т.е. многократное пробегание нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Данная теория постулирует, что длительность консолидации, т.е. интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное хранение, зависит от скорости пластических перестроек нейронов памяти. Таким образом, концепция о временной организации памяти предусматривает, что при фиксации следов памяти происходит смена одной формы существования энграммы на другую. Центральной проблемой этой концепции является определение продолжительности периода консолидации энграммы и количества этапов ее становления. Концепция временной организации памяти предполагает, что вначале в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорные следы (зрительный, слуховой, тактильный и т.п.), которые составляют содержание сенсорной памяти. На втором этапе, т.е. на этапе краткосрочной памяти сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп совместно с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе консолидации следов памяти, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он участвует также в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний. Когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, по некоторым предположениям, может происходить как во время бодрствования, так и во сне. Таким образом, в рамках концепции о временной организации памяти общая схема процессов, лежащих в основе памяти, может быть представлена следующим образом: 1)перцепция энграммы, т.е. восприятие и запечатление сигнала в сенсорной памяти; 2)реверберация энграммы по нейронным сетям в кратковременной памяти; 3)перевод энграммы в долгосрочную память на хранение с помощью химической модификации нейронных сетей; 4)хранение энграммы; 5)воспроизведение энграммы (по мере необходимости или спонтанно); 6)стирание энграммы. Многие годы доказательством правильности концепции о временной организации памяти служили результаты изучения ретроградной амнезии, которая вызывалась в клинических и экспериментальных условиях различными воздействиями. Начиная с первых работ К.Р. Дункана (1949) и Р.В. Джерарда (1963), было показано, что электросудорожный шок и другие воздействия нарушают хранение недавно приобретенного опыта. Изучение градиента ретроградной амнезии (т.е. условий эффективности нарушения хранения следа памяти в зависимости от различных факторов) показало, что интервал времени, в течение которого след памяти уязвим для действия амнестичес-ких агентов, меняется в зависимости от условий эксперимента и вида используемого воздействия. В частности, было показано, что эффективность определенного амнестического воздействия изменяется обратно пропорционально интервалу времени, прошедшего от момента применения данного агента, и прямо пропорционально его силе. Именно степень устойчивости энграммы к амнестическому воздействию и привело к мысли о наличии двух основных стадий (или двух основных этапов) фиксаций энграммы. Первый этап (или этап кратковременной памяти) характеризуется неустойчивой формой следа и существует в течение непродолжительного периода. Именно на этом этапе энграмма уязвима для действия модулирующих память влияний. Второй этап, или этап долговременной памяти, характеризуется устойчивостью энграммы. Теория консолидации энграммы Д. Хебба и Р. Джерарда. На основании многочисленных экспериментальных данных Д.О. Хебб (1949) и Р.В. Джерард (1963) сформулировали следующие положения теории консолидации энграммы: 1.Фиксацию следа памяти обеспечивает процесс консолидации. 2.След памяти тем устойчивее, чем больший интервал времени проходит от момента завершения обучения до момента предъявления амнестического агента. 3.След памяти можно разрушить, если он еще не консолидировался или консолидировался частично. 4.Прерывание процесса консолидации приводит к физическому уничтожению энграммы. 5.Разрушенный след памяти не восстанавливается, так как действие амнестических агентов необратимо. О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых - здоровые и больные амнезией - должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой 30 секунд. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент, по мнению ряда исследователей, подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны. Рассмотрим более подробно сведения об иконической, краткосрочной и долгосрочной памяти Иконическая, или сенсорная, память. Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток (энграмма внешнего стимула) отличается высокой информативностью, полнотой признаков и свойств (отсюда и название «иконическая память», т.е. четко проработанное в деталях отражение) действующего сигнала. Для такого отпечатка характерна высокая скорость угасания - если он не подкрепляется, не усиливается повторным или продолжающимся стимулом, то сохранятся в пределах всего 100-400 мс (однако по некоторым данным, этот процесс может продолжаться до 4 с). Предполагается, что физиологический механизм иконической памяти заключается в процессах рецепции действующего стимула и ближайшего последействия (когда реальный стимул уже не действует), выражаемого в следовых потенциалах, формирующихся на базе рецепторного потенциала. Продолжительность и выраженность этих следовых потенциалов определяется силой действующего стимула, функциональным состоянием, чувствительностью и лабильностью воспринимающих мембран рецепторных структур. Стирание следа памяти происходит за 100-150 мс. По своей сущности сенсорная память представляет прямолинейно направленный процесс в виде продвижения сформированных потенциалов действия на центральную нервную систему по афферентным нервным стволам. Отсюда понятно, что сенсорная память как электрический процесс может подавляться некоторыми ядами, блокирующими передачу нервной импульсации через синапсы, может блокироваться механическим повреждением проводящих путей. Химические ингибиторы синтетических биохимических процессов не оказывают влияния на сенсорную память. Емкость иконической, или сенсорной, памяти определяется пропускной способностью и лабильностью рецепторных структур и нервных стволов афферентных путей. С учетом того, что воспринимаемый сигнал может оцениваться различными рецепторными образованиями (одновременная рецепция световых и звуковых волн, характеристик запаха и т.д.), считают, что емкость сенсорной памяти практически безгранична. Полагают, что возможность извлечения информации из сенсорной памяти приближается к нулю - только в условиях эксперимента можно, используя методику регистрации биопотенциалов, установить факт формирования в рецепторах нервной импульсации от воздействия конкретного раздражителя и зарегистрировать продвижение потенциалов действия по афферентным путям. Хотя такая точка зрения спорна. Биологическое значение иконической памяти заключается в обеспечении анализаторных структур мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образа. Иконическая память хранит в себе не только информацию, необходимую для четкого представления о сенсорных сигналах, поступающих в течение долей секунды, но и содержит несравненно больший объем информации, что может быть использовано и реально используется на последующих этапах восприятия, фиксации и воспроизведения сигналов. Ряд исследователей считает, что за период нахождения информации в сенсорной памяти происходит оценка биологического значения и новизны информации мозговыми структурами. Ненужная информация «вытормаживается», стирается, а биологически значимая - переходит в кратковременную, или краткосрочную, память. Краткосрочная память (синонимы: кратковременная, оперативная, рабочая память). Это память на только что минувшие события; с помощью этого вида памяти обеспечивается выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа; при необходимости она либо переходит в долгосрочную память либо забывается. Краткосрочная память, таким образом, является своеобразным буфером, через который проходит вся информация, длительно хранящаяся в мозгу. Извлечение информации из кратковременной памяти обычно происходит без затруднений. Считается, что краткосрочная память связана с деятельностью лобных долей и гиппокампа (морского конька). При удалении гиппокампа человек становится неспособным к запоминанию чего-либо нового. В основе краткосрочной памяти лежит повторная многократная циркуляция (реверберация) импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток лобной доли коры (преимущественно, это нейроны III-IV слоев). Возникающая при механической или электрической травме мозга ретроградная амнезия, т.е. невозможность воспроизведения событий, имевших место в пределах 15-30 минут до травмы, рассматривается как доказательство правильности представлений о реверберации как основе кратковременной памяти. Явление реверберации было открыто Лоренто де Но (1938) и детально исследовалось в лаборатории И.С. Бе-риташвили (1968), Верцеано (1977) и Г.А. Вартаняна (1977-1988). Согласно реверберационной теории краткосрочной памяти, в структурах мозга существуют замкнутые нейронные цепи. Это обусловлено тем, что аксоны нейронов соприкасаются не только с дендритами других нейронов, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационной круге возбуждения происходит переход из кратковременной памяти в долговременную. Таким образом, при реверберации одни нервные клетки мозга воспринимают сведения о раздражителе, другие - управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные, нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию. Экспериментально зафиксирована реверберация нервных импульсов по кор-тико-кортикальным, кортико-гипоталамическим и кортико-гиппокампальным контурам нейронных структур. Внутрикорковые и таламокортикальные реверберационные круги как структурная основа нейрофизиологического механизма краткосрочной памяти образованы корковыми пирамидными клетками V-VI слоев преимущественно лобных и теменных областей коры полушарий головного мозга. Кольцевые структуры могут быть образованы и в пределах одного и того же нейрона путем возвратных сигналов, образуемых концевыми или латеральными разветвлениями аксонного отростка на дендритах этого же нейрона. В результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам в них постепенно образуются стойкие изменения, закладывающие основу последующего формирования долгосрочной памяти. В этих кольцевых структурах могут участвовать не только возбуждающие, но и тормозящие нейроны. В целом, очевидно, что циркуляция нервных импульсов приводит к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд, что является основой для перевода информации в долгосрочную память.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |