Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен и условия их построения




Спрос

С1 С3 С2

Ц1

Цена

Ц3

 

Ц2

 
 

 


 

 

 

Очень важно, на какой тип рынка ориентируется производитель той или иной продукции.

Экономисты выделяют четыре типа рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования.

è Рынок чистой конкуренции.

Он состоит из множества продавцов и покупателей какого – либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

è Рынок монополистической конкуренции.

Этот рынок состоит из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга внешним оформлением, качеством, свойствами. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары в этих случаях по-разному.

è Олигополистический рынок.

Данный рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий и т. д.), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры и т. д.). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.

è Рынок чистой монополии.

При чистой монополии на рынке всегда один продавец. Это может быть государственная организация или монопольная компания. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государст-

 

венная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей.

Она может назначить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, а может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления.

Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка.

За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на те или иные свои товары:


 
 

 
 
       
   

 


Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная- издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.

В своей практике фирмы используют следующие основные методы ценообразования:

– средние издержки плюс прибыль;

– безубыточность и обеспечение целевой прибыли;

– установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара;

– установление цены на основе уровня текущих цен;

– установление цены на основе закрытых торгов.

Цель всех методов - сузить диапазон цен, в рамках которого и будет в конечном счёте выбрана окончательная цена товара.

Однако перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений. Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены, ведь многие потребители смотрят на цену как показатель качества. Помимо всего прочего, фирма должна учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности.

Например:

– охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она чересчур высока?;

– как отреагируют на неё конкуренты?;

– узнав об установленной фирмой цене, не изменят ли свои цены поставщики?

 

 

В странах с развитой рыночной экономикой используются, как правило, следующие виды цен:

Производственная цена.

Она равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек фирмы плюс ожидаемая прибыль.

Обычно в США производственная цена составляет от 40 до 60% от розничной цены.

Именно по этой цене производитель поставляет свой товар крупными партиями оптовикам.

Оптовая цена.

Это цена, по которой оптовые фирмы продают товар также крупными оптовыми партиями розничным компаниям. Оптовая цена складывается из цен производителя плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовика и его прибыль. Обычно эта цена составляет от 60 до 70% от розничной цены.

Розничная цена.

Это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями и поштучно в розницу. Розничная цена состоит из оптовой цены плюс все производственные и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс её прибыль.

При заключении договоров о поставках тех или иных товаров имеют место следующие виды цен:

Цена СИФ.

Это цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию товара вплоть до доставки товара покупателю.

Цена ФОБ.

Это цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию товара до момента доставки товара на другое транспортное средство.

Цена Франко.

Это цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию товара до пункта, указанного после слова «Франко». Например, цена Франко-вагон, цена Франко-склад получателя.

Цена Кредита.

Представляет собой процентную кредитную ставку, соответствующую экономической природе ссудного капитала.

Цена аукционная.

 

Это цена, складывающаяся при продаже товара на аукционе.

Цена престижная.

Это высокая цена, предназначенная для привлечения покупателей того сегмента рынка, который больше обеспокоен качеством товара, его уникальностью, чем ценой.

Цена монопольная.

Это цена, которая устанавливается на рынке монополистами с целью извлечения сверхприбыли.

Цена картельная.

Это монопольная цена, которая устанавливается участниками картеля в целях устранения конкурентов.

Цена интервенционная.

Это повышенная цена закупки некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений с целью поддержки производства данных товаров.

Цена демпинговая.

Согласно антидемпинговому закону: экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке на 20% и более или ниже мировой цены на 8% и более.

Цена закупочная.

Это цена, по которой государство осуществляет закупку сельскохозяйственной продукции и иных видов товаров у их производителей для государственных нужд, для поддержания сельскохозяйственного производства.

Цена государственная.

Это цена, которая устанавливается государственными органами. В советской экономике это была основная форма цены.

Как же обстоят дела по данному вопросу в нашей республике в настоящее время?

В данный период времени в Республике Беларусь действует Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов.

Анализ данного Положения и конкретной ситуации на рынке товаров, работ и услуг Республики Беларусь даёт основание говорить о том, что в большинстве случаев в том или ином виде действуют государственные цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.