Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что понимается под невербальными средствами общения?




Вопросы для самоподготовки

1. Что такое риторика, ораторское искусство и красноречие?

2. Охарактеризуйте основные понятия теории ораторского искусства.

3. Какие ораторы оставили свой след в истории человечества и науки?

4. Каковы были задачи и черты ораторской речи в древней Греции?

5. Что вы можете рассказать о развитии риторики в Древнем Риме.

6. Данные, каких наук использует риторика?

7. Какие роды и виды ораторского искусства вам известны и чем они отличаются друг от друга?

8. Назовите этапы подготовки ораторской речи. Какие рекомендации необходимо соблюдать на каждом этапе?

9. Раскройте содержание понятия «композиция речи». Перечислите общие принципы построения выступления.

10. Дайте характеристику основных элементов композиции: выступления, главной части, заключения.

11. Какие факторы влияют на установление контакта между оратором и слушателями?

12. Какие приемы управления аудиторией вы знаете?

13. Какова роль законов логики в ораторской деятельности?

14. Что такое убеждение и какие факторы участвуют в его формировании?

15. Как классифицируются доказательства в речи с теоретической и практической точки зрения судебного красноречия?

16. Назовите правила тезиса, аргументов и демонстрации.

17. Какие логические ошибки встречаются в рассуждениях?

18. Что такое опровержение и какими способами оно осуществляется?

19. Какую роль в судебной речи играют эмоциональные средства воздействия?

21. Что такое мимика и как она способствует эффективности общения?

22. Какие типы жестов бывают и чем они различаются?

23. От чего зависит точность языка?

24. Что определяет ясность, понятность речи?

25. Что понимается под чистотой речи?

26. Что подразумевают под «выразительностью судебной речи»?

27. Какие средства выразительности вы знаете?

28. Приведите свои примеры использования средств речевой выразительности в судебной речи?

29. Какова функция вопросительных предложений в судебной речи?

30. В чем заключается выразительность вопросно-ответного хода и риторического вопроса?

31. Какие требования предъявляются цитированию?

32. По каким основаниям классифицируются вопросы и ответы.

33. Расскажите об истории искусства спора.

34. Какие виды споров вы знаете?

35. Сформулируйте основные правила ведения спора, охарактеризуйте их.

36. Какие полемические приемы применяются в споре? Приведите примеры.

37. К каким уловкам нередко прибегают в споре недобросовестные полемисты? В чем суть этих уловок?

38. В чем вы видите своеобразие судебного ораторского искусства?

39. Какие черты судебной речи отличают ее от других видов публичной речи.

40. Назовите особенности судебной речи.

41. Какие этические нормы регулируют поведение ораторов в судебных прениях?

42. Охарактеризуйте основные этапы подготовки оратора к выступлению в суде.

43. Охарактеризуйте основные структурные части обвинительной речи.

44. В чем заключаются особенности защитительной речи? Какова ее структура?

45. Что представляет собой реплика прокурора и реплика адвоката?

46. Расскажите об использовании психолого-риторических приемов в судебной речи.

 

Практические задания для самоподготовки студентов

Предлагаемые упражнения нужно выполнять не только в процессе подготовки к практическим занятиям и во время занятий в аудитории при изуче­нии соответствующих разделов, все типы упражнений целесообразно выпол­нять систематически. Начинать следует с тренировки дыхания, затем перехо­дить к артикуляционным упражнениям, обеспечивающим хорошую дикцию, затем - к упражнениям на интонацию и мимику.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательное упражнение.

Исходное положение: стоя. Руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь. Вдох производите медленно через нос, как бы принюхиваясь. Сначала заполняйте воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем диафрагму, а потом грудь. По окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте: грудь - диафрагма - живот (6 секунд - вдох, 6 секунд - задержка дыхания, 6 секунд - выдох).

 

Упражнения для губ и языка.

Целью этих упражнений является развитие и совершенствование ар­тикуляционного аппарата и произношения.

Четкая дикция - непременное условие успешных публичных вы­ступлений.

1. Вытяните губы трубочкой, словно вы хотите поцеловать кого-то на расстоянии или произнесите звук «у-у», а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.

Это упражнение необходимо повторить 10 раз на счет «раз, два». «Раз» - губы вытяните трубочкой, «два» - переведите их в широкую улыбку. В результате постоянного тренинга напряжение губ и щек должно исчезнуть. Если губы пересыхают, их можно облизать и «пожевать» губа­ми (сблизить и развести верхнюю и нижнюю губы).

2. Убедившись, что губы, сложенные в трубочку, устойчиво зафиксированы, подвигайте ими вправо-влево. При этом щеки должны быть неподвижны. Поскольку в начале это может не получаться, щеки на этом этапе можно придерживать ладонями. Если же не удастся двигать губами трубочкой стоя перед зеркалом, можно положить зеркало перед собой на стол и, опустив голову перпендикулярно зеркалу, поворачивать губы влево - вправо. Упражнение необходимо выполнять 10 раз.

Примечание: упражнение выполнено правильно в том случае, если губы свободно двигаются вправо и влево при неподвижных мышцах щек.

3. Глядя в зеркало, зафиксируйте вытянутые губы, сложенные как «хоботок», а затем приподнимите его вверх и опустите вниз на счет «раз, два». Подбородок и нижняя челюсть
должны быть неподвижны. Проделайте упражнение 10 раз, медленно поднимая и опуская сложенные губы. В результате освоения этого упражнения дикция значительно улучшается.

4. Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее. А затем - другую, словно вы во рту катаете конфету: раз-два, раз-два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки. Проделайте упражнение 10-12 раз. По завершении его сделайте несколько жевательных упражнений для СНЯТИЯ напряжения.

Примечание: упражнение должно выполняться как бы само собой, очень легко.

 

Дикционные упражнения.

Предыдущие упражнения являются своеобразной разминкой. Далее следует тренинг на четкое и правильное произношение звуков.

Прежде всего, необходимо запомнить «линейку» русских гласных (их в русском языке шесть) именно в такой последовательности:

У О А Э И Ы

1. Вдохните и на выдохе, посылая звук в темя или в «маску» (ниж­нюю часть лба). Стремясь, чтобы гласный звучал коротко и резко, как вы­стрел, а согласный - длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

Каждый слог произнесите на новом вдохе и выдохе. Повторите упраж­нение 5 раз.

Примечание: необходимо ощущать, что звуки звучат четко, а голосовые связки не устают (нет ощущения, что в горле першит).

Дыхание и голос.

1. Вдохните и на выдохе, посылая звук в темя или в нижнюю часть лба, произнесите, стараясь, чтобы гласный звучал коротко и резко, а согласный - длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ БУ БО БА БЭ БИ БЫ

КО КА КЭ КИ КЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Перед каждым слогом делайте новый вдох, а звукосочетание произно­сите на выдохе. Повторите упражнение 5 раз.

2. Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но только на одном вдохе необходимо произнести («выстрелить») два слога:

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГЫ КЫ-ГЫ Каждый пример следует выполнить по 5-7 раз.

 

Дыхательные упражнения с применением движения и голосовой тренинг.

1. Насос. Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Вообразите, что вы стоите рядом с насосом. Мысленно возьмитесь за рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимайте на нее, как будто накачиваете воздух. Подражая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произносите:

СУ СО СА СЭ СЫ СИ

Каждый слог соответствует одному выдоху. Упражнение выпол­ните 5 раз.

2. Лыжник. Встаньте в позу бегущего лыжника, напружиньтесь. Делайте руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выдоху:

СУ СО СА СЭ СЫ СИ Упражнение необходимо выполнить 3 раза.

3. Колокол. Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, вы - звонарь. Поднимите руку, как бы сжимая веревку, привязанную к языку колокола. Вы «раскачиваете язык», голосом изображая звук колокола:

БУМ БЭМ БОМ БАМ БИМ БЫМ.

Каждый «удар» приходится на один вдох-выдох. Упражнение необхо­димо выполнять 3 раза.

4. Цветок. Встаньте, сложите из пальцев фигуру, напоминающую бутон с сомкнутыми лепестками (пальцы вытянуты, а их кончики сомкнуты), опустите руку на уровень бедра, глубоко вдохните и, медленно и напряженно поднимая руку вверх, постепенно раздвигайте пальцы руки до состояния раскрытой ладони, пока рука не будет поднята над головой. Во время движения необходимо произносить:

МУ-МО-МА-МЭ-МИ-МЫ.

Звуки произносите так, чтобы гласный был коротким, а согласный - длинным. Когда рука поднята вверх, все тело должно устремляться вслед за ней.

Примечание: упражнение выполняется правильно, если вам удается синхронизировать дыхание, движение и звук, а в конце движения возникает ощущение полета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.