Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование деятельности по обучению учащихся с ОВЗ.




Основы безопасности жизнедеятельности

уровень общего образования: основное общее образование

срок реализации рабочей программы: 2 года

 

г. Чебаркуль, 2015 г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного. Социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения, извержения вулканов и пр.); к техногенным – аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным – экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды); к дорожным – ситуации, связанные с поведением на дороге.

В условиях чрезвычайной ситуации может возникнуть угроза жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат – недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии является формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. В средствах обучения, реализующих программу, много материалов, которые направлены на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить

Целью образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями речи (ОНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи.

Дети с ОНР характеризуются усугубляющимися отклонениями в:

- нервно-психической сфере;

- познавательной деятельности;

- поведении;

- развитии общей и артикуляционной моторики;

- развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха.

У детей с ОНР, а именно у учащихся V вида, недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся V вида определяют специфику обучения в школе. Основными учебными предметами, которые служат в наибольшей степени коррекционным целям, являются предметы гуманитарного цикла, в том числе и основы безопасности жизнедеятельности. В процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

На уроках по основам безопасности жизнедеятельности с обучающимися VII вида реализуется программа для общеобразовательных классов, но с учетом специфики работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). У детей данной категории отмечается устойчиво сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушениями эмоционально - волевой сферы (незрелость эмоций, слабость воли, пограничное состояние в поведении). Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации, несформированностью интеллектуальной деятельности. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объеме, непрочна, запас общих сведений и представлений ограничен. В большей степени развито наглядно - действенное мышление и в меньшей степени – наглядно - образное и словесно - логическое. Необходим более длительный период для приема и обработки сенсорной информации.

Программа составлена с учетом специфики учащихся, имеющих отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- сниженный уровень познавательной деятельности;

- недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих учащихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;

- отсутствие у большинства учащихся словесно-логической памяти;

- несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

- отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки.

С учетом особенностей учащегося большое внимание уделяется развитию памяти и речи. Работа ведется с применением наглядных пособий.

Виды и формы работы с данным учащимся характеризуются следующими дидактическими приемами и методами: работа с текстом, обучение умению выделять главную мысль, формирование навыков связного изложения мыслей. Задания включают в себя закрепление умений и навыков по пройденным темам, вызывающим трудности у учащегося.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

- активизация познавательной деятельности учащегося;

- повышение уровня его умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков речевого развития;

- социально-трудовая адаптация.

Задачи преподавания основ безопасности жизнедеятельности обучающемуся с общим недоразвитием речи максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности ученика.

Процесс обучения школьника с ОНР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащегося недостатков, и опирается на субъективный опыт учащегося, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Учёт содержания НРиЭО.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности общеобразовательных учреждений Челябинской области.

Изучение НРиЭО осуществляется на основе методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов, подготовленных ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Технология учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержании предмета определяется реализуемой МБОУСОШ №7 образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего (2010 г.) образования национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа МБОУСОШ №7 включает часть, формируемую участниками образовательных отношений (на уровне основного общего образования – 30% от общего объема программы), которая включает вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Изучение предмета ОБЖ направлено на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами являются:

- осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

- воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

- формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

- воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

Данный курс ОБЖ исходит из следующих дидактических принципов.

1. Учет требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.

2. Актуальность для подростков обсуждаемых проблем.

3. Принцип интеграции. Учебный материал подчинен принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и пр.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные.

3. Принцип психологической обусловленности. Позволяет ученику быть не столько объектом, сколько субъектом образовательной деятельности. В средствах много материалов, формирующих контрольно- оценочные действия учащихся, их рефлексивную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании отношений со сверстниками.

4. Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

5. Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне (рубрики «Работа в группах», «Участвуем в проекте»).

6. Культурологический принцип дает возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны.

Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть развертывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания.

Учёт содержания НРиЭО.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность;

приобщение к культурным традициям, выработанным на Урале.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.