Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины




РИТОРИКА

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

Учебно-методический комплекс

для студентов юридического колледжа

(специальность 030503 (51,52) – «Правоведение»)

среднего профессионального образования

 

Ростов-на-Дону


ОДОБРЕН

Предметно-цикловой комиссией по социально-экономическим дисциплинам ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

 

СООТВЕТСТВУЕТ

Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503 Правоведение (повышенный уровень) среднего профессионального образования.

 

 

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»: протокол от 13 апреля 2010 года № 10.

 

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия 28 апреля 2010 г., протокол № 8.

 

 

Авторы-составители:

Зюкина З.С., к.пед.н., зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин РАП

Пилипенко Н.А., к.филол.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала РАП

 

Рецензент:

Сердюкова Л.В., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала РАП

 

Ответственный за выпуск:

Дровалева Л.С., к.пед.н., зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала РАП

 

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в Ростовский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 344038, Ростов-на-Дону, Ленина, 66.

 

© Российская академия правосудия, 2010.

© Зюкина З.С., Пилипенко Н.А., 2010.


Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

 

Объем дисциплины и виды учебных занятий………………………….8

 

Тематический план…………………………………………………………………8

 

Программа курса………………………………………………………………….12

 

Тематический план семинарских занятий……………………………..20

 

Планы семинарских (практических) занятий…………………………21

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины………..42

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………….43

 

Тематика рефератов…………………………………………………………….53

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………..54

 

Примерные темы докладов и сообщений………………………………59

 

Примерные темы для дискуссий и выступлений в различных жанрах…………………………………………………………………………………………….59

 

Примеры тестовых и контрольных заданий для проведения рубежного контроля…………………………………………………………………………61

 

Вопросы для подготовки к итоговой контрольной работе……..63

 

Вопросы к зачету………………………………………………………………….64


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Риторика – дисциплина национально-регионального компонента.Вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности востребованными оказываются люди, способные самостоятельно мыслить, вырабатывать оригинальные решения, точно и понятно для всех формулировать их, вызывать интерес у слушателей, делать их своими единомышленниками. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе бытового, социального, делового и профессионального общения.

Язык является важнейшим средством общения и воздей­ствия, механизмом получения и обработки информации, средством оптимизации всех видов человеческой деятель­ности. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема ритори­ческого образования юристов.

Риторика – интегрирующая область гуманитарного знания, создающая коммуникативную основу формирования профессиональных навыков будущего юриста.

Россия всегда славилась блестящими судебными оратора­ми. Речи выдающихся русских юристов — К. К. Арсеньева, Н. П. Карабчевского, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасовича, А. И. Урусова и многих других — обладали огром­ной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности. Поэтому одной из главных задач ритори­ческого образования сегодня является изучение и возрож­дение традиций школы русского судебного красноречия, осознание ценности отечественного риторического идеала.

В условиях быстро меняющейся лингвокультурной ситу­ации в современной России и очень низкого уровня линг­вистической осведомленности носителей языка важнейшей задачей является расширение базы речевой деятельности обучаемых, повышение их речевой культуры, формирование навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения. Зна­чительное внимание следует уделять эффективности рече­вого сообщения.

Решению задач риторического образования юристов и служит преподавание настоящего курса, который содержит основные разде­лы современной риторики. В нем излагается теоретический материал, приводятся практические советы и рекоменда­ции, даются контрольные вопросы и задания.

Значительное место в работе со студентами занимает характеристика судебной речи и ее видов, рассматривается деятельность оратора в условиях состязательности судебного процесса.

Данная дисциплина относится к числу фундаментальных предметов юриспруденции и играет особую роль в подготовке юриста к любому виду практической деятельности.

Опыт убеждает: успешное выступление в суде требует хорошей предварительной подготовки, которая, как известно, складывается из трех основных этапов. Это - изучение материалов дела, определение процессуальной позиции по делу, разработка композиции и содержания плана речи, ее литературное оформление, работа над языком и приемы общения с судебной аудиторией.

Прокурору или адвокату чрезвычайно важно уметь убедительно излагать свои мысли, исходя из особенностей обвинительной и защитной речи. В еще большей мере это важно для судьи, выносящего вердикт с учетом тех доводов, которые прозвучали в судебных речах.

Однако еще до сих пор бытует мнение, что форма речи — нечто второстепенное, маловажное. Конечно, речь, прежде всего, ценится содержанием и требует неординарных идей. Но бесспорно и другое: самая содержательная речь, как подчеркивал известный русский ученый-юрист А.Ф. Кони, не будет иметь успеха и " произведет ложное впечатление, если она произнесена "сухим, бесцветным и скучным языком".

Существует две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная, а, следовательно, формы человеческого мышления - логическая и образная. Наука и искусство, как две формы сознания дополняют друг друга. Вот почему речь юриста нужно рассматривать как "своеобразное произведение искусства", которое воздействует одновременно на сознание. Что говорить — юристу укажет логика на основе точного изучения и знания материала или гражданско-правового дела. Как говорить - учит искусство речи. Это и определяет предмет дисциплины "Риторика".

Целью изучения дисциплины "Риторика" является развитие речевого мастерства студентов, повышение речевой культуры будущих специалистов в области юриспруденции, овладение практическими приемами убеждения.

В результате освоения курса студенты должны получить общее представление об истории развития риторики, теории и практических методах риторики, осознать возможности применения приобретённых знаний в своей будущей профессиональной деятельности, овладеть (в определённом настоящей программой объёме) конкретными риторическими приёмами.

Задачи курса:

1. Познакомить студентов с риторикой как научной и практической дисциплиной.

2. Раскрыть современную концепцию риторики, связанную с формированием осознанной мировоззренческой позиции и компетентным владением предметом аргументации.

3. Изложить систему основных понятий общей риторики.

4. Донести информацию о том, что риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказыванием как произведением слова, а также с нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества.

5. Сформировать навыки построения высказывания в форме завершенного произведения слова, адресованного определенной аудитории, и умения использовать технику речи в публичных выступлениях.

6. Изучить основы ораторской деятельности юриста и сформировать у студентов умение составлять замысел публичного выступления с учетом специфики аудитории.

7. Развить у студентов умение конструктивно вести дискуссию, спор, полемику с оппонентами, как в учебной, так и в судебной аудитории, упреждая конфликты и конфликтные случаи.

8. Вырабатывать у студентов способность разрабатывать стратегию, тактику и технику ведения деловых бесед, переговоров в зависимости от личных качеств и особенностей собеседников.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании курса студент должен

знать:

- истоки и важнейшие этапы развития ораторского искусства;

- принципы и приемы риторического учения;

- традиции и специфику судебного красноречия;

- виды ораторских речей по целям и времени;

- структуру ораторской речи и этапы ее построения;

- различные системы тренировки фонационного дыхания;

овладеть:

- теоретическими сведениями по риторике и истории риторики;

- аппаратом риторики (системой доказательств в риторике; навыками композиционного построения речи; выразительными и художественнымисредствами речи);

- техникой и методикой подготовки публичного выступления;

- системой предварительной подготовки к выступлению (дыхательными упражнениями, упражнениями речи);

- навыками построения высказывания, адресованного определенной аудитории;

уметь:

- формулировать тему, конкретную цель;

- выстроить логику и композицию судебного выступления;

- отстаивать профессионально свои взгляды в спорах, дискуссиях;

- вести квалифицированно деловые беседы, переговоры;

- использовать технику речи в публичных выступлениях, четко и правильно выговаривать слова с хорошей дикцией;

- правильно использовать интонацию и паузу в устной речи.

- производить риторический анализ текста звучащей речи, анализировать публичные выступления;

- создавать текст публичного выступления;

- эффективно использовать технику речи в публичных выступлениях;

иметь представление:

- о сущности и основных видах дискуссионно-речевой деятельности;

- о языке и стиле публичных выступлений;

- о речевом этикете и его правилах;

- о вербальном и невербальном имидже оратора;

- об основных полемических приемах и методике их реализации;

- об основных качествах голоса и процессе его воспитания;

- о невербальных средствах оратора.

Формы контроля. Текущий контроль: семинарские и практические занятия. Промежуточный контроль: тест, эссе, публичное выступление, реферат. Итоговый контроль: контрольная работа, зачет

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.