КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Занятие № 13 Занятие №12 Занятие №11 Занятие №10 Занятие №9 Занятие №8 Занятие № 7 Занятие №6 Занятие №5 Занятие №4 Занятие №3 Занятие №2 Занятие №1 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ Т е м а: Античное ораторское искусство: теория и практика Студент должен знать: - основные понятия риторики; - содержание понятия «ораторское искусство»; - предпосылки появления ораторского искусства; - цели и методы изучения ораторского искусства от античности до наших дней; - сопоставление логики и риторики. Риторика как целостное единство самостоятельных дисциплин; - основы зарождения античные риторики. Особенности риторики Древней Греции и Древнего Рима; - особенности риторики софистов; уметь: - формулировать основные положения теоретической и практической риторики; - - формулировать основные положения систематизация опыта публичной речи в Древней Греции; - классифицировать виды речей и излагать учение о принципах построения содержания и формы речи, композиция речи; - приводить примеры риторического мастерства античных ораторов. - анализировать фрагменты выступления античных лекторов, политиков, публицистов. 1. Софисты. Влияние софистики как духовно-воспитательного учения в Греции на формирование красноречия и всего стиля политической и правовой жизни демократических Афин (Протагор, Горгий). 2. Риторическое учение Аристотеля. 3. Риторика Древнего Рима. Цицерон об ораторском мастерстве. Трактаты и судебные речи Цицерона («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.). Практическое задание. Подготовить реферат по теме занятия.
Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.* Дополнительная литература: 1. Адо П. Что такое античная философия? - М., 1999. 2. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. - М., 1997. 3. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие запада. - М., 1998. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001. 5. Аристотель. Риторика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. – Минск, 1998. 6. Кузнецова Т. И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976. 7. Ораторы Греции / Сост. М. Л. Гаспаров. – М.: Художественная литература, 1985 (Библиотека античной литературы). 8. Платон. Горгий. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 477-574. 9. Платон. Менон. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 575-612. 10. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 418-476. 11. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; то же: - М.: Ладомир, 1994 (Античная классика). Т е м а: Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси Студент должен знать: - историю развития риторики в средние века и в эпоху Возрождения; - влияние М.В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка; - представителей филологической науки 20 в., разрабатывающих учение о видах языка и стиля (Обнорский С.П., Виноградов В.В., Ларин П.Л., Щерба Л.В. и др.); - особенности средневековой риторики и риторика эпохи Возрождения; уметь: - выявлять сближение риторики с поэтической, художественной речью; - определять тропы и фигуры средневековой риторики. 1. Средневековая риторика. Особенности средневековой риторики. 2. Риторика эпохи Возрождения. Основные процессы ее развития. 3. Сближение риторики с поэтической, художественной речью. Создание учебников по риторики: «Искусство поэзии» Николя Буало, «Искусство английской поэзии» Джорджа Путтенхема, «Сад красноречия» Генри Пичема, «Источники французского красноречия» Шабанеля и др. 4. Ораторское искусство России. Первые русские риторики. 5. М.В. Ломоносов - отец русского красноречия. Риторика M.B. Ломоносова. Характерные особенности русской риторики конца XVIII в. – начала XIX в. 6. «Риторика» И.С. Рижского (1796 г.) – теоретическая стилистика русского языка XVIII в. «Правила высшего красноречия» (1844 г.) М.М. Сперанского – описание экспрессивности в слове и анализ «страстей». «Общая риторика» и «Частная риторика» Н.Ф. Кошанского. Практическое задание. Подготовить реферат по теме занятия.
Основная литература: 1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* Дополнительная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Вамперский В.П. Риторика в России XVII-XVIII вв. М., 1995. 3. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987. 4. Мастера красноречия: Сборник. - М.: Знание, 1991. Т е м а: Судебное красноречие в России Студент должен знать: — виды красноречия; — особенности судебного красноречия; — нравственные основы судебной речи; — великих судебных ораторов России, уметь: — использовать кодекс ритора, составленный А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиковым, для различных ситуаций общения; — пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского этикета Ф.Н. Плевако; — анализировать речи известных судебных ораторов прошлых столетий (А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и т.д.). 1. Виды красноречия. Что такое академическое красноречие, как оно возникло и развивалось? 2. Какие виды речей относятся к социально-политическому красноречию. В чем своеобразие социально-бытового красноречия. Что такое духовное красноречие? 3. Судебное красноречие, его особенности. Общая характеристика судебного красноречия. 4. Судебная речь как разновидность публичной речи. Нравственные основы судебной речи. Лаконичность, образность, логичность судебной речи. 5. Из истории. Великие судебные ораторы России (Кони А.Ф., Хартулари К.Ф., Урусова А.И., Плевако Ф.Н., Андреевского С.А., Спасовича В.Д., Холева Н.И. и др.); 6. Основные риторические приемы известных судебных ораторов России. Эрудиция судебного оратора, его находчивость, заинтересованность в деле, умение владеть ситуацией, возможность в немногих словах выразить главное и предрешить судебный вердикт. 7. Изолированы ли роды речей друг от друга? Примерный перечень практических работ: — анализ речей известных судебных ораторов прошлых столетий (А.Ф.Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и др.); — выступления с сообщениями об известных судебных ораторах (библиографические данные, известные труды, процессы, знаменитые речи); — использование приемов речевого воздействия, приносивших успех ораторам на разных этапах истории; — составление «риторического кодекса» для себя самого на основе приемов, почерпнутых из кодекса ритора по А.Ф. Кони и П.С. Пороховщикову. Основная литература: 1. Судебные речи известных дореволюционных юристов // Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. - М., 2001.* 2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* 4. Сергеич П. (Пороховщиков П. С). Искусство речи на суде. - Тула, 2000. 5. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003. 6. Франц А.С. Российская корпоративная культура. - Екатеринбург, 2001. 7. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.* Дополнительная литература: 1. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - С. 297-318. 2. Безменова И.А. Массовая коммуникация в свете «отраженной» риторики // Роль языка в системе средств массовой коммуникации. - М., 1986. 3. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М., 1989. 4. Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. - М., 1995. - С. 135-168. 5. Вулф Н. Миф о красоте // Иностранная литература. 1993. №3. 6. Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. - М., 2000 7. Защитительные речи советских юристов. Сборник второй. - М, 1957. 8. Изварина А.Ф. Мировые судьи России начала XXI в. - Ростов н/Д., 2002. 9. Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989. 10. Крыленко Н.В. Судебные речи. - М., 1964. 11. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. № 22. 1996. 12. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы // Под ред. И.А. Безменовой. - М., 1987. 13. Луцкий К.Л. Судебное красноречие. — СПб., 1984. 14. Плевако Ф.Н. Избранные речи. - М., 1993. 15. Резник Г.М. Рыцарь правосудия / Ф.Н. Плевако. Избранные речи. — М., 1993. 16. Смолярчук В. И. А.Ф. Кони и его окружение. - М., 1990. 17. Суд присяжных в России. - Л., 1991. 18. Судебные речи советских адвокатов. - М., 1960. 19. Судебные споры: материалы судебной практики, образцы документов. Кн. 3. - М., 2001. 20. Судебные речи: Сборник /Авт.-сост. М.Ф. Чудаков. - Минск, 2000. 21. Троицкий И.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866 — 1904 гг. - Тула, 2000. 22. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Сост. В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. - М., 1987.
Т е м а: Изобретение содержания речи (инвенция) Студент должен знать: — что такое классический риторический канон и его этапы; — что значит «топ, топика» как смысловая модель; — виды смысловых моделей; уметь: — пользоваться смысловой схемой речи; — «размножать» идеи; — использовать метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи. 1. Какие этапы пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне? Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона. 2. Какую роль играет в этом каноне этап «изобретение»? Что такое изобретение? 3. Тема и ее выбор. 4. Как «размножаются» идеи? 5. Что такое «общие места» (в классической и старой отечественной риторике)? Какое значение приобрело это понятие в риторике современной? 6. Виды смысловых моделей («Род и вид», «Определение», «Целое части», «Свойства», «Сопоставление», «Причина и следствие», «Обстоятельства», «Имя»). 7. Как составить смысловую схему речи по рекомендациям М.В. Ломоносова? 8. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи. Примерный перечень практических работ: — нахождение в предложенном тексте родовых и видовых понятий; — нахождение в словесных рядах родового (общего) понятия и его разновидностей; — размножение «идей» (право, закон, правосудие) при помощи топов «род и вид», «разновидности»; — составление речи-описания (например, зала суда) при помощи топа «целое — части»; — составление смысловой схемы на тему «Жанры судебной речи»; — составление наборов аргументов (причин и следствий) и приведение этих наборов в систему (так, чтобы последовательность причин и следствий, представляющих собой содержание темы, была организована не случайно, а упорядоченно) для выбранной темы; — учебные выступления по предложенным темам; — учебные выступления по предложенным афоризмам; Основная литература: 1. Михальская А.К.Оснозы риторики: Мысль и слово. — М., 2001. 2. Педагогаческая риторика: Учебное пособие /Под ред. НА. Ипполитовой. - М. 2001. 3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*
Дополнительная литература: 1. Безменова И.А.Очерки по истории и теории риторики. - М, 1991. 2. Панов М.И.Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997. 3. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. ТА. Ладыженской и А. К. Михальской: сост. А.А. Князьков. - М., 1998.
Т е м а: Расположение изобретенного (диспозиция) Студент должен знать: — типологию речевых произведений; — назначение планов и их виды; — композиции и жанры речи; — модели и схемы рассуждений; — основные виды аргументов; — структуру и виды доказательств; уметь: — описывать предмет речи; — рассказывать истории; — использовать основные стратегии повествования; — уметь рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассуждения (хрия); — уметь выяснять полноту понимания выдвигаемых тезисов, т.е. грамотно спорить; — уметь склонять оппонента к своей точке зрения; — выполнять практические упражнения. 1. Типологии речевых произведений. 2. Назначение планов и их виды. 3. Как описать предмет речи? Принципы расположения содержания в описании. 4. Как рассказывать истории? Основные стратегии повествования. 5. Как говорить, рассуждая? Классический образец речи-рассуждения (хрия). 6. Модели и схемы рассуждений. Структура строгой хрии. Примеры свободной хрии. Обратная хрия. 7. Основные виды аргументов. Работа с аргументами и их расположение. 8. Структура и виды доказательства. 9. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису. 10. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам. 11. Дискуссионная речь. Примерный перечень практических работ: — описание предмета речи по предложенной теме; — повествование по предложенной теме; — рассуждение по предложенной теме; — разработка и расположение содержания в соответствии с классическим образцом речи-рассуждения (хрия); — работа с тезисом. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису; -- работа с аргументами и их расположение. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам; — работа с приемами влиятельной аргументации; — комментирование факта состязательности в предложенном судебном процессе с точки зрения структуры доказательства. Выделить слабые и сильные аргументы; — практикум «Дискуссия» («Дебаты») по предложенным темам; — учебные выступления по предложенным афоризмам. Основная литература: 1. Гальдин В.Е., Сиротина О. Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / Под редакцией Сиротиной О.Б. - Саратов, 2001 2. Ивин А.А.Риторика: Искусство убеждать. - М., 2002.* Дополнительная литература: 1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. - М., 1998. 2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991. Т е м а: Приемы убеждения и воздействия Студент должен знать: - три средства воздействия на аудиторию: этос, логос и пафос; - функции языка и их место в классификации утверждений (или высказываний); - логические основы убедительности речи. Закон тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. - классификацию аргументов; - основные источники естественных доказательств (свидетельства, документы); -- особенности логических, этических и чувственных доказательств; - способы опровержения. - риторические методы (фундаментальный, извлечения выводов, сравнения, "да, но...", бумеранга, игнорирования, "выведения", опроса, кажущейся поддержки, противоречия). - спекулятивные приемы: преувеличение, использование авторитета, дискредитация собеседника, введение в заблуждение, отсрочка, апелляция, искажение. - классификацию собеседников и тактику убеждения в зависимости от типа собеседника. уметь: - использовать в речи различные тактики и способы убеждения и доказательства; - распознавать психолого-риторические аспекты убеждения. - распознавать вопросы-капканы, демагогические уловки; - приметь правила приятного собеседника, конфликтогенов, хорошего слушателя, удовлетворения потребностей, соответствия слова и пантомимики. 1. Убеждение как предмет риторики. 2. Средства воздействия на аудиторию: этос, логос и пафос. 3. Понятие об аргументации. Классификация аргументов. Естественные и искусственные доказательства. 4. Особенности логических, этических и чувственных доказательств. 5. Способы убеждения. Корректные и некорректные аргументы 6. Психолого-риторические аспекты убеждения. Примеры применения правил убеждения в практической деятельности (на работе, в семье, в учебе, с детьми, в сфере услуг, в молодежной среде, в общественном транспорте, при купле-продаже, в суде, в рекламе). 7. Классификация собеседников. Основная литература: 1. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.* 2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А. Ивин. – М, 2002.* 3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* 5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.* Дополнительная литература: 1. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.,1997. 2. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 2002. 3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000. Т е м а: Теория аргументации. Виды аргументов 1. Построение нетехнических аргументов. Построение технических аргументов. Логическая структура аргументации. 2. Использование топики. 3. Контраргументация. Основные способы введения в заблуждение. Тема 1.1. Логические аргументы. Тема 1.2. Психологические аргументы. Тема 1.3. Этические аргументы. Практические задания. 1. В предложенном тексте определить виды логических, психологических, этических аргументов. 2. Выявить взаимосвязь логического и психологического подхода в искусстве убеждения (соотношение доказательства и внушения). 3. Отработать импровизационные техники и активное освоение основных логических категорий, используемых в аргументации (суждение, умозаключение, анализ аргумента, синтез, обобщение). 4. Выступления с речами – экспромтами (воодушевляющие, агитационные, убеждающие) с последующим анализом этих работ. Основная литература: 1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.* 4. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.* 5. Ивакин Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М, 2003.* Дополнительная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.* 3. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* 4. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М., 2000.* 5. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. Т е м а: Словесное выражение (элокуция) Студент должен знать: — что такое «хорошая речь»; — функциональные стили речи; — тропы и прочие средства выразительности речи; — риторические фигуры и их роль в речи; уметь: — использовать тропы и прочие выразительные средства в речи; — производить различные виды анализов фрагментов речей; — редактировать речь; — выполнять предложенные задания. 1. Что такое «хорошая речь»? Как сделать свою речь правильной? Почему необходимо говорить о культуре речи юриста? 2. Риторика и функциональные стили речи. Судебная речь как разновидность публицистического стиля. 3. Юридическая лексика в контексте профессионального образования юриста. 4. Что такое риторический троп? Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. 5. Что общего и что различного у метафоры, метонимии, иронии? Какова структура метафоры? Чем она отличается от сравнения? Принципы создания хорошей метафоры. Что такое парадокс? Общие рекомендации к использованию тропов в профессиональной речи юриста. 6. Что такое риторические фигуры? Фигуры речи и их классификация. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Использование риторических фигур в профессиональной речи юриста. 7. Риторический анализ и риторический эскиз речи. Примерный перечень практических работ: — сообщения по предложенным темам; — работа над трудностями и речевыми ошибками, их предупреждение; — составление собственных текстов для различных слушателей; — самоанализ и самооценка; — риторический анализ речи; — анализ фрагментов речей; — синтетическая и аналитическая оценка речи; — редактирование речи.
Основная литература: 1. Гальдин В. Е., Сиротина О. Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / Под редакцией Сиротиной О.Б. - Саратов, 2001. 2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.* 4. Хорошая речь / О.Б. Сиротина, Н.И. Кузнецова, Б.В. Дзянович и др. Под ред. М.А. Кормилициной и О.Б. Сиротиной. - Саратов, 2001. Дополнительная литература: 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988. 2. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. — М., 1988. 3. Голуб И. Б., РозентальД.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993. 4. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. — Ростов н/Д., 1994. 5. Юридический энциклопедический словарь/Под ред. В.Е. Крутских. - М., 2000. Т е м а: Профессиональный имидж оратора Студент должен знать: - понятие имиджа; - функции имиджа; - основные типы имиджа; - понятие корпоративного имиджа; - требования, предъявляемые к имиджевой характеристике суда; - этикет представлений и знакомств; - специфику деловых подарков; - дресс-код для мужчины; - дресс-код для женщины; - виды делового общения; - функциональное назначение жестов; уметь: - определять и формировать составляющие имиджа судебной системы, суда, пресс-секретаря; - формулировать критерии эффективного имиджа судебной системы; - представить (наиболее приемлемое для самого слушателя) толкование понятия имиджа судебной системы. 1. Сущность понятий «имидж», «имиджелогия». 2. Этикет представлений и знакомств. 3. Деловые подарки. Цветы в деловом общении. 4. Особенность делового стиля. 5. Одежда в деловом общении. Цветовая гамма делового костюма. Дресс-код для мужчины. Дресс-код для женщины. 6. Аксессуары, украшения, прическа, парфюмерия. 7. Особенности создания имиджа на телеэкране: внешний вид (лицо, причёска, макияж, одежда, жестикуляция). 8. Технологии самопрезентации. 9. Культура речи и общения (вербальный и невербальный компоненты имиджа). 10. Составляющие компоненты делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой этикет, речевой этикет, соблюдение принципов эффективного слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание). 11. Виды делового общения. Деловая беседа. Структура деловой беседы. 12. Классификация возможных типов собеседников. 13. Деловые переговоры. Структурные элементы переговоров. 14. Деловая беседа по телефону. Тон и интонация. Структурные элементы разговора по телефону. 15. Искусство отвечать на вопросы (классификация вопросов и виды ответов). 16. Корпоративный дизайн и его элементы (постройки, транспорт; вывески, печатные материалы, исходящие из организации, фирменный знак, логотип, одежда сотрудников). 17. Имидж суда как корпоративной организации. Профессиональный имидж работника судебной системы. 18. Формирование и развитие умений самопрезентации работника судебной системы, развитие коммуникативной компетентности; вербальные и невербальные средства как компоненты этикетных норм. Практические задания. 1. Использование логической и психологической аргументации в полемике, переговорах (взаимосвязь их использования в зависимости от сложившейся ситуации общения). Приемы и аргументационные ходы в различных видах полемики. 2. Игровой тренинг по освоению различных видов спора: «из-за тезиса», «ради доказательства», «победы любой ценой». Манипуляции в споре (тренинг и диагностика манипуляционных уловок). Типы манипуляторов. Меры предосторожности (как не стать жертвой манипуляции) и защита от ее психологического воздействия.
Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.* 3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол – М., 2003. 6. Франц А.С. Российская корпоративная культура. - Екатеринбург, 2001. Дополнительная литература: 1. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. - М., 1997. - 200 с. 2. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. № 22. 1996. 3. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. 4. Лорен С. Женщина и красота. - М., 1996. Т е м а: Основы полемического мастерства 1. Общее понятие спора. Виды споров. 2. Культура спора. Важнейшие условия культуры спора (четкое определение предмета спора, собственной позиции, понятий и терминов и, главное, уважительное отношение к оппоненту). 3. Опровержение высказываний оппонента. Опровержение тезиса. Критика аргументов и демонстрации. Классификация реальных ситуаций и способы их разрешения. 4. Уловки в споре: технические, позволительные и непозволительные уловки, психологические уловки. Основные принципы и правила ведения спора. 5. Искусство спора (виды спора, позволительные и непозволительные уловки в споре). Практические задания. 1. Тренинг - аргументации (спор-практика). 2. Психология межличностной коммуникации. Приемы обретения уверенности в сложных, стрессовых ситуациях общения. Упражнения на преодоление неадекватной самооценки. 3. Речевые типы собеседников. Оценка поведения собеседника через невербальные каналы восприятия (позы, жесты, мимику). Приемы активного слушания. Эмпатия. Диагностика и устранение разногласий. 4. Разыгрывание различных речевых ситуаций общения в диалогах.
Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Ивакин Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М, 2003.* 3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. - М, 2002.* 4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000. 7. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* Дополнительная литература: 1. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000. 3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М.: Просвещение, 1990. 4. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Знание, 1989. 5. Каррас Ч. Л. Искусство ведения переговоров. – М.,1997. 6. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. 7. Пиз Аллан. Язык разговора. - М., 2001. 8. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. Т е м а: Невербальные средства судебного оратора Студент должен знать: — невербальные средства общения; — понятие «конгруэнтность»; — словарь ораторских жестов; — профессионально значимые качества голоса юриста; уметь: — использовать в своей публичной речи адекватные невербальные средства общения; — правила для регулирования голоса, жестов и мимики; — пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского этикета Ф.Н. Плевако; — использовать словарь ораторских жестов; — выполнять предложенные задания. 1. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения. 2. Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). 3. Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе профессионального общения. Понятие «конгруэнтность» (совпадение слова и жеста). 4. Особенности «языка внешнего вида» (языка телодвижений и жестов) в судебной речи. 5. Профессионально значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость, помехоустойчивость, суггестивность, т.е. способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). 6. Интонация и ее роль в профессиональном общении. 7. Правила для регулирования голоса, жестов и мимики. 8. Типы жестов. Словарь ораторских жестов. Примерный перечень практических работ: — овладение невербальными средствами общения; — составление словаря жестов; — тренинг: освобождение от мышечных зажимов; — составление характеристики на сокурсника с позиций невербальной риторики. Что нуждается в решительных изменениях? Практические задания. 1. Речевые разминки: этюды, диалоги, упражнения (повышение уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, осознание этой взаимосвязи в цепи «тело-чувство-энергия – действие»). 2. Речевые разминки:этюды, упражнения, диалоги ( тренинг внутренней свободы говорящего: снятие психических барьеров в общении и мышечных напряжений («оживление» и энергетизация тела и лицевых мышц и т.д.). Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.* 3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.* 5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол – М., 2003. 6. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003. Дополнительная литература: 1. Акишина А.А.и др. Жесты и мимика в русской речи. — М., 1991. 2. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.* 3. Горелов И.И., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991. 4. Григорьева С.А., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001. 5. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 2002. 6. Пиз Аллан. Язык разговора. - М., 2001. 7. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М., 1996. 8. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: Просвещение, 1978. 9. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Знание, 1989. 10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – СПб, 1992. 11. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. – М.,1997. 12. Пиз А. Язык телодвижений. — Новгород, 1992.
Т е м а: Основы техники речи судебного оратора Студент должен знать: — основы техники речи; — качества фонационного (озвученного) дыхания; Для упражнений в аудитории рекомендуются разные виды небольших пантомим. Это могут быть: а) «мини-сцены», иллюстрирующие движением разные темы; б) какие-нибудь фразы, преображающиеся пантомимически; в) различные эмоции, передаваемые мимически и положением тела. — интонации и паузы в публичной судебной речи; уметь: — следить за собственной дикцией; — работать над фонационным (озвученным) дыханием; — определять необходимый темп речи; — рассчитывать необходимую громкость, тональность голоса. 1. «Дыхание — властелин ума» (Аристотель). Качества фонационного (озвученного) дыхания. 2. Темп речи, сила и высота голоса. 3. «Звуком рисуешь видимое слово» (В. Яхонтов). 4. Ясность и четкость произношения. «Изъяны дикции исправляются не в языке, а в воображении» (К.С. Станиславский). 5. «Уметь просто и красиво говорить — целая наука» (К. С. Станиславский). 6. Интонации и паузы в публичной речи. «Ни талант, ни глубина, ни оригинальность мысли, ни интерес содержания не искупят недостатка — монотонности».
Практическое задание. Выполнение упражнений по технике речи. 1. Голосо-речевой тренинг (знакомство с методикой и практическое освоение различных видов упражнений: снятие мышечных зажимов, дикционной четкости речи, красоты звучания голоса). 2. Отработка в звучащей речи особенностей дикции, логики и мелодики. 3. Голосо-речевой тренинг (+ упражнения на диапазон голоса). 4. Дикционный тренинг (скороговорочные рассказы), а также развитие смелости и чувства юмора в речи. 5. Голосо-речевой тренинг (+развитие эмоционального тембра голоса). Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.* 4. Секреты ораторского мастерства / Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003. 5. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.* Дополнительная литература: 1. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи. — Ростов-н/Д., 1994. 3. Князьков А.А.Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. М., 1989. 4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 5. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш. шк., 2002.* 6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000. 7. Сычев О.А.Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. - М., 1991.
* Данная тема может быть отработана на одном занятии, но возможен и другой вариант: голосо-речевой тренинг (работа над дыханием, тренировка энергетической системы голосообразования, работа над дикцией, интонацией и т.д.) проводится в начале каждого практического занятия.
Т е м а: Публичное выступление Студент должен знать: — базовые понятия риторики; уметь: — самостоятельно предвосхищать развитие ситуации общения; — свободно общаться с различными собеседниками; — свести к минимуму страх перед аудиторией; — уважать собеседника, своевременно разоблачать софистические доводы; — применять законы логики и соблюдать логическую канву дискуссионного диалога; — слушать и слышать не только себя, но и собеседника; Подготовленное публичное выступление по теме реферата. Самоконтроль и самооценка. Риторический анализ публичного выступления. Советы слушающему. Примерный перечень практических работ: — отработка навыков хорошей речи; — составление для себя рекомендации к использованию приемов, рекомендуемых на протяжении существования риторики; — пополнение своего «риторического кодекса»; — закрепление коммуникативных и речевых норм; — осмысление своей речевой практики.
Практическое задание №1. 1. Композиция (построение речи: вступление, изложение, доказательства). 2. Голосо-речевой тренинг (все виды упражнений). 3. Тренинг эмоциональной выразительности речи и контакта в общениис аудиторией (речь описание, речь монолог). 4. Разыгрывание различных речевых ситуаций общения в диалогах. Анализ выступлений. Практическое задание №2. 1. Выступления с текстами (логика речи, паузы). Анализ выступлений. 2. Психотехника речи (приемы обретения уверенности, свободы общения на публике: речевое взаимодействие, воля, воображение). 3. Голосо-речевой тренинг (+ упражнения на развитие воображения, внимания, эмоциональной памяти, действие словом). 4. Тренинг (речевые импровизации: забавный случай, анекдот, речь представления).
Основная литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001. 2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000. 3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*
Дополнительная литература: 1. Винокур Т.Г. Разговорная речь, разговорный стиль, устная форма// Разновидности городской устной речи. - М., 1988. 2. Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия. - М. 1991. 3. Гринь Н.А. Риторика: Тексты лекций. - М., 1995. 4. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. - М., 2002. 5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.. 6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988 7. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: Стиль и композиция.- М., 1992. 8. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов. - М., 1998. 9. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. 10. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994. 11. Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. - М., 1992. 12. Сопер Поль Р. Основы искусства речи. - М., 1992. 13. Секреты ораторского мастерства /Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003. Дисциплина начинается с изучения предмета и задач курса, основных понятий (таких как: роды и виды красноречия, аппарат риторики, фигуры речи, тропы и фигуры, литературный язык и его норма, стили литературного языка и др.). Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с программой. Основными формами учебной работы являются лекции, семинарские и практические занятия, подготовка студентами докладов, рефератов, сообщений, самостоятельная работа студентов. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие и лекционного материала. Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов, рефератов, обсуждения дискуссионных тем. На практических занятиях студенты знакомятся с риторическими канонами построения высказывания, отрабатывают риторические приемы, работают над качеством содержания его основных частей. В ходе занятий студентам предлагаются виды работ, позволяющие им проявить им себя в различных речевых ситуациях, связанных и с повседневным, и с профессиональным общением. Эти ситуации требуют от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение ее реализации. К таким видам работы относятся следующие: - риторические игры; - решение риторических задач; - отработка риторических навыков (техника речи, особенности публичной речи); - импровизационные выступления на заданную тему; - построение выступления по заданным критериям; - риторический анализ текстов известных ораторов, отрывков из произведений художественной литературы.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |