Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к уровню прохождения учебной педагогической практики




Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Требования к социально - личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК – 4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК – 6. Уметь работать в команде.

Специалист должен быть способен:

Обучающая деятельность:

ПК – 1. Управлять учебно – познавательной и учебно – исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК – 3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм.

ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования.

Ценностно – ориентационная деятельность:

ПК – 21. Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их развития и воспитанности.

ПК – 23. Организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций.

ПК – 26. Осуществлять информационно – просветительскую работу по формированию положительного отношения к детям с особенностями психофизического развития в учреждениях образования различного типа.

Содержание и организация практики направлены на сформирование у будущих учителей-дефектологов следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; диагностико-аналитической; коррекционно-развивающей; социально-педагогической; психопрофилактической; научно-методической; консультативной; культурно-просветительной; организационно-управленческой.

В частности сформировать такие умения как:

КОМПЛЕКС СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ:

- пополнять, уточнять, закреплять и углублять знания, полученные при изучении теоретических и практических курсов;

- применять специальные теоретические знания в практической коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ;

- актуализировать теорию в процессе обследования, при проведении индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

КОМПЛЕКС ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ УМЕНИЙ:

- изучать особенности речевой и познавательной деятельности детей с стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ в процессе проведения психолого-педагогического обследования, проводить дифференциальную диагностику речевых нарушений с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, отклонениями в поведении, сенсорными нарушениями;

- производить прогнозирование условий и результатов обучения, коррекции и компенсации дефектов;

- определять воспитательные, развивающие и коррекционные задачи индивидуальных занятий;

- определять коррекционные задачи, выделять коррекционную направленность в процессе наблюдения и анализа фронтальных занятий учителя-дефектолога;

- решать коррекционные задачи в процессе проведения индивидуальных занятий;

- создавать возможные структурные модели индивидуальных занятий с конкретным ребенком с учетом особенностей проявления трудностей в усвоении учебных программ;

- создавать возможные структурно-содержательные модели фрагментов фронтальных занятий по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи, по звукопроизношению, по обучению грамоте, комбинированных фронтальных занятий;

- выделять структурные компоненты индивидуальных и фронтальных занятий;

- производить методически грамотный отбор речевого, дидактического, изобразительного материала для индивидуальных и фронтальных занятий;

- осуществлять перспективное планирование содержания коррекционной работы;

- планомерно проводить педагогическую и коррекционную работу с детьми, имеющими различные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ, обоснованно выбирая методы и приемы работы с использованием наглядных и технических средств обучения;

- выявлять и корригировать в процессе занятий особенности поведения у детей с стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ на различных уровнях: коммуникативном, ориентировки в ситуации, в пространстве, в различных обстоятельствах;

- вести пропаганду дефектологических знаний среди педагогического коллектива и родителей;

- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка со стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ;

- составлять и заполнять психолого-педагогическую карту на ребенка с внесением данных наблюдения и анализа процесса развития.

КОМПЛЕКС КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ:

- моделировать предстоящее общение с ребенком или с группой детей;

- создавать активно-положительное отношение к процессу коммуникации;

- устанавливать деловой, эмоциональный контакт с учетом возраста, психологического статуса, особенностей речевого дефекта ребенка, группы детей;

- создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества в общении;

- воспринимать личность ребенка в ее целостности, во всем многообразии ее свойств и качеств;

- анализировать, а не оценивать поведение ребенка;

- анализировать ситуацию общения, осуществлять управление, регуляцию, коррекцию ситуации общения с детьми с речевыми нарушениями.

КОМПЛЕКС РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ:

- анализировать данные обследования речи, моторики, неречевых психических процессов детей со стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ;

- определять логику построения индивидуальных, фронтальных занятий;

- обосновывать выбор коррекционных средств и адекватность их реализации в процессе индивидуальных занятий, фрагментов фронтальных занятий;

- анализировать процесс и результаты коррекционно-педагогической работы, проводимой учителем-дефектологом, студентами группы, анализировать собственную педагогическую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Организация педагогической практики на пунктах коррекционно – педагогической помощи

Практика осуществляется на основе договоров между университетом и учреждениями образования, обеспечивающими обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, на базе которых практика организуется.

Сроки практики: для студентов специальности «Олигофренопедагогика» дневной формы обучения – 3 недели, для студентов специальности «Олигофренопедагогика» заочной формы обучения – 3 недели. Студенты заочной формы обучения могут проходить практику по месту работы или жительства при наличии соответствующих документов. Проведение практики осуществляется как вариативно-организационный процесс, в котором предусмотрена персонализация заданий для студентов.

В первый день практики на факультете проводится установочная конференция, определяющая конкретные цели и задачи практики, место проведения, сроки и формы сдачи отчетной документации. Декан и руководитель практики знакомит студентов с инструкцией по охране труда и правилами безопасности с оформлением соответствующих записей в журнале по охране труда. Перед выходом на базу практики студенты знакомятся с руководителями практики, местом ее прохождения (адресом и телефонами, Ф.И.О. руководителя), задачами, сроками их реализации, особенностями, видами отчетной документацией, которая должна быть представлена руководителю практики по окончании.

В процессе работы в учреждении студенты могут быть распределены на группы (по 3-4 человека), к каждой группе прикрепляется педагог-наставник из числа работников учреждения.

На период практики один из студентов, проходящих практику в конкретном образовательном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит: учет посещаемости студентов, составление графика проведения занятий (уроков) (приложение А.), общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, своевременное информирование руководителя практики об изменениях в расписании, графике проведения занятий (уроков), возникающих затруднениях; выполнение поручений руководителей практики.

По окончании педагогической практики на факультете проводится итоговая конференция, на которой студенты докладывают о выполнении задач практики, анализируют опыт работы данного учреждения, указывают трудности, особенности, которые встретились при прохождении практики. Руководители практики оценивают работу студентов во время практики, высказывают пожелания, называют лучших.

Документация, учет и оценка педагогической практики студентов в пунктах коррекционно – педагогической помощи

Отчетная документация по практике:

1. Дневник практики, в котором отражаются:

Ø индивидуальный план работы студента;

Ø конспекты занятий, проведенных учителем-дефектологом, студентами группы и их анализ;

Ø конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций учителя-дефектолога, методиста;

Ø перечень необходимого оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи;

Ø перечень методических игр и пособий;

Ø перечень нормативно-правовой документации учителя-дефектолога;

Ø результаты самостоятельной работы студента;

Ø список литературы, рекомендуемой учителем-дефектологом.

2. Диагностическая карта профессиональных умений студента.

3. Психолого-педагогическая характеристика школьника, имеющего стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

4. Протоколы обследования школьника, имеющего стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

5. Конспекты коррекционно – развивающих занятий, уроков учителя – дефектолога, их анализы.

6. Конспекты проведенных коррекционно – развивающих занятий, уроков.

7. Конспекты 3 открытых коррекционно – развивающих занятий, уроков.

8. Текст беседы, лекции с родителями или педагогами.

9. Материалы по научно-исследовательской студенческой работе (предоставляются научному руководителю).

10. Отчет о прохождении педагогической практики.

11. Отзыв администрации образовательного учреждения о работе студента с оценкой его педагогической деятельности (в качестве учителя-дефектолога).

Документация предоставляется на кафедру в отдельной папке.

Содержание заданий «Педагогической практики в школьных пунктах коррекционно –педагогической помощи»

В процессе прохождения практики слушатели выполняют следующий объем заданий:

Вид профессиональной деятельности Формируемые профессиональные компетенции Задания по практике Диагностика и самодиагностика
Обучающая АК – 1, 4, 6; СЛК – 2, 4, 6, ПК - 1, 3, 5, 8, 21, 23, 26.   Планирование своей деятельности; Знакомство с режимом работы и нормативной документацией учителя-дефектолога учреждения образования; Знакомство с оформлением, оборудованием кабинета учителя-дефектолога, содержанием средовых ресурсов; Самостоятельная подготовка и проведение групповых и ин­дивидуальных занятий; Изготовление наглядных пособий. Анализ и самоанализ выполнения задания по предложенным схемам; Ведение дневника практики.  
Развивающая АК – 1, 4, 6; СЛК – 2, 4, 6, ПК – 1, 8, 21, 23.   Наблюдение и анализ индивидуальных и групповых занятий, проводимых учителем-дефектологом; Подбор психодиагностических методик по изучению особенностей развития школьников, имеющих стойкие или временные трудности в усвоении программы; Составление психолого-педагогической характеристики школьника.   Анализ занятий по предложенным схемам (2 варианта) и оценка проведенного анализа занятия по предложенным критериям; Наблюдение и анализ результатов деятельности по предложенным критериям; Рефлексия результатов собственной диагностической деятельности с точки зрения наличия в ней определенных ошибок;
Ценностно – ориентационная АК – 1, 4, 6; СЛК – 2, 4, 6, ПК - 1, 3, 5, 8, 21, 23, 26.   Наблюдение за консультативной работой учителя-дефектолога с родителями, педагогами; Разработка совместно с учителем-дефектологом содержания работы студентов по пропаганде дефектологических знаний среди родителей и педагогов, учащихся; подготовка выступления на методическом объединении. Обобщение результатов и оценка эффективности проведения педагогической практики. Рефлексия, анкетирование, самооценка эмпатических способностей (тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова). Составление отчета по практике. Заполнение оценочного листа профессиональных умений студента. Опросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова).

 

Задание 1. Планирование своей деятельности (заполнение индивидуального плана работы) с записью содержания работы каждого дня и отметкой методиста о выполненных заданиях. План заверяется подписью руководителя практики. (Приложение А).

При выполнении данного задания осуществляется формирование следующих видов компетенций специалиста:

АК – 1. Уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК- 4. Уметь работать самостоятельно.

СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию;

ПК – 1. Управлять учебно – познавательной и учебно – исследовательской деятельностью обучающихся.

ПК – 3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм.

ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования.

ПК – 8. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия.

В качестве метода диагностики качества составления индивидуального плана работы используется его анализ групповым методистом и учителем – дефектологом по следующей схеме:

· соответствие индивидуального плана работы студента перспективному и календарному планам работы учителя – дефектолога;

· соответствие индивидуального плана работы студента содержанию программы практики;

· соответствие обозначенных сроков выполнения заданий практики их трудоемкости, срокам практики и расписанию работы учителя – дефектолога.

В качестве метода самодиагностики качества составления индивидуального плана работы используется его анализ по следующим критериям:

ü представленность всех направлений работы студента – практиканта;

ü сравнение календарного плана учителя – дефектолога на период прохождения практики и индивидуального плана работы студента – практиканта;

ü оптимальность сроков выполнения каждого задания в соответствии с программой практики;

ü утверждение индивидуального плана работы студента – практиканта учителем – дефектологом и групповым методистом.

Задание 2. Знакомство с режимом работы и нормативной документацией учителя-дефектолога учреждения образования (отражается в дневнике прохождения практики)

При выполнении данного задания осуществляется формирование следующих видов компетенций специалиста:

АК – 1. Уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК- 4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК – 6. Уметь работать в команде.

ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования.

Студент указывает расписание занятий, график работы учителя-дефектолога, изучает документацию, обязательную для ведения учителем – дефектологом конкретного учреждения образования (материал вносится в таблицу 1).

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.