А. Г. ЛИТВАК В. М. СОРОКИН Т. П. ГОЛОВИНА ПРАКТИКУМ ПО ТИФЛОПСИХОЛОГИИ Допущено Госкомитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов МОСКВА ЫПРОСВЕЩЕНИЕы ББК 74.3 Л 64 Рецензент зав. лабораторией обучения и вос питания слабовидящих детей НИИ дефектологии АПН СССР, кандидат педагогических наук В. П. Ермаков Л64 Литвак А. Г. и др....
Автор: Литвак А Г и др Категория: Психология
А. Г. ЛИТВАК В. М. СОРОКИН Т. П. ГОЛОВИНА
ПРАКТИКУМ ПО ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
Допущено Госкомитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов
МОСКВА ЫПРОСВЕЩЕНИЕы ББК 74.3 Л 64
Рецензент зав. лабораторией обучения и вос- питания слабовидящих детей НИИ дефектологии АПН СССР, кандидат педагогических наук В. П. Ермаков
Л64
Литвак А. Г. и др.
Практикум по тифлопсихологии: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина.ЗМ.: Просвещение, 1989З 110с. ISBN 5-09-000933-3
Практикум включает в себя задания для самостоятельной работы студентов по ознакомлению с конкретными методиками тифлопедагогических исследований, для приобретения ими навы- ков научно-исследовательской работы и работы с научной лите- ратурой, а также умений диагностировать уровень развития сле- пых и слабовидящих детей. Книга рассчитана на студентов дефектологических факульте- тов педагогических институтов.
4309000000З277 Л ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ47З89 103(03)З89
ISBN 5-09-000933-3
ББК 74.3
Щ Издательство ЫПросвещениеы, 1989
ПРЕДИСЛОВИЕ
Самостоятельное изучение студентами теоретических вопросов, семинарские и практические занятия преследуют две цели: во-первых, закрепление теоретических знаний и, во-вторых, привитие практических навыков. Где бы ни ра- ботал после окончания института тифлопедагог З в школе для слепых и слабовидящих детей в качестве учителя или воспитателя, педагогом в специальном дошкольном учреж- дении или реабилитологом в системе Общества слепых, З везде необходимы тифлопсихологические знания. Ведь каждый творчески работающий педагогЗэто прежде все- го психолог. Именно из этого соображения на кафедре тифлопедаго- гики ЛГПИ им. А. Герцена несколько лет назад, после вве- дения новой учебной программы по общей и специальной психологии, была начата разработка форм проведения тифлопсихологического практикума и предпринята попытка выйти за рамки традиционных семинарских занятий. В результате сложилась система занятий, в ходе кото- рых студенты отрабатывают вопросы теории, проводят наблюдение за отдельными психическими феноменами, ов- ладевают методами исследовательской работы. Существен- ная роль в практической подготовке студентов отводится самостоятельной работе с литературойЗаннотированию, конспектированию, написанию рефератов и докладов. Практикум включает в себя 14 тем, в которых кратко освещаются наиболее важные разделы тифлопсихологии. Для их детального изучения предусмотрена система семи- нарских и практических занятий. Количество занятий по каждой теме и их формы различны. Виды работы опреде- ляются особенностями темыЗв одних случаях, например при проработке темы ЫПроблема компенсацииы, ведущими являются семинары, в другихЗпрактические занятия (те- мы ЫВниманиеы, ЫПространственная ориентировкаы и др.).
В некоторых темах дается подробное описание методик процедуры исследования (ЫМышлениеы, ЫВоображениеы). Следует иметь в виду, что суммарное количество семи- нарских и практических занятий превышает объем часов, отводимых на них ныне действующим учебным планом. Это- дает возможность преподавателю и его ассистентам варь- ировать систему и содержание самостоятельной работы студентов. Авторы надеются, что практикум окажется полезным подспорьем в самостоятельной работе студентов дефекто- логических факультетов педагогических институтов и будут чрезвычайно признательны за любые критические замеча- ния и предложения по улучшению как структуры, так и содержания практикума.
А. Литвак
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
Тифлопсихология (от греч. tiphlosЗслепой, в букваль- ном переводе Ыпсихология слепыхы) Зсамостоятельная от- расль психологической науки. Как любая наука, тифлопси- хология имеет свой предмет изучения, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается в том, что у них весьма разнообразны харак- тер заболевания и степень нарушения основных зритель- ных функций (острота зрения, поле зрения и др.). Большое значение для развития психики слепого имеет время наступления слепоты. Исходя взятого можно выде- лить две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т. е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зри- тельных представлений, ко второй З ослепших в последую- щие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти. Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна ре- шаться в целом ряде аспектов: раскрытие основных закономерностей развития и про- явлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения; раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим; установление зависимости развития и проявлений пси- хики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта; выявление путей и механизмов компенсации и коррек- ции вторичных отклонений. Кроме этого, задачей тифлопсихологии является теоре- тическое обоснование педагогических воздействий (методов
и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора. Существенное значение она имеет для развития тифло- техники, так как знание психических особенностей лиц с дефектами зрения (порогов чувствительности, свойств вос- приятия, скорости реакции и т. п.) помогает создавать при- боры, при помощи которых для инвалидов по зрению от- крываются новые каналы поступления информации из окружающего мира. Изучение психики слепых и слабовидящих может быть успешным только в тесной связи с общей, возрастной и педагогической психологией. Целый ряд положений этих наук находит свое подтверждение в развитии и проявле- ниях психики слепых и слабовидящих. Психология слепых и слабовидящих, так же как и об- щая психология, тесно связана с рядом общественных и естественных наук, и прежде всего с марксистско-ленин- ской философией. Особое значение для тифлопсихологии имеет связь с рядом отраслей медицины, и в первую очередь с анатоми- ей, физиологией, патологией органов зрения, а также фи- зиологией и патологией высшей нервной деятельности. Так же как и в общей психологии, тифлопсихология ис- пользует методы естественного и лабораторного экспери- мента и интроспективный метод, психологический анализ продуктов деятельности, тестирование, анкетирование, ин- тервьюирование, а также конкретные методики, определяе- мыми объектом и задачами исследования. Основными методологическими принципами тифлопси- хологических исследований являются: детерминизм, един- ство сознания и деятельности, развитие психики в дея- тельности. Благодаря применению этих методологических принципов в советской тифлопсихологии впервые осущест- влен подлинно научный, объективный подход к изучению психики слепых и слабовидящих, учитывающий все много- образие физиологических, психологических, патологических и социальных факторов, влияющих на развитие и прояв- ление их психики. Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие личности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. Психическое развитие слепого или слабовидящего ре- бенка имеет свои особенности. Во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказы- вается в прямой зависимости от глубины дефекта, а неко- торые психические функции (цветоощущение, скорость вос- приятия и др.) зависят также и от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до опре- деленного момента зависит от нарушений в области вос- приятий и представлений); в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии зрения оказываются независимыми (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные чер- ты характера и т. д.). Однако надо помнить, что никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нор- мально видящих об окружающем мире не существует.
Планы семинарских занятий. Литература
Первое занятие Предмет и задачи тифлопсихологии
1. Роль зрения в деятельности человека и последствия его нарушения. 2. Предмет тифлопсихологии. " 3. Основные задачи тифлопсихологии. 4. Методологические основы современной советской тифлопсихологии.
Второе занятие
Тифлопсихология как самостоятельная ветвь психологической науки
1. Особенности психического отражения при дефектах зрения. Характеристика контингента школ слепых и сла- бовидящих. 2. Связь тифлопсихологии с другими науками. 3. Методы изучения психических особенностей слепых и слабовидящих: а) наблюдение; б) беседа; в) психофизио- логические методы; г) психологический эксперимент; д) со- циально-психологические методы; е) методы статистичес- кой обработки данных. Выготский Л. С. Слепой ребенок//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика, 1983.ЗТ. 5. Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред.
М. И. Земцовой и др.ЗМ.: Просвещение, 1967.З; Гл. IЗHI. К о б е р н и к Г. Н., С и н е в В. Н. Введение в специ- альность ЫДефектологияы.ЗКиев: Вища школа, 1984.З Гл. II, Ч 2.З144 с. Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 1985.ЗГл. I. Л и т в а к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло- гии.ЗЛ.: ЛГПИ им. Герцена, 1973.ЗГл. 1З11.
Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование литературы
Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика, 1982.ЗТ. V. Выготский Л. С. Слепой ребенок // Там же. Гозова А. П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И., Петрова В. Г. Изучение психического развития ано- мальных детей//Дефектология.З1983.З№ 6.ЗС. 3З16. Лебединский В. В. Нарушение психического разви- тия у детей.ЗМ.: Изд-во МГУ.З 1985.ЗГл. 7, Ч 1. Лубовский В. И. Общие и специфические закономер- ности развития психики аномальных детей//Дефектоло- гия.З1971.З№ 6.ЗС. 15З19.
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Интерес к духовной жизни слепых уходит своими кор- нями в глубокую древность. На протяжении многих веков религиозные представления мешали подлинно научному пониманию психологии слепых. Первая попытка дать материалистическое толкование психической деятельности слепых принадлежит француз- скому энциклопедисту Д. Дидро. Начало систематического обучения слепых явилось толчком к возникновению тифлопедагогики, что стало объ- ективной предпосылкой становления тифлопсихологии. Первые исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены в основном самими слепыми ме- тодом интроспекции. В это же время появляются и первые экспериментальные исследования, предметом которых яв- лялись ощущения, представления, память лиц с дефектами
зрения. В начале XX века начинается стихийный процесс фор- мирования тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологии. Этому процессу препятствовала существовав- шая в то время точка зрения, согласно которой слепота не оказывает практически никакого влияния на психическуюы деятельность человека и что особенности, имеющиеся у слепых, вполне могут изучаться в рамках общей психо- логии. Методологической основой большинства буржуазных концепций в тифлопсихологии был и остается идеализм. Согласно одной из распространенных точек зрения слепота не может влиять на психическое развитие, а в ряде случа- ев она (слепота) является стимулятором сверхнорматив- ного формирования психических свойств (сверхкомпен- сации). Представители другого направления буржуазной тиф- лопсихологии строили свои теории на философии сенсуа- лизма и ассоциативной психологии, они рассматривали чувственный опыт как единственную основу познания, ут- верждали, что слепота отрицательно влияет на психичес- кое развитие. Но это правильное в принципе положение в связи с ограниченностью самого материалистического сен- суализма развивалось по ложному пути. В результате тифлопсихологи данного направления пришли к крайне реакционным выводам, согласно которым слепые пред- ставляют собой особый психический тип, страдающий хро- ническим и ничем не компенсирующимся сужением всех сфер психической жизни. Зарождение тифлопсихологии в России относится к 80-м годам прошлого столетия. В русской дореволюционной тифлопсихологии имело место как рационально-идеалисти- ческое, так и сенсуалистическое направление, подобно тому как это было в Западной Европе. Богатое наследие И. М. Сеченова, И. П. Павлова, идеи В. М. Бехтерева, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского и других ученых-материалистов, а также русских революционных демократов не нашло отражения в дореволюционной тиф- лопсихологии. После Великой Октябрьской социалистической револю- ции возникли благоприятные условия для развития тифло- психологии на основе диалектического и исторического материализма. Именно это способствовало преодолению методологического кризиса в психологии.
Развитие тифлопсихологии на основе марксистско-ле- нинской философии было связано не только с борьбой про- тив откровенно идеалистических направлений, но и с био- логизаторскими течениями, имевшими место в середина 20-хЗначале 30-х годов. Наиболее крупный вклад в становление советской де' фектологии внес выдающийся советский психолог Л. С. Вы' готский, его учение о сложной структуре дефекта. Разработка диалектического метода исследования пси хики аномальных детей и четкое определение предмета ис- следования позволили тифлопсихологии занять вполне оп- ределенное место среди других отраслей психологической науки. Значительный вклад в тифлопсихологию послевоенногс периода внесла М. И. Земцова. В ее работе ЫПути компен сации слепотыы был обобщен накопленный к этому времет фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и за кономерности компенсации возникающих отклонений, по казана диалектика взаимоотношений двух основных фак торов компенсации З биологического и социального. В последующие годы наряду с тотально слепыми объ ектом исследования тифлопсихологов становятся частично зрячие и слабовидящие. Расширяется и возрастной контин гент испытуемых. Происходит дифференциация тифлопси хологии. В настоящее время идет процесс становленш возрастной, педагогической и социальной тифлопсихологии При изучении данной темы следует уделить внимани( вопросам становления тифлопсихологии как самостоятель ной отрасли психологической науки, ее связям с обще! психологией. Наиболее отчетливо следует представить сход ство и различие в основных направлениях буржуазной тифлопсихологии (рационализм и сенсуализм). Необходимо обратить внимание на своеобразие разви тия тифлопсихологии в дореволюционной России. Чрезвычайно важными являются вопросы становлени! дефектологической науки в СССР, особенно ее развитие на основе марксистско-ленинской философии. При проработке темы требуется кратко сформулировав основные положения современной советской тифлопсихо логии, в частности взгляды на формирование личности i условиях сенсорной депривации.
Планы семинарских занятий. Литература
Первое занятие
Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной науки
1. Основные причины и предпосылки возникновения тифлопсихологии. 2. Характеристика основных направлений буржуазной тифлопсихологии. 3. Особенности русской дореволюционной тифлопси- хологии.
Второе занятие Развитие советской тифлопсихологии
1. Основные этапы становления тифлопсихологии в СССР. 2. Борьба с идеалистическими и вульгарно-материали- стическими направлениями в советской тифлопсихологии. 3. Современное состояние советской тифлопсихологии. Власова Т. А. Основные направления и задачи даль- нейшего развития научных исследований в дефектологии// Дефектология.З 1975.З№ 5.ЗС. 3З10. Л и т в а к А. Г. Тифлопсихология. -"- М.: Просвещение, 1985.ЗГл. 2. Л и т в а к А. Г. Теоретические проблемы тифлопсихо- логии.ЗЛ., 1973.ЗГл. 1.
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование и конспектирование литературы
Л и т в а к А. Г. Вопросы психологии слепых в русской дореволюционной периодике//Дефектология. З 1969. З № 4. З С. 76З80. Л и т в а к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло- гии.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.ЗГл. I, Ч 1, 3, 4. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В. А. Феоктистова.ЗМ.: Просвещение, 1987.
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
Дефект З это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
По своему происхождению дефекты делятся на дв( большие группыЗврожденные и приобретенные. Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболе вания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зри тельного нерва, поражения зрительных зон мозга и т. д.) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти ано малии в свою очередь вызывают вторичные функциональ иые отклонения (снижение остроты зрения, сужение ил1 выпадение частей поля зрения, нарушения свето- и цвето ощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов: ощущений, восприя тий, представлений и т. д. Таким образом, вторичные де фекты представляют собой целую цепь отклонений, в кото рой один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в про цессе восприятия), а это приводит к нарушениям в областч представлений и т. д.
Отсюда следует, что между соматическим дефектом i аномалиями в развитии психики имеются сложные струк турные и функциональные связи: отклонения образуют не только длинные цепи последовательно возникающих пси хических дефектов, их определенную иерархию, но и взаи модействуют между собой.
Впервые сущность дефекта и его влияние на аномаль- ное развитие были проанализированы Л. С. Выготским. Он показал структуру дефекта, соотношение первичных и вто' ричных дефектов, неоднозначность влияния разных сома- тических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.
Одновременно Л. С. Выготским было выдвинуто поло- жение, согласно которому задачей педагогики является компенсация вторичных дефектов, причем, главным обра- зом доразвитие высших психических функций, поскольку компенсация в области элементарных функций, по мнению Л. С. Выготского, возможна была бы только при устра- нении соматического дефекта. Такой взгляд на структуру дефекта и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлек за собой противопоставление первичного и вторичных дефек- тов и ограничение функций педагога и психолога.
Однако противопоставление первичного и вторичных дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоле- ние только последних себя не оправдало. Задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий
является воздействие на весь комплекс вторичных отклоне- ний и на вызвавший их соматический дефект. Любой дефект, т. е. физический или психический недо- статок следствием которого является нарушение нормаль- ного развития, с неизбежностью приводит к автоматичес- кому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функ- ций. В павловском понимании компенсация является фи- зиологической мерой организма в ответ на какое-либо на- рушение его функций. Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не мо- жет быть достаточно полным, восстанавливающим нор- мальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Компенсация слепоты и слабовиденияЗявление биосоциальное, синтез действия биологических и социаль- ных факторов. Проблема компенсации дефектов зрения и обусловлен- ных ими отклонений в психическом развитии является клю- чевой для психологии слепых и слабовидящих. Данное по- ложение вытекает из основной задачи, стоящей перед тиф- Елопсихологией, З необходимости выявления основных зако- номерностей развития психики при сужении сенсорной сфе- ры и теоретического обоснования средств и кратчайших путей для формирования полноценной личности. Компенсацию дефектов зрения и их* последствий в са- мом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмеще- ние, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые провоцируются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ослепшихЗ реадаптации) к новым условиям жизни. Следует также иметь в виду, что дефект зрения неод- нозначно влияет на отдельные структурные компоненты личности. Но на такие ведущие личностные свойства, на- пример мировоззрение, моральные черты характера и др., слепота и слабовидение и связанные с ними вторичные от- клонения влияния оказать не могут. Практика воспитания и обучения аномальных детей по- казывает, что ранняя педагогическая коррекция позволяет s значительной мере нейтрализовать отрицательное влия- в
ние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ус корить процесс социальной адаптации.: В основе сложного механизма компенсации лежит при_ способление организма, регулируемое центральной нервное системой. Она заключается в восстановлении или замещ&| нии нарушенных или утраченных функций организма неза- висимо от того, где находится повреждение. Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях центральной нервной системы, в том числе г анализаторов. Таким образом, от тяжести дефекта и зави- сит степень сложности механизмов компенсаторных яв- лений. Материальным субстратом компенсации является цент- ральная нервная система, а формирование ее механизмов! подчинено законам высшей нервной деятельности. Совре менная теория компенсации рассматривает эти явления i свете рефлекторной теории И. П. Павлова. Эта теория, ба зирующаяся на трех основных принципахЗпричинностД (детерминизма), единства анализа и синтеза и структурно- сти, является естественнонаучной основой тифлопсихологии Тот факт, что организм функционирует как единое це- лое, весьма важен для объяснения компенсации дефектов. Именно благодаря динамической системности высшей нерв- ной деятельности выпадение или частичное нарушение, функций того или иного анализатора не вызывает ничем| не возместимых потерь. Взамен утраченного способа обра зования временных нервных связей в нервной системе про теряются новые, обходные пути, формируются новые услов норефлекторные нервные связи, восстанавливающие нару-j шившееся равновесие во взаимоотношениях организма ы среды. | Изменение внутрицентральных отношений сразу посла потери зрения носит обычно патологический характер, что' может проявляться, например, в ослаблении возбудитель' ного и тормозного процессов, приводящем к неадекватно- сти поведенияЗповышенной раздражительности, аффек тивности или, напротив, апатичности. Однако со временем эти патологические явления исчезают. Исследования выдающегося советского физиолог; П. К. Анохина показали, что рефлекторный характер воз никновения и протекания компенсаторных перестроек ос нован на принципах, общих для возмещения любого де фекта.
По мнению П. К. Анохина, компенсация является част- ным и особым случаем рефлекторной деятельности цент- ральной нервной системы и потому, подчиняясь общим принципам, предложенным И. П. Павловым, в то же время
имеет свою специфику. Независимо от характера и локализации дефекта ком- пенсаторное приспособление осуществляется по одной и той же схеме и подчиняется следующим принципам: сигнализации дефекта; прогрессивной мобилизации компенсаторных механиз- мов; непрерывного обратного афферентирования компенса- торных приспособлений (принцип обратной связи); санкционирующей афферентации; относительной устойчивости компенсаторных приспособ- лений. Выпадение или глубокие нарушения функций зритель- ного анализатора вызывают серьезные изменения внутри- центральных взаимоотношений. У слепых они приводят к некоторому усилению тормозного процесса. Усиление тор- мозного процесса проявляется в снижении скорости выра- ботки условных рефлексов, замедлении выработки диффе- ренцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные. Снижение скорости этих процессов находится в зависимости от степени нару- шения зрительных функцийЗу тотально слепых скорость выработки условных рефлексов при прочих равных усло- виях ниже, чем у слабовидящих. Практически это прояв- ляется в том, что для выработки условного рефлекса или дифференцировки инвалиду по зрению необходимо большее количество подкреплений, чем нормально видящему. О не- котором снижении уровня возбуждения. в центральной нервной системе при слепоте также свидетельствует неярко выраженное и более быстрое угасание ориентировочного рефлекса. О наличии сбоев в работе центральной нервной системы говорят и данные электроэнцефалографических ис- следований, показавших, что у слепых в большинстве слу- чаев отсутствует или слабо выражен альфа-ритм, снижен Уровень биоэлектрической активности мозга. В тифлопсихологии существует мнение, что некоторое усиление тормозного процесса не только не препятствует, но и в известной степени способствует деятельности слепых {за счет большей прочности динамических стереотипов). Говоря о функциональных нарушениях, нельзя не отме- ^ть происходящих при длительной, особенно врожденной 15
слепоте морфологических изменений в центральной нерв- ной системе З редуцированности развития затылочные долей мозга и уменьшения толщины коры зрительного центра. Особенности, возникающие в высшей нервной деятельно- сти и касающиеся прежде всего протекания основных нерв- ных процессов, а также некоторое усиление вегетативной реактивности являются частными и не меняют принципи- ально свойств нервной системы и законов ее деятельности. Это обеспечивается благодаря фундаментальной особенно- сти центральной нервной системы З ее пластичности, за счет которой и осуществляется внутрицентральная пере- стройка, лежащая в основе компенсации. Наличие общих физиологических механизмов компен- сации не исключает, а, напротив, предполагает существова- ние частных механизмов, определяющих специфику новых] функциональных отношений при каждом дефекте в зависи- мости от его локализации и тяжести. | Наличие частных механизмов компенсации является подтверждением того, что одной из детерминант психичес- кого развития и компенсации являются аномальные факто-i ры, и прежде всего тяжесть и локализация патологически&д Необратимых изменений. Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обла- дает очень большими компенсаторными возможностями, Однако при тяжелых нарушениях высшей нервной деятель- ности даже самое высокое развитие компенсаторных функ- ций не может дать сколько-нибудь значимых результатов. Но последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня| психического развития при определенных условиях. Такими условиями являются уровень развития общест- венных отношений и технического прогресса, положение ин- дивида в обществе, условия семейного и школьного воспи- тания, состояние здравоохранения и социального обеспече- ния и многие другие социальные факторы. Наличие двух различных групп факторов (биологичес- ких и социальных) не означает их взаимоисключения. На- против, подлинно научный, материалистический взгляд на- компенсацию утверждает единство и взаимодействие этих факторов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление