Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не выбивается из колеи при неожиданностях в работе – 3,8




Предпочитает вести подопечных, а не понукать их – 3,6

Готов работать сверх положенного, когда в этом есть необходимость – 4,6

Терпелив с теми, кто обладает меньшими знаниями, чем он – 4,5

Занятие 12. ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

 

1. Разбор производственных ситуаций

2. Решение задач

3. Контрольный тест к теме

 

Ситуация «Аттестация молодого специалиста» [4]

 

Проведите аттестацию молодого специалиста, которого вы знаете по своей работе (если это условие для вас невыполнимо – выберите студента).

Вам будет предложено 33 вопроса, объединенных в 5 групп навыков с максимальным числом очков по каждой группе – 20, итого 100. Каждый вопрос – это утверждение о вашем работнике, оцениваемое некоторым числом очков. На основе этого числа вы ставите свой балл в пределах от 0 до этого числа (как считаете нужным). Полученные данные прокомментируйте по отдельным группам навыков и в целом. Количество набранных баллов и их сравнительный анализ позволяют судить об основных группах качеств молодого специалиста (или студента).

 

Коммуникационные навыки (20)

Пишет так, что каждый может его понять – 3,9

Написанные им работы редко требуют переделки – 3,6

Его выступления всегда тщательно обдуманы – 2,8

Рабочие записи всегда правильны и точны – 2,7

Умеет всегда подчеркивать основное; не утопает в подробностях – 2,5

Умеет обсуждать результаты своей работы сжато, ясно, исчерпывающе – 2,3

Умеет давать объяснения – 2,2

 

Взаимоотношения (20)

Хорошо ладит со всеми типами людей – 4,4

Уважает суждения и способности других людей – 3,9

Готов принять совет – 3,6

Прислушивается к чужой точке зрения – 3,6

 

Мотивация (20)

Отдает все силы и способности решению поставленной перед ним задачи – 3,7

Если выдается свободное время, активно ищет работу – 3,1

Часто выполняет работу «сверх нормы» – 3,1

Не бросает работу, пока она не сделана – 2,8

Стремится выполнить задание полностью, без недоделок – 2,7

 

Специальные навыки (20)

Умеет организовывать работу других – 3,6

Тратит время на чтение специальной литературы – 3,1

Требует серьезных доказательств, прежде чем соглашается с предложением – 2,9

Умеет применять на практике свои теоретические познания – 2,4

Умеет найти какой-либо путь для решения имеющейся проблемы – 2,4

Умеет разбить сложную проблему на сравнительно простые части – 2,0

 

Самостоятельность (20)

Не выводится из душевного равновесия такими факторами, как рабочая перегрузка, жесткие сроки и т.д. – 3,8

Не избегает решений и не колеблется при их принятии – 2,5

Решает проблемы сам, не просит об этом других – 2,2

Замечания и несерьезные упреки переносит легко – 2,2

Не боится задавать вопросы – 2,1

Опирается на свое собственное суждение там, где это возможно и разумно – 1,9

Готов признать ошибку, если в самом деле допустил ее – 1,5

 

Ситуация «Эффективность аттестации персонала» [19]

 

Служба управления персоналом крупной организации провела анонимный опрос сотрудников с целью выяснения их отношения к процедуре аттестации, проводимой по принятой в организации схеме – через каждые два года заседание аттестационной комиссии с рассмотрением специальных форм оценки результатов деятельности и планов на будущее, ответов на ряд профессиональных вопросов; в итоге изменение или сохранение квалификационного разряда по оплате труда в соответствии с аттестационной оценкой.

Результаты опроса показали, что:

– 78 % сотрудников не удовлетворены аттестацией как методом оценки их работы;

– 35 % сотрудников считают, что руководители не могут объективно оценивать их работу, поскольку не располагают необходимой для этого информацией;

– 45 % сотрудников считают процедуру аттестации формальным оглашением заранее принятого решения;

– 20 % сотрудников утверждают, что их руководители вообще не проводят аттестации, а просят подписать заполненный заранее бланк;

– 68 % сотрудников не чувствуют, что результаты аттестации используются для чего-либо, помимо создания стрессовой ситуации;

– 74 % проводивших аттестацию руководителей пожаловались на недостаток времени для ее подготовки и проведения;

– 15 % руководителей признались, что испытывают сложности в случаях, когда необходимо критиковать аттестуемых и регулярно завышают аттестационные оценки;

– 11 % руководителей постоянно занижают аттестационные оценки, чтобы побудить подчиненных лучше работать.

Ваша задача сделать вывод по результатам социологического обследования сотрудников организации, ответив при этом на следующие вопросы:

– О чем свидетельствуют результаты опроса?

– В чем причины сложившейся ситуации?

Какие меры по совершенствованию системы аттестации Вы бы предложили службе управления персоналом организации?

 

Задача 1 «Диагностика состояния работы с персоналом» [2]

 

Исходные данные: Они включают следующие показатели, характеризующие персонал организации и работу с ним.

1. Общая численность работников в организации,

в том числе:

– общая численность рабочих;

– численность рабочих по каждому тарифному разряду;

– численность рабочих со средним специальным и высшим образованием (отдельно), с неполным средним, полным средним;

– общая численность специалистов.

2. Общее число должностей, требующих замещения специалистами, из них – число должностей, замещенных специалистами требуемого профиля.

3. Общее число должностей руководящего состава и из них должностей высшего руководства.

4. Число руководителей, которые, по мнению высшего руководства, не справляются со своими обязанностями.

5. Потери рабочего времени по причине нарушения трудовой дисциплины (чел./дн.).

6. Общий фонд рабочего времени (чел./дн.).

7. Число работников, уволенных по собственному желанию.

8. Число работников, уволенных по инициативе администрации.

9. Число работников, обращавшихся к администрации с жалобами на плохие условия и организацию труда, недостаточную заработную плату, грубость непосредственных начальников и т.п.

10 Численность персонала, состоящего в резерве на замещение более высокой должности.

11. Число резервируемых должностей.

12. Численность персонала, назначенного на более высокие должности из состава резерва.

13. Численность персонала, назначенного и принятого на резервируемые должности.

14. Нормативные значения показателей.

 

Постановка задачи

Проанализировать уровень работы с персоналом в организации на основе расчетов совокупности показателей, пользуясь исходными данными и формулами для расчета показателей.

 

Методические указания

Задание выполняется в три этапа: первый этап – расчет показателей уровня работы с персоналом; второй этап – анализ значений показателей на определенный момент времени и в динамике, сравнение их с нормативными значениями; третий этап – формулирование выводов и рекомендаций для администрации организации.

Исходные данные для выполнения задания можно подобрать на предприятии, где вы работаете или проходили практику. В отдельных случаях исходные данные выдаются преподавателем.

 

При выполнении первого этапа рассчитываются группы показателей, отражающие:

1. Структуру и состав персонала рабочих, специалистов и руководителей и их динамику. Показателями первой группы являются:

1.1. квалификационный уровень рабочих кадров в целом (Укв.раб)

 

Укв.раб = (12.1)

где Др.ф – фактическое число рабочих должностей, замещенных рабочими необходимого разряда;

Др.общ – общее число рабочих.

 

1.2. квалификационный уровень рабочих высших разрядов (Укв. вр.) на должностях, требующих среднего специального образования

 

Укв. вр. = (12.2)

где Чраб.ссо – фактическое число рабочих со средним специальным образованием;

Др.ссо – число должностей рабочих, требующих среднего специального образования.

 

1.3. образовательный уровень рабочих кадров (Уобр.раб.) определяется как среднеарифметическая величина от числа лет, потраченных на обучение каждым рабочим

Уобр.раб. = (12.3)

где n – количество рабочих;

Ti – количество лет, потраченное на обучение i -м рабочим.

 

1.4. квалификационный уровень специалистов (Укв.спец)

 

Укв.спец.= (12.4)

где Дсп.ф. – число должностей, замещенных специалистами требуемого профиля;

Дсп.общ. – общее число должностей, требующих замещения специалистами.

 

1.5. квалификационный уровень руководителей (Укв.рук)

 

Укв.рук. = (12.5)

где Друк.з – число должностей руководителей, которые, по мнению высшего руководства, не справляются со своими обязанностями;

Друк – общее число должностей руководителей без руководителей высшего уровня.

 

2. Стабильность трудового коллектива, который характеризуют показатели:

 

2.1. состояние трудовой дисциплины (Утр.дисц)

 

Утр.дисц. = (12.6)

где Пвр.т.д – потери рабочего времени по причине нарушений трудовой дисциплины;

Фвр – общий фонд рабочего времени.

 

2.2. текучесть кадров (Ктек)

 

Ктек. = (12.7)

 

где Ус.ж – число уволенных по собственному желанию;

Уиа – число уволенных по инициативе администрации;

Чобщ – общая численность работающих.

 

2.3. удовлетворенность работой (Ур)

Ур = (12.8)

где Рж – число работников, обращавшихся к администрации с жалобами на плохие условия и организацию труда, недостаточную заработную плату, грубость непосредственных начальников и т.п.;

Чобщ. – общее число работников.

 

3. Работу службы персонала по обеспечению перспектив профессионального и должностного роста (карьеры) работников. Показателями этой группы являются:

 

3.1. изменение качественного состава руководящего персонала (Ик.сп) за отчетный период

Ик.сп = (12.9)

 

где Ксп.кон – квалификационный уровень специалистов в конце отчетного периода;

Ксп.нач – квалификационный уровень специалистов в начале отчетного периода;

 

3.2. изменение качественного состава персонала специалистов (Ик.рук.) за отчетный период

Ик.рук = (12.10)

 

где Крук.колн – квалификационный уровень руководителей в конце отчетного периода;

Крук.нач – квалификационный уровень руководителей в конце отчетного периода;

 

3.3. укомплектованность резерва персонала для замещения вышестоящих должностей (Укр)

 

Укр. = (12.11)

 

где Р – фактическое число работников, состоящих в резерве;

Рд – число резервируемых должностей.

 

3.4. действенность резерва персонала (Др) для замещения вышестоящих должностей

 

Др = (12.12)

 

где Рр – численность персонала, назначенного на более высокие должности из состава резерва;

Рн – общая численность персонала, назначенного и принятого на резервируемые должности.

 

 

Второй этап

На этом этапе составляется таблица 1, позволяющая сравнить фактические данные на конец прошлого и конец отчетного годов и нормативные значения показателей, и на основе этого сравнения сделать вывод о направлениях изменений.

Таблица 1

 

№ показа-теля Показатели первой группы № по-каза-теля Показатели второй группы № по-казателя Показатели третьей группы
Нор-ма Факт Нор-ма Факт Нор-ма Факт
Базо-вый год Отчет-ный год Базо-вый год Отчет-ный год Базо-вый год Отчет-ный год
                       
  1.1             2.1   0,01           3.1   1,1        
1.2       2.2 0,05     3.2 1,15    
1.3 10,5     2.3 0,03     3.3 1,25    
1.4               3.4      
1.5                      

 

Примечание. Приведенные в таблице нормативные значения показателей имеют условный характер. Следует принять те нормативные значения, которые имеются в организации.

 

Третий этап

На этом этапе проводится анализ конкретных данных таблицы 12.1 и динамики показателей. По результатам анализа необходимо сформулировать рекомендации руководству организации и службы управления персоналом.

 

Задача 2 «Потенциал службы персонала» [4]

 

Потенциал службы персонала – показатель соответствия работы с персоналом в конкретной организации современным требованиям. С помощью данного теста может оцениваться любая организация. Экспертом или непосредственным организатором тестирования может служить любой профессионально компетентный сотрудник, проработавший в организации не менее года и хорошо знающий реальное положение дел, кроме руководителей и работников службы персонала.

 

Инструкция

Тест содержит 10 позиций, в каждой из которых содержится 10 суждений. Выберите вариант суждения, наиболее соответствующий положению дел в оцениваемой организации. Каждый ответ располагается в диапазоне от 0 до 10 баллов. Определение балла производится по значениям, указанным рядом с каждым из 10 суждений. Сумма баллов по всем 10 позициям покажет величину определяемого потенциала. Полученные результаты полезно сравнить с результатами оценки других организаций. Это позволит выявить слабые и сильные стороны в деятельности службы персонала.

 

Оценка потенциала службы персонала

 

Оцениваемая позиция Характеристика работы Количество баллов
1. Служба персонала – занимается только оформлением приема, перемещения, увольнения и т.п. – плюс – личным учетом и обучением – плюс – аттестацией – плюс – 1-2 другие функции – выполняет восемь стандартных функций (названных в п.п.2-9 опросника) – выполняет более восьми функций    
2. Прием на работу – осуществляется сам собой, по обстоятельствам, без участия службы персонала – по объявлению – по договорам с другими организациями, ведомствами, учебными заведениями – через краткие публикуемые объявления – благодаря подробным публикациям с перечнем требований к работникам – существует специальный работник службы персонала, который подбирает небольшую часть работников – специальный сотрудник подбирает большую часть работников        
3. Комплектование подразделений – производится чисто случайно и только по профессиональному принципу – руководитель на глаз старается подобрать работников с учетом того, кто с кем будет работать – существуют методы, обеспечивающие психологическую совместимость и нормальный психологический климат, но их по-настоящему еще не применяли – такие методы применяют, но толь ко в отдельных подразделениях – эти методы используются в обязательном порядке          
4. Контрактная система – отсутствует – используется для отдельных работников в самом общем виде – для многих работников в общем виде – для немногих работников, но четко предусматривает права, обязанности и санкции в случае невыполнения с обеих сторон – практически для всех работников сверху донизу в четко выраженной форме      

 

5. Должностные инструкции – практически отсутствуют – существуют для отдельных работников в самом общем виде – для многих работников в таком же общем виде – для немногих, но с кратким перечнем обязанностей и функций – для немногих, но с очень подробным перечнем, обязанностей и функций, дополнительно – регламентом, контрактами и режимом работы – практически такие инструкции введены для всех работников        
6. Текущее обучение – практически отсутствует – касается только подготовки по рабочим и техническим специальностям – эпизодически устраиваются лекции и/или отдельных работников посылают на курсы повышения квалификации – лекционные курсы устраиваются регулярно и/или на курсы посылаются многие – существует единая система текущего обучения, включающая внутреннюю, внешнюю и самостоятельную учебу – такая система охватывает весь без исключения персонал        
7. Должностное продвижение – дело случайное, непредсказуемое и во многом зависящее от начальства – зависит от начальства, которое учитывает при отборе и деловые качества, и личное отношение к работнику – зависит от конкретных руководителей, которые принимают при отборе объективные, но волевые решения – производится на конкурсной основе, но чисто формально – на конкурсной основе по объективным критериям – существует график должностного продвижения для всех и методы, гарантирующие должностное соответствие      
8. Аттестация – практически не проводится – проводится от случая к случаю для отдельных категорий персонала – для большинства категорий персонала, но чисто формально – практически для всех и по нескольким методикам, обеспечивающим объективность, но нерегулярно – по этим же методикам строго регулярно – каждые 3-5 лет – по тестовым методикам, обеспечивающим автоматизм получения результатов – каждые три года – по тестовым методикам ежегодно        
9. Увольнение – осуществляется просто, без проволочек и является рутиной – руководство старается задержать под благовидным предлогом увольняющихся по собственному желанию работников – работники службы персонала или руководство несут моральную ответственность за любой факт увольнения – каждый факт увольнения по собственному и необоснованному желанию отражается на кармане работников службы управления персоналом    
10. Увольнение при сокращении штатов – работников немедленно увольняют согласно трудовому законодательству – увольняемых по сокращению штатов работников заранее предупреждают об этом – им стараются подыскать какую-нибудь другую работу – ищут им другую работу и обязательно по специальности – работники проходят профессиональную ориентацию и, в случае необходимости, обучаются новой специальности за свой счет или совместно с принимающим на работу предприятием    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.