Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Методы анализа стейкхолдеров




Экономический анализ включает два раздела: управленческий и финансовый анализ, каждый из которых имеет свою специфику. Финансовый анализ является внешним анализом, поскольку основывается на данных финансовой отчётности и применяется как внешними пользователями информации о деятельности предприятия, так и управленческим персоналом с целью получения данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учёта. Особенностями финансового анализа являются: множественность субъектов анализа; разнообразие целей и интересов пользователей информации; наличие типовых методик, стандартов учёта и отчётности; открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Субъектами финансового анализа выступают пользователи информации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия. Первая группа пользователей – это те, кто связан с предприятием участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями (учредители, участники, собственники, менеджеры, работники); вторая – те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях (кредиторы, арендодатели, инвесторы. государство). В процессе финансового (внешнего) анализа оценивают: изменение абсолютных показателей выручки, прибыли, издержек; динамику относительных показателей эффективности деятельности предприятия; устойчивость, ликвидность и платёжеспособность хозяйствующего субъекта, эффективность использования собственного и заёмного капитала; эффективность авансирования капитала.

Управленческий (внутренний) анализ осуществляется на основе широкого спектра внутренней информации, поступающей от всех служб предприятия, результаты которого оформляются в виде нормативных данных, статистической, производственной и финансовой отчётности. Предметом управленческого анализа являются: обоснование бизнес-плана, комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности; технико-организационный уровень производства; производство и реализация продукции, эффективность использования ресурсов, система маркетинга, взаимосвязь себестоимости, объёма продукции и прибыли. Свойствами управленческого анализа являются: ориентация результатов анализа на использование руководством предприятия; отсутствие регламентации методов и форм анализа; комплексность анализа; интеграция учёта, анализа, планирования и принятия решений; закрытость результатов анализа. Субъекты управленческого анализа - пользователи экономической информации непосредственно самого коммерческого предприятия.

Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес и цель, которой они добиваются при анализе.

Экономический анализ деятельности предприятия в современной его интерпретации представляет совокупность прикладных методов исследования внутренней среды с входом в неё ресурсов и выходом результатов и влияния на деятельность внешней среды, которое можно изучать, в том числе, и как взаимодействие разных сторон (концепция согласования интересов, в западной терминологии – теория стейкхолдеров). Окружение фирмы представляет сложную систему взаимосвязанных с ней групп людей, отдельных индивидов, обобщённо называемых стейкхолдерами. Стейкхолдер (англ.: stakeholder – заинтересованная сторона) – физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям. К ним относятся менеджеры, наёмные работники, акционеры, инвесторы, представители государственной власти, поставщики, потребители, общественные организации. Технология согласования интересов сторон предусматривает полную идентификацию всех сторон, влияющих на финансовые результаты предприятий, передаваемые ими ресурсы в их финансовой оценке и показатели извлекаемых ими экономических выгод. Очевидно. Что для разных стейкхолдеров экономический анализ работы будет различным.

Для учредителей, собственников целью экономического анализа является оценка эффективности деятельности предприятия. Передавая в экономический оборот такие ресурсы, как вклады в уставный капитал, реинвестированную прибыль от деятельности, они заинтересованы в получении дохода на капитал, росте стоимости компании на рынке капитала.

Деловые партнёры (кредиторы, арендодатели, инвесторы), предоставляя банковские кредиты, имущество в аренду, облигационный заем, заинтересованы в извлечении экономических выгод в форме процентов по банковскому кредиту, арендной платы, премии по облигациям. Для этой группы стейкхолдеров целью экономического анализа является оценка ликвидности и платёжеспособности предприятия.

Государство, в лице налоговых органов, внебюдженых фондов, заинтересовано в финансовых результатах и платёжеспособности предприятия, которое должно своевременно и полностью уплачивать текущие налоги, страховые взносы, сборы, пошлины.

Персонал организации (менеджеры, работники) заинтересованы в стабильности функционирования предприятия, что гарантирует получение заработной платы, выплат из фондов потребления.

В основе рисков любого предприятия лежит неопределённость, источником которой является свобода выбора поведения стейкхолдеров, поэтому Совет директоров и менеджмент вынуждены учитывать интересы разных категорий стейкхолдеров.

Теория управления стейкхолдерами впервые была изложена Эдвардом Фриманом, который считал, что понимание и выделение групп людей, способных влиять на бизнес, позволяют структурировать и оптимизировать процесс управления. Теория согласования интересов со всеми стейкхолдерами по Э. Фриману базируется на соблюдении следующих этапов анализа: определение групп стейкхолдеров; определение потребностей стейкхолдеров; анализ интересов и влияния стейкхолдеров; план работ по управлению стейкхолдерами; внедрение запланированных работ; анализ результатов.

В мировой и российской практике наработаны методы анализа стейкхолдеров, направленные на определение их важности для организации. При выстраивании отношений с внешними стейкхолдерами компании обычно используют два метода: установление партнёрских отношений; защита компании от «нестрахуемой неопределённости», которую невозможно спрогнозировать. При управлении нефинансовыми рисками, исходящими от стейкхолдеров, используют следующий инструментарий: определение и ранжирование стейкхолдеров; составление карты заинтересованных сторон; выявление и мониторинг рисковых ситуаций; сценарный анализ поведения и взаимодействия со стейкхолдерами; разработка проектов, направленных на стейкхолдеров, конструктивное и нейтрализующее взаимодействие с ними; внедрение ежегодной открытой нефинансовой отчётности.

Метод партнёрства может протекать в таких формах, как налаживание контактов с постоянными покупателями продукции, сотрудничество с конкурентами, объединение руководителей предприятий с стейкхолдерами для либбистских усилий на уровне отрасли и т.д. Такой метод позволяет компаниям осуществлять связь с заинтересованными сторонами, преследуя общие цели, в то время как традиционная тактика смягчения негативного воздействия факторов внешней среды полностью не устраняет, а просто снижает уровень нежелательных последствий. Преимущество партнёрства заключается также в росте доверия и повышении репутации компании.

Выгода от применения тактики активного партнёрства в отношении с покупателями заключается в налаживании устойчивых связей методом вовлечения их через компьютерные сети в свои программы планирования, разработки и совершенствования продукции. В результате сотрудничества с потребителями компания овладевает более полной информацией о направлении развития того или иного сегмента рынка, точнее определить в продукции, установить отношения доверия и уважения между группами стейкхолдеров, связанных с данной продукцией, максимизировать вероятность успеха и минимизировать время, необходимое для её производства. Такой бриджинг (англ.: bridging - наводить мосты – наиболее тесный союз предприятия с теми стейкхолдерами, которые для неё наиболее важны) предполагает не просто приспосабливание к поведению потребителей, а выработку общих целей.

Решающим для менеджмента является оценка степени значимости различных стейкхолдеров для компании, что позволяет выстроить корпоративную стратегию. Группы стейкхолдеров, оказывающие наибольшее влияние на коммерческое предприятие, имеют наивысший приоритет при стратегическом планировании. Например, если производитель микропроцессоров для компьютеров, компания Intel, отдаёт приоритет в первую очередь крупным покупателям (IBM, Dell), то небольшая фирма скорее всего обратит внимание на клиентов и кредиторов, так ка начинающий бизнес обычно имеет проблемы с наличным оборотом средств.

Рассмотрим особенности управления ключевыми стейкхолдерами:

Покупатели. Современная стратегия и тактика работы с покупателями включает обоюдные усилия по разработке продукции, совместные программы обучения и обслуживания. Например, крупнейший производитель оборудования для тяжёлой промышленности корпорация Caterpillar для обеспечения постоянных связей тридцати её заводов с поставщиками и заказчиками создала совместно используемую ими информационную систему в надежде лучше удовлетворять спрос покупателей, а также передавать важную информацию и заказы поставщикам.

Поставщики. Многие компании привлекают стратегически важных поставщиков к процессу разработки продукции и производству, включая в состав своего персонала. Так поступают фирмы, использующие метод «точно в срок», по которому комплектующие, производимые поставщиками, минуя склад, подаются непосредственно в цеха.

Органы муниципального управления. Хорошие отношения с муниципальными органами могут вести, например, к благоприятному налоговому режиму.

Общественные организации (союзы ветеранов войн, организации «зелёных», различные объединения, нуждающихся в социальной помощи граждан). Сотрудничество с такими стейкхолдерами формирует позитивный образ компании в глазах общественности. Созданию положительного образа компании в глазах общества способствует в частности разработка продукции для инвалидов. Так американские производители персональных компьютеров создают специальное компьютерное оборудование совместно со специалистами по оказанию социальной поддержки и помощи инвалидам и продают его с большими скидками. Подобные предприятия обладают ценными нефинансовыми активами, которые могут быть использованы для получения выгодных заказов, финансируемых федеральным или местным правительством, а также для налоговых и других льгот.

Финансовые посредники (банки, брокерские фирмы, консультанты по инвестициям, пенсионные фонды и др.) являются ключевыми стейкхолдерами, к ним относятся с большим вниманием, дорожат связями с ними.

При ориентации на стейкхолдеров у компании появляется больше шансов на устойчивое развитие. Участники круглого стола, состоявшегося в марте 2009 года с участием представителей международного бизнеса, учёных и экспертов из США и других стран, напрямую связывали характер взаимоотношений компаний и стейкхолдеров с успехом выхода компаний из финансового кризиса. Центральной темой обсуждения на мероприятии явилась «Разработка инструментов управления отношениями между компаниями и стейкхолдерами для обеспечения выживания бизнеса, его репутации и успеха в условиях кризиса».

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание экономического анализа как науки.

2. Назовите основные виды классификации экономического анализа.

3. Что является предметом и объектом экономического анализа?

4. Дайте характеристику основным принципам экономического анализа.

5. В чём проявляется связь экономического анализа с другими науками?

6. Назовите интересы основных пользователей экономической информации.

7. В чём заключается сущность теории управления стейкхолдерами (концепции согласования интересов)?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.