КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к уровню прохождения учебной педагогической практики
Требования к профессиональным компетенциям специалиста Требования к социально - личностным компетенциям специалиста Специалист должен: СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию; СЛК – 4. Владеть навыками здоровьесбережения. СЛК – 6. Уметь работать в команде. Специалист должен быть способен: Обучающая деятельность: ПК – 1. Управлять учебно – познавательной и учебно – исследовательской деятельностью обучающихся. ПК – 3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм. ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования. Ценностно – ориентационная деятельность: ПК – 21. Оценивать учебные достижения обучающихся, а также уровни их развития и воспитанности. ПК – 23. Организовывать целостный образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций. ПК – 26. Осуществлять информационно – просветительскую работу по формированию положительного отношения к детям с особенностями психофизического развития в учреждениях образования различного типа. Содержание и организация практики направлены на сформирование у будущих учителей-дефектологов следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; диагностико-аналитической; коррекционно-развивающей; социально-педагогической; психопрофилактической; научно-методической; консультативной; культурно-просветительной; организационно-управленческой. В частности сформировать такие умения как: КОМПЛЕКС СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ: - пополнять, уточнять, закреплять и углублять знания, полученные при изучении теоретических и практических курсов;
- применять специальные теоретические знания в практической коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ; - актуализировать теорию в процессе обследования, при проведении индивидуальных и фронтальных занятий с детьми. КОМПЛЕКС ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ УМЕНИЙ: - изучать особенности речевой и познавательной деятельности детей с стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ в процессе проведения психолого-педагогического обследования, проводить дифференциальную диагностику речевых нарушений с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, отклонениями в поведении, сенсорными нарушениями; - производить прогнозирование условий и результатов обучения, коррекции и компенсации дефектов; - определять воспитательные, развивающие и коррекционные задачи индивидуальных занятий; - определять коррекционные задачи, выделять коррекционную направленность в процессе наблюдения и анализа фронтальных занятий учителя-дефектолога; - решать коррекционные задачи в процессе проведения индивидуальных занятий; - создавать возможные структурные модели индивидуальных занятий с конкретным ребенком с учетом особенностей проявления трудностей в усвоении учебных программ; - создавать возможные структурно-содержательные модели фрагментов фронтальных занятий по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи, по звукопроизношению, по обучению грамоте, комбинированных фронтальных занятий; - выделять структурные компоненты индивидуальных и фронтальных занятий; - производить методически грамотный отбор речевого, дидактического, изобразительного материала для индивидуальных и фронтальных занятий; - осуществлять перспективное планирование содержания коррекционной работы;
- планомерно проводить педагогическую и коррекционную работу с детьми, имеющими различные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ, обоснованно выбирая методы и приемы работы с использованием наглядных и технических средств обучения; - выявлять и корригировать в процессе занятий особенности поведения у детей с стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ на различных уровнях: коммуникативном, ориентировки в ситуации, в пространстве, в различных обстоятельствах; - вести пропаганду дефектологических знаний среди педагогического коллектива и родителей; - составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка со стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ; - составлять и заполнять психолого-педагогическую карту на ребенка с внесением данных наблюдения и анализа процесса развития. КОМПЛЕКС КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ: - моделировать предстоящее общение с ребенком или с группой детей; - создавать активно-положительное отношение к процессу коммуникации; - устанавливать деловой, эмоциональный контакт с учетом возраста, психологического статуса, особенностей речевого дефекта ребенка, группы детей; - создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества в общении; - воспринимать личность ребенка в ее целостности, во всем многообразии ее свойств и качеств; - анализировать, а не оценивать поведение ребенка; - анализировать ситуацию общения, осуществлять управление, регуляцию, коррекцию ситуации общения с детьми с речевыми нарушениями. КОМПЛЕКС РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ: - анализировать данные обследования речи, моторики, неречевых психических процессов детей со стойкими или временными трудностями в усвоении учебных программ; - определять логику построения индивидуальных, фронтальных занятий; - обосновывать выбор коррекционных средств и адекватность их реализации в процессе индивидуальных занятий, фрагментов фронтальных занятий; - анализировать процесс и результаты коррекционно-педагогической работы, проводимой учителем-дефектологом, студентами группы, анализировать собственную педагогическую деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Организация педагогической практики на пунктах коррекционно – педагогической помощи Практика осуществляется на основе договоров между университетом и учреждениями образования, обеспечивающими обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, на базе которых практика организуется. Сроки практики: для студентов специальности «Олигофренопедагогика» дневной формы обучения – 3 недели, для студентов специальности «Олигофренопедагогика» заочной формы обучения – 3 недели. Студенты заочной формы обучения могут проходить практику по месту работы или жительства при наличии соответствующих документов. Проведение практики осуществляется как вариативно-организационный процесс, в котором предусмотрена персонализация заданий для студентов. В первый день практики на факультете проводится установочная конференция, определяющая конкретные цели и задачи практики, место проведения, сроки и формы сдачи отчетной документации. Декан и руководитель практики знакомит студентов с инструкцией по охране труда и правилами безопасности с оформлением соответствующих записей в журнале по охране труда. Перед выходом на базу практики студенты знакомятся с руководителями практики, местом ее прохождения (адресом и телефонами, Ф.И.О. руководителя), задачами, сроками их реализации, особенностями, видами отчетной документацией, которая должна быть представлена руководителю практики по окончании. В процессе работы в учреждении студенты могут быть распределены на группы (по 3-4 человека), к каждой группе прикрепляется педагог-наставник из числа работников учреждения. На период практики один из студентов, проходящих практику в конкретном образовательном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит: учет посещаемости студентов, составление графика проведения занятий (уроков) (приложение А.), общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, своевременное информирование руководителя практики об изменениях в расписании, графике проведения занятий (уроков), возникающих затруднениях; выполнение поручений руководителей практики.
По окончании педагогической практики на факультете проводится итоговая конференция, на которой студенты докладывают о выполнении задач практики, анализируют опыт работы данного учреждения, указывают трудности, особенности, которые встретились при прохождении практики. Руководители практики оценивают работу студентов во время практики, высказывают пожелания, называют лучших. Документация, учет и оценка педагогической практики студентов в пунктах коррекционно – педагогической помощи Отчетная документация по практике: 1. Дневник практики, в котором отражаются: Ø индивидуальный план работы студента; Ø конспекты занятий, проведенных учителем-дефектологом, студентами группы и их анализ; Ø конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций учителя-дефектолога, методиста; Ø перечень необходимого оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи; Ø перечень методических игр и пособий; Ø перечень нормативно-правовой документации учителя-дефектолога; Ø результаты самостоятельной работы студента; Ø список литературы, рекомендуемой учителем-дефектологом. 2. Диагностическая карта профессиональных умений студента. 3. Психолого-педагогическая характеристика школьника, имеющего стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ. 4. Протоколы обследования школьника, имеющего стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ. 5. Конспекты коррекционно – развивающих занятий, уроков учителя – дефектолога, их анализы. 6. Конспекты проведенных коррекционно – развивающих занятий, уроков. 7. Конспекты 3 открытых коррекционно – развивающих занятий, уроков. 8. Текст беседы, лекции с родителями или педагогами. 9. Материалы по научно-исследовательской студенческой работе (предоставляются научному руководителю). 10. Отчет о прохождении педагогической практики. 11. Отзыв администрации образовательного учреждения о работе студента с оценкой его педагогической деятельности (в качестве учителя-дефектолога). Документация предоставляется на кафедру в отдельной папке. Содержание заданий «Педагогической практики в школьных пунктах коррекционно –педагогической помощи» В процессе прохождения практики слушатели выполняют следующий объем заданий:
Задание 1. Планирование своей деятельности (заполнение индивидуального плана работы) с записью содержания работы каждого дня и отметкой методиста о выполненных заданиях. План заверяется подписью руководителя практики. (Приложение А). При выполнении данного задания осуществляется формирование следующих видов компетенций специалиста: АК – 1. Уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК- 4. Уметь работать самостоятельно. СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию; ПК – 1. Управлять учебно – познавательной и учебно – исследовательской деятельностью обучающихся. ПК – 3. Организовывать и проводить учебные занятия различных видов и форм. ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования. ПК – 8. Организовывать и проводить воспитательные мероприятия. В качестве метода диагностики качества составления индивидуального плана работы используется его анализ групповым методистом и учителем – дефектологом по следующей схеме: · соответствие индивидуального плана работы студента перспективному и календарному планам работы учителя – дефектолога; · соответствие индивидуального плана работы студента содержанию программы практики; · соответствие обозначенных сроков выполнения заданий практики их трудоемкости, срокам практики и расписанию работы учителя – дефектолога. В качестве метода самодиагностики качества составления индивидуального плана работы используется его анализ по следующим критериям: ü представленность всех направлений работы студента – практиканта; ü сравнение календарного плана учителя – дефектолога на период прохождения практики и индивидуального плана работы студента – практиканта; ü оптимальность сроков выполнения каждого задания в соответствии с программой практики; ü утверждение индивидуального плана работы студента – практиканта учителем – дефектологом и групповым методистом. Задание 2. Знакомство с режимом работы и нормативной документацией учителя-дефектолога учреждения образования (отражается в дневнике прохождения практики) При выполнении данного задания осуществляется формирование следующих видов компетенций специалиста: АК – 1. Уметь применять базовые научно – теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК- 4. Уметь работать самостоятельно. АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. СЛК – 2. Быть способным к социальному взаимодействию; СЛК – 6. Уметь работать в команде. ПК – 5. Создавать специальные условия для получения специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования. Студент указывает расписание занятий, график работы учителя-дефектолога, изучает документацию, обязательную для ведения учителем – дефектологом конкретного учреждения образования (материал вносится в таблицу 1). Таблица 1
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |