КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговая среда организаций культуры 6 страница
<- информационный дизайн: название, аббревиатура, шрифты, цвета, звук. гимн, эмблема, герб, флаг; <> средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.); ■> оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, сувенирная продукция; •> внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство. 2. Организационная культура: •Ф- организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и контроль, организация заработной платы, стимулирование, санкции и увольнение; •> организационная структура; Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры ❖ стиль делового общения (организационное поведение): стиль руководства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, телефонных переговоров и т. п. 3. Корпоративная культура: -> система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпоративное сознание, «корпоративная религия»; ■> эпос: герои и легенды; <• обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знаменательные даты; <■ фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. и. Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осознания ее значимости руководителем фирмы. Культура фирмы рассматривается как определенная знаковая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоятельной, неповторимой деловой культуры, которую оценивают как потребители, так и бизнес-среда, которые безусловно будут оказывать влияние на внутреннюю культуру фирмы.
Культуру организации составляет формальная и неформальная культуры. Формальная культура отражается в организационной, а неформальная - в корпоративной (см. рис. 5.9). Аккумулируются организационная и корпоративные культуры в сознании, прежде всего, внешней среды в фирменном стиле.
Культура фирмы создается людьми, чьи чувства, корпоративные ценности, модели поведения ее и формируют. Но убеждения и ценности работников различаются в зависимости от совместимости рабочих подразделений, в которых работают те или иные сотрудники, также от типов проблем, поставленных задач, которые необходимо решать. На культуру фирмы оказывают воздействия особенности национальной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Такие культуры фирмы являются своеобразным фильтром для информации, которая поступает в организацию. В этом плане культура помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллектива, и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях. Рассмотрим содержание культуры фирмы несколько подробней. Такое рассмотрение можно уподобить компьютерной игре: начав со знаков-иконок, найдя здание, войдем в него, слой за слоем углубляя «распаковку» культуры фирмы. Фирменный стиль Такое систематическое рассмотрение целесообразно начать с ее наиболее очевидной, формат изованпой частью культуры фирмы -с фирменного стиля - явного внешнего элемента культуры организации. Фирменный стиль - это некий внешний маркер, по которому, в идеале, можно распознать компанию. Термин «фирменный стиль» в словарях отсутствует, но он активно представлен в реальности. И даже существуют компании, продающие услуги по разработке фирменного стиля. В данных компаниях под этим подразумевается разработка шрифта, логотипа, цветовой гаммы, изготовление визиток, вывесок, буклетов, сувенирной продукции,
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры иногда одежды или дизайна офиса. Фирменный стиль должен обеспечивать единообразие рекламы, вида интернет-сайтов, узнаваемость компании во всех ее филиалах и подразделениях. Коррелирует с имиджем компании. Является его составной частью. Например, фирменный стиль авиакомпании узнаваем по одежде бортпроводников и сервисных служб, логотипом отмечены самолеты и все предметы, которыми пользуются пассажиры в полете. Это некий «флажок» для распознавания. Фирменный стиль не является самоценной составляющей, т. к. при смене элементов организационной культуры «более высокого порядка» происходит изменение фирменного стиля. Это лицо компании, обращенное во внешний мир. Поэтому на него влияют как внутренние процессы в компании, так и внешняя среда. Особенно тесно связан он с брендом. Поэтому при ребрендинге происходит непременная трансформация фирменного стиля, иногда до полного изменения. При смене целевой группы компании (например, расширении) фирменный стиль должен также претерпевать изменения, которые сделают компанию более привлекательной для соответствующих целевых групп. Фирменный стиль является важной частью культуры фирмы. Он непосредственно связан с образом (имиджем) фирмы, который, подобно двуликому Янусу, обращен и агресуется в две стороны: к внутрифирменной жизни и вовне. Разумеется, организационная культура и фирменный стиль - это, прежде всего, внугре] I нее дело фирмы, то, что складывается и формируется в ней самой. 11о одновременно они оказываются и лицом фирмы, ее обликом, по которому о ней судит социальное окружение. И все же, как известно, «короля играет свита», и поэтому, в конечном счете, имидж фирмы «разыгрывается» ее персоналом. Фирменный стиль - основное средство формирования имиджа, или образа фирмы, в котором участвуют все виды рекламы и PR и который: <> улучшает отношение потребителя к фирме; <> воспринимается как своего рода гарантия качества товаров и услуг; 380 Менеджмент в сфере культуры ❖ помогает закреплять желательные для фирмы потребительские предпочтения; ■> резко повышает эффективность рекламы; <■ позволяет экономить средства.
Чтобы выполнять эти функции, фирменный стиль должен быть: <■ адекватным, т. е. соответствовать реально существующему образу фирмы; ■> оригинальным, т. е. отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных, чтобы вас не спутали ни с кем другим и быстро и надежно запомнили; ■Ф- пластичным (динамичным), чтобы никогда не устареть, не выйти из моды и в то же время казаться неизменным; <• иметь четкий адрес, т. е. быть привлекательным не для всех вообще, а только для ваших целевых групп воздействия. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. В разных сочетаниях все эти элементы должны постоянно присутствовать в рекламе, оформлении продукции, офисов, производственных и других помещений фирмы. Фирменный стиль это символически выраженная составляющая культуры фирмы, знаковая система, обозначающая фирму и ее деятельность. Рассмотрим его компоненты более систематично, переходя от как бы внешних (формальных) компонентов и факторов к более глубинным. Информационный (коммуникативный) дизайн Информационный дизайн включает в себя выработку и использование знаков, в идеале - полноценную знаковую систему графических, изобразительных, словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и аббревиатура этого названия. Желательны их краткость и благозву- Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры чие, чтобы они не царапали глаз и слух, причем не только на русском языке. Если не задуматься над этим, то вполне возможными будут трагикомические ситуации и положения, в которые поставят себя и фирму ее менеджеры в силу неблагозвучия, а то и нежелательных ассоциаций, вызываемых названием или аббревиатурой. На фирме могут быть приняты особые шрифты, используемые в документах, по которым легко распознаются материалы именно данной фирмы. Могут быть приняты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, используемые в документации, рекламе, оформлении, одежде сотрудников и т. д.
Следующий компонент - эмблема, которая может иметь исполнение как изобразительного символа (привлекательный зверек, растение, здание, архитектурный или ландшафтный силуэт, фигурка, профиль и т.п.), так и специально выполненного написания аббревиатуры, возможно, как их комбинация. Все большее распространение получают девизы, слоганы, краткие, образные выражения (slogan - от англ. лозунг, призыв, девиз, рекламная формула), фактически, лозунги фирмы - фразы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы, как бы ее «кредо», «символ веры» ее сотрудников, от высшего руководства до рядового персонала. Иногда афористично и неожиданно высказанная в слогане мысль становится идеей целой рекламной кампании, втягивает в свою орбиту другие виды рекламы. Такой девиз должен отвечать требованиям: <■ отражать особенности имиджа фирмы, вызывать ассоциации с названием (само название может входить в слоган); <■ выражаться краткой звучной, динамичной фразой, правильной с точки зрения фонетики, в том числе если девиз сформулирован на латыни; ■ф- учитывать психологические особенности целевых групп воздействия, их чаяния, надежды (желание достичь благополучия и благосостояния, выделиться из общей массы, ощутить свое превосходство, сохранить здоровье, сэкономить деньги, любопытство, тяга к новизне и т. п.); 382 Менеджмент в сфере культуры ❖ не допускать возможности двоякого толкования - ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза, не быть слишком сложным, замысловатым, сверхоригинальным. Наличие фирменных шрифтов и цветов, эмблемы и девиза позволяют разрабатывать более сложные комплексы информационного дизайна: от логотипа и «шапки» документов (писем, приказов, инструкций и т. д.), визиток и конвертов, упаковки и сувениров до полноценной геральдики, включая герб и флаг компании. Фирменный стиль может включать в себя не только зрительный, но и звуковой ряд. Такая звуковая или музыкальная символика может быть довольно изощренной - вплоть до гимна фирмы, но может быть и проще: музыкальная тема, интонация, просто звук определенной тональности и силы. Они могут использоваться в организации распорядка рабочего дня, при проведении мероприятий, как позывные, в рекламе. Дело может не ограничиваться зрительными и звуковыми знаками. Могут использоваться и запахи. С одной стороны, в практику отечественного бизнеса входит зарубежный опыт дизайна запахов, с другой - осмысляется традиционная для православия и восточных культур культура запахов. Некоторые PR- агентства уже оказывают услуги по подбору, а то и специальной разработке «фирменных дезодорантов» для офисов и производственных помещений. Причем речь идет не только и не столько о бизнесе, связанном с парфюмом. Здания строятся теперь из новых материалов, полы уже не выделяют агрессивно-химического зловония, пахнут приятно, так как ароматизированы фабричным способом. Кухни и туалеты выложены кафелем, всюду висят освежители воздуха, в смыватели вставлены ароматные кубики. Специально разработанный душистый состав, разведенный на простой воде, может разбрызгиваться в офисных помещениях, на производственных площадках. Возможны и более простые решения, например простые запреты и ограничения на определенные запахи. Все чаще в общественных местах запрещается курение. Но в старых помещениях иногда еще с советских вре- Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры мен ощущается смрад старой штукатурки, сигаретного дыма, мест общего пользования. Поэтому даже простой запрет на определенные запахи уже немало. Уже появились услуги по подбору запахов. В последнее время появились даже разработки тактильного дизайна - какова наша компания «на ощупь»? Какие поверхности наших столов, буклетов, упаковок и т. п.? Глянцево-лакированные, ламинированные или «замшевые»? Перечисленные основные элементы информационного дизайна важны тем, что задают систему знаков, информирующих о фирме, о ее существовании, о ее присутствии «здесь и сейчас», которые могут участвовать в других, более сложных проявлениях фирменного стиля, в том числе и того же информационного характера. Нередко выработку фирменного стиля ограничивают заказом логотипа, бланков, конвертов и визиток. Однако информационный дизайн, а тем более, фирменный стиль - вещь и проблема более серьезная и комплексная. Например, компоненты информационного дизайна могут использоваться в оформлении рабочих мест, офиса фирмы, внешнего облика работников и т. д. Средовый дизайн Важную роль в фирменном стиле играет комплекс средового дизайна. Он включает в себя архитектурный дизайн, который начинается с места расположения производственных и офисных помещений. Иногда один только адрес фирмы, то, в окружении каких соседей она расположена, может решающим образом сказаться на ее репутации. Сказывается на репутации фирмы и ее «экстерьер» - здания, в которых она расположена: здания-памятники, приспособленные помещения или специально построенные корпуса. Не менее важен и внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их планировка. Речь идет не обя штельно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Надо помнить, что для репутации фирмы важен и вид фасада ее здания, его подсветка, табличка с наименованием, благоустроенность384 Менеджмент в сфере культуры подхода и подъезда ко входу, оформление и чистота самого этого входа, возможность парковки автомашин. Архитектурный дизайн многое говорит о компании. Имеет значение, насколько офис вписан в окружающую среду. Например, крупные банки часто строятся «наперекор», «вопреки» ландшафту, как бы демонстрируя пренебрежение к окружающему миру. В этом случае можно сказать, что банк надежен, но вряд ли проявит заботу о мелком и среднем клиенте. Любовь к геральдике часто выдает пирамидальный бизнес. Такие компании, как правило, обустраиваются по соседству с другими фирмами, в престижных офисных центрах с дорогой арендной платой (вроде и солидно, и ремонт делать ни к чему), вход украшается любым и регалиями, как бы свидетельствующими о солидности фирмы. Тут и флаги, и дипломы, и всевозможные гербы. Однако таких простых вещей, как автостоянка или «зеленая зона», у парадного крыльца нет. Оформительский дизайн (дизайн оформления) предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений, рабочих мест, приемных. Интерьер офиса может многое сказать о фирме и ее первых лицах. В свое время один на редкость проницательный французский путешественник, маркиз де Кюстин, назвал Россию 1830-х «царством фасадов», за пышностью которых кроется хаос. Примерно то же самое можно заметить и в офисах современных российских фирм: через дорогу от сверкающих окон благоустроенных офисов располагается унылый закуток с осыпающейся штукатуркой, пожелтевшим от старости линолеумом и проводами, испещряющими стены и потолки, словно варикозные вены. И среди этой разрухи жмутся друг к другу подавленные сотрудники, пытаясь создать хоть какое-то подобие уюта с помощью немногочисленной грубо сколоченной мебели. Но и еще недавно всеми признававшиеся внешние атрибуты власти и прочного положения в обществе - бронзовые канделябры, персидские ковры и письменные столы красного дерева - сегодня могут вызвать совершенно иную реакцию. Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры Решить проблему можно с помощью специальных эргономических разработок, позволяющих исходить, прежде всего, из соображений обеспечения оптимальных условий для наиболее эффективной работы. Обстановка современного офиса должна быть удобной для работников, благоприятно влияющей на рабочую атмосферу. Некое двенадцатиэтажное офисное здание в Чикаго даже снабжено садом, по которому порхают бабочки -утомленные напряженной работой сотрудники фирм приходят сюда снять стресс. Некоторые скандинавские компании, например, оборудуют офисные помещения ультрафиолетовыми лампами, чтобы их работники, изголодавшиеся по солнышку за долгие зимние месяцы, не чувствовали себя подавленными. Действительно, вальяжные кресла времен Людовика или пресс-папье «от Фаберже» - не столько проявление заботы о подчиненных, сколько проявление амбиций руководства фирмы. Светлое, просторное помещение с эргономичной офисной мебелью создадут более деловую атмосферу. Создание интерьера - прекрасная возможность продемонстрировать подчиненным, насколько высоко руководитель ценит их работу. Людям свойственно замечать мельчайшие детали. Отсутствие в кабинете руководителя второго стула наведет на мысль о том, что он не привык принимать посетителей. Многочисленные замки на ящиках письменного стола возбудят в посетителях подозрения о скрываемом ощущении отсутствия безопасности в собственном кабинете. Не говоря уже о том, что неуютный офис наводит на мысль о некотором беспорядке мыслей его хозяев. Именно такие вещи и свойственно замечать тем, кто любит понаблюдать за проявлениями различных сторон человеческой натуры. Авторитарного самодура выдает бескрайняя полированная поверхность стола из красного дерева. Либеральный руководитель закажет одинаковую мебель для офиса - залог отсутствия барьера между начальством и подчиненными. Разве что, давая пищу фрейдистским толкованиям, закажет себе письменный стол чуть-чуть побольше, а стол для совещаний чуть-чуть подлиннее. Не следует забывать, что закругленные углы и лепные формы делают стол начальника менее устрашающим. Если вы регулярно принимаете посетителей, установите свой компьютер386 Менеджмент в сфере культуры на отдельном столе, иначе гостям покажется, что вы хотите спрятаться за монитором. Наличие окна прямо за письменным столом является отвлекающим фактором. Стиль и цвет мебели существенно определяют имидж компании. Темные породы дерева: традиционно, даже старомодно. Красные породы: тепло и гостеприимно - устойчивый бизнес. Светлые породы: яркий и творческий подход к делу - молодая и энергичная фирма. Кожа: красиво и самоуверенно, но немного подавляет. Металл и стекло: эффективная и конкурентоспособная фирма - вероятно, немецкая. Пластик: практично, но не предприимчиво - вероятно, финская компания. Черный цвет: ни капли воображения - определенно финская фирма. Стулья должны обладать механизмом регулировки высоты, особенно для тех, кто работает за компьютером, удобной спинкой, позволяющей полировать ноготки в условиях комфорта, пропускающей воздух обивкой. Не рекомендуются: дорогой антиквариат, мебель производства компании IKEA, военное имущество, столы с вырезанными на них именами бывших работников. Наличие перегородок внушает ложное чувство безопасности, создает искушение решать, прежде всего, вопросы личного плана в полной уверенности уединения от окружающего мира. Современные офисы все чаще оборудуются прозрачными или частично прозрачными перегородками, разделяющими отдельных работников или группы работников в одном помещении. Такие перегородки характеризуются повыитенной видимостью и низкой шумопроницаемостью. В результате руководитель может видеть убийственные взгляды, бросаемые на него коллегами, но не слышит отпускаемые ими в его адрес комплименты. Существует и тенденция устранения всяческих барьеров в офисном помещении. Компании, в которых приветствуется инициатива и творческий подход к работе, устанавливают в своих помещениях передвижные стенды для граффити, на которых работники с удовольствием записывают новые идеи, рисуют диаграммы и непристойные карикатуры на ненавистных начальников. Идея офисов с открытой план ировкой была впервые вве- Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры дена немецкой консалтинговой группой Quickborner, создавшей «офисную панораму», чтобы стимулировать обмен информацией между различными отделами. Фотографии основателей компании в накрахмаленных воротничках и с моноклями подчеркнут историческое наследие фирмы, а произведения современного искусства явятся лучшим свидетельством ее прогрессивности. Психологически понятно и оправдано желание молодых сотрудниц держать на столе фотографии своих очаровательных кудрявых малышей, что придает офису оттенок теплоты и человечности. Не рекомендуются: откровенная порнография, календари Pirelli, репродукции отечественной классики в духе репинских картин «Бурлаки на Волге», «Не ж/щли» или перовской «Тройки», фотографии надгробий, рисунки близких родственников, к которым требуются дополнительные пояснения («он/она действительно ОЧЕНЬ талантливый художник - три года назад у него/нее даже была своя выставка в галерее «Авеста»...»). Опасно переусердствовать с растениями. Как правило, двух пальм в холле и нескольких экзотических растений на подоконнике вполне достаточно. Скромная юкка на столе руководителя всегда пригодится: можно нервно перебирать пальцами ее длинные листья, увольняя нерадивых работников, отвечая на резкие вопросы налогового инспектора. В случае оформительского дизайна речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важно, например, чтобы посетитель или начинающий работник легко ориентировались во внутренних помещениях. Поэтому очень полезно продумать систему указателей, с помощью которых можно было легко ориентироваться в коридорах и помещениях фирмы. Внешний облик персонала Продолжим распаковку культуры фирмы в духе компьютерной игры. В интерьере компании встречаются сотрудники, внешний облик которых может иметь различную степень нормативности. Согласно А. П. Чехову, как известно, «в человеке все должно быть прекрасно - и одежда, и душа, и мысли». 388 Менеджмент в сфере культуры Начнем с одежды. Одежда сотрудников может служить составляющей частью бренда компании, ее корпоративной культуры и имиджа на профессиональном рынке. Кроме того, важную роль могут играть требования и соображения гигиены и безопасности. Возможно универсальное решение - в духе японского Mei геджмен-та, когда все одинаковы, и только по бейджу можно понять, кто перед тобой - председатель правления или уборщик. Иногда необходимость такого решения - униформа -- определяется технологическими требованиями (медицина, общественное питание и т. д.). Более распространены фирменные части и детали одежды, использующие фирменный стиль (галстук, нагрудный знак, цветок и т. п.). Еще чаще практикуются писанные или не-писанные ограничения дресс-кода: например, запрет на джинсы в офисе или ограничения высоты юбки. Внешний вид сотрудников - тема очень деликатная, но как показывает время и бегущие вперед технологии имиджмейкин-га серьезных фирм, она требует огромного внимания. Следует добавить, что это отдельная культурологическая часть, которая подразумевает приведение различных стилевых компонентов к одному целому, которое может выражаться как в выборе компанией некого единого дресс-кода, так и вольного, но объединенного некими элементами стиля. Это может быть униформа организации, которая выделяет ее сотрудников. Культура одежды, прическа, макияж, ухоженность, презентабельность настраивают каждого на совершенно продуктивное общение и добавляют уверенности в действиях. Следует уделять стилю менеджера непосредственное внимание, дабы он чувствовал себя комфортно. Внешний вид и манера держаться, при прочих равных условиях, являются условием карьерного роста. Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку. Вы не просто надеваете костюм: одежда является Вашей визитной карточкой. Довольно распространенная позиция работодателей «я плачу тебе деньги, и потому изволь выглядеть на работе достойно» принципиально не верна. Сколько людям ни плати, но представления о том, что значит «выглядеть достойно» у каждого из них Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры будет свое. Кроме того, у людей могут быть совершенно разные жизненные ситуации. Поэтому одежда, фирменный дресс-код -предмет специального внимания и руководства. Помимо прочего, сколько бы ни стоили такие затраты, «фирменная одежда» может оставаться собственностью компании, а значит и затраты на нее - предшествовать налогообложению. Хотя понятие «деловой стиль» становится все более размытым, большинство работодателей диктуют своим работникам правила, определяющие стиль их профессиональной одежды, переходя от требований неписаных ко все более формальным. Так, по данным IRS Emloyment Review, в современной Британии в 67 % случаев правила профессиональной одежды прописываются в трудовом контракте. И только за последние два года эта цифра выросла на 15 %. Лишь только около трети работодателей предоставляют отдельным работникам послабления на основании их религиозных убеждений. Требования дресс-кода ужесточаются даже несмотря на то, что они могут послужить основанием для судебных разбирательств по ущемлению прав личности. При этом более 60 % работодателей практикуют проведение время от времени «дни свободного стиля в одежде». Чрезвычайно редко, но практикуется универсальный макияж (вплоть до использования цветных контактных линз, чтобы изменить естественный цвет глаз). Иногда речь идет о фирменной детали макияжа. Чаще же речь идет о системе мягких запретов и ограничений («как у нас не принято») на внешний вид персонала. Например, запрет на «русалок» забальзаковского возраста или требование, чтобы у молодых людей волосы не ложились на воротн ик. Информационный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн оформления и внешний облик могут стать предметом специальной целостной разработки проекта системного (программного) дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-дизайнеров. Важно только помнить, что никакой проект нельзя создать «с нуля», «из головы». В конечном счете, перечисленные дизайновые составляющие выражают и воплощают определенную культуру управле-390 Менеджмент в сфере культуры ния, работы, общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работников фирмы. Организационная культура Предприятия, фирмы существуют для того, чтобы производить товары и услуги, для реализации поставленной предпринимателем или топ-менеджментом системы целей. Короче, для осуществления какого-то Дела. Эта деятельность связана в определенную технологическую цепочку конкретных бизнес-процессов. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки задается система управления, организационная (административная) структура, в которой работники фирмы выполняют определенные функции руководителей и подчиненных. Технология и иерархия управления как проявления некоей культуры бизнеса определяют способы ведения Дела, которые придают фирме ряд особенностей, специфику и своеобразие. С этой точки зрения бизнес-культура конкретной фирмы предстает как некая организационная культура (культура организации), т. е. специфическая, характерная для данной организации система связей, действий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деловой активности, способа и постановки бизнеса. В организационной культуре важен момент формализованно-сти. Она непосредственно связана с технологией производства, технологической культурой и дисциплиной и находит свое выражение в организационных документах (уставе, положениях, должностных инструкциях), т. е. связана с системой распределения полномочий, прав и обязанностей, регулируемой административным, хозяйственным и трудовым правом. Правила, нормы организационной культуры, таким образом, представляют собой некий заданный стандарт в принятии работниками конкретных решений, в выборе сотрудниками приемлемого (допустимого) способа действий. Чем меньше члены организации задумываются о природе этих правил, и чем в большей степени они рассматривают их как изначально данные, тем более действенна данная организационная культура. Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры 391 Организационная культура связывает всех работников общим пониманием того, что представляет собой данная фирма, какова ее экономическая и социальная роль, какое место она занимает на рынке по отношению к конкурентам, каковы ее обязательства перед потребителями и т. д. Она задает рамку гармонизации коллективных и индивидуальных интересов, осознания каждым сотрудником своей роли в системе, чего от него ждут и как он наилучшим образом может ответить на эти ожидания. Более того, каждый знает, что если он нарушит эти ожидания, то его ждут санкции, не просто исходящие от руководства, а заданные общими требованиями достижения общей цели. Тем самым организационная культура мобилизует энергию, знания и умения ее членов на достижение этой общей цели. В самом общем виде содержание организационной культуры совпадает со структурой функций (механизмов) менеджмента, в которую входят: административно-организационный, экономический и информационный механизма, а также работа с персоналом. S Административно-организационный механизм - система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемая в организационных документах (уставах, положениях, инструкциях, договорах), имеющих правовую силу в рамках действия административного и трудового права. На основе этого распределения полномочий разрабатываются организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений. ■S Экономический механизм - система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов - в первую) очередь), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |