низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вер- бализм. Фрагментарность зрительных представлений частично- зрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих про- является в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объ- екту. Фрагментарность представлений лиц с дефектами зре- ния отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. В репродуцированных представлени- ях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали. В отличие от фрагментарности представлений нормаль- но видящих, которая свидетельствует о высоком уровне обобщенности образов и выделении наиболее существен- ных деталей, фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. Неполное и неточное ото- бражение предметов ведет к снижению уровня обобщен- ности, выделению несущественных признаков. В основе фрагментарности образов слепых и слабови- дящих лежит сукцессивность, последовательность осяза- тельного или дефектного зрительного (особенно при силь- ном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сук- цессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря работе мышления, а так- же развитию навыков осязательного и зрительного обсле- дования объектов. Схематизм, так же как и фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных дета- лями и поэтому слабо дифференцированных. Однако, направляя и организовывая процесс восприя- тия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдатель- ность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений и тем самым способствовать более полному и точному отражению объективной действи- тельности. С перечисленными особенностями представлении при сужении с'феры чувственного познания тесно связана и Недостаточная обобщенность образов памяти слепых и сла-
бовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выделения
отношений и абстрагирования их от случайных находит' ся в зависимости от полноты отражения и чувственного сенсорного опыта. Выпадение же большого числа зача- стую наиболее значимых объектов, их деталей и призна- ков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию общих представлений, в кото- рых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предмета. С невозможностью осязательно или зрительно воспри- нимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность пред- ставлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соот- ношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувствен- ных элементов в словесном описании объекта. Разумеется, качественные и количественные изменения, наблюдающиеся при патологических нарушениях деятель- ности зрительного анализатора, не могут изменить самой природы и характера представлений, фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность и вербализм, узость круга образов памяти слепых и слабовидящих в значительной мере преодолеваются в процессе компенса- ции, и возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. Практика обучения в специальных школах показыва- ет, что при правильно организованной коррекционной ра- боте слепые и слабовидящие приобретают необходимый за- пас представлений, обеспечивающий возможность доста- точно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формировав ния понятий. Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность процесса формирования представлений З на переход от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного ко все более полному, обобщенному, адек- ватному образу. Представления в условиях сужения сен- сорной сферы за счет полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своем развитии и сохра- нении те же самые фазы, что и в норме. Процесс форми- рования представлений при слепоте и слабовидении, под- чиняясь общим закономерностям, в то же время имее' свои характерные особенности и отличается от норм
прежде всего своей динамикой З замедленностью и за- трудненностью межфазовых переходов. По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видя- щихЗпроцесс формирования представлений протекает у них замедленно. Среди слепых и слабовидящих в свою оче- редь имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, кото- рые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Однако эта за- висимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2, которая здесь, как и в процессе восприятия, является критической. Нужно отметить, что проявление этой зависи- мости тесно связано с возрастными особенностями. Влия- ние остроты зрения на процесс формирования представле- ний по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначи- тельным. Для сохранных представлений существенное значение имеют повторные восприятия и воспроизведение образов памяти в деятельности. Трудности и ограничения, возни- кающие при слепоте и слабовидении при повторном вос- приятии. объектов, сказываются на сохранности их пред- ставлений. При отсутствии подкреплений (повторных вос- приятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагмен- тарными и слабо дифференцированными. Происходит раз- рушение, переход с высших фаз на низшиеЗвплоть до полной утраты соответствия образа оригиналу. Отмечаю- щаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительного анализатора, как и другие харак- терные особенности представлений. Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Наличие зрительных представлений, их яркость, полно- та, дифференцированность зависят от многих причин. Ис- следования показали зависимость сохранности представле- ний от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных образов в Деятельности. У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдель- ные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные пе- реживание предметы и явления (языки пламени пожара, При котором было потеряно зрение, или красный капсюль
снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом, све' солнца и пр.). При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений обширнее, причем особенно за метное увеличение количества образов памяти наблюдаете} у лиц, потерявших зрение после семи лет, так как вклю чение их в этот период в учебную деятельность существен но расширяет сферу чувственного познания. У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеютс$ практически те же самые зрительные представления, что t у зрячих. Круг их представлений зависит уже не столько от воз раста, сколько от типа высшей нервной деятельности, о' того, насколько было важно для них именно зрительно< восприятие окружающего, и т. д. Зрительно-двигательпо-слуховые временные нервньк связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивосп следов бывших раздражений лежит в основе сохранена представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреп лений (раздражения периферического конца зрительной анализатора), что наблюдается у ослепших, сложившиес} в свое время связи долгое время сохраняются и могут вое производиться ассоциативным путем. Однако прочность представлений относительна, и npi отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются происходит стирание следов бывших зрительных раздра жений. Угасание зрительных представлений ослепших яв ляется одним из проявлений процессов памятиЗзабывани и подчиняется его закономерностям. Хотя распад зрительных представлений не нарушае способности ослепших ориентироваться в пространств* различать осязательно основные пространственные харак теристики, но для их познавательной и трудовой деятель ности зрительные образы памяти имеют огромное значе ние, которое трудно переоценить. На основе сохранным представлений не только успешно усваиваются знания формируются умения и навыки, но и существенно расши ряется сфера чувственного познания. На основе зритель ных представлений успешно формируются зрительные об разы ранее не воспринимавшихся объектовЗобразы вооб ражения. В буржуазной тифлопсихологии получили широкое рас пространение знаковые теории отражения. Затруднения, ис пытываемые слепыми при восприятии объективной деист' вительности, узость круга их представлений, фрагмента
ность и схематизм образов, вербализм знанийЗасе это служило основанием для утверждения невозможности от- ражения слепыми объективного мира. Особенно веские доказательства того, что в представлениях слепых отража- ются не реальные вещи и явления, а субъективные состоя- ния, тифлопедагоги-идеалисты видели в принципиальном, по их мнению, различии симультанного и дистантного зри- тельного, сукцессивного и контактного осязательного вос- приятий. Именно на этом основании утверждалось, что слепые представляют себе пространство, время и телес- ность предметов совершенно иначе, чем нормально ви- дящие. Утверждения невозможности чувственного познания слепыми окружающего мира в совокупности его простран- ственных, материальных и временных свойств имели дале'- ко идущие последствия. В частности, слепой рассматри- вался как логический тип, лишенный возможности мыслить образно, в связи с чем в школе насаждались вербальные методы обучения. Преодолены знаковые теории были толь- ко в советской тифлопсихологии.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. ЛИТЕРАТУРА
N
Представления и их роль в деятельности слепых и слабовидящих
1. Общая характеристика представлений. 2. Основные особенности образов памяти слепых и сла- бовидящих. 3. Особенности формирования представлений слепых и слабовидящих. 4. Особенности представлений поздноослепших. 5. Основные условия формирования представлений сле- пых и слабовидящих и способы предотвращения редукции образов памяти. 6. Значение адекватных представлений для познава- тельной и трудовой деятельности слепых. 7. Антинаучность знаковой теории представлений. Зотов А. И. Возрастные и индивидуальные особенно- сти фазовой динамики формирования представлений у ано- мальных школьников // Особенности познавательной дея- тельности слепых и слабовидящих школьников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.ЗС. 211З237. Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 1985.ЗГл. 10. 77
Задания для само сто ятельнойработы
Темы рефератов или докладов. Литература
1. Возрастные особенности представлений слепых и ел; бовидящих школьников. 2. Критика буржуазных теорий представлений слеш 3. Особенности образов памяти слепых и слабовидяи дошкольников. 4. Редукция представлений у поздноослепших. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.:" Изд-во АПН РСФСР, 1956. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зре- ния.ЗМ.: Просвещение, 1973. Зотов А. И..Феоктистова В. А. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях формирования представлений у слабовидящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968. З С. 60З85. Л и т в а к А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидя- щих. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности уча- щимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процес- сов у слепых детей дошкольного возраста.ЗМ.: Просвеще- ние, 1980.
ТЕМА 11. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Память как совокупность процессов запоминания, с8 хранения и забывания, узнавания и воспроизведения явля-"| ется необходимым условием общественно-трудовой деятель- ности человека. Современные исследования отдельных процессов памя- ти слепых и слабовидящих показали не только отсутствие какого бы то ни было Ыизощренияы, но, напротив, конста- тировали ее затрудненность и специфические особенности протекания запоминания, сохранения, узнавания, хотя об- щие закономерности памяти, выявленные у нормально ви- дящих, продолжают проявляться и здесь. При нарушениях зрительных функций наблюдаются за- медленные по сравнению с нормой образования временных связей и выработка дифференцировок, что выражается в
необходимости большого количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных нервных про- цессов З возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Эксперименты, в которых исследовались особенности памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания материала. Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих школьников, кроме уменьшения объема и скорости, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостатки логической памяти связаны с дефектами восприятия и обусловлены некоторы- ми недостатками мышления (разрыв между понятием и его конкретным содержанием, а отсюда возникают трудности, испытываемые слепыми и слабовидящими в мыслительных операциях анализа и синтеза, сравнения, классификации и т.д.). Однако нужно отметить, что, несмотря на недоста- точный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушенными зрительными функциями успешней, неже- ли материала, не связанного смысловыми отношениями. Кроме того, у слепых и слабовидящих школьников сла- бее, чем в норме, проявляется действие Ызакона краяы, со- гласно которому лучше запоминается начало и конец мате- риала^ У них наиболее продуктивно происходит запомина- ние начала материала, что, вероятно, объясняется повы- шенной утомляемостью детей с дефектами зрения. Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме па- мяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания. Индивидуальные различия, обусловленные многообразными причинами (типологиче- ские особенности, чувственный опыт, уровень интеллекту- ального развития и т.д.), не зависят прямо, как выявилось в экспериментах, от состояния зрительных функций. Тако- го рода зависимость обнаруживается только в тех случаях, когда слепота обусловлена поражениями центральной нервной системы. Несмотря на наличие некоторых специфических особен- ностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих Подчиняется тем же закономерностям, что и в норме. Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследо- ватели находят в недостатке наглядно-действенного опыта,
повышенной утомляемости, а также в несовершенстве ме- тодов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоми- нания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный ха- рактер, т. е. обусловлены не самим фактом зрения, а вы- зываемыми им отклонениями в психическом развитии. Очевидно, что протекание процессов памяти связано в первую очередь с ограниченными возможностями слепых и слабовидящих повторно воспринимать усвоенный мате- риал. Большое количество экспериментальных данных, ха- рактеризующих процесс сохранения при дефектах зрения, получено при изучении представлений. Имеются многочис- ленные факты, свидетельствующие, что образы памяти сле- пых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнару- живают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежут- ки времени (1З3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях, что проявляется в резком снижении уровня дифференцированности, адекватности образов эта- лонам (объектам восприятия). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут полу- чить только вербальные знания. В этом отношении яркой иллюстрацией могут служить эксперименты Ф. Н. Шемя- кина, показавшие, как слепота и нарушения цветного зре-. ния отрицательно сказываются на оперировании понятия- ми, обозначающими цвета. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. Однако нетрудно предположить, что недо- статки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состоянии зрительного анализатора, нагляд- нодейственном обучении слепых и слабовидящих. Формирующиеся дифференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наибо- лее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнава- нии объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими она возрастает примерно в 1,5 раза. Характерным для слепых и слабовидящих является so
также неспецифическое узнавание. Если затруднения в ус- тановлении тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с особенностями осязательного или де- фектного зрительного восприятия, то неспецифичность уз- навания, под которой подразумевается опознавание объек- тов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несу- щественным, неспецифическим признакам, объясняется трудностями, испытываемыми при выделении существен- ных, специфических признаков. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих Е отмечается недостаточно полное и замедленное воспроиз- ведение материала. Совершенно очевидно, что на качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и со- хранения, которые уже отмечались. Однако можно пред- положить, что замедленное воспроизведение слепых объ- ясняется еще и особенностями высшей нервной деятельно- сти, а именно; некоторым усилением тормозного процесса. Возможно, этой же причиной объясняется и более часто, чем у нормально видящих, наблюдающееся у слепых яв- ление реминисценции. Подобное предположение, разуме- ется, нуждается в проверке, но независимо от того, под- твердится оно в эксперименте или нет, требует от учителя специальной школы особого внимания и такта при опросе учеников, так как замедленное воспроизведение учебного материала может свидетельствовать не об отсутствии или недостаточном уровне знаний, а об особенностях высшей нервной деятельности опрашиваемого. Важнейшим условием успешного запоминания, сохра- нения и воспроизведения является качество и характер ма- териала. В дореволюционной тифлопсихологии существо- вало мнение, что слепым присущ слуховой тип памяти, при- чем оптимальным для запоминания считался отвлеченный материал (абстрактные понятия, цифры) и слова, обозна- чающие слуховые образы. Попытки охарактеризовать память слепых как словесно- логическую без всякого учета влияния деятельности на фор- мирование типа и вида памяти являются реализацией идеа- листической концепции о преимущественном развитии Ывыс- шихы психических процессов, высвобождающихся из-под Ыгнетаы ощущений при выпадении зрительных функций, В действительности не только и даже не столько ана- томо-физиологические особенности, сколько характер дея- тельности и содержание запоминаемого материала опреде- ляют тип и вид памяти индивида. Поэтому можно пола- гать, что включение лиц с глубокими поражениями зри-
4-187 81
тельного анализатора в различные виды деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словес-. но-логический, образный, эмоциональный и двигательный^ памяти. Что касается типа памяти, то совместная деятель ность сохранных анализаторных систем должна способст вовать формированию смешанного типа либо, при абсо лютном доминировании в деятельности одного анализато ра, создавать соответственно одноименный тип. При работе над темой ЫПамять слепых и слабовидя щихы следует уделить внимание вопросам, связанным с пс ниманием особенностей этого процесса в буржуазной тифлс психологии. Особенно четко следует уяснить положения компенсаторной роли памяти у лиц с дефектами зрения.
План семинарского занятия. Литература
Память и ее особенности при дефектах зрения
1. Виды и типы памяти при слепоте. 2. Специфические особенности процессов памяти у лий с дефектами зрения. 3. Компенсаторное значение процессов памяти. 4. Диалектико-материалистические представления памяти лиц с сенсорными дефектами. 5. Проблема памяти в буржуазной тифлологии. 3 е м ц о в а М. И. Пути компенсации слепоты.З М. Изд-во АПН РСФСР, 1959. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями эре ния.ЗМ.: Просвещение, 1973. Зотов А. И., 3 о т о в Л. А. Сравнительное изучена' соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидя щих школьников//Психологические особенности слепых ] слабовидящих школьников. З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герце на, 1981.ЗС. 69З83. Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение 1985.ЗГл. 12З208 с.
Задания для самостоятельной работы Темы рефератов или докладов. Литература
1. Значение памяти в жизни слепых. 2. Типы памяти и их соотношение у слепых и слабовв дящих школьников. 82
3. Возрастное развитие памяти слабовидящих школь- ников. Егорова Л. В. Возрастные и индивидуальные разли- чия в запоминании эмоционально-образного и абстрактно- го материала у учащихся школ слепых // Особенности по- знавательной деятельности слепых и слабовидящих школь- ников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.ЗС. 138З151. Зотов А. И., 3 о т о в Л. А. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях процессов памяти у учащих- ся школ слепых // Особенности познавательной деятельно- сти слепых и слабовидящих школьников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.ЗС. 285З303. 3 ото в Л. А. Соотношение типов памяти у школьников с нарушенным и нормальным зрением//Особенности по- знавательной деятельности слепых и слабовидящих школь- ников.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.ЗС. 44З50.
ТЕМА 12. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛЛБОВИДЯЩИХ
Мышление, являясь обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей ступенью познава- тельной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощу- щениями, восприятиями и представлениями не исчерпыва- ется его односторонней зависимостью от количества и качества чувственных данных, а имеет двусторонний харак- тер. Возникая и развиваясь на базе Ыживого созерцанияы (В. И. Ленин), мышление в свою очередь оказывает кор- ригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обоб- щенности образов. Полная или частичная утрата функций зрения, огра- ничивая количественно ощущения и восприятия, снижая полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения внешнего мира, в той или иной степени сказы- вается на процессе интеллектуального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости об- щий ход развития мышления, так как основные физичес- кие, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами, 4. 83
Функции мышления при слепоте не имеют никаких принципиальных отличий от его функций у нормально ви- дящих. Однако выпадение или серьезные нарушения функ- ций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности формирование целостного образа, его дифференцирован- ноеЙ и возможность выделения существенных признаков и широких обобщений. В связи с этим мышлению слепых приходится проделывать дополнительную по сравнению с нормой работу, преодолевая относительную сукцессив- ность осязательных образов слепых, их фрагментарность, схематизм, восполняя многочисленные пробелы чувствен- ного познания. Одной из детерминант компенсации дефектов психиче- ского развития, обусловленных сужением сенсорной сфе- ры, является такое фундаментальное свойство мышления, как опосредованность, позволяющее ему опосредованно, при помощи умозаключений, раскрыть сущность недоступ- ных для восприятия предметов и явлений. В. И. Ленин писал, что представление не может схва- тить движения в целом, например не схватывает движе- ния с быстротой 300000 км в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить. Очевидно, что возможность чувственного отражения при патологии зрения существен- но ограниченно, и целый ряд данных о внешнем мире сле- пые могут получить и получают опосредованно, косвенным путем, благодаря работе мышления. Особо следует под- черкнуть, что, хотя человеческое мышление специализиру ется на выявлении существенных связей и отношений и из обобщении, оно отражает также свойства и сущносп объектов. Именно эта возможность отражать свойства i сущность объектов в их общих и существенных определе- ниях лежит в основе материалистического понимания ком- пенсаторной функции мышления. Не абстрактные схемы не символы, а вполне реальные конкретные представления образы воображения и понятия, отражающие недоступньк для непосредственного восприятия объекты, формируются у слепых и слабовидящих в результате опосредованном отражения, что способствует расширению и углублений познавательных возможностей. Изучая мышление, буржуазные тифлопсихологи исхо дили из ненаучных механистических, идеалистических t других философских и общепсихологических концепций что, естественно, отразилось на их теоретических постро
ениях. Наиболее распространенная концепция утверждала
что потеря зрения способствует более раннему, быстрому развитию логического мышления у слепых, нежели у нор- мально видящих. Основываясь на рационалистических и идеалистических философских построениях, тифлопсихо- логи этого направления разрывали единство чувствен- ного и логического, противопоставляли образное и поня- тийное, не видели диалектики перехода от ощущения к мысли. Возникшая в западноевропейской тифлопсихологии и берущая свое начало от Вюрцбургской школы Ычистогоы мышления концепция преимущественного по сравнению с нормой развития логического мышления слепых, утвер- ждавшая его более быстрое и раннее по сравнению со зрячими развитие, в своей основе имела антидиалектиче- ское положение, согласно которому чувственные данные Еie только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. А отсюда следовало, что, чем мень- ше ощущений вторгается в Ыфиксационную точку созна- нияы (А. А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже сосредоточение слепых на своем внутреннем мире. А это будто бы открывает широкие возможности для научного и художественного творчества, особенно в обла- сти математики, музыки, литературы. Однако подобные утверждения являются умозритель- ными, так как не подтверждены ни практикой слепых, ни экспериментами, а немногочисленные примеры слепых, до- стигшие высокого уровня интеллектуального развития, свидетельствуют лишь о принципиальной возможности вы- сокого умственного развития при отсутствии зрения, но никак не могут доказать более раннего и быстрого разви- тия мышления, достигающего более высокого, нежели в ЕЕюрме, уровня. Еще более наивными и не выдерживаю- щими критики являются попытки обосновать независи- мость мышления от чувственного познания, а также отри- цательное влияние последнего на мыслительную деятель- ность. Противоположную позицию занимали тифлопсихологи, развивавшие концепцию, согласно которой слепота тормо- зит и ограничивает развитие мышления. Эта тифлопсихо- логическая концепция является вариантом ассоциативной теории, широко распространенной в психологической нау- ке конца XIXЗначала XX века. Представители этого направления правильно замечали, что недостатки в области чувственного познания неизбеж- но должны сказаться в сфере мышления, однако сведение
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление