Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 8 страница




хранившихся зрительных представлений создают новые яр-
кие образы воображения. Наличие же остаточного зрения
еще больше расширяет такие возможности в этом виде пси-
хической деятельности. Можно полагать, что при прочих
равных условиях (возраст, развитие мышления, чувствен-
ный опыт и т. д.) сила воображения будет находиться в
прямой зависимости от состояния зрительных функций.
Независимо от того, образами какой модальности З зри-
тельными, слуховыми или осязательнымиЗоперируют при
воссоздающем воображении слепые, процесс их реконструк-
ции протекает так же, как и у нормально видящих, и имеет
своей физиологической основой образование новых сочета-
ний временных нервных связей, ранее сформировавшихся в
коре больших полушарий.
Развитие воссоздающего воображения у слепых явля-
ется важной задачей педагогического процесса. Целена-
правленное, управляемое педагогом воспитание воображе-
ния необходимо не только потому, что оно заполняет про-
белы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение,
опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности
представления, может уводить слепого в сторону от реаль-
яой жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном
воображении, к которому в силу своего малоподвижного
образа жизни, недостаточно активного включения в дея-
тельность (игровую, трудовую, учебную) склонны слепые.
Воображение под влиянием потребностей, чувств и эмоций
и не регулируемое волей и сознанием, дает нереальные,
фантастические образы.
Исследование Н. Г. Морозовой показало, что слепые в
своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, ак-
трисами, археологами и т. п. Подобный отрыв от реально-
сти превращает мечту из стимула деятельности в пустую
мечтательность и отрицательно влияет на развитие лично-
сти. Но для правильного развития способности мечтать не-
обходимо, однако, наряду с этим, чтобы человек с дефек-
том зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои
возможности, познакомился с той сферой, где он сможет
применить свои силы.
Творческое воображение слепых из-за отсутствия или не-
достаточного количества и неполноценности зрительных
представлений страдает значительнее, чем воссоздающее.
Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной аб-
солютной слепоте.
Отмечающееся некоторыми авторами высокое развитие
творческого воображения слепых, их особая склонность к

литературному, музыкальному и другим видам творчества
ничем не доказана.
Низкий уровень творческого воображения слепых связан
также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зри-
тельных функций препятствует овладению ребенком куль-
турой, так как человеческая культура, как показал
Л. С. Выготский, слагалась при известном постоянстве био-
логического типа, и ее орудия, институты и т. п. рассчитаны
на нормальную психофизическую организацию. Это озна-
чает, что творческая деятельность во многих областях
культуры, науки, искусства возможна только при наличии
зрения.
Но вместе с тем следует иметь в виду, что существует
целый ряд таких видов деятельности, участие в которых не
требует обязательного зрительного контроля и объекты ко-
торой адекватно отражаются без участия зрения. Одновре-
менно нужно подчеркнуть, что творческое воображение не
ограничивается сферой искусства, оно пронизывает все
виды человеческой деятельности.

Планы семинарского и практических занятий.
Литература

Е

Занятие первое

Роль воображения в деятельности слепых
и слабовидящих

1. Общее понятие о воображении и его значении в жиз-
ни человека.
2. Взгляды буржуазных тифлологов на воображение
слепых.
3. Современные представления советских дефектологов
о влиянии дефекта зрения на формирование воображения.
4. Особенности воссоздающего и творческого воображе-
ния детей с дефектами зрения.
5. Особенности мечты слепых и слабовидящих.
6. Творчество слепых.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение,
1985.ЗГл. 14.
Морозова Н. Г. Интересы и мечты слепых и слабови-
дящих школьников//Спец. школа.З1964.ЗВып. 1.З
С. 57З64.
Сорокин В. М. Некоторые вопросы воображения в
общей и специальной психологии//Вопр. обучения и вос-

питания слепых и слабовидящих.ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И.Гер-
цена, 1982.ЗС. 61З73.
Сорокин В. М. Краткий анализ проблемы креативно-
сти в тифлопсихологии//Особенности учебной и трудовой
деятельности при глубоких нарушениях зрения.ЗЛ.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.ЗС. 40З57.
Суворов А. В. Проблема формирования воображения
у слепоглухонемых // Вопросы психологии. З 1983. З № 3.
ЕС. 62З71.

Занятие второе (практическое)

Методы исследования слепых и слабовидящих

а) Метод чернильных пятен. Данный метод н
однократно использовался в психологической практике
качестве средства при изучении фантазии человека.
В качестве стимульного материала используются неоп
ределенной формы пятна. Их легко получить: согнуть лист
белой бумаги и, разогнув, с внутренней стороны обильно
капнуть на сгиб чернила. Согнув снова лист, растереть
пальцами место, где соберутся чернила, и разогнать их
возможно шире. В результате получится бесформенное
симметричное пятно.
Такое пятно предъявляется испытуемому, который дол-
жен дать как можно больше интерпретаций (т. е. сказать,
на что похоже пятно или его части).
В основе использования данного метода, впервые пред-
ложенного А. Бине в начале XX века, лежит идея активи-
зации процессов воображения в условиях дефицита внеш-
ней информации.
В процессе проведения эксперимента испытуемый может
свободно поворачивать лист и рассматривать пятно в
любом положении. Вре;мя на рассматривание пятна не
ограничивается, но строго фиксируется эксперимента-
тором.
При анализе результатов прежде всего оценивается чи-
сло ответов каждого испытуемого, ибо, чем богаче вообра-
жение, тем активнее и быстрее будут возникать ассоциации
с теми или иными предметами. Немаловажное значение
имеет характер локализации, т. е. интерпретация целого
пятна или его отдельной части. Ответы последнего рода
свидетельствуют о большей силе воображения.
Следует обратить внимание, в каком состоянии нахо-
дятся образы объектов, возникших в процессе интерпрета-
юо - 1

цнн, З статичном или динамичном. Привнесение элементов
движения, динамики свидетельствует о живости и яркости
образов фантазии. Ответы испытуемых следует оценить
также с точки зрения их оригинальности, т. е. насколько
редко или часто подобные ответы встречаются у других
испытуемых. Часто встречающиеся ответы относятся к ка-
тегории популярных и свидетельствуют о шаблонности во-
ображения испытуемого.
В работе с маленькими детьми (от 4 до 7 лет) следует
избегать внушения тех или иных ответов. Поэтому с ними
лучше следует проводить эксперимент в виде игры ЫПо-
смотри и угадайы.
В работе со слабовидящими следует использовать таб-
лицы крупного размера, насыщенной тональности. Для сле-
пых могут быть использованы такого рода пятна, выполнен-
ные рельефно. Кроме того, используются объемные тест-
объекты, выполненные из гипса или дерева, неопределен-
ной формы (так называемый трехмерный апперцептивный
тест).
б) Метод дорисовывания геометрических
фигур. Испытуемому предлагается на листе бумаги изо-
бражение геометрической фигуры (круг, квадрат,треуголь-
ник), которую он должен дорисовать до предметного изо-
бражения.
В процессе работы учитывается время, в течение кото-
рого исследуемый выполняет задание.
Оценке подлежит число рисунков (ассоциаций), выпол-
ненных испытуемым в целом и на основе каждой отдельной
фигуры.
Важным показателем является оригинальность рисунка,
т. е. его необычность, непохожесть, что свидетельствует о
силе творческого воображения. Напротив, популярные ри-
сунки свидетельствуют о бедности воображения. Так, на-
пример, изображение домика на основе треугольника, сол-
нышка на основе круга может рассматриваться как попу-
лярное и свидетельствует о слаборазвитом воображении
ребенка, если никаких других ассоциаций, кроме назван-
ных, у него не возникло.
Данная методика может быть использована в работе
со слепыми. В этом случае целесообразнее предложить ре-
бенку рельефное изображение геометрической фигуры, по-
просить назвать его устно те предметы, которые можно бы-
ло бы нарисовать на основе данной фигуры. Ответы обсле-
дуемого строго протоколируются, при этом выясняется
геометрическая фигура. Это обстоятельство весьма суще-
101

ственно, ибо оно свидетельствует о сложности ассоциаций
в) Метод исследования воссоздающего
воображения. Иллюстрирование. Одним из распростра-
ненных методов изучения воссоздающего воображения яв-
ляется рисованиеЗиллюстрирование сцен из литератур-
ных произведений. При этом оценивается, насколько точнс
испытуемый передает особенности персонажей произведе-
ния и, что особенно важно, насколько правильно отра-
жаются смысловые отношения между ними. Следует обра-
тить внимание на воссоздание окружающей обстановки Е
той или иной сцене, на характер привнесений, т. е. вклю-
чение деталей, не описанных в тексте, но вполне допусти-
мых. В таких адекватных привнесениях особенно отчет
диво проявляется сила и богатство воссоздающего вообра
жения.

Недостатки графических навыков исследуемых могу!
быть компенсированы путем беседы, в ходе которой вы
ясняется, что хотел изобразить испытуемый, что у него н<
получилось, как, по его мнению, надо было это нарисо-
вать.

В работе со слепыми можно использовать модификаций
данного метода З модельное иллюстрирование, т. е. воссоз-
дание сцены из предложенного набора игрушек (звери, де-
ревья, прочие предметы). В данном случае следует обра-
щать внимание не только на характер расстановки фигур
и предметное оформление сцены, но и на адекватность вы-
бора отдельных персонажей из предложенного набора. Осо-
бенно тщательной и нодробной должна быть беседа поел'
окончания работы.

г) Методы исследования вербальноп
(лингвистического) воображения. Описанны
выше методы в основном направлены на исследование об-|
разного, или невербального, воображения.
Но, кроме них, существует достаточно многочисленная
группа методов, при помощи которых изучается словесное,
или вербальное, воображение. Один из нихЗ метод трех
слов, который состоит в том, что испытуемому предъявля-
ются три любых слова (например, дождь, поле, земля), из
которых в точение определенного времени (5, 10, 15 мин)
он должен составить как можно больше фраз, так, чтобы
эти слова входили в каждую из них.

К. К. Платонов предлагает оценивать полученные
фразы по степени их оригинальности по пятибалльной!
системе:
102

5Зостроумная, оригинальная комбинация;
4Зправильное, логическое сочетание слов;
3Зпожалуй, и так можно;
2Здва слова связаны, а третье не логично;
1 З бессмысленное сочетание слов.
Таким же образом могут быть использованы отдельные
буквы, которыми должны начинаться придуманные слова,
включенные в целые фразы.
Другим методом данной группы является метод завер-
шения неоконченного предложения или рассказа. В этом
случае важным является, насколько оригинальное и не-
обычное продолжение придумает исследуемый.
Интересным является метод функциональных ассоциа-
ций. Смысл его состоит в придумывании как можно боль-
шего числа способов употребления для самых обычных
предметов, например, ключа, линейки, очков, часов и т. д.
Описанные выше и многие другие методы могут быть
использованы для выявления особенностей воображения
лица с дефектами зрения.

Занятие третье (практическое)

Особенности применения методов исследования
у слепых и слабовидящих

На занятии студенты знакомятся с вышеописанными
методами и особенностями применения их в условиях ра-
боты с детьми, имеющими дефекты зрения. Отработка тех-
ники использования метода осуществляется студентами
первоначально в работе друг с другом, после чего студен-
ты получают задание для самостоятельной работыЗпро-
вести исследование воображения у 3З5 слабовидящих или
слепых школьников методом чернильных пятен и методом
дорисовывания (по 3З4 теста-объекта в каждой методике).
Полученные данные подвергаются количественному и ка-
чественному анализу. Студенты представляют протоколы
обследования и общую характеристику полученных ре-
зультатов. В протоколе указывается имя, фамилия учаще-
гося, его возраст, состояние зрения, дата проведения обсле-
дования, время, затраченное на выполнение каждого от-
дельного задания, количество и характер полученных
ответов.
В общей характеристике должно быть отражено отно-
шение испытуемого к процедуре обследования (заинтересо-
ванность, безразличие, нервозность и т. д.), его высказыва-
103

ния по ходу выполнения заданий. Помимо количества отве-1
тов на каждый тест-объект и общего числа ответов по
данной методике, в отчете указывается характер самих ас-
социативных образов: животные, растения, человек, нежи-|
вая природа (скалы, лес и т. д.) и объекты материальной |
культуры (машины, дома и пр.) или их отдельные части,
либо образы фантастические. Следует обратить внимание)
на повторяющиеся (персеверативные) образы. В работе)
с испытуемыми следует обращать внимание на то, носит ли|
их ассоциативный образ динамический или статический ха-1
рактер (движется объект или нет). Наконец, при испольао-|
вании метода чернильных пятен немаловажное значение
имеет, как интерпретируется пятноЗв целом или его от-
дельные части. Особо следует проанализировать наличие
необычных (оригинальных), редко встречающихся ассо-
циаций.
На основании перечисленных критериев студенты дела-)
ют выводы об особенностях воображения детей с дефектами
зрения. Данная характеристика и выводы будут более на-|
глядны и убедительны, если в них будут представлены ре-
зультаты сравнительного (контрольного) исследования,]
проведенного по тем же методикам с нормально видящими]
детьми того же возраста.

ТЕМА 14.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ

Ориентация представляет собой процесс определения че-
ловеком своего местоположения в пространстве при помо-
щи какой-либо системы отсчета.
Для определения своего местоположения в пространстве
необходимо локализовать себя в определенной точке, на-
пример в определенном пункте местности, а также локали-
зовать окружающие предметы. В результате этой операции
человек определяет форму и величину окружающего про-
странства и его заполненность.
Ориентацию в пространстве можно определить как про-
цесс решения трех задач, которые принято называть выбор
направления, сохранение направления, обнаружение цели.
Решение этих задач необходимо для ориентации в любом
пространствеЗдля ближней ориентации в малом прост-
ранстве, когда непосредственно воспринимаются ориенти

ры, по которым определяется положение, и для дальней
ориентации в большом пространстве, когда ориентиры на-
ходятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости,
осязания).
В буржуазной идеалистической тифлопсихологии нару-
шения ориентации при слепоте объяснялись с позиций ре-
цепторной теории, рассматривавшей пространственное раз-
личение как функцию симультанного зрения и отрицавшей
возможность представления пространства на основе сукцес-
сивного осязательного восприятия.
Однако действительная причина трудностей, испыты-
ваемых слепыми в ориентировочной деятельности, заклю-
чается не в том, что человек при помощи осязания и дру-
гих сохранных видов восприятия якобы неспособен отра-
зить пространственные признаки и отношения внешнего
мира, а в том, что при слепоте, во-первых, сужается поле
и снижается точность и дифференцированность восприя-
тия пространства и соответственно пространственных
представлений, а во-вторых, значительно ограничивается
возможность воспринимать мир дистантно. Указанные
прячины затрудняют формирование навыков пространст-
венной ориентировки, делают невозможной в ряде случаев
ее автоматизацию.
Выпадение или нарушение функций зрения, играюще-
го в пространственной ориентировке нормально видящих
ведущую роль, выдвигает у слепых на первый план дру-
гие анализаторы.
Советская тифлопсихология исходит из положения, ут-
верждающего, что в восприятии пространства участвует
вся система сохранных анализаторов. В зависимости от
характера объекта то один, то другой анализатор, функ-
ционируя совместно с остальными, может выдвигаться на
первый план.
Пространство, в котором приходится ориентироваться
слепым, обычно различается по протяженности, заполнен-
ности и т. п., что и определяет ведущую роль того или ино-
го анализатора. В. С. Сверловым разработана классифи-
кация ориентировки по характеру пространства, в котором
она совершается.
Помимо внешних органов чувств, при ориентировке
слепых широко используются и другие виды чувствитель-
ности: вибрационная, температурная, статическая.
Взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе
восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мы-
шечно-суставные, обонятельные, вибрационные, статиче-

ские, а у частичнозрячих и зрительные ощущения доста-
точно подробно информируют слепых об окружающем
пространстве, благодаря чему они при известном навыке
оказываются в состоянии успешно решать задачи выбора,
сохранения направления и обнаружения цели.
Ориентация в пространстве есть процесс практического
применения пространственных представлений, среди кото-
рых для ориентации в большом пространстве наиболее
важную роль играют топографические представления. То-
пографические представленияЗэто представления о ме-
стности, возникающие на основе восприятия и локализации
объектов в пространстве. Топографические представления
являются сложной совокупностью образов памяти, в кото-
рых отражается форма, величина, удаленность объектов и
направление, в котором они расположены по отношению к
какой-либо точке отсчета.
Формирование топографических представлений, так же
как и пространственных представлений вообще, происхо-
дит в результате отражательной, условнорефлекторной
деятельности мозга. В совокупной, интегративной дея-
тельности многих анализаторных систем при восприятии
пространства ведущая роль принадлежит двигательному
анализатору.
Топографические представления выступают в двух ви-
дах, различающихся по уровню обобщенности: представ-
ления типа карта-путь и карта-обозрение.
Для топографических представлений типа карта-гпть.
характерны конкретность и постепенность прослеживания
пространственных отношений. Ориентация в пространстве
на основе этих представлений имеет сукцессивный харак-
тер: в ходе ориентации воспроизводятся и сравниваются
с данными восприятия представления о всех ориентирах,
находящихся между отправными и конечными пунктами-
Представления такого рода являются первичными, разви-
ваясь раньше, чем представления типа карта-обозрение.
При слепоте конкретное, сукцессивное прослеживание
пространственных отношений является наиболее распро-
страненным способом ориентации. Именно е этим связана
ограниченность автоматизма в ориентировке без участия
зрения.
Представления второго типаЗкарта-обозрениеЗха-
рактеризуются одномоментностью мыояенного охвата про-
странственных отношений, свойственных тому или иному
замкнутому пространству. При ориентировке, основанной
на представлениях типа карта-обозрение, одномоментно,

спмультанно воспроизводится вся совокупность простран-
ственных отношений в виде плана определенной ме-
стности. Представления этого типа формируются на
основе представлений типа карта-путь в результате их
обобщения, а также выделения в виде схемы основно-
го направления, расстояния и наиболее важных ориен-
тиров.
Существование у слепых тех же видов топографических
представлений, что и у зрячих, еще раз показывает, что
в основе ориентации в пространстве лежит работа не од-
ного зрительного анализатора, а активное практическое
отражение пространственных отношений в результате ин-
тегративной деятельности всех анализаторных систем.
Возможность формирования у слепых топографических
представлений типа карта-обозрение подтверждает непра-
вомерность противопоставления зрительного, симультанно-
го осязательному, сукцессивному восприятию.
При изучении темы ЫПространственная ориентировка
слепыхы студенты должны, помимо фактического материа-
ла, хорошо усвоить несколько принципиальных положений,
без знания которых невозможно осуществлять конкретную
работу по обучению ориентировке слепых в школах или
реабилитационных центрах.
Изучение данного раздела должно быть связано с изу-
чением темы ЫВосприятие слепыхы, а конкретно с вопро-
сом о восприятии пространства слепыми. Принципиальная
возможность восприятия пространства слепыми является
тем фундаментом, на котором зиждется возможность ори-
ентации в пространстве Также чрезвычайно важным яв-
ляется положение о возможности формирования у слепых
топографических представлений. Здесь надо помнить о
том, что многие буржуазные тифлологи отказывали слепым
в возможности иметь Ыобраз пространстваы и соответст-
вующие топографические представления. Трудовая дея-
тельность слепых, практика их общения, самообслужива-
ния отрицает эти ошибочные воззрения.

Планы семинарских занятий. Литература

Занятие первое

Формирование навыков пространственной ориентировки
как основы реабилитации слепых

1. Понятие об ориентации в пространстве.
2. Особенности формирования пространственных пред-
ставлений.

3. Виды пространственной ориентации слепых.
4. Роль сохранных органов чувств в пространственно?
ориентации слепых.
5. Особенности формирования топографических пред-j
ставлений. |
Бубнова Т. В. Особенности формирования простращ
ственных представлений у учащихся школ для слепых
слабовидящих детей//Дефектология.З1970.З№ 4.-
С. 13З20.
Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение!
1985.ЗГл. 11. 1
Сверлов В. С. Пространственная ориентация сл&1
пых.ЗМ.: Учпедгиз, 1951.ЗГл. IЗIII. |
Семенов Л. А. Оценка развития навыков ориенти-j
ровки в пространстве слепых детей//Дефектология. Е
1985.З№ 1.ЗС. 17З21.

рованный образ пространства на план и ориентироваться
по плану?
5. Сформированы ли у учащихся умения определять
расположение предметов в заданном пространстве отно-
сительно себя в связи с изменением положения тела в
пространстве?
Примечание. При анализе занятия необходимо учи-
тывать возраст учащихся, год обучения, степень и харак-
тер нарушенного зрения.
Результаты занятия студенты должны оформить в виде
отчета.

Занятие второе (практическое)

Пространственные представления и ориентировка
слепых детей и подростков

В ходе данного занятия необходимо проанализирован
деятельность слепых учащихся на специальном уроке пс
ориентировке в школе слепых и ответить на следующие
вопросы:
1. В чем проявился познавательный интерес учащихся
к обучению ориентировке? Как учитель стимулирует деят)
тельность школьников в процессе занятия? [
2. Как подготовлены школьники к использованию ося|
зания, слуха, обоняния, остаточного зрения в ориенти!
ровке в замкнутом пространстве и свободном прост!
ранстве (дифференцируют ли они окружающие звуки|
их направление и удаленность источника звука; разли!
чают ли при ходьбе покрытие полов в помещении, изче-|
нение в структуре поверхности дороги на улице; \ ме1
ют ли правильно дифференцировать запахи, являющиеся
ориентирами в незнакомом пространстве; пользуются
ли остаточным зрением при определении формы и ве|
личины предметов, наполняющих изучаемое простран!
ство)? ' |
3. Соответствуют ли (и в какой мере) образы изучеж
ного ранее замкнутого пространства (столовой, комната
отдыха) воспринимаемому в настоящее время?
4. Овладели ли учащиеся умением переносить оформив

108 Е

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет, задачи и методы тифлопсихологии
2. Становление тифлопсихологии как самостоятельной
науки..............
3. Проблема компенсации в тифлопсихологии
4. Личность и межличностные отношения при тяжелых
нарушениях зрения..........
5. Деятельность при дефектах зрения.....
6. Внимание слепых..........
7. Речевая деятельность слепых и слабовидящих
8. Ощущение слепых и слабовидящих.....
9. Восприятие слепых и слабовидящих.....
10. Представление слепых и слабовидящих....
11. Память слепых и слабовидящих......
12. Мышление слепых и слабовидящих.....
13. Воображение слепых.........
14. Пространственная ориентация слепых.....

Учебное издание

Литвак Алексей Григорьевич;
Сорокин Виктор Михайлович
Головина Татьяна Павловна

ПРАКТИКУМ ПО ТИФЛОПСИХОЛОГИИ

Зав. редакцией Т. С. Залялова
Редактор Т. П. Мищенко
Младший редактор А. Н. Синицына
Художественный редактор Г. С. Студеникина
Технический редактор С. М. Калёнова
Корректор Н. И. Новикова

ИБ № 12049

Сдано в набор 06.0788. Подписано к печати 13.1288. формат 84Х108'/з2.
Бумага кн.-журн. отеч. Гарнит. литерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,88.
Усл. кр.-отт. 6,09. Уч.-изд. л. 6,09. Тираж 18 500 экз. Заказ № 187. Цена 20 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство ЫПросвещениеы Государствен-
ного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

ПО ЫЧертановская типографияы Управления издательств, полиграфии и книжной
торговли Мосгорисполкома. 113545, Москва, Варшавское шоссе, 129а.

В 1989 ГОДУ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ЫПРОСВЕЩЕНИЕы
ВЫЙДЕТ В СВЕТ КНИГА

ЫСурдопедагогикаы. Под ред. М. И. Никити-
ной. Пособие для студентов дефектологических
факультетов педагогических институтов.

В пособии освещается система обучения и вос-
питания детей с нарушением слуха, обеспечиваю-
щая всестороннее развитие этих детей, вооруже-
ние их необходимыми знаниями, подготовку к
общественно полезному труду.

1. Что такое информация, информационные технологии, информационная система, обладатель информации, доступ к информации предоставление и распространение информации (статья 2)?

2. Как подразделяется информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (статья 5)

3. Кто может получать информацию? (статья 8)

4. К какой информации не может быть ограничен доступ?

5. Какая информация предоставляется бесплатно?

6. Какая ответственность наступает за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации? (статья 17)

7. При оказании каких услуг лицо не несет гражданско-правовую ответственность за распространение ограниченной или запрещенной ФЗ информации?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.