Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины




Занятие № 13

Занятие №12

Занятие №11

Занятие №10

Занятие №9

Занятие №8

Занятие № 7

Занятие №6

Занятие №5

Занятие №4

Занятие №3

Занятие №2

Занятие №1

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Т е м а: Античное ораторское искусство: теория и практика

Студент должен

знать:

- основные понятия риторики;

- содержание понятия «ораторское искусство»;

- предпосылки появления ораторского искусства;

- цели и методы изучения ораторского искусства от античности до наших дней;

- сопоставление логики и риторики. Риторика как целостное единство самостоятельных дисциплин;

- основы зарождения античные риторики. Особенности риторики Древней Греции и Древнего Рима;

- особенности риторики софистов;

уметь:

- формулировать основные положения теоретической и практической риторики;

- - формулировать основные положения систематизация опыта публичной речи в Древней Греции;

- классифицировать виды речей и излагать учение о принципах построения содержания и формы речи, композиция речи;

- приводить примеры риторического мастерства античных ораторов.

- анализировать фрагменты выступления античных лекторов, политиков, публицистов.

1. Софисты. Влияние софистики как духовно-воспитательного учения в Греции на формирование красноречия и всего стиля политической и правовой жизни демократических Афин (Протагор, Горгий).

2. Риторическое учение Аристотеля.

3. Риторика Древнего Рима. Цицерон об ораторском мастерстве. Трактаты и судебные речи Цицерона («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.).

Практическое задание. Подготовить реферат по теме занятия.

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.*

Дополнительная литература:

1. Адо П. Что такое античная философия? - М., 1999.

2. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. - М., 1997.

3. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие запада. - М., 1998.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

5. Аристотель. Риторика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. – Минск, 1998.

6. Кузнецова Т. И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.

7. Ораторы Греции / Сост. М. Л. Гаспаров. – М.: Художественная литература, 1985 (Библиотека античной литературы).

8. Платон. Горгий. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 477-574.

9. Платон. Менон. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 575-612.

10. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 418-476.

11. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; то же: - М.: Ладомир, 1994 (Античная классика).

Т е м а: Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси

Студент должен

знать:

- историю развития риторики в средние века и в эпоху Возрождения;

- влияние М.В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка;

- представителей филологической науки 20 в., разрабатывающих учение о видах языка и стиля (Обнорский С.П., Виноградов В.В., Ларин П.Л., Щерба Л.В. и др.);

- особенности средневековой риторики и риторика эпохи Возрождения;

уметь:

- выявлять сближение риторики с поэтической, художественной речью;

- определять тропы и фигуры средневековой риторики.

1. Средневековая риторика. Особенности средневековой риторики.

2. Риторика эпохи Возрождения. Основные процессы ее развития.

3. Сближение риторики с поэтической, художественной речью. Создание учебников по риторики: «Искусство поэзии» Николя Буало, «Искусство английской поэзии» Джорджа Путтенхема, «Сад красноречия» Генри Пичема, «Источники французского красноречия» Шабанеля и др.

4. Ораторское искусство России. Первые русские риторики.

5. М.В. Ломоносов - отец русского красноречия. Риторика M.B. Ломоносова. Характерные особенности рус­ской риторики конца XVIII в. – начала XIX в.

6. «Риторика» И.С. Рижского (1796 г.) – теорети­ческая стилистика русского языка XVIII в. «Правила высшего красноречия» (1844 г.) М.М. Сперанского – описание экспрессивности в слове и анализ «страстей». «Общая риторика» и «Частная риторика» Н.Ф. Кошанского.

Практическое задание. Подготовить реферат по теме занятия.

 

Основная литература:

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Вамперский В.П. Риторика в России XVII-XVIII вв. М., 1995.

3. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.

4. Мастера красноречия: Сборник. - М.: Знание, 1991.

Т е м а: Судебное красноречие в России

Студент должен

знать:

— виды красноречия;

— особенности судебного красноречия;

— нравственные основы судебной речи;

— великих судебных ораторов России,

уметь:

— использовать кодекс ритора, составленный А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиковым, для различных ситуаций общения;

— пользоваться вербальными и невербальными приемами оратор­ского этикета Ф.Н. Плевако;

— анализировать речи известных судебных ораторов прошлых сто­летий (А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и т.д.).

1. Виды красноречия. Что такое академическое красноречие, как оно возникло и развивалось?

2. Какие виды речей относятся к социально-политическому крас­норечию. В чем своеобразие социально-бытового красноречия. Что та­кое духовное красноречие?

3. Судебное красноречие, его особенности. Общая характеристика судебного красноречия.

4. Судебная речь как разновидность публичной речи. Нравственные ос­новы судебной речи. Лаконичность, образность, логичность судебной речи.

5. Из истории. Великие судебные ораторы России (Кони А.Ф., Хартулари К.Ф., Урусова А.И., Плевако Ф.Н., Андреевского С.А., Спасовича В.Д., Холева Н.И. и др.);

6. Основные риторические приемы известных судебных ораторов России. Эрудиция судебного оратора, его находчивость, заинтересо­ванность в деле, умение владеть ситуацией, возможность в немногих словах выразить главное и предрешить судебный вердикт.

7. Изолированы ли роды речей друг от друга?

Примерный перечень практических работ:

— анализ речей известных судебных ораторов прошлых столетий (А.Ф.Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и др.);

— выступления с сообщениями об известных судебных ораторах (биб­лиографические данные, известные труды, процессы, знаменитые речи);

— использование приемов речевого воздействия, приносивших успех ораторам на разных этапах истории;

— составление «риторического кодекса» для себя самого на основе приемов, почерпнутых из кодекса ритора по А.Ф. Кони и П.С. Пороховщикову.

Основная литература:

1. Судебные речи известных дореволюционных юристов // Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. - М., 2001.*

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

4. Сергеич П. (Пороховщиков П. С). Искусство речи на суде. - Тула, 2000.

5. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003.

6. Франц А.С. Российская корпоративная культура. - Екатеринбург, 2001.

7. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*

Дополнительная литература:

1. Барт Р. Риторика образа // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - С. 297-318.

2. Безменова И.А. Массовая коммуникация в свете «отраженной» риторики // Роль языка в системе средств массовой коммуникации. - М., 1986.

3. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М., 1989.

4. Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. - М., 1995. - С. 135-168.

5. Вулф Н. Миф о красоте // Иностранная литература. 1993. №3.

6. Левинсон А. Женщина как цель и как средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. - М., 2000

7. Защитительные речи советских юристов. Сборник второй. - М, 1957.

8. Изварина А.Ф. Мировые судьи России начала XXI в. - Ростов н/Д., 2002.

9. Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989.

10. Крыленко Н.В. Судебные речи. - М., 1964.

11. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. № 22. 1996.

12. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы // Под ред. И.А. Безменовой. - М., 1987.

13. Луцкий К.Л. Судебное красноречие. — СПб., 1984.

14. Плевако Ф.Н. Избранные речи. - М., 1993.

15. Резник Г.М. Рыцарь правосудия / Ф.Н. Плевако. Избранные речи. — М., 1993.

16. Смолярчук В. И. А.Ф. Кони и его окружение. - М., 1990.

17. Суд присяжных в России. - Л., 1991.

18. Судебные речи советских адвокатов. - М., 1960.

19. Судебные споры: материалы судебной практики, образцы документов. Кн. 3. - М., 2001.

20. Судебные речи: Сборник /Авт.-сост. М.Ф. Чудаков. - Минск, 2000.

21. Троицкий И.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866 — 1904 гг. - Тула, 2000.

22. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Сост. В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. - М., 1987.

 

Т е м а: Изобретение содержания речи (инвенция)

Студент должен

знать:

— что такое классический риторический канон и его этапы;

— что значит «топ, топика» как смысловая модель;

— виды смысловых моделей;

уметь:

— пользоваться смысловой схемой речи;

— «размножать» идеи;

— использовать метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.

1. Какие этапы пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне? Риторический канон и современное красноре­чие. Этапы классического риторического канона.

2. Какую роль играет в этом каноне этап «изобретение»? Что такое изобретение?

3. Тема и ее выбор.

4. Как «размножаются» идеи?

5. Что такое «общие места» (в классической и старой отечественной риторике)? Какое значение приобрело это понятие в риторике совре­менной?

6. Виды смысловых моделей («Род и вид», «Определение», «Целое части», «Свойства», «Сопоставление», «Причина и следствие», «Обстоятельства», «Имя»).

7. Как составить смысловую схему речи по рекомендациям М.В. Ло­моносова?

8. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи. Примерный перечень практических работ:

— нахождение в предложенном тексте родовых и видовых понятий;

— нахождение в словесных рядах родового (общего) понятия и его разновидностей;

— размножение «идей» (право, закон, правосудие) при помощи топов «род и вид», «разновидности»;

— составление речи-описания (например, зала суда) при помощи топа «целое — части»;

— составление смысловой схемы на тему «Жанры судебной речи»;

— составление наборов аргументов (причин и следствий) и приве­дение этих наборов в систему (так, чтобы последовательность причин и следствий, представляющих собой содержание темы, была органи­зована не случайно, а упорядоченно) для выбранной темы;

— учебные выступления по предложенным темам;

— учебные выступления по предложенным афоризмам;

Основная литература:

1. Михальская А.К.Оснозы риторики: Мысль и слово. — М., 2001.

2. Педагогаческая риторика: Учебное пособие /Под ред. НА. Ипполитовой. - М. 2001.

3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*

 

Дополнительная литература:

1. Безменова И.А.Очерки по истории и теории риторики. - М, 1991.

2. Панов М.И.Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997.

3. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. ТА. Ладыженской и А. К. Михальской: сост. А.А. Князьков. - М., 1998.

 

Т е м а: Расположение изобретенного (диспозиция)

Студент должен

знать:

— типологию речевых произведений;

— назначение планов и их виды;

— композиции и жанры речи;

— модели и схемы рассуждений;

— основные виды аргументов;

— структуру и виды доказательств; уметь:

— описывать предмет речи;

— рассказывать истории;

— использовать основные стратегии повествования;

— уметь рассуждать, опираясь на классический образец речи-рас­суждения (хрия);

— уметь выяснять полноту понимания выдвигаемых тезисов, т.е. грамотно спорить;

— уметь склонять оппонента к своей точке зрения;

— выполнять практические упражнения.

1. Типологии речевых произведений.

2. Назначение планов и их виды.

3. Как описать предмет речи? Принципы расположения содержания в описании.

4. Как рассказывать истории? Основные стратегии повествования.

5. Как говорить, рассуждая? Классический образец речи-рассуждения (хрия).

6. Модели и схемы рассуждений. Структура строгой хрии. Примеры свободной хрии. Обратная хрия.

7. Основные виды аргументов. Работа с аргументами и их расположение.

8. Структура и виды доказательства.

9. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису.

10. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам.

11. Дискуссионная речь.

Примерный перечень практических работ:

— описание предмета речи по предложенной теме;

— повествование по предложенной теме;

— рассуждение по предложенной теме;

— разработка и расположение содержания в соответствии с клас­сическим образцом речи-рассуждения (хрия);

— работа с тезисом. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису;

-- работа с аргументами и их расположение. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам;

— работа с приемами влиятельной аргументации;

— комментирование факта состязательности в предложенном судебном процессе с точки зрения структуры доказательства. Выделить слабые и сильные аргументы;

— практикум «Дискуссия» («Дебаты») по предложенным темам;

— учебные выступления по предложенным афоризмам.

Основная литература:

1. Гальдин В.Е., Сиротина О. Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / Под редакцией Сиротиной О.Б. - Саратов, 2001

2. Ивин А.А.Риторика: Искусство убеждать. - М., 2002.*

Дополнительная литература:

1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. - М., 1998.

2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

Т е м а: Приемы убеждения и воздействия

Студент должен

знать:

- три средства воздействия на аудиторию: этос, логос и пафос;

- функции языка и их место в классификации утверждений (или высказываний);

- логические основы убедительности речи. Закон тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

- классификацию аргументов;

- основные источники естественных доказательств (свидетельства, документы);

-- особенности логических, этических и чувственных доказательств;

- способы опровержения.

- риторические методы (фундаментальный, извлечения выводов, сравнения, "да, но...", бумеранга, игнорирования, "выведения", опроса, кажущейся поддержки, противоречия).

- спекулятивные приемы: преувеличение, использование авторитета, дискредитация собеседника, введение в заблуждение, отсрочка, апелляция, искажение.

- классификацию собеседников и тактику убеждения в зависимости от типа собеседника.

уметь:

- использовать в речи различные тактики и способы убеждения и доказательства;

- распознавать психолого-риторические аспекты убеждения.

- распознавать вопросы-капканы, демагогические уловки;

- приметь правила приятного собеседника, конфликтогенов, хорошего слушателя, удовлетворения потребностей, соответствия слова и пантомимики.

1. Убеждение как предмет риторики.

2. Средства воздействия на аудиторию: этос, логос и пафос.

3. Понятие об аргументации. Классификация аргументов. Естественные и искусственные доказательства.

4. Особенности логических, этических и чувственных доказательств.

5. Способы убеждения. Корректные и некорректные аргументы

6. Психолого-риторические аспекты убеждения. Примеры применения правил убеждения в практической деятельности (на работе, в семье, в учебе, с детьми, в сфере услуг, в молодежной среде, в общественном транспорте, при купле-продаже, в суде, в рекламе).

7. Классификация собеседников.

Основная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.*

2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А. Ивин. – М, 2002.*

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*

Дополнительная литература:

1. Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.,1997.

2. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 2002.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

Т е м а: Теория аргументации. Виды аргументов

1. Построение нетехнических аргументов. Построение технических аргументов. Логическая структура аргументации.

2. Использование топики.

3. Контраргументация. Основные способы введения в заблуждение.

Тема 1.1. Логические аргументы.

Тема 1.2. Психологические аргументы.

Тема 1.3. Этические аргументы.

Практические задания.

1. В предложенном тексте определить виды логических, психологических, этических аргументов.

2. Выявить взаимосвязь логического и психологического подхода в искусстве убеждения (соотношение доказательства и внушения).

3. Отработать импровизационные техники и активное освоение основных логических категорий, используемых в аргументации (суждение, умозаключение, анализ аргумента, синтез, обобщение).

4. Выступления с речами – экспромтами (воодушевляющие, агитационные, убеждающие) с последующим анализом этих работ.

Основная литература:

1. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*

4. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.*

5. Ивакин Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М, 2003.*

Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.*

3. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

4. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М., 2000.*

5. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999.

Т е м а: Словесное выражение (элокуция)

Студент должен

знать:

— что такое «хорошая речь»;

— функциональные стили речи;

— тропы и прочие средства выразительности речи;

— риторические фигуры и их роль в речи;

уметь:

— использовать тропы и прочие выразительные средства в речи;

— производить различные виды анализов фрагментов речей;

— редактировать речь;

— выполнять предложенные задания.

1. Что такое «хорошая речь»? Как сделать свою речь правильной? Почему необходимо говорить о культуре речи юриста?

2. Риторика и функциональные стили речи. Судебная речь как разновидность публицистического стиля.

3. Юридическая лексика в контексте профессионального образования юриста.

4. Что такое риторический троп? Смысловые особенности тропов и их риторические возможности.

5. Что общего и что различного у метафоры, метонимии, иронии? Какова структура метафоры? Чем она отличается от сравнения? Принципы создания хорошей метафоры. Что такое парадокс? Общие рекомендации к использованию тропов в профессиональной речи юриста.

6. Что такое риторические фигуры? Фигуры речи и их классификация. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Использование риторических фигур в профессиональной речи юриста.

7. Риторический анализ и риторический эскиз речи.

Примерный перечень практических работ:

— сообщения по предложенным темам;

— работа над трудностями и речевыми ошибками, их предупреждение;

— составление собственных текстов для различных слушателей;

— самоанализ и самооценка;

— риторический анализ речи;

— анализ фрагментов речей;

— синтетическая и аналитическая оценка речи;

— редактирование речи.

 

Основная литература:

1. Гальдин В. Е., Сиротина О. Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / Под редакцией Сиротиной О.Б. - Саратов, 2001.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.*

4. Хорошая речь / О.Б. Сиротина, Н.И. Кузнецова, Б.В. Дзянович и др. Под ред. М.А. Кормилициной и О.Б. Сиротиной. - Саратов, 2001.

Дополнительная литература:

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

2. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. — М., 1988.

3. Голуб И. Б., РозентальД.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

4. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь ритори­ческих фигур. — Ростов н/Д., 1994.

5. Юридический энциклопедический словарь/Под ред. В.Е. Крутских. - М., 2000.

Т е м а: Профессиональный имидж оратора

Студент должен знать:

- понятие имиджа;

- функции имиджа;

- основные типы имиджа;

- понятие корпоративного имиджа;

- требования, предъявляемые к имиджевой характеристике суда;

- этикет представлений и знакомств;

- специфику деловых подарков;

- дресс-код для мужчины;

- дресс-код для женщины;

- виды делового общения;

- функциональное назначение жестов;

уметь:

- определять и формировать составляющие имиджа судебной системы, суда, пресс-секретаря;

- формулировать критерии эффективного имиджа судебной системы;

- представить (наиболее приемлемое для самого слушателя) толкование понятия имиджа судебной системы.

1. Сущность понятий «имидж», «имиджелогия».

2. Этикет представлений и знакомств.

3. Деловые подарки. Цветы в деловом общении.

4. Особенность делового стиля.

5. Одежда в деловом общении. Цветовая гамма делового костюма. Дресс-код для мужчины. Дресс-код для женщины.

6. Аксессуары, украшения, прическа, парфюмерия.

7. Особенности создания имиджа на телеэкране: внешний вид (лицо, причёска, макияж, одежда, жестикуляция).

8. Технологии самопрезентации.

9. Культура речи и общения (вербальный и невербальный компоненты имиджа).

10. Составляющие компоненты делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой этикет, речевой этикет, соблюдение принципов эффективного слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание).

11. Виды делового общения. Деловая беседа. Структура деловой беседы.

12. Классификация возможных типов собеседников.

13. Деловые переговоры. Структурные элементы переговоров.

14. Деловая беседа по телефону. Тон и интонация. Структурные элементы разговора по телефону.

15. Искусство отвечать на вопросы (классификация вопросов и виды ответов).

16. Корпоративный дизайн и его элементы (постройки, транспорт; вывески, печатные материалы, исходящие из организации, фирменный знак, логотип, одежда сотрудников).

17. Имидж суда как корпоративной организации. Профессиональный имидж работника судебной системы.

18. Формирование и развитие умений самопрезентации работника судебной системы, развитие коммуникативной компетентности; вербальные и невербальные средства как компоненты этикетных норм.

Практические задания.

1. Использование логической и психологической аргументации в полемике, переговорах (взаимосвязь их использования в зависимости от сложившейся ситуации общения). Приемы и аргументационные ходы в различных видах полемики.

2. Игровой тренинг по освоению различных видов спора: «из-за тезиса», «ради доказательства», «победы любой ценой». Манипуляции в споре (тренинг и диагностика манипуляционных уловок). Типы манипуляторов. Меры предосторожности (как не стать жертвой манипуляции) и защита от ее психологического воздействия.

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.*

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол – М., 2003.

6. Франц А.С. Российская корпоративная культура. - Екатеринбург, 2001.

Дополнительная литература:

1. Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. - М., 1997. - 200 с.

2. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. № 22. 1996.

3. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002.

4. Лорен С. Женщина и красота. - М., 1996.

Т е м а: Основы полемического мастерства

1. Общее понятие спора. Виды споров.

2. Культура спора. Важнейшие условия культуры спора (четкое определение предмета спора, собственной позиции, понятий и терминов и, главное, уважительное отношение к оппоненту).

3. Опровержение высказываний оппонента. Опровержение тезиса. Крити­ка аргументов и демонстрации. Классификация реальных ситуаций и спосо­бы их разрешения.

4. Уловки в споре: технические, позволительные и непозволитель­ные уловки, психологические уловки. Основные принципы и правила ведения спора.

5. Искусство спора (виды спора, позволительные и непозволительные уловки в споре).

Практические задания.

1. Тренинг - аргументации (спор-практика).

2. Психология межличностной коммуникации. Приемы обретения уверенности в сложных, стрессовых ситуациях общения. Упражнения на преодоление неадекватной самооценки.

3. Речевые типы собеседников. Оценка поведения собеседника через невербальные каналы восприятия (позы, жесты, мимику). Приемы активного слушания. Эмпатия. Диагностика и устранение разногласий.

4. Разыгрывание различных речевых ситуаций общения в диалогах.

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Ивакин Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М, 2003.*

3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. - М, 2002.*

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

7. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

Дополнительная литература:

1. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М.: Просвещение, 1990.

4. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Знание, 1989.

5. Каррас Ч. Л. Искусство ведения переговоров. – М.,1997.

6. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002.

7. Пиз Аллан. Язык разговора. - М., 2001.

8. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

Т е м а: Невербальные средства судебного оратора

Студент должен

знать:

— невербальные средства общения;

— понятие «конгруэнтность»;

— словарь ораторских жестов;

— профессионально значимые качества голоса юриста;

уметь:

— использовать в своей публичной речи адекватные невербальные средства общения;

— правила для регулирования голоса, жестов и мимики;

— пользоваться вербальными и невербальными приемами оратор­ского этикета Ф.Н. Плевако;

— использовать словарь ораторских жестов;

— выполнять предложенные задания.

1. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения.

2. Функции жестов в профессиональном общении (изобразитель­ная, реагирующая, указательная, регулирующая).

3. Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе профессионального общения. Понятие «конгруэнтность» (со­впадение слова и жеста).

4. Особенности «языка внешнего вида» (языка телодвижений и жестов) в судебной речи.

5. Профессионально значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносли­вость, помехоустойчивость, суггестивность, т.е. способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

6. Интонация и ее роль в профессиональном общении.

7. Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

8. Типы жестов. Словарь ораторских жестов.

Примерный перечень практических работ:

— овладение невербальными средствами общения;

— составление словаря жестов;

— тренинг: освобождение от мышечных зажимов;

— составление характеристики на сокурсника с позиций невер­бальной риторики. Что нуждается в решительных изменениях?

Практические задания.

1. Речевые разминки: этюды, диалоги, упражнения (повышение уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, осознание этой взаимосвязи в цепи «тело-чувство-энергия – действие»).

2. Речевые разминки:этюды, упражнения, диалоги ( тренинг внутренней свободы говорящего: снятие психических барьеров в общении и мышечных напряжений («оживление» и энергетизация тела и лицевых мышц и т.д.).

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А.Ивин. – М, 2002.*

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол – М., 2003.

6. Секреты ораторского мастерства /Пер. с анг. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003.

Дополнительная литература:

1. Акишина А.А.и др. Жесты и мимика в русской речи. — М., 1991.

2. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.*

3. Горелов И.И., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербаль­ной коммуникации. — М., 1991.

4. Григорьева С.А., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

5. Михальская А.К. Основы риторики. - М., 2002.

6. Пиз Аллан. Язык разговора. - М., 2001.

7. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М., 1996.

8. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: Просвещение, 1978.

9. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Знание, 1989.

10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – СПб, 1992.

11. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. – М.,1997.

12. Пиз А. Язык телодвижений. — Новгород, 1992.

 

Т е м а: Основы техники речи судебного оратора

Студент должен

знать:

— основы техники речи;

— качества фонационного (озвученного) дыхания;

Для упражнений в аудитории рекомендуются разные виды небольших пан­томим. Это могут быть:

а) «мини-сцены», иллюстрирующие движением разные темы;

б) какие-нибудь фразы, преображающиеся пантомимически;

в) различные эмоции, передаваемые мимически и положением тела.

— интонации и паузы в публичной судебной речи; уметь:

— следить за собственной дикцией;

— работать над фонационным (озвученным) дыханием;

— определять необходимый темп речи;

— рассчитывать необходимую громкость, тональность голоса.

1. «Дыхание — властелин ума» (Аристотель). Качества фонационно­го (озвученного) дыхания.

2. Темп речи, сила и высота голоса.

3. «Звуком рисуешь видимое слово» (В. Яхонтов).

4. Ясность и четкость произношения. «Изъяны дикции исправля­ются не в языке, а в воображении» (К.С. Станиславский).

5. «Уметь просто и красиво говорить — целая наука» (К. С. Станис­лавский).

6. Интонации и паузы в публичной речи. «Ни талант, ни глубина, ни оригинальность мысли, ни интерес содержания не искупят недостатка — монотонности».

 

Практическое задание. Выполнение упражнений по технике речи.

1. Голосо-речевой тренинг (знакомство с методикой и практическое освоение различных видов упражнений: снятие мышечных зажимов, дикционной четкости речи, красоты звучания голоса).

2. Отработка в звучащей речи особенностей дикции, логики и мелодики.

3. Голосо-речевой тренинг (+ упражнения на диапазон голоса).

4. Дикционный тренинг (скороговорочные рассказы), а также развитие смелости и чувства юмора в речи.

5. Голосо-речевой тренинг (+развитие эмоционального тембра голоса).

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.*

4. Секреты ораторского мастерства / Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003.

5. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.*

Дополнительная литература:

1. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи. — Ростов-н/Д., 1994.

3. Князьков А.А.Техника речи и постановка голоса: Методические разработки. М., 1989.

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

5. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш. шк., 2002.*

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

7. Сычев О.А.Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. - М., 1991.

 

* Данная тема может быть отработана на одном занятии, но возможен и другой вариант: голосо-речевой тренинг (работа над дыханием, тренировка энергетичес­кой системы голосообразования, работа над дикцией, интонацией и т.д.) прово­дится в начале каждого практического занятия.

 

Т е м а: Публичное выступление

Студент должен знать:

— базовые понятия риторики;

уметь:

— самостоятельно предвосхищать развитие ситуации общения;

— свободно общаться с различными собеседниками;

— свести к минимуму страх перед аудиторией;

— уважать собеседника, своевременно разоблачать софистические доводы;

— применять законы логики и соблюдать логическую канву дискуссионного диалога;

— слушать и слышать не только себя, но и собеседника;

Подготовленное публичное выступление по теме реферата. Самоконтроль и самооценка.

Риторический анализ публичного выступления.

Советы слушающему.

Примерный перечень практических работ:

— отработка навыков хорошей речи;

— составление для себя рекомендации к использованию приемов, рекомендуемых на протяжении существования риторики;

— пополнение своего «риторического кодекса»;

— закрепление коммуникативных и речевых норм;

— осмысление своей речевой практики.

 

Практическое задание №1.

1. Композиция (построение речи: вступление, изложение, доказательства).

2. Голосо-речевой тренинг (все виды упражнений).

3. Тренинг эмоциональной выразительности речи и контакта в общениис аудиторией (речь описание, речь монолог).

4. Разыгрывание различных речевых ситуаций общения в диалогах. Анализ выступлений.

Практическое задание №2.

1. Выступления с текстами (логика речи, паузы). Анализ выступлений.

2. Психотехника речи (приемы обретения уверенности, свободы общения на публике: речевое взаимодействие, воля, воображение).

3. Голосо-речевой тренинг (+ упражнения на развитие воображения, внимания, эмоциональной памяти, действие словом).

4. Тренинг (речевые импровизации: забавный случай, анекдот, речь представления).

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие / Н.И. Порубов. – Мн.: Выш.шк., 2002.*

 

Дополнительная литература:

1. Винокур Т.Г. Разговорная речь, разговорный стиль, устная форма// Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

2. Граудина Л.К., Миськевич Г. Теория и практика русского красноречия. - М. 1991.

3. Гринь Н.А. Риторика: Тексты лекций. - М., 1995.

4. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. - М., 2002.

5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995..

6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988

7. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: Стиль и композиция.- М., 1992.

8. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие для студентов. - М., 1998.

9. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002.

10. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994.

11. Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. - М., 1992.

12. Сопер Поль Р. Основы искусства речи. - М., 1992.

13. Секреты ораторского мастерства /Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Мн, 2003.

Дисциплина начинается с изучения предмета и задач курса, основных понятий (таких как: роды и виды красноречия, аппарат риторики, фигуры речи, тропы и фигуры, литературный язык и его норма, стили литературного языка и др.). Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с программой. Основными формами учебной работы являются лекции, семинарские и практические занятия, подготовка студентами докладов, рефератов, сообщений, самостоятельная работа студентов.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие и лекционного материала.

Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов, рефератов, обсуждения дискуссионных тем.

На практических занятиях студенты знакомятся с риторическими канонами построения высказывания, отрабатывают риторические приемы, работают над качеством содержания его основных частей.

В ходе занятий студентам предлагаются виды работ, позволяющие им проявить им себя в различных речевых ситуациях, связанных и с повседневным, и с профессиональным общением. Эти ситуации требуют от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение ее реализации.

К таким видам работы относятся следующие:

- риторические игры;

- решение риторических задач;

- отработка риторических навыков (техника речи, особенности публичной речи);

- импровизационные выступления на заданную тему;

- построение выступления по заданным критериям;

- риторический анализ текстов известных ораторов, отрывков из произведений художественной литературы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.385 сек.