Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговая среда организаций культуры 6 страница




<- информационный дизайн: название, аббревиатура, шриф­ты, цвета, звук. гимн, эмблема, герб, флаг;

<> средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.);

■> оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, сувенирная продукция;

•> внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство.

2. Организационная культура:

•Ф- организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и контроль, организация заработной платы, стимулирова­ние, санкции и увольнение;

•> организационная структура;

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

❖ стиль делового общения (организационное поведение): стиль руководства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, телефонных переговоров и т. п.

3. Корпоративная культура:

-> система базовых норм и ценностей: корпоративный дух,

корпоративное сознание, «корпоративная религия»; ■> эпос: герои и легенды;

<• обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знамена­тельные даты;

<■ фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. и.

Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осо­знания ее значимости руководителем фирмы.

Культура фирмы рассматривается как определенная знако­вая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоя­тельной, неповторимой деловой культуры, которую оценивают как потребители, так и бизнес-среда, которые безусловно будут оказывать влияние на внутреннюю культуру фирмы.

 

Культуру организации составляет формальная и неформаль­ная культуры. Формальная культура отражается в организаци­онной, а неформальная - в корпоративной (см. рис. 5.9). Акку­мулируются организационная и корпоративные культуры в со­знании, прежде всего, внешней среды в фирменном стиле.

Культура фирмы создается людьми, чьи чувства, корпоратив­ные ценности, модели поведения ее и формируют. Но убеждения и ценности работников различаются в зависимости от совмести­мости рабочих подразделений, в которых работают те или иные сотрудники, также от типов проблем, поставленных задач, кото­рые необходимо решать. На культуру фирмы оказывают воздей­ствия особенности национальной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Та­кие культуры фирмы являются своеобразным фильтром для ин­формации, которая поступает в организацию. В этом плане куль­тура помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллекти­ва, и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях.

Рассмотрим содержание культуры фирмы несколько подроб­ней. Такое рассмотрение можно уподобить компьютерной игре: начав со знаков-иконок, найдя здание, войдем в него, слой за слоем углубляя «распаковку» культуры фирмы.

Фирменный стиль

Такое систематическое рассмотрение целесообразно начать с ее наиболее очевидной, формат изованпой частью культуры фирмы -с фирменного стиля - явного внешнего элемента культуры орга­низации. Фирменный стиль - это некий внешний маркер, по ко­торому, в идеале, можно распознать компанию. Термин «фирмен­ный стиль» в словарях отсутствует, но он активно представлен в реальности. И даже существуют компании, продающие услуги по разработке фирменного стиля. В данных компаниях под этим под­разумевается разработка шрифта, логотипа, цветовой гаммы, из­готовление визиток, вывесок, буклетов, сувенирной продукции,

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

иногда одежды или дизайна офиса. Фирменный стиль должен обеспечивать единообразие рекламы, вида интернет-сайтов, уз­наваемость компании во всех ее филиалах и подразделениях. Коррелирует с имиджем компании. Является его составной ча­стью. Например, фирменный стиль авиакомпании узнаваем по одежде бортпроводников и сервисных служб, логотипом отме­чены самолеты и все предметы, которыми пользуются пассажи­ры в полете. Это некий «флажок» для распознавания. Фирмен­ный стиль не является самоценной составляющей, т. к. при сме­не элементов организационной культуры «более высокого порядка» происходит изменение фирменного стиля. Это лицо компании, обращенное во внешний мир. Поэтому на него влия­ют как внутренние процессы в компании, так и внешняя среда. Особенно тесно связан он с брендом. Поэтому при ребрендинге происходит непременная трансформация фирменного стиля, иногда до полного изменения. При смене целевой группы ком­пании (например, расширении) фирменный стиль должен так­же претерпевать изменения, которые сделают компанию более привлекательной для соответствующих целевых групп.

Фирменный стиль является важной частью культуры фир­мы. Он непосредственно связан с образом (имиджем) фирмы, который, подобно двуликому Янусу, обращен и агресуется в две стороны: к внутрифирменной жизни и вовне. Разумеется, орга­низационная культура и фирменный стиль - это, прежде всего, внугре] I нее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней самой. 11о одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее об­ликом, по которому о ней судит социальное окружение. И все же, как известно, «короля играет свита», и поэтому, в конечном сче­те, имидж фирмы «разыгрывается» ее персоналом.

Фирменный стиль - основное средство формирования имид­жа, или образа фирмы, в котором участвуют все виды рекламы и PR и который:

<> улучшает отношение потребителя к фирме;

<> воспринимается как своего рода гарантия качества това­ров и услуг; 380

Менеджмент в сфере культуры

❖ помогает закреплять желательные для фирмы потреби­тельские предпочтения; ■> резко повышает эффективность рекламы; <■ позволяет экономить средства.

Чтобы выполнять эти функции, фирменный стиль должен быть:

<■ адекватным, т. е. соответствовать реально существующему образу фирмы;

■> оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных, чтобы вас не спутали ни с кем другим и быстро и надежно запомнили; ■Ф- пластичным (динамичным), чтобы никогда не устареть, не выйти из моды и в то же время казаться неизменным; <• иметь четкий адрес, т. е. быть привлекательным не для всех

вообще, а только для ваших целевых групп воздействия. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, сло­весных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (ус­луг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. В разных сочетаниях все эти элементы должны постоянно присутствовать в рекламе, оформлении про­дукции, офисов, производственных и других помещений фирмы.

Фирменный стиль это символически выраженная состав­ляющая культуры фирмы, знаковая система, обозначающая фирму и ее деятельность. Рассмотрим его компоненты более си­стематично, переходя от как бы внешних (формальных) компо­нентов и факторов к более глубинным.

Информационный (коммуникативный) дизайн

Информационный дизайн включает в себя выработку и ис­пользование знаков, в идеале - полноценную знаковую систе­му графических, изобразительных, словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и аббре­виатура этого названия. Желательны их краткость и благозву-

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

чие, чтобы они не царапали глаз и слух, причем не только на русском языке. Если не задуматься над этим, то вполне возмож­ными будут трагикомические ситуации и положения, в кото­рые поставят себя и фирму ее менеджеры в силу неблагозву­чия, а то и нежелательных ассоциаций, вызываемых названием или аббревиатурой.

На фирме могут быть приняты особые шрифты, используе­мые в документах, по которым легко распознаются материалы именно данной фирмы. Могут быть приняты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, используемые в документации, рекламе, оформлении, одежде сотрудников и т. д.

Следующий компонент - эмблема, которая может иметь ис­полнение как изобразительного символа (привлекательный зве­рек, растение, здание, архитектурный или ландшафтный силу­эт, фигурка, профиль и т.п.), так и специально выполненного написания аббревиатуры, возможно, как их комбинация.

Все большее распространение получают девизы, слоганы, краткие, образные выражения (slogan - от англ. лозунг, призыв, девиз, рекламная формула), фактически, лозунги фирмы - фра­зы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы, как бы ее «кредо», «символ веры» ее сотрудников, от высшего руководства до рядового персонала. Иногда афористич­но и неожиданно высказанная в слогане мысль становится идеей целой рекламной кампании, втягивает в свою орбиту другие виды рекламы. Такой девиз должен отвечать требованиям:

<■ отражать особенности имиджа фирмы, вызывать ассоциа­ции с названием (само название может входить в слоган);

<■ выражаться краткой звучной, динамичной фразой, пра­вильной с точки зрения фонетики, в том числе если девиз сформулирован на латыни;

■ф- учитывать психологические особенности целевых групп воздействия, их чаяния, надежды (желание достичь бла­гополучия и благосостояния, выделиться из общей мас­сы, ощутить свое превосходство, сохранить здоровье, сэ­кономить деньги, любопытство, тяга к новизне и т. п.); 382

Менеджмент в сфере культуры

❖ не допускать возможности двоякого толкования - ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза, не быть слишком сложным, замысловатым, сверхоригинальным.

Наличие фирменных шрифтов и цветов, эмблемы и девиза позволяют разрабатывать более сложные комплексы информа­ционного дизайна: от логотипа и «шапки» документов (писем, приказов, инструкций и т. д.), визиток и конвертов, упаковки и сувениров до полноценной геральдики, включая герб и флаг компании.

Фирменный стиль может включать в себя не только зритель­ный, но и звуковой ряд. Такая звуковая или музыкальная сим­волика может быть довольно изощренной - вплоть до гимна фирмы, но может быть и проще: музыкальная тема, интонация, просто звук определенной тональности и силы. Они могут ис­пользоваться в организации распорядка рабочего дня, при про­ведении мероприятий, как позывные, в рекламе.

Дело может не ограничиваться зрительными и звуковыми зна­ками. Могут использоваться и запахи. С одной стороны, в прак­тику отечественного бизнеса входит зарубежный опыт дизайна запахов, с другой - осмысляется традиционная для православия и восточных культур культура запахов. Некоторые PR- агентства уже оказывают услуги по подбору, а то и специальной разработ­ке «фирменных дезодорантов» для офисов и производственных помещений. Причем речь идет не только и не столько о бизнесе, связанном с парфюмом. Здания строятся теперь из новых мате­риалов, полы уже не выделяют агрессивно-химического злово­ния, пахнут приятно, так как ароматизированы фабричным спо­собом. Кухни и туалеты выложены кафелем, всюду висят осве­жители воздуха, в смыватели вставлены ароматные кубики. Специально разработанный душистый состав, разведенный на простой воде, может разбрызгиваться в офисных помещениях, на производственных площадках. Возможны и более простые решения, например простые запреты и ограничения на опреде­ленные запахи. Все чаще в общественных местах запрещается курение. Но в старых помещениях иногда еще с советских вре-

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

мен ощущается смрад старой штукатурки, сигаретного дыма, мест общего пользования. Поэтому даже простой запрет на опре­деленные запахи уже немало. Уже появились услуги по под­бору запахов.

В последнее время появились даже разработки тактильного дизайна - какова наша компания «на ощупь»? Какие поверхности наших столов, буклетов, упаковок и т. п.? Глянцево-лакированные, ламинированные или «замшевые»?

Перечисленные основные элементы информационного ди­зайна важны тем, что задают систему знаков, информирующих о фирме, о ее существовании, о ее присутствии «здесь и сейчас», которые могут участвовать в других, более сложных проявле­ниях фирменного стиля, в том числе и того же информацион­ного характера.

Нередко выработку фирменного стиля ограничивают заказом логотипа, бланков, конвертов и визиток. Однако информацион­ный дизайн, а тем более, фирменный стиль - вещь и проблема более серьезная и комплексная. Например, компоненты инфор­мационного дизайна могут использоваться в оформлении рабо­чих мест, офиса фирмы, внешнего облика работников и т. д.

Средовый дизайн

Важную роль в фирменном стиле играет комплекс средового дизайна. Он включает в себя архитектурный дизайн, который на­чинается с места расположения производственных и офисных по­мещений. Иногда один только адрес фирмы, то, в окружении ка­ких соседей она расположена, может решающим образом ска­заться на ее репутации. Сказывается на репутации фирмы и ее «экстерьер» - здания, в которых она расположена: здания-па­мятники, приспособленные помещения или специально пост­роенные корпуса. Не менее важен и внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их планировка. Речь идет не обя штельно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Надо помнить, что для репутации фирмы важен и вид фасада ее зда­ния, его подсветка, табличка с наименованием, благоустроенность384

Менеджмент в сфере культуры

подхода и подъезда ко входу, оформление и чистота самого этого входа, возможность парковки автомашин.

Архитектурный дизайн многое говорит о компании. Имеет значение, насколько офис вписан в окружающую среду. Напри­мер, крупные банки часто строятся «наперекор», «вопреки» лан­дшафту, как бы демонстрируя пренебрежение к окружающему миру. В этом случае можно сказать, что банк надежен, но вряд ли проявит заботу о мелком и среднем клиенте. Любовь к ге­ральдике часто выдает пирамидальный бизнес. Такие компании, как правило, обустраиваются по соседству с другими фирмами, в престижных офисных центрах с дорогой арендной платой (вро­де и солидно, и ремонт делать ни к чему), вход украшается лю­бым и регалиями, как бы свидетельствующими о солидности фирмы. Тут и флаги, и дипломы, и всевозможные гербы. Одна­ко таких простых вещей, как автостоянка или «зеленая зона», у парадного крыльца нет.

Оформительский дизайн (дизайн оформления) предполага­ет хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных. Интерьер офиса может многое сказать о фирме и ее первых лицах.

В свое время один на редкость проницательный французский путешественник, маркиз де Кюстин, назвал Россию 1830-х «цар­ством фасадов», за пышностью которых кроется хаос. Пример­но то же самое можно заметить и в офисах современных рос­сийских фирм: через дорогу от сверкающих окон благоустроен­ных офисов располагается унылый закуток с осыпающейся штукатуркой, пожелтевшим от старости линолеумом и провода­ми, испещряющими стены и потолки, словно варикозные вены. И среди этой разрухи жмутся друг к другу подавленные сотрудни­ки, пытаясь создать хоть какое-то подобие уюта с помощью немно­гочисленной грубо сколоченной мебели. Но и еще недавно всеми признававшиеся внешние атрибуты власти и прочного положения в обществе - бронзовые канделябры, персидские ковры и пись­менные столы красного дерева - сегодня могут вызвать совершен­но иную реакцию.

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

Решить проблему можно с помощью специальных эргоно­мических разработок, позволяющих исходить, прежде всего, из соображений обеспечения оптимальных условий для наиболее эффективной работы. Обстановка современного офиса должна быть удобной для работников, благоприятно влияющей на ра­бочую атмосферу. Некое двенадцатиэтажное офисное здание в Чикаго даже снабжено садом, по которому порхают бабочки -утомленные напряженной работой сотрудники фирм приходят сюда снять стресс. Некоторые скандинавские компании, напри­мер, оборудуют офисные помещения ультрафиолетовыми лам­пами, чтобы их работники, изголодавшиеся по солнышку за дол­гие зимние месяцы, не чувствовали себя подавленными. Действи­тельно, вальяжные кресла времен Людовика или пресс-папье «от Фаберже» - не столько проявление заботы о подчиненных, сколько проявление амбиций руководства фирмы. Светлое, про­сторное помещение с эргономичной офисной мебелью создадут более деловую атмосферу. Создание интерьера - прекрасная воз­можность продемонстрировать подчиненным, насколько высо­ко руководитель ценит их работу.

Людям свойственно замечать мельчайшие детали. Отсутствие в кабинете руководителя второго стула наведет на мысль о том, что он не привык принимать посетителей. Многочисленные зам­ки на ящиках письменного стола возбудят в посетителях подозре­ния о скрываемом ощущении отсутствия безопасности в собствен­ном кабинете. Не говоря уже о том, что неуютный офис наводит на мысль о некотором беспорядке мыслей его хозяев. Именно такие вещи и свойственно замечать тем, кто любит понаблюдать за про­явлениями различных сторон человеческой натуры.

Авторитарного самодура выдает бескрайняя полированная по­верхность стола из красного дерева. Либеральный руководитель закажет одинаковую мебель для офиса - залог отсутствия барье­ра между начальством и подчиненными. Разве что, давая пищу фрейдистским толкованиям, закажет себе письменный стол чуть-чуть побольше, а стол для совещаний чуть-чуть подлиннее.

Не следует забывать, что закругленные углы и лепные фор­мы делают стол начальника менее устрашающим. Если вы ре­гулярно принимаете посетителей, установите свой компьютер386

Менеджмент в сфере культуры

на отдельном столе, иначе гостям покажется, что вы хотите спря­таться за монитором. Наличие окна прямо за письменным сто­лом является отвлекающим фактором.

Стиль и цвет мебели существенно определяют имидж ком­пании.

Темные породы дерева: традиционно, даже старомодно. Крас­ные породы: тепло и гостеприимно - устойчивый бизнес. Свет­лые породы: яркий и творческий подход к делу - молодая и энер­гичная фирма. Кожа: красиво и самоуверенно, но немного по­давляет. Металл и стекло: эффективная и конкурентоспособная фирма - вероятно, немецкая. Пластик: практично, но не пред­приимчиво - вероятно, финская компания. Черный цвет: ни кап­ли воображения - определенно финская фирма. Стулья долж­ны обладать механизмом регулировки высоты, особенно для тех, кто работает за компьютером, удобной спинкой, позволяющей полировать ноготки в условиях комфорта, пропускающей воз­дух обивкой. Не рекомендуются: дорогой антиквариат, мебель производства компании IKEA, военное имущество, столы с вы­резанными на них именами бывших работников.

Наличие перегородок внушает ложное чувство безопасности, создает искушение решать, прежде всего, вопросы личного пла­на в полной уверенности уединения от окружающего мира. Со­временные офисы все чаще оборудуются прозрачными или частично прозрачными перегородками, разделяющими отдель­ных работников или группы работников в одном помещении. Такие перегородки характеризуются повыитенной видимостью и низкой шумопроницаемостью. В результате руководитель мо­жет видеть убийственные взгляды, бросаемые на него коллега­ми, но не слышит отпускаемые ими в его адрес комплименты. Существует и тенденция устранения всяческих барьеров в офис­ном помещении. Компании, в которых приветствуется инициа­тива и творческий подход к работе, устанавливают в своих по­мещениях передвижные стенды для граффити, на которых ра­ботники с удовольствием записывают новые идеи, рисуют диаграммы и непристойные карикатуры на ненавистных началь­ников. Идея офисов с открытой план ировкой была впервые вве-

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

дена немецкой консалтинговой группой Quickborner, создавшей «офисную панораму», чтобы стимулировать обмен информаци­ей между различными отделами.

Фотографии основателей компании в накрахмаленных во­ротничках и с моноклями подчеркнут историческое наследие фирмы, а произведения современного искусства явятся лучшим свидетельством ее прогрессивности. Психологически понятно и оправдано желание молодых сотрудниц держать на столе фо­тографии своих очаровательных кудрявых малышей, что при­дает офису оттенок теплоты и человечности. Не рекомендуют­ся: откровенная порнография, календари Pirelli, репродукции отечественной классики в духе репинских картин «Бурлаки на Волге», «Не ж/щли» или перовской «Тройки», фотографии над­гробий, рисунки близких родственников, к которым требуются дополнительные пояснения («он/она действительно ОЧЕНЬ талантливый художник - три года назад у него/нее даже была своя выставка в галерее «Авеста»...»).

Опасно переусердствовать с растениями. Как правило, двух пальм в холле и нескольких экзотических растений на подокон­нике вполне достаточно. Скромная юкка на столе руководите­ля всегда пригодится: можно нервно перебирать пальцами ее длинные листья, увольняя нерадивых работников, отвечая на резкие вопросы налогового инспектора.

В случае оформительского дизайна речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важно, напри­мер, чтобы посетитель или начинающий работник легко ориен­тировались во внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы.

Внешний облик персонала

Продолжим распаковку культуры фирмы в духе компьютер­ной игры. В интерьере компании встречаются сотрудники, вне­шний облик которых может иметь различную степень норма­тивности. Согласно А. П. Чехову, как известно, «в человеке все должно быть прекрасно - и одежда, и душа, и мысли». 388

Менеджмент в сфере культуры

Начнем с одежды. Одежда сотрудников может служить состав­ляющей частью бренда компании, ее корпоративной культуры и имиджа на профессиональном рынке. Кроме того, важную роль могут играть требования и соображения гигиены и безопасности. Возможно универсальное решение - в духе японского Mei геджмен-та, когда все одинаковы, и только по бейджу можно понять, кто перед тобой - председатель правления или уборщик. Иногда необходимость такого решения - униформа -- определяется технологическими требованиями (медицина, общественное пи­тание и т. д.). Более распространены фирменные части и детали одежды, использующие фирменный стиль (галстук, нагрудный знак, цветок и т. п.). Еще чаще практикуются писанные или не-писанные ограничения дресс-кода: например, запрет на джин­сы в офисе или ограничения высоты юбки.

Внешний вид сотрудников - тема очень деликатная, но как показывает время и бегущие вперед технологии имиджмейкин-га серьезных фирм, она требует огромного внимания. Следует добавить, что это отдельная культурологическая часть, которая подразумевает приведение различных стилевых компонентов к одному целому, которое может выражаться как в выборе ком­панией некого единого дресс-кода, так и вольного, но объеди­ненного некими элементами стиля. Это может быть униформа организации, которая выделяет ее сотрудников. Культура одеж­ды, прическа, макияж, ухоженность, презентабельность настраи­вают каждого на совершенно продуктивное общение и добав­ляют уверенности в действиях. Следует уделять стилю менед­жера непосредственное внимание, дабы он чувствовал себя комфортно. Внешний вид и манера держаться, при прочих рав­ных условиях, являются условием карьерного роста. Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % опреде­лить отношение к деловому человеку. Вы не просто надеваете костюм: одежда является Вашей визитной карточкой.

Довольно распространенная позиция работодателей «я пла­чу тебе деньги, и потому изволь выглядеть на работе достойно» принципиально не верна. Сколько людям ни плати, но представ­ления о том, что значит «выглядеть достойно» у каждого из них

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры

будет свое. Кроме того, у людей могут быть совершенно разные жизненные ситуации. Поэтому одежда, фирменный дресс-код -предмет специального внимания и руководства. Помимо проче­го, сколько бы ни стоили такие затраты, «фирменная одежда» мо­жет оставаться собственностью компании, а значит и затраты на нее - предшествовать налогообложению.

Хотя понятие «деловой стиль» становится все более размы­тым, большинство работодателей диктуют своим работникам правила, определяющие стиль их профессиональной одежды, переходя от требований неписаных ко все более формальным. Так, по данным IRS Emloyment Review, в современной Брита­нии в 67 % случаев правила профессиональной одежды пропи­сываются в трудовом контракте. И только за последние два года эта цифра выросла на 15 %. Лишь только около трети работода­телей предоставляют отдельным работникам послабления на основании их религиозных убеждений. Требования дресс-кода ужесточаются даже несмотря на то, что они могут послужить основанием для судебных разбирательств по ущемлению прав личности. При этом более 60 % работодателей практикуют про­ведение время от времени «дни свободного стиля в одежде».

Чрезвычайно редко, но практикуется универсальный маки­яж (вплоть до использования цветных контактных линз, чтобы изменить естественный цвет глаз). Иногда речь идет о фирмен­ной детали макияжа. Чаще же речь идет о системе мягких за­претов и ограничений («как у нас не принято») на внешний вид персонала. Например, запрет на «русалок» забальзаковского возраста или требование, чтобы у молодых людей волосы не ложились на воротн ик.

Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать предметом специаль­ной целостной разработки проекта системного (программного) дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высоко­квалифицированных специалистов-дизайнеров. Важно только помнить, что никакой проект нельзя создать «с нуля», «из голо­вы». В конечном счете, перечисленные дизайновые составляю­щие выражают и воплощают определенную культуру управле-390

Менеджмент в сфере культуры

ния, работы, общения и человеческих отношений, личную куль­туру руководства и работников фирмы.

Организационная культура

Предприятия, фирмы существуют для того, чтобы произво­дить товары и услуги, для реализации поставленной предпри­нимателем или топ-менеджментом системы целей. Короче, для осуществления какого-то Дела. Эта деятельность связана в оп­ределенную технологическую цепочку конкретных бизнес-про­цессов. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки задается система управления, организационная (административ­ная) структура, в которой работники фирмы выполняют опре­деленные функции руководителей и подчиненных.

Технология и иерархия управления как проявления некоей культуры бизнеса определяют способы ведения Дела, которые придают фирме ряд особенностей, специфику и своеобразие. С этой точки зрения бизнес-культура конкретной фирмы пред­стает как некая организационная культура (культура организа­ции), т. е. специфическая, характерная для данной организации система связей, действий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деловой активности, способа и постановки бизнеса.

В организационной культуре важен момент формализованно-сти. Она непосредственно связана с технологией производства, технологической культурой и дисциплиной и находит свое вы­ражение в организационных документах (уставе, положени­ях, должностных инструкциях), т. е. связана с системой распре­деления полномочий, прав и обязанностей, регулируемой адми­нистративным, хозяйственным и трудовым правом.

Правила, нормы организационной культуры, таким образом, представляют собой некий заданный стандарт в принятии ра­ботниками конкретных решений, в выборе сотрудниками при­емлемого (допустимого) способа действий. Чем меньше члены организации задумываются о природе этих правил, и чем в боль­шей степени они рассматривают их как изначально данные, тем более действенна данная организационная культура.

Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры 391

Организационная культура связывает всех работников об­щим пониманием того, что представляет собой данная фирма, какова ее экономическая и социальная роль, какое место она занимает на рынке по отношению к конкурентам, каковы ее обя­зательства перед потребителями и т. д. Она задает рамку гармо­низации коллективных и индивидуальных интересов, осозна­ния каждым сотрудником своей роли в системе, чего от него ждут и как он наилучшим образом может ответить на эти ожи­дания. Более того, каждый знает, что если он нарушит эти ожи­дания, то его ждут санкции, не просто исходящие от руковод­ства, а заданные общими требованиями достижения общей цели. Тем самым организационная культура мобилизует энергию, зна­ния и умения ее членов на достижение этой общей цели.

В самом общем виде содержание организационной культу­ры совпадает со структурой функций (механизмов) менеджмен­та, в которую входят: административно-организационный, эко­номический и информационный механизма, а также работа с персоналом.

S Административно-организационный механизм - система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемая в организационных документах (уставах, положениях, инструк­циях, договорах), имеющих правовую силу в рамках действия административного и трудового права. На основе этого распре­деления полномочий разрабатываются организационные струк­туры и штатные расписания фирм и их подразделений.

■S Экономический механизм - система ресурсного обеспе­чения (финансовых, материально-технических ресурсов - в пер­вую) очередь), хозяйственного содержания, хозяйственного рас­чета и экономического стимулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.