КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговая среда организаций культуры 3 страница
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры Огромная роль рекламы в современном мире делает необходимым общественный контроль над ее содержанием и распространением. В цивилизованных странах существуют законы, регламентирующие рекламную деятельность. В России такой зако) i был принят в 1995 г., в последующие годы Государственная Дума несколько раз вносила в его редакцию поправки. Но соблюдение установленных государством законов само по себе, конечно, еще не гарантирует ни экономической эффективности рекламы, ни социально полезных результатов осуществления всех ее функций.3 5.3. Брендинг, PR и реклама в сфере культуры Разговоры о применении некоторых современных технологий менеджмента в сфере культуры иногда выглядят несколько комично - зачастую речь идет о радости узнавания чего-то давно и хорошо известного. Другой разговор, что контекст рыночной экономики и связанная с ним маркетизация (не путать с коммерциализацией!) способен высветить новые и важные аспекты, казалось бы, хорошо известного. Именно так обстоит дело с брендом (от англ. brand - тавро, клеймо) и технологией брендинга. Разве не бренд балет Большого театра или Мариинки? А театр на Таганке? А Эрмитаж? Третьяковка? 11о эффективно ли они используются? И освоен ли в российской сфере культуры брендинг - технология создания и развития брендов? Бренд и брендинг Однозначного толкования бренда не выработано. В наиболее простом случае брэнд отождествляется с торговой маркой, т.е. названием определенного товара (услуги) конкретного производителя, отделяющее его от товаров (услуг) других производителей. Иногда в бренд включают марку товара и способы его ' Кармин С. М. Психология рекламы. СПб.: Изд-во ДН К, 2004. С. 24. Менеджмент в сфере культуры представления. В настоящее время наиболее распространенным является понимание бренда как торговой марки, имеющей определенную стоимость за счет ценности сопутствующего ей имиджа (репутации). К началу 1950-х появились первые ростки осознания того, что бренд - не просто изящная эмблема, запоминающийся слоган или красивая картинка на этикетке, украшающая продукцию компании. Сама компания может иметь особую индивидуальность, корпоративное сознание, систему ценностей, метафорически запечатленную в символике бренда (brand identity). И чем дальше, тем в большей степени специалисты по брендингу стали обращать внимание не столько на конкретные продукты и их атрибуты, сколько психологические и культурно-антропологические аспекты влияния брендов на жизнь людей. Хотя большинство фирм по-прежнему продолжали выпускать товары, потребители покупали уже не товары, а бренды. Бренд - не просто торговая марка, которую можно запатентовать и которая может являться собственностью. Бренд же, хотя он и входит в стоимость компании, нельзя запатентовать и он не является собственностью по одной простой причине, что он существует в потребительском сознании. Поэтому оценка стоимости такого нематериального актива, как бренд, весьма затруднена. Существуют различные методики оценки стоимости бренда - практически в каждой фирме вырабатывается своя методика. Главное, стоимость бренда - это не просто затраты (издержки производства). Это затраты + знание (паблисити как известность и узнаваемость) + убеждения + умения. Покупая бренд, покупают всю культуру, с ним связанную и в нем выраженную. Поэтому, наверное, наиболее точное и простое выражение стоимости бренда это разница в цене, которую готов платить потребитель по отношению к товарам и услугам других фирм. Или даже - готовность платить за данный товар еще большую цену. Таким образом, если имидж - это общие представления об организации, а репутация - ценностная характеристика имиджа (честность, отвегствнность, порядочность), то бренд - доверие и Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры сопричастность под воздействием репутации. Иначе говоря, бренд - это, прежде всего, имиджево-репутационная составляющая рыночной стоимости марки. Бренд - это чьи-то представления, а репутация - общественное мнение. И то, и другое существует в сознании других людей, «с той стороны их глаз». И тем не менее, это имеет цену и может быть продано. Имидж и репутация в брендинге Имидж (от английского image - образ) менеджера, руководителя, политического деятеля, артиста и т. д. - не что иное, как целостный образ (преимущественно зрительный), то впечатление, которое производит человек. Помимо личного имиджа можно говорить также об имидже товара, товарной марки. В этом случае речь идет о ярком, броском и запоминающемся образе конкретного товара, услуги или изделия. И личный имидж, и имидж товара связаны прежде всего с целостным зрительным образом, строятся на его основе. Имидж же организации - довольно трудноопределимое понятие, прежде всего потому, что речь идет о комплексе качеств и свойств, которые чаще всего невозможно представить в качестве зрительного образа. Менеджера, политика, изделие и т.д. в соответствующем имидже представить можно, а как представить имидж организации? Например, имидж Русского музея или имидж Государственной библиотеки иностранной литературы... Не случайно, при всем обилии литературы, посвященной личному имиджу (менеджера, политика, артиста, деловой женщины, делового мужчины и т. д.) и товарной марке, работ, посвященных имиджу организации, считанные единицы. Разумеется, имидж организации - это, прежде всего, представления о профиле, виде ее деятельности, о том, что и как она делает, о качестве ее товаров и услуг, их особенностях. В финансовой сфере уместен респектабельный имидж фирмы, а экстравагантный фирменный стиль вполне допустим в сфере искусства, развлечений, шоу-бизнеса. И одно дело - имидж332 Менеджмент в сфере культуры военной организации (наши парни - наши защитники, высокая организованность и дисциплина, высокие технологии), а другое -имидж туристического агентства (доступность цен, широкий набор услуг, доброжелательность и ответственность). Зависит имидж и от масштабов деятельности организации. Немаловажную роль в имидже фирмы играет ее финансовое состояние. Финансовые проблемы или процветание и рост финансовых показателей работы важнейшие составляющие имиджа. Связан имидж и с торговой маркой, рекламной символикой. Имидж организации - это и представления о том, какова она в качестве партнера: рыночного (в отношениях с партнерами, клиентами, конкурентами, кредиторами) и социального (в отношениях с населением, властями, СМИ, общественными организациями). Но тогда имидж - это и репутация, сложившаяся в деловых отношениях и в обществе. Между имиджем и репутацией есть некоторые важные различия:
Указанные отличия важны, но, тем iie менее, достаточно условны. Говорить об имидже фирмы - это говорить и об общественном мнении о фирме и ее деятельности. Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры Практическая ценность и значение позитивной репутации фирмы состоят в том, что она: ❖ дополняет психологическую ценность товаров и услуг данной фирмы; •ф- сокращает риск потребителей, приобретающих товары и услуги; <• помогает потребителю осуществить выбор; ■> способствует росту реализации; •> способствует известности и продвижению новых товаров и услуг; <• увеличивает удовлетворение сотрудников фирмы от работы именно в этой организации; ■> помогает привлечь в компанию более квалифицированных специалистов; <■ открывает руководству фирмы доступ к партнерству с наиболее профессиональными и квалифицированными специалистами и организациями по рекалме, консалтингу и т. д.; <- является гарантией эффективности заключаемых контрактов; <- дает шанс на успешный выход из кризисной ситуации; <■ привлекает инвесторов и облегчает сбор средств на фондовом рынке. В свою очередь, негативная репутация имеет следствием: ■ф- подозрительность потребителей по отношению к качеству и цене товаров и услуг; <• излишне пристальное вниманием журналистов к недостаткам вдеятельностифирмы, недоверием к информации, исходящей из фирмы, от ее руководства; <• недооценку аналитиками и экспертами акций фирмы. Тогда следует заметить, что имидж фирмы существенно зависит от репутации ее владельцев и руководителей, от их личного имиджа, культуры и стиля руководства. Менеджмент в сфере культуры Важной составляющей имиджа фирмы является впечатление, которое производят работники фирмы, стиль их поведения, внешний облик. Как рассказывал директор Государственного Русского музея С. А. Гусев, именно по этой причине не состоялось вступление группы германских бизнесменов в Клуб Друзей музея. Они приехали в Санкт-Петербург на несколько дней только для вступления в клуб, но все решилось утром первого дня. Все оставвгее-ся время директор музея был вынужден отвечать на одни и те же вопросы немецких партнеров: кто были те два человека, которых они встретили рано утром в одном из залов музея? Почему они были в таком состоянии? Почему они в таком состоянии оказались в музее? Какое они имеют отношение к музею? И вообще кто такие - сантехники? Сказываются на имидже фирмы и материальная среда ее деятельности: состояние зданий, производственных и офисных помещений, оборудования и оргтехники, транспортных средств и средств связи. Суммируя сказанное и не претендуя на окончательное и полное толкование, под имиджем фирмы можно понимать символически выраженные представления о своеобразии и специфике (возможно, уникальности) фирмы и ее деятельности, репутации, сформировавшиеся в общественном мнении. И все-таки, имидж - это то, какие представления фактически сложились в обществе или то, как она хотела бы выглядеть? о чьих конкретно представлениях идет речь? от чего они зависят? можно ли как-то влиять на их содержание и формирование? и, наконец, - зачем все это нужно? зачем он нужен этот имидж? Легче всего ответить на последний вопрос - о функциях (роли и значении) имиджа. К ним относятся: <• информационно-символическая функция - имидж фирмы, задание системы ее символики позволяет добиться известности и узнаваемости фирмы и результатов ее деятельности; -> рекламная функция - использование репутации, легко распознаваемой, запоминающейся символики в различных Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры рекламных акциях и программах способствует закреплению и расширению клиентуры фирмы; <> формирование и развитие социальных связей с различными контактными группами PR; <> имидж фирмы необходим для работы с персоналом фирмы, для формирования и развития мотивации работников, корпоративной культуры фирмы и т. д. <>• имидж фирмы является основой и предпосылкой формирования брендов, тем самым, обеспечивая формирование и реализацию маркетинговой стратегии развития бизнеса. В имидже выражены желания, намерения и стремление фирмы, ее руководства произвести определенное впечатление. Но, как говорится, «хотеть не вредно». Руководство может предпринимать многие усилия, тратить множество средств на формирование чаемого им имиджа своей фирмы, но все силы и средства окажутся выброшенными на ветер, если фирма будет стараться казаться не тем, что она есть на самом деле. Поэтому не в меньшей мере имидж зависит от реального положения дел. Главное, однако, в проблеме имиджа - не столько то, как бы мы хотели выглядеть, какое впечатление хотели бы произвести, и даже не столько - кто мы есть на самом деле, сколько - за кого нас держат, как к нам относятся другие. В истории остаемся не мы, а легенды о нас. Св. Александр Невский в житийных клеймах иконописи воюет с татарами. Факт невозможный, что очевидно любому, кто хотя бы немного знает отечественную историю и реальную биографию Александра. Но с кем может воевать единственный русский православный святой - воитель и защитник? Только с татарами! Короче говоря, решающим образом имидж зависит не от желаний руководства и даже не от реальности, а от ожиданий общественности - кем нас хотели бы видеть. И первая задача фирмы и ее руководства - подумать, как ответить на эти ожидания. Однако, несмотря на то что имидж и бренд это «реальность в голове» потребителя, ими можно управлять. Менеджмент в сфере культуры Применительно к имиджу срабатывает все то же старое маркетинговое правило: «Не рассказывайте им про свои семена - расскажите им про их газон!» И тогда становится понятным, что универсального «вообще имиджа» не и быть не может. Имидж имиджу рознь и зависит от того, «какого имиджа надо» тем или иным конкретным контактным группам. Имидж и репутация, как и бренд в целом, это всегда обещание исполнения желаемых переживаний. Чьих? Имиджево-репутационные ожидания контактных групп PR Обозначим эскизно - могут ли быть имиджевые ожидания у контактных социальных групп, входящих в социальную среду фирмы: <- потребители, например, вправе ожидать от фирмы удовлетворения их потребностей, добротности и доступности товаров и услуг, послепродажной ответственности; ❖ акционеры, кредиторы и прочие инвесторы рассчитывают на прибыльность своих вложений, привлекательность бизнеса, которым занимается фирма, прибыльности, умелого, компетентного менеджмента, надежности, устойчивости бизнеса; ❖ органы государственной власти обычно ожидают законо-послушания, уплаты налогов, а также поддержки социально значимых проектов и программ, на которые у властей собственных сил и средств не всегда достаточно; <- для СМИ фирма важна как носитель и поставщик новостей, в руководстве фирмы должны быть яркие личности, активно и профессионально идущие на контакты с прессой; ■Ф- для общественных организаций фирма важна и интересна своим участием в их деятельности, участием в принятии ответственных политических решений, активным участием в социально значимых проектах и программах; <■ население также волнует не столько профиль деятельности фирмы, сколько отсутствие нарушений экологии, учас- Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры тие в защите окружающей среды, благоустройстве, поддержке нуждающихся в социальной защите групп населения (детей, инвалидов, ветеранов); <$- персонал же фирмы хотел бы видеть в ней надежного друга и покровителя, заботливого и надежного, а саму ее процветающей и динамичной, дающей возможности для делового, профессионального и личностного роста, самореализации. Уже из такого общего и предварительного перечня очевидно, что к различным контактным группам фирма повернута «своим имиджем». Все они ожидают от фирмы проявления довольно различных сторон имиджа: в глазах разных целевых групп фирма должна предстать в существенно различном имидже. Однако все эти различные характеристики могут быть обобщены в одну: все целевые группы, все адресаты имиджа хотят видеть в фирме надежного и ответственного социального партнера. Другой разговор, что составляющие это социальное партнерство компоненты и краски могут быть различны и специфичны. Поэтому самое главное, с чего надо начинать - это с уяснения, кому какой имидж фирмы нужен, чего ждут от фирмы те или иные целевые группы ее социальной среды. Этому в немалой степени может способствовать участие фирмы в некоторых программах и проектах, напрямую связанных с формированием и продвижением благоприятного имиджа фирмы, формированием вокруг нее соответствующего общественного мнения. Разработка имиджа фирмы включает несколько основных этапов: -Ф выявление ожиданий от фирмы со стороны целевых групп из ее социального окружения характеристик ожидаемого ими образа фирмы; сопоставление этого целевого образа с реальными характеристиками фирмы, ее деятельности и товаров; •> ранжирование требуемых характеристик в зависимости от их важности, выявление связей между ними, их взаимодополнения и взаимоподкрепления; 338 Менеджмент в сфере культуры <• определение, какими способами требуемые характеристики имиджа могут быть выражены; <• определение, по каким каналам коммуникации (СМИ, специальные мероприятия, личные контакты и т. д.) востребованные характеристики имиджа могут быть доведены до целевой группы; <■ разработку соответствующей программы действий наоире-деленный период времени; ❖ определение стратегии реализации этой программы; -о- реализацию программы; <• анализ ее эффективности. Формирование и продвижение привлекательного имиджа фирмы предполагает информирование целевых групп социального окружения фирмы об успехах фирмы, ее технологических достижениях и надежности, ее развитии и перспективах развития, высоких оценках экспертов, ее дружелюбии и социальном партнерстве. И самое главное - на формирование общественного мнения и имиджа фирмы решающее влияние оказывают не столько слова, сколько конкретные дела и события. Важен вопрос о стратегии формирования, закрепления и продвижения имиджа фирмы. С одной стороны, имидж должен быть представлен с социальной среде, присутствовать в ней, иначе фирму начинают забывать. С другой же стороны, постоянное, навязчивое присутствие имиджа в информационном пространстве может привести к тому, что от него устают, он «стирается», как расхожая монета, не воспринимается отчетливо, уходя на привычный фон, задний план восприятия, а то и может начать вызывать раздражение. В этой связи полезен опыт шоу-бизнеса, в котором имидж артиста должен пульсировать: смена имиджа и периодическое напоминание о себе лучше постоянного присутствия. Такая пульсация имиджа - лучшее средство преодоления забывания артиста. Показательно, что наиболее продвинутые политики и фирмы, производители наиболее ходовых марок товаров, с успехом пользуются именно этой стратегией. Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры Уже из такого простого обзора очевидно, что формирование и продвижение благоприятного имиджа фирмы и ее первых лиц, как основная часть PR - деятельность, прежде всего, информационная, связанная с порождением и использованием информации, доведением ее до конкретных целевых групп. Иначе говоря, речь идет об информационной открытости фирмы, которая в современных условиях выходит на первый план в оценке конкретного бизнеса. Иногда этот критерий называют еще «степенью прозрачности структуры». Ведущие зарубежные специалисты в своих работах, посвященных перспективам экономического развития России, неоднократно подчеркивав и подчеркивают: если информационная открытость не станет важнейшим критерием российского бизнеса, о перспективах России можно будет забыть раз и навсегда. И независимая экспертиза косвенно подтверждает это соображение - коммерчески привлекательный имидж и информационная открытость фирмы связаны самым непосредственным образом. Бренд как система имиджей Имидж фирмы существенно связан с рядом других имиджей, внешних по отношению к нему, но связанных с ним прямыми и обратными связями (см. рис. 5.6). 40 В первом случае, со одной стороны, речь идет о сферах дея-телыюсти, которые во-многом определяют представления о стране (японская электроника, русский балет, американские автомобили), а с другой - имидж страны может создавать имидж некоторых видов деятельности (голливудское кино, швейцарские банки и т. п.). Во втором случае некоторые компании активно участвуют в формировании имиджа страны (Тойота, Сони, Хонда для Японии), а имидж страны часто сказывается на имидже компании, придавая ей авторитет или наоборот - скептическое отношение, как это имело место долгое время по отношению к японским компаниям в послевоенный период, а сейчас еще проявляется к китайским. В третьем случае речь уже идет о более глубокой связи имиджа страны и отдельных товарных марок (автомат Калашникова и Россия). В четвертом случае некоторые отрасли вызывают заранее позитивное отношение (культура и искусства, наука), а некоторые - нет (атомная энергетика, производство оружия), в то же время некоторые компании могут определять лицо целой отрасли, символизировать ее (Газпром, РАО ЕЭС России). В пятом случае, с одной стороны, имидж фирмы может использоваться для создания «зонтика» брендов («Балтика» для сортов пива), а с другой - отдельные товары создают имидж и репутацию фирмы (сорта колбасных изделий для «Стрельца», «Невского треста» или «Парнаса»). В шестом случае яркими примерами являются Coca-Cola, Xerox, McDonalds. Аналогично и имидж учреждения культуры, например театра, включен в систему прямых и обратных связей взаимозависимости: имиджа и статуса театрального искусства и театрального дела в современном обществе имиджем региона и страны, собственной историей, качеством репертуара, мастерством артистов и режиссеров, художников и композиторов, сотрудничающих с тетаром и т. д. Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры Структура и содержание бренда Таким образом, бренд, по сути дела, представляет собой развернутую символическую систему, очень напоминающую миф. Действительно, бренд фактически становится социальным мифом - способом и средством осмысления человеком действительности и ориентации в ней. Если раньше функции социальной мифологии выполнялись религией и идеологией, то в наши дни, в постиндустриальную эпоху, это во все возрастающей степени обеспечивают именно бренды. Бренд - и не просто имидж, представление о фирме и впечатление, которое она производит. Бренд обеспечивает лояльность потребителей и выражает их устойчивую привязанность к продукции фирмы. С точки зрения брендинга потребитель покупает не столько товар, не выгоду, сколько самоопределение, подтверждение амбиций, самоудовлетворение, подтверждение собственных представлений о собственной «хорошести». Глубокий смысл заложен в одном шутливом определении: «бренд - это синдром устойчивой психофизиологической зависимости потребителей от марки товара». Современный потребитель покупает не столько товар или даже его качество, сколько бренд. В самом общем виде структура бренда может быть для наглядности представлена следующим образом (см. рис. 5.7): Менеджмент в сфере культуры меня!», тогда как у покупателя нет возможности самостоятельно проверить достоверность того, в чем его так стараются убедить в купленное время купленные артисты и купленные дизайнеры. Реклама может даже настораживать. Как можно отнестись к рекламе «За качество отвечаю!» или «Наши продукты абсолютно безопасны»? Не иначе как кто-то отравился их продукцией - иначе зачем бы они стали делать такую рекламу! Доверие к рекламе возникает только на основе известности, рекомендации. И пока новый бренд не получит такую рекомендацию, активная реклама будет непродуктивна. Образно выражаясь, реклама не способна разжечь костер, но ежа может не дать пламени потухнуть. Рекламная кампания должна следовать за PR как по срокам, так и по тематике. Начинать ее следует только после того, как достигнуты цели PR, а ее тематика должна соответствовать образам и представлениям, которые у потенциальных потребителей сформированы средствами PR. И рекламную кампанию -вещь достаточно дорогостоящую имеет смысл начинать только ради очень перспективного бренда. Нужна ли реклама печатных машинок «Украина» в век персональных компьютеров? Навязчивая и массивная реклама приедается и перестает замечаться, как привычны и незаметны обои в нашей спальне. Перенасыщенность СМИ рекламой вызывает идиосинкразию, отторжение, эмоциональное раздражение и протест. Чем активнее реклама старается попасться на глаза, тем активнее люди ее избегают или вырабатывают на нее стойкий иммунитет. В наши дни реклама все более становится односторонним посланием, если не гласом вопиющего в пустыне. В лучшем случае - поводом для анекдотов. В настоящее время реклама во многом утратила свою первоначальную информативную функцию и превратилась в самодостаточное искусство. Такое происходило и происходит со многими сферами деятельности. Поэзия с появлением письменности и печати утратила свое функциональное назначение мне-мотехнического средства устной трансляции предания и превратилась в искусство. Живопись с появлением дагерротипа и Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры фотографии утратило свое значен ие фиксирования изображения и стала чистым, даже беспредметным искусством. У нас на глазах искусством стало граффити, первоначально - средство выражения подросткового протеста и агрессии. Причем обычно с превращением конкретного вида деятельности в самодостаточное искусство, в средство самовыражения автора стоимость продуктов этой деятельности возрастает, становится несопоставимой со стоимостью материальных издержек. Грубо говоря, вздутые цены - один из верных признаков того, что данная область человеческой деятельности превратилась в искусство. При этом, кстати, стоимость произведения искусства зависит главным образом опять-таки от известности автора или произведения, а вовсе не от того, как их рекламировали аукционы. Как лошадь в современном развитом обществе стала не средством передвижения а роскошью, престижным символом соци-атьного статуса (в современной Америке бизнес, связанный с лошадьми, приносит доход больше, чем весь железнодорожный транспорт), так и реклама становится предметом роскоши. Нынешняя реклама потому и стоит так дорого, что перестала быть средством, способным приносить прагматичную пользу. Она повторяет путь живописи, поэзии, музыки. Более того, реклама - величайшее искусство нашего столетия. Ежегодно проводятся фестивали рекламы, на которых респектабельные жюри отбирают победителей и присуждают призы по множеству номинаций. Телекомпании собирают коллекции рекламных роликов и посвящают им специальные программы. В экспозициях многих крупных музеев мира есть разделы, посвященные рекламе и представительные коллекции наружной, печатной и телевизионной рекламы. Более того, рекламщики очень гордятся «креативом» рекламных акций и кампаний. На профессиональных конкурсах оценивается отнюдь не рост объемов продаж или другие критерии эффективности рекламы, а именно креатив, творческих подход, «объем разговоров», вызванных рекламой. Похоже, что рекламисты - как истинные художники - и работают теперь, уже больше ориентируясь на возможные престижные призы и пре346 Менеджмент в сфере культуры мии на фестивалях и конкурсах, а отнюдь не на решение маркетинговых задач клиентов. Реклама Nike с ее слоганом «Just do it!» («Сделай это!») имела максимальный «объем разговоров». Эта фраза вошла в лексикон почти каждого подростка. Но доля рынка спортивной обуви, принадлежащая Nike, за четыре года упала с 47 % до 37 %, а стоимость акции Nike упала с $ 75 до $ 56. Ролики «Что делать?» в рамках рекламной кампании классического пива «Будвайзер» получили больше наград, чем любая другая кампания за всю историю рекламы. Через год создатели этого ролика из рекламного агентства DD В вновь получ или Гран при на фестивале в Каннах с пародийным роликом для того же «Будвайзера». Но эти ролики не привели к росту продаж «Будвайзера». Более того, эти объемы упали более чем на треть, и «Будвайзер» уступил позиции пиву «Бад-лайт». Но призов за рекламу «Бад-лайта» не получил никто. Нынешние рекламисты большей частью тратят силы и средства не на то, чтобы сделать интересным продукт, а на то, чтобы сделать интересной рекламу. Получается, что они уже не продают товар потребителю - они продают рекламу своему клиенту. Креативность - это последнее, что нужно бренду, уже завоевавшему своего потребителя. А вот PR необходима креативность, новизна и оригинальность. Самый верный и эффективный путь формирования нового бренда - создать новое понятие, новый образ, новый миф, а это требует максимально творческого подхода. Главное в современном бизнесе не реклама и даже не продукт, а образ товара, и весь вопрос в том, как добиться того, чтобы у потенциального покупателя сложился благоприятный образ товара и его производителя. За рекламой не числится сколько-нибудь заметных успехов в решении этого вопроса. Реклама не может изменить сознание потребителей, она не может заменить бренд, уже существующий в сознании потребителя новым брендом. Она может успешно взаимодействовать лишь со сложившимися в сознании людей представлениями, она может развить эти представления - не больше, но и не меньше. «Кока-колу» пьют не потому, что на в ее рекламе что-то происходит с
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |