Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии




Часть 3. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке

Психометрия

Психофизиология

Психофизика

Часть 2. Три области, на базе которых сформировалась экспериментальная психология

Часть 1. Основные предпосылки развития психологии как самостоятельной науки

Естественнонаучные основы психологии

Тема 7. Зарождение психологии как самостоятельной науки.

Часть 4. Ростки исторического подхода в психологии.

Д.Вико: основание философии истории и психологии народов.

РАЗДЕЛ 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

 

Успехи в исследовании природных явлений: распространение закона сохранения энергии на живую природу; основание эмбриологии; открытие клетки; теория Дарвина; законы наследственности Г.Менделя; биогенетический закон Э.Геккеля и др.

Новые подходы к психике в начале ХIХ века: не механика, а физиология стимулирует рост психологического знания.

Открытие рефлекторной дуги (И.Прохазка, Ч.Белл, Ф.Мажанди).

Закон «специфической энергии органов чувств» (И.Мюллер).

Исследования по анатомии и физиологии головного мозга. Ф.Галль: изучение морфологии мозга, френология. П.Флуранс: пластичность мозга, взаимозамещаемость его функций. Развитие идеи локализации психических функций в головном мозге.

 

Э.Вебер: физиология органов чувств; двухточечный порог ощущений; величина едва заметного различения; разработка математических методов.

Г.Фехнер: абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности; закон Вебера-Фехнера.

 

Г.Гельмгольц: скорость прохождения нервного импульса; теория восприятия; учение о «бессознательных умозаключениях»; теория цветовидения; исследование механизма слуха.

Э.Пфлюгер: сенсорная механика.

 

Ф.Дондерс: измерение скорости протекания психических процессов.

З.Экснер: «время реакции».

Л.Ланге: различение сенсорной и моторной реакции.

Появление учений, трактующих ассоциацию, как имманентно-психический, а не телесно-психический принцип организации умственных и волевых процессов.

Т.Браун: понятие «суггестия»; первичные и вторичные законы ассоциаций.

Д.Милль: «ментальная физика», пассивность человеческого разума.

Д.С.Милль: «ментальная химия».

А.Бэн: понятие о «спонтанной активности нервной системы»; отступление от принципов ассоцианизма («творческие ассоциации»).

И.Гербарт: учение о статике и динамике представлений; концепция порога сознания; попытки придать психологии характер точной опытной науки - математические формулы для объяснения психических явлений.

Прикладное значение ассоциативной психологии.

Ч.Дарвин: биологический детерминизм, генетический принцип; определяющее отношение «организм – среда», понятие об индивидуальных вариациях.

Разработка новых направлений в психологии:

- изучение индивидуальных различий; евгеника (Ф.Гальтон);

- зоопсихология (антропоморфизм, «закон экономии», механистическое направление, экспериментальные исследования по психологии животных);

- детская психология (описание наблюдений за поведением детей; теория рекапитуляции С.Холла и Дж.Болдуина; теория двух факторов психического развития и их конвергенции В.Штерна);

- изучение отличий психики современного человека от психики первобытного (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и др.)

Г.Спенсер: социальный дарвинизм; принцип адаптации; поворот в движении психологической мысли (из «поля сознания» - в «поле поведения»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.