Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для самостоятельного изучения




Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации

Практическое занятие 4

Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке

Практическое занятие 3

Практические занятия

Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации

Лекция 3

Лекции

Модуль II. Сущность феномена нарушенного развития

Количество часов на раздел (модуль): 30 часов

Учебные цели:

- формирование у студентов необходимых знаний о специфике дифференциации нормы и патологии при анализе психического развития ребенка; о специфике влияния эндогенных и экзогенных факторов на психическое развитие ребенка в различные периоды его жизни;

- формирование умений определять сущность феномена нарушенного развития;

- формирование навыков анализа структуры дефекта, анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения; навыков анализа информации и самостоятельной работы с источниками в рамках проблематики о сущности феномена нарушенного развития.

 

Кол-во часов: 2

План:

1. Понятие «дефект».

2. Понятие о структуре нарушенного развития. Структура дефекта.

3. Понятие компенсации. Биологические и социальные факторы компенсации.

4. Теории компенсации.

Список литературы:

[1; 2; 5; 8; 21; 24]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие о дефекте и компенсации».

Кол-во часов: 1

Форма проведения: деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».

Изучаемые вопросы:

1. Причины необходимости определения понятий «норма» и «патология».

2. Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология».

3. Категория «развитие» в специальной психологии.

4. Среднестатистическая норма и ее значение для работы педагога и педагога – психолога.

5. Функциональная норма и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.

6. Идеальная норма.

Список литературы:

[1; 2; 3; 4; 5; 11; 28]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».

Кол-во часов: 1

Форма проведения: коллоквиум.

Изучаемые вопросы:

1. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

2. Структура дефекта.

3. Понятие компенсации.

4. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

5. Фазы компенсации.

6. Уровни компенсации.

Список литературы:

[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 13; 19; 20; 24; 45]

Информационное сопровождение:

1. Видеофильм «Развитие осязания как средства компенсации зрительной недостаточности».

2. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».

 

Тема II.1 Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии (6 часов)

Изучаемые вопросы:

1. Понятие «Фактор развития».

2. Условия нормального психического развития.

3. Медико-биологические факторы в психическом развитии.

4. Социально-психологические факторы в психическом развитии.

Формы самостоятельной работы:

1. Анализ литературных источников.

2. Составление конспекта.

Методическое обеспечение:

[3; 5; 6; 7; 8; 11; 12; 14; 19; 20; 23; 24; 26; 27; 28; 34; 40; 41]

Форма отчетности:

1. Конспект «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии ».

Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке (4 часа)

Изучаемые вопросы:

1. Категория «развитие» в специальной психологии.

2. Причины необходимости определения понятий «норма» и «патология».

3. Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология».

4. Различные значения понятия «норма».

- Среднестатистическая норма и ее значение для работы педагога и педагога – психолога.

- Функциональная норма и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.

- Идеальная норма.

Список литературы:

[1; 2; 3; 4; 5; 11; 28]

Формы самостоятельной работы:

1. Конспектирование параграфа учебника «Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии» (Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 13-15) – различные значения понятия «норма».

2. Конспектирование параграфа учебника «Сущность феномена нарушенного развития» (Сорокин, В.М.Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.) - Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология». Условия нормального развития.

Методическое обеспечение:

[1; 2; 3; 4; 5; 11; 14; 28]

Форма отчетности:

1. Конспект параграфа учебника«Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии (различные значения понятия «норма»)»; «Сущность феномена нарушенного развития» (Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология»).

2. Определения «развитие», «отклоняющееся (нарушенное) развитие» (по В.М. Сорокину).

3. Выступление на семинаре (деловая игра «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии»).

Тема II.3 Классификации нарушений психического развития (6 часов)

Изучаемые вопросы:

1. Принципы построения классификаций.

2. Многообразие классификаций в специальной психологии как проявление многообразия сторон, свойств и элементов развивающейся психики.

3. Критерии классификации.

Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10 – го пересмотра.

Характеристика классификации В.В.Ковалева. Критерии классификации.

Характеристика классификации А. В. Семенович. Критерии классификации.

Характеристика классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Критерии классификации.

Характеристика классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова. Критерии классификации.

Характеристика классификации В.В. Лебединского.

Характеристика классификации Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Критерии классификации.

Формы самостоятельной работы:

1. Анализ литературных источников.

2. Составление тезисов «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».

Методическое обеспечение:

[3; 5; 26; 28; 34; 36; 28; 40; 43]

Форма отчетности:

1. Тезисы«Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».

Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации (10 часов)

Изучаемые вопросы:

1. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

2. Структура дефекта.

3. Структура дефекта при различных вариантах отклоняющегося развития.

4. Понятие компенсации.

5. Фазы компенсации.

6. Уровни компенсации.

Формы самостоятельной работы:

1. Анализ разделов учебников, отражающих механизмы формирования вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы).

7. Конспектирование параграфа учебника «Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии» (Сорокин, В.М.Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.- с. 164-176) - Фазы компенсации. Уровни компенсации.

2. Составление схемы структуры дефекта (по одному варианту отклоняющегося развития).

Методическое обеспечение:

[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 13; 19; 20; 24; 45]

Форма отчетности:

1. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».

2. Конспект «Фазы компенсации. Уровни компенсации».

3. Выступление на семинаре (коллоквиум).

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Составить конспект «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии ».

2. Составить конспект параграфа учебника«Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии (различные значения понятия «норма»)»; «Сущность феномена нарушенного развития» (Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология»).

3. Дайте определение понятий «развитие», «отклоняющееся (нарушенное) развитие» (по В.М. Сорокину).

4. Составить тезисы«Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».

5. Составить схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».

6. Составить конспекты «Фазы компенсации. Уровни компенсации».

Ответьте на вопросы:

1. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

2. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?

3. Дайте характеристику классификации В. В. Лебединского.

4. Что представляют собой первичные нарушения?

5. Чем характеризуются вторичные нарушения?

6. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?

7. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.