Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность инновационного менеджмента




Мерилом современного экономического развития является коренное изменение в техноло­ги­ческом способе производствав его воздействии на весь экономический потенциал общества. Ин­новационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Со­гласно концепциям инновационного развития, каждое новое поколение инноваций в технике и техноло­гии расширяет сферу своего влия­ния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-ор­ганизационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение техно­логического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной "технологиче­ской рациональности", способности к саморазвитию и благотворности технологий для человече­ства.

Если с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происхо­дило под лозунгом "свобода предпри­нимательства", то центральная идея постиндустриального обще­ства трактуется как всеобъемлющая "свобода нововведений".

Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной на­правленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяю­щих его. "Свобода нововведений" неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в маги­стральных направлениях науки и научных знани­ях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационно-управленческих иннова­ций. Радикаль­ные сдвиги назревают именно в подходах к источни­кам и ресурсам экономического роста.

Основным критерием экономического развития стано­вится понимание человеческих и интел­лектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. С точки зрения важности ресурсов экономического роста, первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала
с требованиями авангардного научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступаю­щей как поведенческая установка.

Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного ме­неджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления – инновацион­ный менеджмент.

Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие характеризуют его как "самостоятельную область экономической на­уки
и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов".

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого высту­пают иннова­ционные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Новая методологическая и научная ориентация инновационно­го менеджмента основана на ка­чественном своеобразии теорети­ческого уровня знания и его определяющей роли в богатстве об­ще­ства. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и не­формальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих раз­личные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это озна­чает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятель­ность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической
и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизне­са, а также творческой, педагогической, научной деятель­ности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.

Первый представлен теориями социального управления иннова­ционными системами и кон­центрирует усилия на разработке страте­гий инновационного развития, социально-организацион­ных изме­нений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняю­щих механизм функционирования экономи­ческой системы.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой при­кладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной харак­тер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки прак­тических решений по совер­шенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших прие­мов и методов воздействия на персонал, технико-технологические систе­мы, на продуктовые и финансовые потоки.

На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять право тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономичес­ких отношений не­обходимые решения вопреки сопротивлению. Процесс управления – это способность или потен­циальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и пове­дение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и ру­ководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.

Институт менеджмента – это структурированные социальные отношения,совокупность сис­тем интеграции и дифференциации, система долговременных групповых и инди­видуальных установок, ориентаций, целей, решений, задач и прак­тических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:

1) эффективностью, которая достигается за счет строгого разделе­ния обязанностей и полно­мочий между членами организации;

2) строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностно­му лицу осуществлять кон­троль за выполнением задания нижестоя­щими сотрудниками;

3) формально установленной и четко зафиксированной системой пра­вил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

4) эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами ор­ганизации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности;

5) процессом "деперсонализации" индивидов в организации.

Базисной системой социального института служат: совокупность социально закрепленных
и легитимизированных санкций, установ­ленный порядок выполнения тех или иных действий, пове­денческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозна­чает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим опреде­ляются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилеги­рованной социальной группы.

Становление инновационного менеджмента тесно связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества ста­новится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление про­цессом разработки, внедрения, про­изводства и коммерциализации новшеств. Задачей инновацион­ного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональ­ных подсистем, совершенствование системы управле­ния персона­лом и осуществление контроля. Виды и функции инновационного менеджмента пока­заны в таблице 7.

Таблица 7

Виды и функции инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента Виды инновационного менеджмента
Стратегический Функциональный, оперативный
Прогнозирование Стратегии приоритетов развития и роста Новых товаров, технологий
Планирование Экспансия в новые отрасли, рынки Повышение качества и конкурен­тоспособности товаров
Анализ внешней среды Анализ макроэкономической, полити­ческой и рыночной конъюнктуры Анализ поведения конкурентов, ем­кости рынка объемов продаж и т.д.
Анализ внутренней среды Анализ конкурентных преимуществ фирмы Анализ факторов эффективности производства продукции
Виды решений Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы Оперативные решения по разра­ботке, внедрению и производству новшеств
Мотивация Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности Обеспечение высокой производи­тельности труда, высокого качества продукции, обновление производства
Контроль Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития Контроль за исполнительской дис­циплиной и качеством исполнения

Инновационный тип экономического развития предприятия оз­начает прежде всего снижение детерминированности и усложне­ние системы управления в целом. Высокая изменчивость макро­экономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предпри­ятий в прямую зависимость от их спо­собности стратегической ориентации в неожиданных ситуа­циях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегиче­ский уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определя­ют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соот­ветственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. Так, стратегический менеджмент сосредоточивает свои усилия на анализе макроэкономичес­кой, политической и рыночной конъюнктуры для упро­чения по­ложения фирмы; особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преиму­ществ фирмы.

В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очере­дей, эконометрические модели, кон­цепция движущих сил и главных достоинств. Главные досто­инства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менед­жмента, опирающегося на внутренние возможности повышения эффективности факторов производства, разработку новых технологии, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспо­собности товаров.

Однако главные достоинства фирмы хотя и создают устойчивую основу для обеспечения кон­курентных преимуществ, но без стра­тегического видения, формирования соответствующих страте­гий развития и реакции руководства фирмы они не получают ре­ального развития. В иннова­ционном менеджменте все больше распро­страняется так называемый матричный анализ, имею­щий много разновидностей, среди которых особое место занимает SWOT- анализ. Он позволяет ис­следовать сильные и слабые стороны фирмы, оценивать ее возможности и внешние угрозы. Хотя анализ конкурентных преимуществ является важным эта­пом стратегического менеджмента, по­добные инструменты все боль­ше начинают использоваться для оперативного управления. Это связано с тем, что развитие сильных сторон фирмы и использова­ние ее потенциальных возможно­стей основываются на мероприя­тиях оперативного менеджмента – обеспечении высокой произво­дительности труда, обновлении и повышении качества продукции.

Основные этапы и функции стратегического инновационного менеджмента представлены на рисунке 11.

 

Рис.11. Основные этапы и функции стратегического инновационного менеджмента

Оперативный тактический инновационный менеджмент сосре­доточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управ­лению разработкой, внедрением, производством и коммерциа­ли­зацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направле­но на кратко- и среднесроч­ный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточно полной инфор­ма­цией, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентирова­ны на средний и нижний уровни менеджмента.

Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менедж­мент концентрируется на важнейших проблемных и структурных сферах, то оператив­ный менеджмент охватывает все направле­ния деятельности предприятия, его функциональные подсис­темы, структурные элементы и конкретно всех участников инновацион­ной деятельности.

Оперативное управление инновационной деятельностью анали­зирует возможности, ищет
и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития пред­приятия. Оно сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем предприятия, осуществляет управление подразде­ле­ниями матери­ально-технического снабжения, сбыта, информационного и фи­нансового обеспече­ния. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвести­ционного, продуктово-тематического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает кон­кретные меро­приятия по оптимальному управлению персона­лом.

Целью деятельности в области оперативного управления инно­вациями является реализация потенциала организации для дости­жения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упро­че­ния ее позиции на рынке.

Управление инновационной деятельностью фирмы состоит из:

1) постановки стратегических и тактических целей;

2) разработки системы стратегий;

3) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска;

4) анализа инфраструктуры;

5) анализа возможностей фирмы;

6) диагноза реально сложившейся ситуации;

7) прогноза будущего состояния фирмы;

8) поиска источников капитала;

9) поиска патентов, лицензий, ноу-хау;

10) формирования инновационного и инвестиционного портфелей;

11) стратегического и оперативного планирования;

12) оперативного управления и контроля за научными разработка­ми, их внедрением и после­дующим производством;

13) совершенствования организационных структур;

14) управления технико-технологическим развитием производства;

15) управления персоналом;

16) управления и контроля за финансами;

17) анализа и оценки проектов нововведений;

18) выбора инновационного проекта;

19) оценки эффективности инновации;

20) процедуры принятия управленческих решений;

21) изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке;

22) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга;

23) исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта;

24) позиционирования нововведения на рынке;

25) формирования инновационной стратегии фирмы на рынке;

26) устранения, диверсификации и управления рисками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.