КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V.Общая характеристика памяти человека 4 страница
Критика концепции о временной организации памяти. В последние годы были подвергнуты серьезной критике и сама концепция о временной организации памяти, т.е. о выделении иконической, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поводом для этого послужили новые данные, полученные при детальном изучении явления ретроградной амнезии. Прежде всего, многих исследователей не удовлетворяла нечеткость и расплывчатость основных понятий концепции о временной организации памяти. Так, по мнению одних исследователей, в кратковременной памяти след удерживается от нескольких секунд до нескольких часов, а в долговременной - от нескольких часов до нескольких дней, после чего переходит в постоянное хранение. Согласно другим представлениям, в кратковременной памяти след находится несколько секунд, а в долговременной - от нескольких секунд до нескольких лет. С другой стороны, было установлено, что действие амнестических агентов не приводит к физическому уничтожению следов памяти. Об этом свидетельствуют следующие факты. 1. Спонтанное восстановление памяти, или энграммы. Еще с 50-ых годов были известны факты спонтанного восстановления памяти после действия амнестического электрошока (например, восстановление у крыс навыка пробегать Т-лабиринт). Восстановление памяти обнаружено ипосле применения множественных электрошоков: например, в опытах на животных через 4 дня развивалась ретроградная амнезия, но в следующих проверках, которые выполнялись через 30, 60 и 90 дней после обучения, обнаружено полное восстановление следа памяти. Оказалось, что память можно восстанавливать действием второго электрошока, например, за счет вторичного предъявления комбинации «безусловный раздражитель + электрошок». Аналогичный эффект восстановления энграммы получен при использовании метода «напоминания», т.е. в условиях применения безусловного раздражителя подпороговой интенсивности или создания прежней обстановки, в которой предъявлялся условный раздражитель. В таких условиях «напоминание» выполняет функцию стимула, активирующего энграмму. Наконец, восстановление памяти после электрошока можно осуществить методом «ознакомления», т.е. в условиях длительного и свободного (беспривязного) пребывания животного перед обучением в экспериментальной камере. В целом, изучение восстановления памяти, утраченной под влиянием электрошока и других подобных воздействий, позволило заключить, что ни один агент не может полностью разрушить однажды сформированный след памяти, а причина ретроградной амнезии заключается в нарушении воспроизведения энграммы. 2. Развитие ретроградной амнезии для «старых», заведомо прошедших период консолидации энграмм. С другой стороны, было установлено, что электрошок может нарушить навык, сформированный несколько дней назад. Эти данные дали основание считать, что, скорее всего, для амнестического воздействия досягаемы следы памяти, находящиеся в момент применения агента в активном состоянии, которое характеризует готовность энграммы к воспроизведению. Концепция активной памяти Т.Н. Греченко и А.Н. Лебедева. Все эти экспериментальные данные позволили российским физиологам (Т.Н. Греченко и А.Н. Лебедев, 1998) сформулировать новое представление о механизмах памяти в виде концепции активной памяти. Согласно этой концепции, память выступает как единое свойство, т.е. она не делится на кратковременную идолговременную. Временной градиент ухудшения памяти показывает влияние различных факторов на воспроизведение энграммы. При обучении фиксация памяти происходит во время обучения. В то же время концепция предусматривает выделение двух форм памяти - активной и пассивной. Активная форма памяти означает, что энграмма (след памяти) готова к воспроизведению в данный момент времени. Активная память - это совокупность активных энграмм. Пассивная форма памяти указывает на то, что энграмма еще не готова к непосредственному воспроизведению. Ретроградная амнезия возникает только для энграмм, находящихся в активном состоянии в момент применения амнестического агента. Активная энграмма существует на уровне электрической активности нейронов, поэтому ее нарушают все факторы, меняющие электрофизиологические свойства нейронов, обеспечивающих воспроизведение энграммы. Действительно, в опытах на отдельных нейронах показано, что электрошок приводит к нарушениям процессов электрогенеза, к потере химической чувствительности, что вызывает нарушение функции коммуникации между нейронами, к нарушению функциональной целостности электровозбудимой мембраны. В то же время после восстановления нормальной электрической активности нейронов происходит и восстановление памяти. Кроме того, концепция активной памяти рассматривает всю память как постоянную и долговременную. При этом некоторая часть долговременной памяти становится активной в требуемый ситуацией момент времени. Другая ее часть находится в латентном, или неактивном, состоянии и потому является недоступной для реализации. В зависимости от условий формирования энграммы новые следы памяти (новые энграммы) могут поступать в хранение в активном или неактивном состоянии. Часть энграмм в требуемые ситуацией моменты времени реактивируется и переходит в активное состояние, доступное для актуализации. Реактивация может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. При этом всякий раз повторно активированная энграмма отличается от нее самой, воспроизведенной на другом отрезке времени в прошлом. На протяжении всей жизни память усиливается и дополняется. Таким образом, в рамках концепции об активной памяти понятие «кратковременная память» отражает активную часть памяти. Поэтому законы, сформулированные ранее в отношении кратковременной памяти, остаются справедливыми, так как они характеризуют новую часть активной памяти. В определенной степени до формулирования концепции активной памяти, существовала гипотеза одного следа и двух процессов (Дж. Л. Мак-Го и П.Е. Гоулд, 1976). Согласно этой гипотезе, при обучении развиваются два процесса - один из них специфический, инициируемый приобретенным опытом, а другой - неспецифический. След памяти нестабилен до тех пор, пока неспецифическая физиологическая активность не закрепит состояние мозга, которое способствует научению и хранению следа. Неспецифические явления, сопровождающие научение и формирование следа, включают изменения уровня бодрствования и уровня определенных гормонов. Таким образом, эта гипотеза (также как и концепция активной памяти) не подразделяет память на кратковременную и долговременную. То, что обычно называют кратковременной памятью, согласно данной гипотезе, является особым случаем существования энграммы, когда действие неспецифического компонента научения ослаблено или заблокировано. На сегодня гипотеза одного следа и двух процессов является единственной гипотезой, в которой процесс образования энграммы и ее воспроизведения ставится в зависимость от общего состояния ЦНС. С другой стороны, можно привести пример гипотезы, в которой вместо двух этапов фиксации энграммы постулируется наличие трех последовательных этапов этого процесса (Н. Джиббс, 1977). Гипотеза основана на данных о выраженности амнестических эффектов фармакологических препаратов, включая ингибиторов синтеза белка. В частности, сторонники этой гипотезы выявили, что интрацеребральное введение хлористого лития или хлористого калия вызывает развитие ретроградной амнезии уже через 5 мин после обучения, введение уабаина (ингибитора Na+, К+-АТФазы) вызывает амнезию через 15 мин после обучения, а введение ацетоксициклогексимида - только через 30 минут после обучения. Гипотеза о распределенности энграммы. В рамках концепции активной памяти детально рассматривается роль отдельных структур мозга в фиксации следов памяти. Опыты с локальными раздражениями мозга показали, что разные его участки эффективны для нарушения памяти через разное время от формирования следа памяти. Косвенно это свидетельствует о том, что след памяти через разное время реализуется разными нейронами. «Плавание» энграммы поструктурам мозга отражает принцип организации памяти. В рамках концепции временной организации памяти были попытки определить структуры, реализующие соответственно кратковременную и долговременную память (в терминах концепции активной памяти, речь идет о структурах, ответственных за активную и пассивную память). Показано, что электростимуляция (слабым током) таких структур как гиппокамп, миндалина, срединный центр у кошек или хвостатое ядро у крыс прерывает долговременную память, т.е. энграммы, сформированные за несколько часов до электрической стимуляции. Раздражение ретикулярной формации приводит к нарушению кратковременной памяти, раздражение хвостатого ядра - к нарушению кратковременной и долговременной, миндалины и гиппокампа - долговременной. Методом экстирпации показано, что для кратковременной памяти важно наличие префронтального неокортекса, хвостатого ядра и других базальных ядер, гиппокампа, перегородки (септум), ядер таламуса, височной коры, ретикулярной формации среднего мозга. Однако эффективность электростимуляции мозга или экстирпации как амнестических агентов во многом зависит от того, в какой момент отсрочки производится раздражение. Это доказывает основное положение о том, что функциональное значение одной и той же структуры мозга изменяется в различные моменты времени от начала процесса обучения (запоминания). Это говорит о подвижности мнестического процесса и о критической необходимости участия определенной структуры в различные моменты реализации энграммы в зависимости от интервала времени после обучения. С другой стороны, эксперименты показали, что даже при экстирпации значительных участков мозга память нарушается относительно мало. В связи с этим К. С. Лешли сказал: «Памяти нигде нет, но в то же время она всюду». Результаты экстирпаций, выполненных на животных и в клинике во время нейрохирургических операций на мозге человека, позволяют заключить, что удаление определенных областей мозга специфически влияет как на состояние «старых» энграмм, так и на способность к приобретению «новых». В целом, многочисленные исследования показывают, что след памяти не имеет определенной локализации, а считывается с нейронов разных структур мозга в зависимости от обстоятельств. Это свидетельствует о том, что организация памяти основана на принципе распределенности энграммы по множеству элементов мозга. Иначе говоря, энграммы фиксируются не в одном каком-то пункте мозга, а в определенном множестве мест, размещенных по различным структурам мозга. При этом имеет место изменчивость их пространственного расположения. В этом отношении предполагается, что конфигурация ансамбля активно действующих локусов не остается застывшей, а изменяет пространственную структуру в зависимости от потребностей регуляции целостного поведения в данный отрезок времени. Это дает основание для принятия принципа динамичности в организации морфо-функциональной системы обеспечения процессов кратковременной памяти. Иначе говоря, топография системы, обеспечивающей воспроизведение, меняется от момента к моменту. Постоянная смена активностей следа памяти на разных элементах системы является причиной постоянного «блуждания» активных мнестических центров. В последние годы в опытах с изолированными нейронами виноградной улитки получены (Т.Н. Греченко, 1993) доказательства гипотезы о распределенности энграммы. В частности, удалось обнаружить, что у 15% нейронов формирование следа памяти (условный сигнал - аппликация ацетилхолина, подкрепление - раздражение электрическим током) происходит во время ассоциативного обучения, а у 80 % - после обучения, т.е. отсрочено. Память сохранялась соответственно 20 и 40 минут. При этом было установлено, что независимо от вида ассоциируемых стимулов и от особенностей предъявления сочетаний данный конкретный нейрон всегда обучается по одному и тому же способу - или во время обучения, или отсрочено. Это качество является его индивидуальной характеристикой в отношении данного вида обучения. В экспериментах, проведенных на полуинтактном препарате улитки (Максимова О.А., Балабан П.М., 1983), также получены доказательства того, что в зависимости от времени, прошедшего после обучения, реализацию следа памяти осуществляют разные по своему составу нейронные ансамбли. Эти и многие другие наблюдения привели к формированию представления о множественности систем памяти и о необходимости выделения таких понятий как процедурная и декларативная память. Концепция множественности систем памяти. В соответствие с этой концепцией, в мозге человека имеются различные системы памяти. Каждая из них имеет свои оперативные характеристики, участвует в приобретении знаний разного рода и осуществляется разными мозговыми структурами. По крайней мере, предложено (Squire, 1994) разделить все эти системы памяти на две большие группы: процедурную и декларативную память. Нейронные модели памяти. С развитием микроэлектродной техники появилась возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на уровне нервной клетки. В частности, с помощью этой техники были установлены нейронные механизмы простой формы обучения - привыкания. Изучение нейронных основ памяти сопряжено с поиском структур, нейроны которых обнаруживают пластические изменения при обучении. Экспериментальным путем такие нейроны обнаружены у животных в гиппокампе, ретикулярной формации и некоторых зонах коры. Исследования М. Н. Ливанова и С. Р. Раевой показали, что активация оперативной памяти у человека сопровождается изменением активности нейронов многих структур мозга. При применении тестов на оперативную и непроизвольную память были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра. Эти нейроны отвечали лишь на речевые команды типа: «Запомните», «Повторите». Концепция частотной фильтрации. Она предполагает, что обработка информации в зрительной сенсорной системе осуществляется через нейронные комплексы, наделенные свойствами двухмерных пространственно-частотных фильтров. Такие фильтры осуществляют анализ параметров стимула по принципу, описываемому разложением Фурье. При этом механизмы хранения энграмм находят своеобразное выражение в концепции пространственно-частотного анализа. Предполагается, что в памяти фиксируется только гармонический состав нервных импульсов, а узнавание знакомых объектов упрощается за счет того, что отношение частот внутри гармонического состава не зависит от абсолютной величины импульса. Именно поэтому для оперативной памяти требуется столь малый объем. В то же время в контексте этой модели конкретные механизмы функционирования памяти еще далеко не ясны. Однако показано, что различные пространственные частоты по-разному взаимодействуют с памятью: высокочастотная информация сохраняется в кратковременной памяти дольше, чем низкочастотная. Кроме того, нейронные механизмы, формирующие основные функциональные свойства фильтров, их пространственно-частотную избирательность, по-видимому, различным образом представлены в долговременной памяти. Нейронная модель памяти Е.Н. Соколова. Эта модель разработана в контексте векторной психофизиологии. Она предусматривает, что информация кодируется в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются на теле нейрона-детектора набором постсинаптических локусов, имеющих разную электрическую проводимость. Этот вектор определяется как единица структурного кода памяти. Вектор восприятия состоит из набора постсинаптических потенциалов разнообразной амплитуды. Размерности всех векторов восприятия и всех векторов памяти одинаковы. Если узор потенциалов полностью совпадает с узором прово-димостей, то это соответствует идентификации воспринимаемого сигнала.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |