У человека биологические факторы имеют самостоя- тельное значение только при дефектах, не вызывающих су- щественных отклонений в развитии и в проявлениях психи- ки. Во всех остальных случаях компенсаторное приспособ- 16
ление осуществляется на основе синтеза биологических ге социальных факторов при ведущей роли последних.. Утверждение в этом единстве ведущей роли социального- фактора основано на марксистской теории происхождения и развития человека как существа общественного. Именно труд и общение в процессе труда способствовали выделе- нию человека из мира животных и его дальнейшему совер- шенствованию. Любая из сторон человеческой 'психики, хотя и являет- ся продуктом деятельности определенного органа, форми- руется как подлинно человеческая функция в условиях- общественно-трудовой деятельности. Указание К. Маркса на то, что человеческая.психика формируется в результате усвоения человеческого опыта; в условиях совместной деятельности, относится не только- к процессу исторического развития, но.и к онтогенезу че- ловека. Сама по себе конституция человека, т. е. его био- логическая организация, еще не определяет его человече- ской сущности '. Для нормального развития психики необходимо усвое- ние человеческого опыта, которое осуществляется в ре- зультате речевого общения, совместной деятельности, ак- тивных и адекватных действий. Слепота и слабовидение создают препятствия для нормальново развития психики. прежде всего в результате ограничения возможностей об- щения и способов труда. Никогда и никакая биологическая функция не сможет компенсировать, восстановить нарушенные дефектом связи человека и общества. И поскольку высшей формой прояв- ления компенсации является становление всесторонне развитой личности, постольку ведущими в преодолении имеющихся отклонений и дальнейшем нормальном разви- тия человеческой психики являются социальные факторы компенсации. Однако необходимо при этом помнить, что действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре на сохранные функции организма и в единстве. с биологическими факторами. Среди социальных факторов, оказывающих влияние на компенсацию нарушенных или утраченных функций, наи- более существенными являются уровень развития обще-
'Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.ЗМ.,. 1956.-С.591. 17
Ества и социальное положение слепого или слабовидящего, условия деятельности индивида и его активность.
Зависимость высших форм компенсации от уровня раз- вития общества и общественных отношений отчетливо проявляется при анализе положения слепых при различ- ных экономических формациях.
Изменение социального положения позволило слепым и слабавидящим включиться в активную деятельность в различных ее формах, что является основным условием развития компенсаторных функций.
Для включения слепых и слабовидящих в общеполез- ный труд существенное значение имеют технические сред- ства компенсации.
Тифлотехнические средства компенсации 'развиваются в основном в двух направлениях. Это, во-первых, прибо- ры, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. К ним относятся различные корригирующие оп- тические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и т. п. Во-вторых, приборы, дей- ствие которых основано на использовании сохранных ана- лизаторов, при помощи которых слепой или слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Данные приборы заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями других модальностей, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую. Напри- мер: приборы, используемые в ориентировочной деятель- ности, читающие машины, приспособления для проведения лабораторных работ и т. п. Кроме этого ведутся работы по моделированию периферической части зрительного ана- лизатора (электронного глаза). Такого рода приспособ- ления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непо- средственно в зрительные зоны головного мозга, вызывая тем самым субъективные световые ощущения.
Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Его значение отчетливо проявляется при срав- нении компенсаторных процессов у человека и животных. Если последние, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к новым условиям, то чело- век восстанавливает нарушенное равновесие не только с естественной, но и с социальной средой. А это возможно только при условии осознания дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают перед человеком в ходе
преодоления обусловленных дефектом отклонений в пси- хическом и физическом развитии. Для буржуазной психологии конца XIXЗначала XX века характерным является отказ от рассмотрения психики человека и ее формирования как результата об- щественно-исторического развития. Наибольшее распро- странение получают различные психологические концеп- ции утверждающие независимость психики от внешнего
мира Некоторые из этих теорий нашли свое отражение в
психологии слепых, и в частности в исследованиях по проблеме компенсации дефекта зрения. Пытаясь теорети- чески обосновать процесс компенсаторного приспособле- ния, представители буржуазной тифлопсихологии исходи- ли из взгляда на человека как существо только биологи- ческое. Среди многочисленных попыток объяснить процесс компенсации утраченных зрительных функций биологиче- скими факторами наиболее известно учение о викариате ощущений, согласно которому выпадение какого-либо вида ощущений влечет за собой автоматическое Ыизощре- ниеы, т. е повышение сохранных видов чувствительности. Основной причиной Ыизощренияы осязания, слуха и обо- няния у слепых представители этой,теории считали про- исходящее якобы при потере зрения высвобождение Ыспе- цифической энергииы зрительного анализатора. Эта высво- бодившаяся Ыспецифическая энергияы направлялась, по их мнению, в сохранные органы чувств, за счет чего авто- матически повышалась их чувствительность. Представители другого направления, отрицая сниже- ние порогов чувствительности у слепых, утверждали, что слепота стимулирует появление качественных новообразо- ваний в центральной нервной системе, которые становятся материальным субстратом нового, Ышестогоы чувства, ком- пенсирующего утраченное зрение. Несмотря на столь различные взгляды, основывающие- ся, кстати, на весьма противоречивых фактах (в одном случае утверждается наличие повышенной чувствительно- сти сохранных органов чувств у слепых, в другом оно от- рицается), исследователи приходят к общему выводу, ко- торый отрицает необходимость активного воздействия на человека с нарушенным зрением с целью преодоления по- следствий дефекта в психическом развитии. Биологические теории компенсации слепоты легли в основу различных методов, приемов и средств обучения 1>
слепых, имевших широкое применение на протяжени многих десятилетий. На биологических основах в тифло педагогике были построены системы, направленные н, развитие сенсомоторной культуры и сводившиеся к меха ническому упражнению, тренировке сохранных органе: чувств. Порочность этих систем, элементы которых можн' наблюдать еще и сегодня в практике реабилитационно] работы со слепыми, состоит в их оторванности от деятель ности, в игнорировании мышления и речи, имеющих пер востепенное значение для заполнения пробелов в чув ственном опыте инвалидов по зрению. Постановка основных вопросов теории компенсацш как чисто биологических несостоятельна еще и потому, чт' органический дефект зрительной системы не может ока зать глобального влияния на психику человека. Отклоне ния в психическом развитии при дефектах зрения в гораз до большей мере обусловлены тем смещением в социаль ных связях и отношениях, которое провоцируется еле потой. Несостоятельность биологизаторокого подхода при рас смотрении компенсаторных процессов привела исследова телей к другой крайности З вульгарному социологизатор окому пониманию замещения нарушенных или утраченны: функций. В основе этой концепции лежало неверно поня тое положение классиков марксизма-ленинизма об обще ственной природе человека. В вульгарном истолкованш это положение игнорировало природное, биологическое i человеке, а отсюда следовал неизбежный вывод: компен сировать отклонения психического развития можно тольк( при помощи создания идентичных условий обучения i воспитания слепых и зрячих, причем под последним пони малось главным образом содержание обучения. Понимание компенсации как явления, целиком детер минированного социальными воздействиями, послужил( обоснованием выдвинутого в те годы лозунга ЫВ ногу с( зрячими!ы, призывавшего к полному равенству во всех от ношениях слепых и нормально видящих. А это в свок очередь привело к убеждению в необходимости совместно го обучения слепых и зрячих по общей программе и одни ми методами. Естественно, что стремление унифицирован обучение в специальной и массовой школах, попытки ме ханически перенести содержание обучения из массово! школы в специальную не могли способствовать проявле яию и развитию компенсаторных процессов. Понимание компенсации дефектов зрения и их послед
-20
ствий как результатов действия только социальных факто- ров (обучения и воспитания, социального обеспечения и до) вело к отрыву психики от ее материального суб- страта, к превращению компенсации в эпифеномен со- знания. Ряд ученых, осознавая односторонность как биологи-
заторского, так и социологизаторского подхода, пытались соединить их, но первоначально эти попытки имели меха- нический характер. Одной из таких попыток является со- здание австрийским ученым А. Адлером теории сверхком- пенсации, сущность которой сводится к тому, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в дефекте сочетаются якобы как отрица- тельные, так и положительные свойства. Только диалектико-материалистический взгляд на компенсацию дефектов зрения как синтез биологических и социальных факторов раскрывает ее сущность и формы проявления. Только подлинно научное объяснение процес- сов компенсаторного приспособления при дефектах зрения может стать теоретической основой обучения слепых и слабовидящих, дать тифлопедагогу 'возможность созна- тельно управлять восстановлением и развитием нарушен- ных психических функций. Для более глубокого понимания и- проникновения в со- держание данной темы необходимо усвоение и четкое раз- граничение основополагающих тифлопсихологичеоких по- нятий, таких, как Ыдефекты, Ыкомпенсацияы, Ыкоррекцияы, Ывторичные отклоненияы, Ыбиологические и социальные факторы компенсацииы. Принципиальное значение приобретает различение по- нятий Ыкомпенсацияы и Ыкоррекцияы в познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения. Общеизвестно, что процесс познания окружающей действительности на- чинается со ступени чувственного познания, когда отраже- ние объективного мира обеспечивается работой анализа- торных систем человека. Наиболее информативным из них является зрительный анализатор. Выпадение или серь- езные нарушения в работе зрительного анализатора могут быть возмещены работой сохранных анализаторных си- стем (в случае слепоты в первую очередь осязанием) и функционированием сохранных познавательных процессов (мышление, речь, память). Итак, процесс компенсации в тифлопсихологии рассматривается как процесс замещения Утраченной функции или возмещения нарушенных зри- тельных функций. 21
Коррекция в тифлолсихологии рассматривается так ж, как процесс, яо как процесс исправления, доведения д< нормы тех психических функций, которые Ыотклонились; в результате аномального развития. Например, мы гово рим о коррекции познавательной деятельности ребенка < нарушенным зрением в целом и о коррекции таких психи, чеоких познавательных.процессов, как ощущение, восприя| тие, представление и т. д. а
Как компенсация, так и коррекция в ходе познааателм ной деятельности слепого и слабовидящего ребенка осу ществляются посредством целой системы форм, способе] и методов педагогического воздействия, овладение которые ми является задачей каждого студента тифлопедагогичея ского отделения.
Планы семинарских занятий. Литература
Занятие первое Компенсация и ее физиологический механизм
1. Понятие о дефекте и его структуре. Е
2. Понятие о компенсации и коррекции в тифлопсихсд логии. Е
3. Принципы рефлекторной теории И. П. Павлова ка естественнонаучная основа компенсации. 4. Особенности высшей нервной деятельности слепы и слабовидящих. Е
5. Принцип возникновения и протекания ком,пенсатор1 ных функций.
Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности.ЗДефектология.З1974.З№ 3.ЗС. 71З76а Л,и тв а к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсйхоло| гии.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.ЗГл. III. Лубовский В. И. Общие и специфические законо мерности психики аномальных детей.З Дефектология.З 1971З№ 6.ЗС. 15З19. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процес сов у слепых детей дошкольного возраста.З М.: Педагоги ка, 1980.З Гл. I.
теорий компенсации. 4 Роль мышления и речи в компенсации и коррекции
дефектов зрения. 5. Роль деятельности в процессе компенсации. |Вы готски и Л. С. Развитие высших психических функцийЗМ.: Изд-во АПН РСФСР, I960.ЗС. 55З57. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.З Гл. IЗIll. Л и т в а к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 1985З Гл. III.З 208 с.
Е
Задания для самостоятельной работы Аннотирование и конспектирование литературы
Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности//Дефектология.З1974.З№ 3.ЗС. 71З76. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процес- се познавательной и трудовой деятельности.ЗМ.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. ЛитвакА. Г. О соотношении понятий компенса- ция и коррекция // Особенности познавательной деятель- ности слепых и слабовидящих школьников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.ЗС. 108З119.
Темы докладов или рефератов. Литература
1. Учение Выготского Л. 'С. о структуре дефекта н ком- пенсации. 2. Роль социальных факторов в процессе компенсации слепоты.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функцийЗМ.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности//Дефектология.З1974.З№ 3.З С. 71-76. Выготс'к,ий Л. С. Слепой ребенок//Собр. соч.ЗМ.: Педагогика, 1983.ЗТ. 5. Литва к А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло- гии.З Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена.З Гл. III. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.: Изд^о АПН РСФСР, 1956. Кондратов А. М. Восстановление трудоспособности слепых.ЗМ.: Изд-во ВОС, 1976. Моргулис И. С., А к и мушки а В. М. Трудовая реа-
билитация инвалидов по зрению.З Киев: Радяньска шко- ла, 1983. Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабови- дящих детей.З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
ТЕМА 4.
ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ
Вопросы, раскрывающие особенности формирования личности школьника с отсутствующим или глубоко нару- шенным зрением, в современной тифлопсихологии не по- лучили пока своего достаточного раскрытия. В то же вре- мя знание этих особенностей является необходимым усло- вием для формирования активной, гармонически развитой личности таких детей, эффективного включения их в учеб- но-восстановнтельный процесс, осуществляемый школой. При изучении данной темы студентам необходимо осо- бое внимание уделить вопросам 'идеологической борьбы, сферой которой является личность, в том числе и личность слепого и слабовидящего. Важно не только усвоить со- держание тех или иных концепций, но и уметь проследить,, как конкретные теоретические концепции воплощаются в практику организации учебно-воспитательного процесса. В рамках данной темы студенты не только должны четко" усвоить основные положения марксистско-ленинского уче- ния о личности, в том числе о формирований личности; аномального ребенка, но и уметь дать развернутую и ар- гументированную критику буржуазных идеалистических концепций формирования личности человека с тяжелыми нарушениями зрения. На протяжении многих веков в обыденном сознании; складывалось представление о личности слепых как лич- ности глубоко ущербной, обладающей рядом специфиче- ских черт, отличающих слепых от нормально видящих, Слепым приписывали разнообразные отрицательные лич- ностные свойства: гипертрофированные биологические пот- ребности (пищевую и сексуальную), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарище- ства) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характе- ра, религиозно-мистическое мировоззрение и т. д. Все эти
особенности рассматривались как прямое следствие нару- шения зрения. В результате слепого представляли как че- ловека абсолютно иного рода, нежели зрячий, а возмож- ности формирования положительных свойств и совершен- ствования его личности считали крайне ограниченными. Наряду с подобными воззрениями имели место концеп- ции утверждавшие независимость личности и ее устойчи- вых' свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивая контакты человека с внешним ми- ром, способствует его самопознанию и самоусовершенство- ванию. Однако, по мере того как материалистическая психо- логия упрочивала свои позиции, представления о биосо- циальной природе человека, детерминированности форми- рования личности преимущественно социальными факто- рами начинают проникать в тифлопсихологию. Впервые в дефектологии марксистская интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фак- тором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результа- те Ысоциальную ненормальность поведенияы. Иными славами, органический дефект, нарушая соци- альные отношения, изменяет социальную позицию, провоци- рует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, со- циальных установок. Опосредованное влияние дефекта на психическое развитие, обусловленное изменением отноше- ний индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясняется не только всеобщей закономерностью зависимости антропо- и онтогенеза психики от социальных факторов, от коллективной общественной жизни, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не являет- ся фактом психологическим и они не чувствуют себя по- груженными во мрак (равно как и глухие в безмолвие); психологическим фактом слепота становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит к целому ряду отклонений в формировании личности у слепорож- денных и рано утративших зрение и может вызвать появ- ление негативных характерологических особенностей у ослепших в зрелом возрасте. К таким особенностям относятся некоторые изменения 25
в динамике потребностей (например, недоразвитие пер цептивных потребностей), связанные с затруднениями и; удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленно ограничениями в сфере чувственного отражения; редуци рованность способностей к видам деятельности, требую щим визуального контроля; отсутствие или резкую огра ниченность внешнего проявления внутренних состояний Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере ее мейных отношений, возникновение условий, неблагоприят но влияющих на формирование различных черт характе ра. К таким условиям относятся в равной мере как чрез мерная опека со стороны окружающих, так и отсутствиы внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепьп формируются отрицательные моральные (эгоцентричность эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), воле вые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, вну шаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (рав нодушие к окружающим, душевная черствость) и интел лектуальные (отсутствие любознательности, чувства но вого) черты характера. Сравнительно ограниченные контакты с окружающим]
стремление уйти в свой внутренний мир. Уже краткое перечисление особенностей личности еле пых показывает, что ее устойчивые свойства (направлен ность, способности, темперамент и характер) лишь кос венно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эт< связь обусловлена недостатками в области чувс1венног( познания и неудачным опытом познавательной и ориен тировочной деятельности (например, боязнь нового), а 1 других З неблагоприятными условиями воспитания, выпа дением из коллектива, ограничением деятельности, отри цательными результатами попыток налаживания контак TQB со зрячими. Еще менее выраженной оказываете; связь между формированием отдельных структурных ком понентов личности и глубиной и временем возникновенш первичного дефекта. Таким образом, становится очевидно, что в формиро вании основных свойств личности на первый план высту пают социальные факторы, действие которых оказываете? относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. При формировании направленности личности, некото рых моральных, волевых, интеллектуальных черт харак тера дефекты зрения, как мы уже видели, могут быть
первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя и со- кращая общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения (негативизм, внушаемость, эгоистичность, не- доразвитие познавательных интересов и т. д.) отмечаются многими исследователями. Однако при создании соответ- ствующих условий и правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребенка в различные ви- ды деятельности формирование этих свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практи- чески независимым от состояния зрительного анализатора. В других случаях слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (например, формиро- вание интересов, эстетических чувств и т. д.), при педа- гогическом воздействии отступает на второй план, но про- должает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действи- тельности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Но если тот или иной вид деятельности доступен для сле- пого, то формирование отношения к нему оказывается не- зависимым от дефекта. Так, интересы к определенным ви- дам деятельности, успешно осуществляющейся без зри- тельного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от де- фектов зрения. Более того, она относительно независима и от биологических, природных факторов, так как послед- ние определяют не содержание, а процесс формирования личностных ценностей, его динамику. Следовательно, меж- ду зрячими и слепыми, а тем более слабовидящими раз- личия могут наблюдаться только 'в ходе формирования личности, динамике становления различных ее свойств. Конечные же результаты, т. е. уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздей- ствий, и прежде всего воспитания и обучения. Существование неоднозначной зависимости формирова- ния отдельных структурных компонентов личности от со- (^тояния зрения и наличие ряда ведущих личностных свойств, образующих ядро личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) и независимых от дефектов зрения, следует подчеркнуть особо. Дело в том, что в дефектоло- ^и широко распространено мнение, согласно которому ьлепота и другие сенсорные дефекты накладывают отпе-
отношениям шается
чаток на весь ход развития личности, вызывают глобал ные изменения, ведут к ее радикальной перестройке. Поскольку неблагоприятные социальные условия, в ко торых развивалась личность аномальных детей, ликвиди рованы, вряд ли есть основание считать, что сенсорны! дефект влияет на весь ход развития, радикально изменя; и перестраивая личность. Эти положения научно не под тверждаются, а практика воспитания слепых опровергае' их целиком и полностью. И это естественно, так как н; формирование личности в целом как субъекта познани) и активного преобразователя действительности, или, 1 другом определении, как субъекта и объекта обществен ных отношений, ни парциальное, ни тотальное нарушена функций зрения влияния оказать не могут, затрагивав лишь ее отдельные структурные компоненты, причем i различной степени. Центральное же ядро личности, образующее те внут ренние условия, через которые преломляются внешни! воздействия, обусловлено общественными отношениями отражающимися во внутренних субъективных отношениям человека к миру вещей и людей, к самому себе. Отсюда следует, что при организации нормального общения еле пого ребенка с людьми, при расширении его возможное' проникновения в окружающий мир формирование я; личности должно протекать без каких бы то ни было клонений. Иными словами, нарушение зрительных фу ций не является непреодолимым препятствием для фор миравания всесторонне развитой личности. Рассматривая вопросы формирования личности в тиф лопсихологии, необходимо особое внимание уделить про блеме активности личности, поскольку не подлежит сом нению, что отсутствие зрения или тяжелые хронически нарушения его ведущих функций (острота и поле зрения) вносят существенные изменения в жизнь человека, за- трудняя его взаимодействие с окружающим миром, сни жая его активность. Активность является фундаментальным свойством присущим всей живой материи, при этом на различны ступенях эволюционной лестницы уровни активности \ проявление ее различны. Активность человека опреде ляется как биологическими, так и социальными фактора ми, причем последние в этом взаимодействии являются ведущими. Снижение познавательной активности наиболее ярко проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте,
прежде всего в снижении уровня ориентировочно-поиско- вой деятельности. Наличие частых отрицательных под- креплений рефлекса ЫЧто это такое?ы (ушибы, травмы) уже при первых проявлениях поисково-ориентировочной деятельности у слепых детей ведет к редуцированности, ослабленности, заторможенности ориентированных ре- акций Основным источником активности являются потребно- сти Выпадение или редуцирование зрительных функций отрицательно влияет на их формирование, нарушая соот- ношение материального и духовного. Спонтанное разви- тие потребностей ведет к доминированию и даже к гиперт- рофии у слепых потребностей органических как наиболее легко удовлетворяемых. Среди широкого круга человеческих потребностей за- метное место занимают потребности перцептивные, прояв- ляющиеся в неодолимом стремлении к восприятию окру- жающего мира. Их удовлетворение и, следовательно, формирование при слепоте и слабовидении также нару-
возможносте! взаимосвязанными ядр! витием от гересов, нк ного
Снижение активности познавательной деятельности де- тей с дефектами зрения обусловлено прежде всего двумя, оовязанными причинами с одной стороны, недораз- м перцептивных потребностей и познавательных ин- >в, а с другой З недоразвитием навыков осязатель- (у. незрячих и особенно частичнозрячих) и визуаль- ного (у слабовидящих и особенно частичнозрячих) обсле- дования. При этом уровень активности отражения при прочих равных условиях оказывается зависимым от сте- пени тяжести дефекта и времени его появления. Снижение познавательной активности обусловлено не- достаточной стимуляцией ее извне. Отсутствие или резкое ограничение возможности визуальноЗдистантно и одно- моментно З воспринимать окружающий мир отрицательно. сказывается на тонусе коры головного мозга, понижает активность мозговой деятельности, показателем чего яв- ляется исчезновение или депрессия альфа-ритма, частично компенсирующегося за счет того, что множество раздра- жителей, индифферентных для нормально видящих, полу- чают для лиц с глубокими нарушениями зрения сигналь- те значение (звуковые, термальные, механические и т. д). Однако эти воздействия не могут сами по себе ^зместить ущерба, наносимого полным или частичным включением зрительных функций. В связи с этим в учеб- ной деятельности школ для слепых и слабовидящих чрез-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление