Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 1 страница




Вопросы

Учеб пособие


А. Г. ЛИТВАК В. М. СОРОКИН Т. П. ГОЛОВИНА ПРАКТИКУМ ПО ТИФЛОПСИХОЛОГИИ Допущено Госкомитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов МОСКВА ЫПРОСВЕЩЕНИЕы ББК 74.3 Л 64 Рецензент зав. лабораторией обучения и вос питания слабовидящих детей НИИ дефектологии АПН СССР, кандидат педагогических наук В. П. Ермаков Л64 Литвак А. Г. и др....

Автор: Литвак А Г и др
Категория: Психология

 

А. Г. ЛИТВАК
В. М. СОРОКИН
Т. П. ГОЛОВИНА

ПРАКТИКУМ
ПО ТИФЛОПСИХОЛОГИИ


Допущено Госкомитетом СССР по народному образованию
в качестве учебного пособия
для студентов дефектологических факультетов
педагогических институтов

МОСКВА
ЫПРОСВЕЩЕНИЕы
ББК 74.3
Л 64

Рецензент зав. лабораторией обучения и вос-
питания слабовидящих детей НИИ дефектологии
АПН СССР, кандидат педагогических наук
В. П. Ермаков

Л64

Литвак А. Г. и др.

Практикум по тифлопсихологии: Учеб. пособие для
студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/А. Г. Литвак,
В. М. Сорокин, Т. П. Головина.ЗМ.: Просвещение,
1989З 110с.
ISBN 5-09-000933-3

Практикум включает в себя задания для самостоятельной
работы студентов по ознакомлению с конкретными методиками
тифлопедагогических исследований, для приобретения ими навы-
ков научно-исследовательской работы и работы с научной лите-
ратурой, а также умений диагностировать уровень развития сле-
пых и слабовидящих детей.
Книга рассчитана на студентов дефектологических факульте-
тов педагогических институтов.

4309000000З277
Л ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ47З89
103(03)З89

ISBN 5-09-000933-3

ББК 74.3

Щ Издательство ЫПросвещениеы, 1989

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельное изучение студентами теоретических
вопросов, семинарские и практические занятия преследуют
две цели: во-первых, закрепление теоретических знаний и,
во-вторых, привитие практических навыков. Где бы ни ра-
ботал после окончания института тифлопедагог З в школе
для слепых и слабовидящих детей в качестве учителя или
воспитателя, педагогом в специальном дошкольном учреж-
дении или реабилитологом в системе Общества слепых, З
везде необходимы тифлопсихологические знания. Ведь
каждый творчески работающий педагогЗэто прежде все-
го психолог.
Именно из этого соображения на кафедре тифлопедаго-
гики ЛГПИ им. А. Герцена несколько лет назад, после вве-
дения новой учебной программы по общей и специальной
психологии, была начата разработка форм проведения
тифлопсихологического практикума и предпринята попытка
выйти за рамки традиционных семинарских занятий.
В результате сложилась система занятий, в ходе кото-
рых студенты отрабатывают вопросы теории, проводят
наблюдение за отдельными психическими феноменами, ов-
ладевают методами исследовательской работы. Существен-
ная роль в практической подготовке студентов отводится
самостоятельной работе с литературойЗаннотированию,
конспектированию, написанию рефератов и докладов.
Практикум включает в себя 14 тем, в которых кратко
освещаются наиболее важные разделы тифлопсихологии.
Для их детального изучения предусмотрена система семи-
нарских и практических занятий. Количество занятий по
каждой теме и их формы различны. Виды работы опреде-
ляются особенностями темыЗв одних случаях, например
при проработке темы ЫПроблема компенсацииы, ведущими
являются семинары, в другихЗпрактические занятия (те-
мы ЫВниманиеы, ЫПространственная ориентировкаы и др.).

В некоторых темах дается подробное описание методик
процедуры исследования (ЫМышлениеы, ЫВоображениеы).
Следует иметь в виду, что суммарное количество семи-
нарских и практических занятий превышает объем часов,
отводимых на них ныне действующим учебным планом. Это-
дает возможность преподавателю и его ассистентам варь-
ировать систему и содержание самостоятельной работы
студентов.
Авторы надеются, что практикум окажется полезным
подспорьем в самостоятельной работе студентов дефекто-
логических факультетов педагогических институтов и будут
чрезвычайно признательны за любые критические замеча-
ния и предложения по улучшению как структуры, так и
содержания практикума.

А. Литвак

ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Тифлопсихология (от греч. tiphlosЗслепой, в букваль-
ном переводе Ыпсихология слепыхы) Зсамостоятельная от-
расль психологической науки. Как любая наука, тифлопси-
хология имеет свой предмет изучения, которым является
психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и
слабовидящих).
Сложность изучения психики слепых и слабовидящих
заключается в том, что у них весьма разнообразны харак-
тер заболевания и степень нарушения основных зритель-
ных функций (острота зрения, поле зрения и др.).
Большое значение для развития психики слепого имеет
время наступления слепоты. Исходя взятого можно выде-
лить две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой
группе относят лиц, потерявших зрение до становления
речи, т. е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зри-
тельных представлений, ко второй З ослепших в последую-
щие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере
зрительные образы в памяти.
Основной задачей тифлопсихологии является изучение
психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна ре-
шаться в целом ряде аспектов:
раскрытие основных закономерностей развития и про-
явлений психики, присущих как нормально видящим, так
и лицам с дефектами зрения;
раскрытие специфических закономерностей психических
явлений, свойственных только слепым и слабовидящим;
установление зависимости развития и проявлений пси-
хики от степени и характера патологии зрения и времени
возникновения дефекта;
выявление путей и механизмов компенсации и коррек-
ции вторичных отклонений.
Кроме этого, задачей тифлопсихологии является теоре-
тическое обоснование педагогических воздействий (методов

и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями
зрительного анализатора.
Существенное значение она имеет для развития тифло-
техники, так как знание психических особенностей лиц с
дефектами зрения (порогов чувствительности, свойств вос-
приятия, скорости реакции и т. п.) помогает создавать при-
боры, при помощи которых для инвалидов по зрению от-
крываются новые каналы поступления информации из
окружающего мира.
Изучение психики слепых и слабовидящих может быть
успешным только в тесной связи с общей, возрастной и
педагогической психологией. Целый ряд положений этих
наук находит свое подтверждение в развитии и проявле-
ниях психики слепых и слабовидящих.
Психология слепых и слабовидящих, так же как и об-
щая психология, тесно связана с рядом общественных и
естественных наук, и прежде всего с марксистско-ленин-
ской философией.
Особое значение для тифлопсихологии имеет связь с
рядом отраслей медицины, и в первую очередь с анатоми-
ей, физиологией, патологией органов зрения, а также фи-
зиологией и патологией высшей нервной деятельности.
Так же как и в общей психологии, тифлопсихология ис-
пользует методы естественного и лабораторного экспери-
мента и интроспективный метод, психологический анализ
продуктов деятельности, тестирование, анкетирование, ин-
тервьюирование, а также конкретные методики, определяе-
мыми объектом и задачами исследования.
Основными методологическими принципами тифлопси-
хологических исследований являются: детерминизм, един-
ство сознания и деятельности, развитие психики в дея-
тельности. Благодаря применению этих методологических
принципов в советской тифлопсихологии впервые осущест-
влен подлинно научный, объективный подход к изучению
психики слепых и слабовидящих, учитывающий все много-
образие физиологических, психологических, патологических
и социальных факторов, влияющих на развитие и прояв-
ление их психики.
Нарушения зрительных функций оказывают серьезное
влияние на развитие личности в связи с той огромной
ролью, которую играет зрение в жизни человека.
Психическое развитие слепого или слабовидящего ре-
бенка имеет свои особенности. Во-первых, ряд психических
процессов (ощущения, восприятия, представления) оказы-
вается в прямой зависимости от глубины дефекта, а неко-
торые психические функции (цветоощущение, скорость вос-
приятия и др.) зависят также и от характера патологии;
во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на
которые нарушения зрения оказывают опосредованное
влияние (например, мышление, развитие которого до опре-
деленного момента зависит от нарушений в области вос-
приятий и представлений); в-третьих, имеются такие
структурные компоненты психики, которые ни от глубины
дефекта, ни от характера патологии зрения оказываются
независимыми (мировоззрение, убеждения, темперамент,
за исключением его внешних проявлений, моральные чер-
ты характера и т. д.).
Однако надо помнить, что никаких принципиальных
различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нор-
мально видящих об окружающем мире не существует.

Планы семинарских занятий. Литература

Первое занятие
Предмет и задачи тифлопсихологии

1. Роль зрения в деятельности человека и последствия
его нарушения.
2. Предмет тифлопсихологии. "
3. Основные задачи тифлопсихологии.
4. Методологические основы современной советской
тифлопсихологии.

Второе занятие

Тифлопсихология как самостоятельная ветвь
психологической науки

1. Особенности психического отражения при дефектах
зрения. Характеристика контингента школ слепых и сла-
бовидящих.
2. Связь тифлопсихологии с другими науками.
3. Методы изучения психических особенностей слепых
и слабовидящих: а) наблюдение; б) беседа; в) психофизио-
логические методы; г) психологический эксперимент; д) со-
циально-психологические методы; е) методы статистичес-
кой обработки данных.
Выготский Л. С. Слепой ребенок//Собр. соч.ЗМ.:
Педагогика, 1983.ЗТ. 5.
Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред.

М. И. Земцовой и др.ЗМ.: Просвещение, 1967.З;
Гл. IЗHI.
К о б е р н и к Г. Н., С и н е в В. Н. Введение в специ-
альность ЫДефектологияы.ЗКиев: Вища школа, 1984.З
Гл. II, Ч 2.З144 с.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение,
1985.ЗГл. I.
Л и т в а к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло-
гии.ЗЛ.: ЛГПИ им. Герцена, 1973.ЗГл. 1З11.

Задания для самостоятельной работы
Аннотирование или конспектирование литературы

Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской
дефективности//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика, 1982.ЗТ. V.
Выготский Л. С. Слепой ребенок // Там же.
Гозова А. П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И.,
Петрова В. Г. Изучение психического развития ано-
мальных детей//Дефектология.З1983.З№ 6.ЗС. 3З16.
Лебединский В. В. Нарушение психического разви-
тия у детей.ЗМ.: Изд-во МГУ.З 1985.ЗГл. 7, Ч 1.
Лубовский В. И. Общие и специфические закономер-
ности развития психики аномальных детей//Дефектоло-
гия.З1971.З№ 6.ЗС. 15З19.

ТЕМА 2.
СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Интерес к духовной жизни слепых уходит своими кор-
нями в глубокую древность. На протяжении многих веков
религиозные представления мешали подлинно научному
пониманию психологии слепых.
Первая попытка дать материалистическое толкование
психической деятельности слепых принадлежит француз-
скому энциклопедисту Д. Дидро.
Начало систематического обучения слепых явилось
толчком к возникновению тифлопедагогики, что стало объ-
ективной предпосылкой становления тифлопсихологии.
Первые исследования психики слепых (вторая половина
XIX в.) были проведены в основном самими слепыми ме-
тодом интроспекции. В это же время появляются и первые
экспериментальные исследования, предметом которых яв-
лялись ощущения, представления, память лиц с дефектами

зрения.
В начале XX века начинается стихийный процесс фор-
мирования тифлопсихологии как самостоятельной отрасли
психологии. Этому процессу препятствовала существовав-
шая в то время точка зрения, согласно которой слепота не
оказывает практически никакого влияния на психическуюы
деятельность человека и что особенности, имеющиеся у
слепых, вполне могут изучаться в рамках общей психо-
логии.
Методологической основой большинства буржуазных
концепций в тифлопсихологии был и остается идеализм.
Согласно одной из распространенных точек зрения слепота
не может влиять на психическое развитие, а в ряде случа-
ев она (слепота) является стимулятором сверхнорматив-
ного формирования психических свойств (сверхкомпен-
сации).
Представители другого направления буржуазной тиф-
лопсихологии строили свои теории на философии сенсуа-
лизма и ассоциативной психологии, они рассматривали
чувственный опыт как единственную основу познания, ут-
верждали, что слепота отрицательно влияет на психичес-
кое развитие. Но это правильное в принципе положение в
связи с ограниченностью самого материалистического сен-
суализма развивалось по ложному пути. В результате
тифлопсихологи данного направления пришли к крайне
реакционным выводам, согласно которым слепые пред-
ставляют собой особый психический тип, страдающий хро-
ническим и ничем не компенсирующимся сужением всех
сфер психической жизни.
Зарождение тифлопсихологии в России относится к
80-м годам прошлого столетия. В русской дореволюционной
тифлопсихологии имело место как рационально-идеалисти-
ческое, так и сенсуалистическое направление, подобно тому
как это было в Западной Европе.
Богатое наследие И. М. Сеченова, И. П. Павлова, идеи
В. М. Бехтерева, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского и других
ученых-материалистов, а также русских революционных
демократов не нашло отражения в дореволюционной тиф-
лопсихологии.
После Великой Октябрьской социалистической револю-
ции возникли благоприятные условия для развития тифло-
психологии на основе диалектического и исторического
материализма. Именно это способствовало преодолению
методологического кризиса в психологии.

Развитие тифлопсихологии на основе марксистско-ле-
нинской философии было связано не только с борьбой про-
тив откровенно идеалистических направлений, но и с био-
логизаторскими течениями, имевшими место в середина
20-хЗначале 30-х годов.
Наиболее крупный вклад в становление советской де'
фектологии внес выдающийся советский психолог Л. С. Вы'
готский, его учение о сложной структуре дефекта.
Разработка диалектического метода исследования пси
хики аномальных детей и четкое определение предмета ис-
следования позволили тифлопсихологии занять вполне оп-
ределенное место среди других отраслей психологической
науки.
Значительный вклад в тифлопсихологию послевоенногс
периода внесла М. И. Земцова. В ее работе ЫПути компен
сации слепотыы был обобщен накопленный к этому времет
фактический материал, сделан ряд принципиально важных
выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и за
кономерности компенсации возникающих отклонений, по
казана диалектика взаимоотношений двух основных фак
торов компенсации З биологического и социального.
В последующие годы наряду с тотально слепыми объ
ектом исследования тифлопсихологов становятся частично
зрячие и слабовидящие. Расширяется и возрастной контин
гент испытуемых. Происходит дифференциация тифлопси
хологии. В настоящее время идет процесс становленш
возрастной, педагогической и социальной тифлопсихологии
При изучении данной темы следует уделить внимани(
вопросам становления тифлопсихологии как самостоятель
ной отрасли психологической науки, ее связям с обще!
психологией. Наиболее отчетливо следует представить сход
ство и различие в основных направлениях буржуазной
тифлопсихологии (рационализм и сенсуализм).
Необходимо обратить внимание на своеобразие разви
тия тифлопсихологии в дореволюционной России.
Чрезвычайно важными являются вопросы становлени!
дефектологической науки в СССР, особенно ее развитие на
основе марксистско-ленинской философии.
При проработке темы требуется кратко сформулировав
основные положения современной советской тифлопсихо
логии, в частности взгляды на формирование личности i
условиях сенсорной депривации.

Планы семинарских занятий. Литература

Первое занятие

Возникновение тифлопсихологии
как самостоятельной науки

1. Основные причины и предпосылки возникновения
тифлопсихологии.
2. Характеристика основных направлений буржуазной
тифлопсихологии.
3. Особенности русской дореволюционной тифлопси-
хологии.

Второе занятие
Развитие советской тифлопсихологии

1. Основные этапы становления тифлопсихологии в
СССР.
2. Борьба с идеалистическими и вульгарно-материали-
стическими направлениями в советской тифлопсихологии.
3. Современное состояние советской тифлопсихологии.
Власова Т. А. Основные направления и задачи даль-
нейшего развития научных исследований в дефектологии//
Дефектология.З 1975.З№ 5.ЗС. 3З10.
Л и т в а к А. Г. Тифлопсихология. -"- М.: Просвещение,
1985.ЗГл. 2.
Л и т в а к А. Г. Теоретические проблемы тифлопсихо-
логии.ЗЛ., 1973.ЗГл. 1.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование и конспектирование литературы

Л и т в а к А. Г. Вопросы психологии слепых в русской
дореволюционной периодике//Дефектология. З 1969. З
№ 4. З С. 76З80.
Л и т в а к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло-
гии.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.ЗГл. I, Ч 1, 3, 4.
Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост.
В. А. Феоктистова.ЗМ.: Просвещение, 1987.

ТЕМА 3.
ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ В ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Дефект З это физический или психический недостаток,
влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на дв(
большие группыЗврожденные и приобретенные.
Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболе
вания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зри
тельного нерва, поражения зрительных зон мозга и т. д.)
относятся к первичным соматическим дефектам. Эти ано
малии в свою очередь вызывают вторичные функциональ
иые отклонения (снижение остроты зрения, сужение ил1
выпадение частей поля зрения, нарушения свето- и цвето
ощущения), которые оказывают отрицательное влияние на
развитие ряда психических процессов: ощущений, восприя
тий, представлений и т. д. Таким образом, вторичные де
фекты представляют собой целую цепь отклонений, в кото
рой один функциональный дефект (например, снижение
остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в про
цессе восприятия), а это приводит к нарушениям в областч
представлений и т. д.

Отсюда следует, что между соматическим дефектом i
аномалиями в развитии психики имеются сложные струк
турные и функциональные связи: отклонения образуют не
только длинные цепи последовательно возникающих пси
хических дефектов, их определенную иерархию, но и взаи
модействуют между собой.

Впервые сущность дефекта и его влияние на аномаль-
ное развитие были проанализированы Л. С. Выготским. Он
показал структуру дефекта, соотношение первичных и вто'
ричных дефектов, неоднозначность влияния разных сома-
тических дефектов на развитие различных структурных
компонентов психики аномальных детей.

Одновременно Л. С. Выготским было выдвинуто поло-
жение, согласно которому задачей педагогики является
компенсация вторичных дефектов, причем, главным обра-
зом доразвитие высших психических функций, поскольку
компенсация в области элементарных функций, по мнению
Л. С. Выготского, возможна была бы только при устра-
нении соматического дефекта. Такой взгляд на структуру
дефекта и область, в которой возможно педагогическое
вмешательство, закрепился в дефектологии и повлек за
собой противопоставление первичного и вторичных дефек-
тов и ограничение функций педагога и психолога.

Однако противопоставление первичного и вторичных
дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоле-
ние только последних себя не оправдало.
Задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий

является воздействие на весь комплекс вторичных отклоне-
ний и на вызвавший их соматический дефект.
Любой дефект, т. е. физический или психический недо-
статок следствием которого является нарушение нормаль-
ного развития, с неизбежностью приводит к автоматичес-
кому включению биологических компенсаторных функций
организма. В этом смысле компенсацию можно определить
как универсальную способность организма в той или иной
мере возмещать нарушения или утрату определенных функ-
ций. В павловском понимании компенсация является фи-
зиологической мерой организма в ответ на какое-либо на-
рушение его функций.
Но компенсаторное приспособление при наличии таких
тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не мо-
жет быть достаточно полным, восстанавливающим нор-
мальную жизнедеятельность человека без вмешательства
извне. Компенсация слепоты и слабовиденияЗявление
биосоциальное, синтез действия биологических и социаль-
ных факторов.
Проблема компенсации дефектов зрения и обусловлен-
ных ими отклонений в психическом развитии является клю-
чевой для психологии слепых и слабовидящих. Данное по-
ложение вытекает из основной задачи, стоящей перед тиф-
Елопсихологией, З необходимости выявления основных зако-
номерностей развития психики при сужении сенсорной сфе-
ры и теоретического обоснования средств и кратчайших
путей для формирования полноценной личности.
Компенсацию дефектов зрения и их* последствий в са-
мом широком значении, исходя из задачи всестороннего
развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед
специальной школой, следует рассматривать как возмеще-
ние, преодоление тех отклонений в психическом развитии,
которые провоцируются патологией зрения, как процесс
перестройки психики и адаптации (у поздно ослепшихЗ
реадаптации) к новым условиям жизни.
Следует также иметь в виду, что дефект зрения неод-
нозначно влияет на отдельные структурные компоненты
личности. Но на такие ведущие личностные свойства, на-
пример мировоззрение, моральные черты характера и др.,
слепота и слабовидение и связанные с ними вторичные от-
клонения влияния оказать не могут.
Практика воспитания и обучения аномальных детей по-
казывает, что ранняя педагогическая коррекция позволяет
s значительной мере нейтрализовать отрицательное влия-
в

ние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ус
корить процесс социальной адаптации.:
В основе сложного механизма компенсации лежит при_
способление организма, регулируемое центральной нервное
системой. Она заключается в восстановлении или замещ&|
нии нарушенных или утраченных функций организма неза-
висимо от того, где находится повреждение.
Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем
организма включается в процесс компенсации. Наиболее
сложные функциональные перестройки наблюдаются при
нарушениях центральной нервной системы, в том числе г
анализаторов. Таким образом, от тяжести дефекта и зави-
сит степень сложности механизмов компенсаторных яв-
лений.
Материальным субстратом компенсации является цент-
ральная нервная система, а формирование ее механизмов!
подчинено законам высшей нервной деятельности. Совре
менная теория компенсации рассматривает эти явления i
свете рефлекторной теории И. П. Павлова. Эта теория, ба
зирующаяся на трех основных принципахЗпричинностД
(детерминизма), единства анализа и синтеза и структурно-
сти, является естественнонаучной основой тифлопсихологии
Тот факт, что организм функционирует как единое це-
лое, весьма важен для объяснения компенсации дефектов.
Именно благодаря динамической системности высшей нерв-
ной деятельности выпадение или частичное нарушение,
функций того или иного анализатора не вызывает ничем|
не возместимых потерь. Взамен утраченного способа обра
зования временных нервных связей в нервной системе про
теряются новые, обходные пути, формируются новые услов
норефлекторные нервные связи, восстанавливающие нару-j
шившееся равновесие во взаимоотношениях организма ы
среды. |
Изменение внутрицентральных отношений сразу посла
потери зрения носит обычно патологический характер, что'
может проявляться, например, в ослаблении возбудитель'
ного и тормозного процессов, приводящем к неадекватно-
сти поведенияЗповышенной раздражительности, аффек
тивности или, напротив, апатичности. Однако со временем
эти патологические явления исчезают.
Исследования выдающегося советского физиолог;
П. К. Анохина показали, что рефлекторный характер воз
никновения и протекания компенсаторных перестроек ос
нован на принципах, общих для возмещения любого де
фекта.

По мнению П. К. Анохина, компенсация является част-
ным и особым случаем рефлекторной деятельности цент-
ральной нервной системы и потому, подчиняясь общим
принципам, предложенным И. П. Павловым, в то же время

имеет свою специфику.
Независимо от характера и локализации дефекта ком-
пенсаторное приспособление осуществляется по одной и той
же схеме и подчиняется следующим принципам:
сигнализации дефекта;
прогрессивной мобилизации компенсаторных механиз-
мов;
непрерывного обратного афферентирования компенса-
торных приспособлений (принцип обратной связи);
санкционирующей афферентации;
относительной устойчивости компенсаторных приспособ-
лений.
Выпадение или глубокие нарушения функций зритель-
ного анализатора вызывают серьезные изменения внутри-
центральных взаимоотношений. У слепых они приводят к
некоторому усилению тормозного процесса. Усиление тор-
мозного процесса проявляется в снижении скорости выра-
ботки условных рефлексов, замедлении выработки диффе-
ренцировок и переделки сигнальных значений условных
раздражителей на противоположные. Снижение скорости
этих процессов находится в зависимости от степени нару-
шения зрительных функцийЗу тотально слепых скорость
выработки условных рефлексов при прочих равных усло-
виях ниже, чем у слабовидящих. Практически это прояв-
ляется в том, что для выработки условного рефлекса или
дифференцировки инвалиду по зрению необходимо большее
количество подкреплений, чем нормально видящему. О не-
котором снижении уровня возбуждения. в центральной
нервной системе при слепоте также свидетельствует неярко
выраженное и более быстрое угасание ориентировочного
рефлекса. О наличии сбоев в работе центральной нервной
системы говорят и данные электроэнцефалографических ис-
следований, показавших, что у слепых в большинстве слу-
чаев отсутствует или слабо выражен альфа-ритм, снижен
Уровень биоэлектрической активности мозга.
В тифлопсихологии существует мнение, что некоторое
усиление тормозного процесса не только не препятствует,
но и в известной степени способствует деятельности слепых
{за счет большей прочности динамических стереотипов).
Говоря о функциональных нарушениях, нельзя не отме-
^ть происходящих при длительной, особенно врожденной
15

слепоте морфологических изменений в центральной нерв-
ной системе З редуцированности развития затылочные
долей мозга и уменьшения толщины коры зрительного
центра.
Особенности, возникающие в высшей нервной деятельно-
сти и касающиеся прежде всего протекания основных нерв-
ных процессов, а также некоторое усиление вегетативной
реактивности являются частными и не меняют принципи-
ально свойств нервной системы и законов ее деятельности.
Это обеспечивается благодаря фундаментальной особенно-
сти центральной нервной системы З ее пластичности, за
счет которой и осуществляется внутрицентральная пере-
стройка, лежащая в основе компенсации.
Наличие общих физиологических механизмов компен-
сации не исключает, а, напротив, предполагает существова-
ние частных механизмов, определяющих специфику новых]
функциональных отношений при каждом дефекте в зависи-
мости от его локализации и тяжести. |
Наличие частных механизмов компенсации является
подтверждением того, что одной из детерминант психичес-
кого развития и компенсации являются аномальные факто-i
ры, и прежде всего тяжесть и локализация патологически&д
Необратимых изменений.
Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обла-
дает очень большими компенсаторными возможностями,
Однако при тяжелых нарушениях высшей нервной деятель-
ности даже самое высокое развитие компенсаторных функ-
ций не может дать сколько-нибудь значимых результатов.
Но последствия дефектов могут быть в значительной
мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня|
психического развития при определенных условиях.
Такими условиями являются уровень развития общест-
венных отношений и технического прогресса, положение ин-
дивида в обществе, условия семейного и школьного воспи-
тания, состояние здравоохранения и социального обеспече-
ния и многие другие социальные факторы.
Наличие двух различных групп факторов (биологичес-
ких и социальных) не означает их взаимоисключения. На-
против, подлинно научный, материалистический взгляд на-
компенсацию утверждает единство и взаимодействие этих
факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.