КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематический план семинарских занятий
Введение ПРОГРАММА КУРСА Студент должен знать: — традиционное определение риторики; — сущность современного красноречия; — базовые понятия современной риторики; — задачи и содержание курса; уметь: — различать общую и частные риторики. Риторика: традиционное определение. Сила слова. Слово о современном мире: утраты и поиски. Сущность современного красноречия. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного общения. Общая и частные риторики. Задачи и содержание курса. Рекомендации по индивидуальной работе и самообразованию. Раздел I. ИСТОКИ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО КРАСНОРЕЧИЯ Т е м а 1. Риторический идеал античности Студент должен знать: — риторический идеал софистов; — основные риторические положения Аристотеля, Платона (Сократа), Цицерона; — риторический идеал античности; уметь: — анализировать тексты античных ораторов; — своевременно разоблачать софистические доводы. Понятие риторического идеала. Риторический идеал и культура. У истоков красноречия древности: Гомер. Риторика и демократия. Риторический идеал софистов. Риторический идеал Платона (Сократа) и Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Изменения риторического идеала после падения республики в Риме!
Т е м а 2. Русские традиции красноречия Студент должен знать: — традиции древнерусского красноречия; — основные риторические положения М.В. Ломоносова; — первые учебники риторики; уметь: — использовать основы древнерусского риторического идеала в своем речевом поведении. Традиции древнерусского красноречия. Статус слова и красноречия в древнерусской культуре. Требования к речевому поведению и речи — основы древнерусского риторического идеала. Первые книги по риторике в России. Учебники риторики. Русские традиции красноречия и современность. Т е м а 3. Судебное красноречие в России Студент должен знать: — виды красноречия; — особенности судебного красноречия; — нравственные основы судебной речи; — великих судебных ораторов России; уметь: — использовать кодекс ритора, составленный А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиковым для различных ситуаций общения; — пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского этикета Ф.Н. Плевако; — анализировать речи известных судебных ораторов прошлых столетий (А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и т.д.). Виды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Общая характеристика судебного красноречия. Из истории. Великие судебные ораторы России. Нравственные основы судебной речи. Лаконичность, образность, логичность судебной речи. Судебная речь как разновидность публичной речи. Экстралингвистические и лингвистические признаки судебной речи. Защитительная (адвокатская) и обвинительная (прокурорская) речи. Вербальные и невербальные приемы ораторского этикета Ф.Н. Плевако.
Раздел II. РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Т е м а 4. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели Студент должен знать: — речемыслительную деятельность человека при создании высказывания; — понятия «этос», «логос», «пафос», их толкование и возможности речевого функционирования; — структуру речевой ситуации; уметь: — решать риторические задачи, учитывая при этом речевую ситуацию: участников, отношения, цели, обстоятельства. Речевое событие как основная единица речевого общения. Составляющие речевого события. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства. Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Ситуации и ролевые игры.
Т е м а 5. Речевое действие. Социальные и речевые роли Студент должен знать: — речь и мышление; — речь как процесс превращения мысли в слово; — речь как продукт речевой деятельности; — восприятие речи и ее понимание; — организацию обратной связи; уметь: — учитывать особенности устной и письменной форм речи; — совершать речевые поступки с помощью слов; производить анализ речевых действий; — различать профессионально значимые жанры (обвинительную и защитительную речи); — различать социальные и речевые роли юриста. Речь и мышление. Речевое мышление. «Речь — это канал развития интеллекта» (Н.И. Жинкин). Речь как процесс, «процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Л.С. Выготский). Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие. Анализ речевых действий. Ступени подготовки и исполнения речевого высказывания. Восприятие речи и ее понимание. Обратная связь, ее организация. Речь как продукт речевой деятельности (текст). Сравнение устной и письменной форм речи. Социальные и речевые роли юриста.
Т е м а 6. Образ и поведение говорящего Студент должен знать: — из чего складывается образ говорящего как система свойств личности; — как обеспечивается эффективность речи; — что такое «ораторский страх» и правильная установка; — требования к образу и поведению говорящего; уметь: — вырабатывать уверенность в себе; — использовать способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи. Эффективность речи и личность говорящего. Образ говорящего как система свойств личности. «Обаяние» и речевой артистизм. Уверенность говорящего и «право на речь». «Ораторский страх» и волнение. Правильная установка. Способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи. Искренность в речевом поведении. Объективность говорящего. Увлеченность предметом речи.
Т е м а 7. Законы и принципы современной общей риторики Студент должен знать: — законы и принципы современной общей риторики; уметь: — учитывать законы риторики; — пользоваться принципами современной общей риторики. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого поведения. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. Принцип близости. Принцип конкретности. Принцип движения: требование второго закона риторики. Способы создания движения в речи. Третий закон — закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения третьего закона. Риторические средства и принципы, служащие выполнению закона удовольствия. Взаимосвязь законов общей риторики. Принцип коммуникативного сотрудничества. Стратегии речевого поведения. Раздел III. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН
Т е м а 8. Изобретение содержания речи (инвенция) Студент должен знать: — что такое классический риторический канон и его этапы; — что значит «топ, топика» как смысловая модель; — виды смысловых моделей; уметь: — пользоваться смысловой схемой речи; — «размножать» идеи; — использовать метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона. Что такое изобретение? Тема и ее выбор. «Общее место» (топ, топика) как смысловая модель. Смысловые модели «Род и вид», «Целое — части». Смысловые модели «Определение», «Свойства». Смысловые модели «Имя», «Сопоставление». Смысловые модели «Причина и следствие», «Обстоятельства». Смысловая схема речи. Как «размножаются» идеи? Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.
Т е м а 9. Расположение изобретенного (диспозиция) Студент должен знать: — типологию речевых произведений; — назначение планов и их виды; — композиции и жанры речи; — модели и схемы рассуждений; — основные виды аргументов; — структуру и виды доказательств; уметь: — описывать предмет речи; — использовать основные стратегии повествования; — рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассуждения (хрия); — выяснять полноту понимания выдвигаемых тезисов, т.е. грамотно спорить; — склонять оппонента к своей точке зрения. Типологии речевых произведений. Назначение планов и их виды. Композиции и жанры речи. Основные стратегии повествования. Классический образец речи-рассуждения (хрия). Модели и схемы рассуждений. Основные виды аргументов. Работа с аргументами и их расположение. Структура и виды доказательства. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам. Дискуссионная речь.
Т е м а 10. Словесное выражение (элокуция) Студент должен знать: — что такое «хорошая речь»; — функциональные стили речи; — тропы и прочие средства выразительности речи; — риторические фигуры и их роль в речи; уметь: — использовать тропы и прочие выразительные средства в речи; — использовать риторические фигуры и другие средства диалогизации речи; — производить различные виды анализа фрагментов речей; — редактировать речь. Что такое «хорошая речь», или культура речи. Риторика и стиль. Функциональные стили речи. Судебная речь как разновидность публичной речи. Выбор слова. Юридическая лексика в контексте профессионального образования юриста. Понятие риторического тропа. Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Тропы и прочие средства выразительности речи. Метафора. Метонимия. Ирония. Парадокс. Иносказание. Общие рекомендации к использованию тропов в речи. Понятие риторической фигуры. Антитеза. Градация. Повтор. Период. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Риторическое восклицание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом. Раздел IV. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Т е м а 11. Взаимодействие оратора и слушателей Студент должен знать: — о свойствах внимания, — об общих принципах управления вниманием аудитории, — о своеобразии ораторского монолога; уметь: — управлять вниманием аудитории; — использовать скрытые и открытые формы диалога; — пользоваться языковыми средствами контакта; Нравственный долг оратора. Общие принципы управления вниманием аудитории. Свойства внимания, существенные для оратора. «Квантование» речи. Своеобразие ораторского монолога. Скрытая форма диалога и открытый диалог. Языковые средства контакта.
Т е м а 12. Невербальные средства оратора Студент должен знать: — невербальные средства общения; — понятие «конгруэнтность»; — словарь ораторских жестов; уметь: — использовать в своей публичной речи адекватные невербальные средства общения; — правила для регулирования голоса, жестов и мимики; — словарь ораторских жестов. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: экстра- и паралингвистические, оптико-кинетические, проксемика. Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе профессионального общения. Понятие «конгруэнтность» (совпадение слова и жеста). Особенности «языка внешнего вида» (языка телодвижений и жестов) в судебной речи. Профессионально значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость, помехоустойчивость, суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). Интонация и ее роль в профессиональном общении. Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.
Т е м а 13. Основы техники речи судебного оратора Студент должен знать: — основы техники речи; — качества фонационного (озвученного) дыхания; — интонации и паузы в публичной судебной речи; уметь: — следить за собственной дикцией; — работать над фонационным (озвученным) дыханием; — определять необходимый темп речи; — рассчитывать необходимую громкость, тональность голоса. Качества фонационного (озвученного) дыхания. Темп речи, сила и высота голоса. «Звуком рисуешь видимое слово» (В. Яхонтов). Ясность и четкость произношения. «Уметь просто и красиво говорить — целая наука» (К. С. Станиславский). Интонации и паузы в публичной речи.
Т е м а 14. Публичное выступление Студент должен знать: — базовые понятия риторики; уметь: — самостоятельно предвосхищать развитие ситуации общения; — свободно общаться с различными собеседниками; — свести к минимуму страх перед аудиторией; — уважать собеседника, своевременно разоблачать софистические доводы; — применять законы логики и соблюдать логическую канву дискуссионного диалога; — слушать и слышать не только себя, но и собеседника; Подготовленное публичное выступление. Общие понятия об успешной речевой деятельности. Преодоление чувства неуверенности и страха перед выступлением Подготовка к публичному выступлению. Характеристика основных этапов публичного выступления. Представление о повседневной подготовке к публичным выступлениям. Характеристика основных этапов подготовки ораторской речи. Способы выступления. Особенности экспромта. Анализ речи. Определение понятия «контакт с аудиторией». Ораторский монолог как монолог особого типа. Эффект живой реакции. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями. Роль личности оратора в обеспечении успеха публичного выступления. Самоконтроль и самооценка. Синтетическая и аналитическая оценки публичного выступления (речи) Риторический анализ публичного выступления.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |