тела, которые закрепляются в положении, способствую- щем наиболее отчетливому слуховому восприятию. При отсутствии зрения в определенных условиях по. лучает компенсаторное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния ана- лизаторов и уровня чувствительности, сколько от харак- тера деятельности, в которой принимает участие индивид Внимание характеризуется рядом свойств (объемом концентрированностью, устойчивостью, отвлекаемостью г т. д.), проявление и развитие которых у слепых имеют не- которые особенности. Хотя слепота и вносит некоторые специфические осо бенности в развитии и проявлении внимания, в целом вни мание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональ- ных свойств личности, от активности человека. По этой же причине воспитание внимания и формирования внима тельности как свойства личности у детей с дефектами зре ния осуществляется на той же основе и теми же способа ми, что и в массовой школе. Поскольку исследования по данной теме в современ' ной тифлопсихологии практически отсутствуют, то прь, изучении темы ЫВнимание слепыхы необходимо опираться на сведения по этой теме из курса общей психологии с тем, чтобы иметь воаможяость проследить проявление ви- дов и свойств внимания при нарушениях зрения. Поэтому при изучении данной темы чрезвычайно важным является посещение школы слепых и слабовидящих с целью наблю дения за вниманием школьников с тяжелыми нарушения' ми зрения.
Планы семинарских и практических занятий. Литература
Занятие первое Особенности внимания при нарушениях зрения
1. Значение внимания в деятельности слепых. 2. Критика буржуазных концепций внимания слепых,
3. Произвольное и непроизвольное внимание в дея- тельности слепых. 4. Особенности проявления свойств внимания при тя- желых нарушениях зрения. 5. Внешнее проявление внимания при слепоте. Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвеще- ние, 1985.ЗГл. 6. Фомина Л. А., Румянцева П. М. Слуховое и тактильное внимание слепых детей//Учеб. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.ЗЛ., 1955.ЗТ. 100.ЗС. 311З321.
Занятие второе
Проявление видов и свойств внимания у слепых школьников в процессе обучения (наблюдения на уроке)
Это занятие проводится непосредственно в школе для слепых и слабовидящих детей. До посещения школы сту- денты знакомятся с программой наблюдения и получают необходимые указания преподавателя о методике наблю- дения за вниманием слепых учащихся на уроке.
В результате анализа хода урока, который наблюдали студенты, они должны будут ответить на следующие во- просы: 1. Каково соотношение видов внимания (произволь- ного и непроизвольного) на уроке у слепых школьников? Показать это соотношение во времени и соотнести с за- дачей и целями урока. 2. Какой анализатор выступал ведущим при возник- новении произвольного и непроизвольного внимания? При- вести конкретные примеры из хода урока. 3. Каков объем внимания слепого школьника на уро- ке? Назовите ведущий анализатор при проявлениях этого свойства внимания. 4. Проявляется ли на уроке распределение внимания? Какой анализатор выполняет контролирующую функцию в процессе распределения внимания? Назовите конкрет- ные примеры распределения внимания у слепого школь- ника на уроке. 5. Проявляется ли на уроке сосредоточенность и кон- Центрированность внимания? Опишите внешнее выраже- ние проявления этих свойств внимания. 6. Проследите, как часто происходит на уроке отвле-
чение внимания. Перечислите конкретные раздражител которые были отвлекающими факторами на уроке. 3 7. Проанализируйте, как происходит переключен) внимания. Назовите факторы, препятствующие успешно]?ы проявлению данного свойства на уроке. 8. Учитывая разное состояние зрительных функци учащихся, проанализируйте, влияет ли острота остаточ- ного зрения и диагноз заболевания на проявление внима- тельности слепого школьника в процессе урока.
Третье занятие
Формирование видов и свойств внимания на уроках в школе слепых и слабовидящих
По этой теме студенты также посещают урок в сп циальной школе. Но если целью второго занятия бы анализ проявления свойств и видов внимания у школьний ков с нарушениями зрения, то целью данного занятия яв| ляется анализ работы учителя по формированию данный свойств у слепых и слабовидящих школьников и выявле( ние специфики работы на уроке. Студентам также пред варительно сообщается программа наблюдения на уроке Она состоит из следующих вопросов:!, 1. Какими приемами пользуется учитель для привле< чения внимания учащихся специальной школы в начале урока? Есть ли отличие в этих приемах по сравнению с массовой школой? Если нет, объясните почему; если есть, объясните, в чем оно заключается. 2. Как работает учитель над формированием такого важного свойства, как объем внимания? На какие сохран- ные анализаторы учащихся опирается в своей работе учи- тель? Использует ли учитель специфические приемы при формировании объема внимания? 3. Как осуществляет учитель распределение внимания слепых и слабовидящих на уроке? Назовите конкретно, между какими видами деятельности распределяется вни- мание учащихся. Какими навыками должен обладать учи- тель, чтобы управлять распределением внимания слепых и слабовидящих учащихся? 4. Как реагирует учитель на отвлечение внимания уча- щихся на уроке? Какими приемами пользуется учитель на уроке, чтобы переключать внимание учащихся? 5. Какими способами учитель формирует на уроке не- произвольное и произвольное внимание? Отметьте специ- фику в этих способах. Специфично ли соотношение ненро-
извольного и произвольного внимания на уроке в школе слепых и слабовидящих? 6. Сделайте общий вывод, опираясь на материалы уро- ка, о значений внимания для слепых и слабовидящих школьников и о способах его формирования и поддержа- ния на уроке в специальной школе.
Задания для самостоятельной работы Конспектирование уроков
Студенты должны представить анализы двух уроков, которые они посетили, проведя наблюдение, по предло- женной программе. Необходимо учесть, что на первом уроке каждый студент ведет наблюдение за одним произ- вольно выбранным учеником, на втором уроке студент наблюдает за работой учителя и поведением всего класса. Результаты наблюдения оформляются в виде протокола, где обязательно указывается школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя, дата наблюдения, тема урока, его зада- чи и цели, характеристика зрительных функций одного ученика и общая характеристика всего класса. В конце протокола делается обобщающий вывод по программе наблюдения.
ТЕМА 7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
В русской и зарубежной тифлопсихологии XIXЗна- чала XX столетия речь рассматривалась с ассоцианист- ских, сенсуалистических позиций, речевое развитие счи- талось результатом индивидуального опыта. В связи с этим трактовка данного психического феномена страдала односторонностью и неизбежно приводила к выводу, отри- цавшему возможность полноценного овладения и понима- ния слепыми речи. В основе такого утверждения лежало убеждение в том, что отсутствие зрения создает ничем не компенсируемый разрыв между словами, отражающими (К. Бюрклен, А. Крогиус и др.) главным образом зри- тельные впечатления, и представлениями, которые у сле- пых формируются на основе принципиально отличного от зрительного осязательного восприятия. Установление такой односторонней зависимости раз- вития речи от способа восприятия дало толчок для цело- fo ряда попыток Ыизобрестиы особый язык для слепых на 49
том основании, что слепые не понимают языка зрячих и не могут его правильно использовать. Слепые, по мнению В. Штумпфа, пользуются Ычужим языкомы, который сле- дует изъять из употребления и заменить новым. Впервые о необходимости специального языка для слепых заявил в середине XVIII века французский просветитель Д. Дид- ро в своем знаменитом ЫПисьме о слепыхы. Эта точка зрения развивалась в ряде работ конца XIXЗначала XX веков (В. Штумпф, А. Крогиус, А. Скре- бицкий), хотя несостоятельность сенсуалистического тол- кования речевой деятельности и ее общественно-историче- ское происхождение были уже доказаны классиками марксизма, а неправомерность противопоставления зри- тельного и осязательного восприятия З И. М. Сеченовым. Следует полагать, что материалистическое понимание природы речи все-таки оказало влияние на некоторых тифлологов, отрицавших необходимость создания особого языка слепых. Не исключая принципиальной возможно- сти создания такого языка, исследователи справедливо полагали, что он, во-первых, может быть создан только при условии полного обособления слепых от зрячих на протяжении многих поколений и, во-вторых, вряд ли меж- ду языком слепых и зрячих имелись бы практически зна- чимые различия. Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а, напротив, предполагает в ряде случаев не- избежность возникновения у них разрыва между словом и образом (например, обозначение и представление цве- та), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно воспринимаемые объекты, в силу их обобщен- ности может быть доступно слепым. Следует также пом- нить, что отраженные в понятии и закрепленные в слове свойства, связи и отношения предметов и явлений объ- ективной реальности адекватно отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств. По-' этому в соотношении слова и образа у нормально видящих' и слепых имеется преимущественно количественное, а не. качественное различие. Установив, что речь слепых, так же как и речь зрячк в принципе адекватно отражает действительность, мож: утверждать общность основных речевых функций д. всех членов общества, независимо от состояния их ан| лизаторских систем, и в частности зрительного анализ! тора. Помимо основныхЗкоммуникативной (общения), си
нификативной (обозначения), обобщения, абстрагирова- ния и побуждения З функций, в тифлопсихологии Е выде- ляется компенсаторная функция речи. Выделение этой функции не означает возникновения каких-либо принци- пиальных особенностей в содержании, структуре и харак-
в связи с сужением сферы чувственного познания и на- правленный на ликвидацию его последствий в психиче- ском развитии личности, аспект речевой деятельности. На основе словесных объяснений, подкрепляемых до- ступными для слепого чувственными данными, а у ослеп- ших, кроме того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представление о мно- гих недоступных для их восприятия предметах и явле- ниях действительности. Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т. д. Компенсаторная функция речи не исчерпывается по- знавательной деятельностьюЗогромное значение она имеет для формирования личности слепого в целом. Толь- ко благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оста- ваться его полноправными членами, активно участвующи- ми в общественно полезной деятельности. Поскольку речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс определенный отпечаток, вносят специфику, про- являющуюся в динамике развития и накопления языко- вых средств и выразительных движений, своеобразии со- отношения слова и образа, содержании лексики, некото- ром отставании формирования речевых навыков и языко- вого чутья. Овладение фонетической стороной речи, с которого на- чинается усвоение родного языка, т. е. формирование фо- ^матического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И ес- "чи развитие фонематического слуха и формирование ре- ^еслуховых представлений, основанное на слуховом вос- "РИЯТИИ, протекает у слепых и зрячих идентично, то фор-
мирование речедвигательных образов (артикуляции зву- ков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает Это есть следствие полного или частичного на- рушения возможности визуально отражать артикулятор. ные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей. Современные исследования подтвердили наличие на рушении взаимодействия в функционировании анализа торных систем, участвующих в формировании фонетиче ской стороны речи З слуховой, кинестетической и зритель ной, в результате чего в процессе становления речи у еле пых наблюдаются отклонения от нормы. Основным дефектом речи при слепоте является косно язычие, широко распространенное у слепых детей до школьного и младшего школьного возраста. Среди разно видностей косноязычия наблюдаются сигматизмы З не правильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, щ, ш, ж, ч) в различных вариантах, ламбдацизмЗ неправильное произношение звука л; ротацизмЗнедо статки произношения звука р; имеют место также нару шения произношения звуков д, т и других. Речевые расстройства слепых детей отражаются на т письме. По данным М. Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным произношением соответствующих звуков а в 46% случаев неправильно произносимые звуки прово цируют неверное написание. Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты реч) тормозят психическое развитие слепых детей, причем в го раздо большей степени, чем нормально видящих. Это свя зано с тем, что развитие речи, способной при нормальноы уровне развития в значительной мере компенсировать по следствия слепоты, в данном случае задерживается i речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Недостатки произношения отрицательно влияют на ре чевую деятельность, ограничивают и без того суженньи круг общения детей с дефектами зрения, что тормоз^ формирование ряда качеств личности или ведет к появ лению отрицательных свойств (замкнутости, аутизма, не гативизма и др) Отсюда становится ясной необходимость своевремей ной коррекционной логопедической работы со слепым! детьми. Основой для формирования правильного звуко произношения при дефектах зрения является использова ние сохранных слухового и двигательного анализаторов 52
которым принадлежит главная роль в формировании ре- чеслуховых и речедвигательных представлений Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, за- трудняют выделение многих существенных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воз- действие свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к снижению темпа познания действительности л, следовательно, сказывается на темпах психического, и в частности речевого, развития, вызывает задержку по- следнего. Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах' количественноЗкак увеличение числа ис- пользуемых и понимаемых слов, и качественноЗкак смысловое развитие словаря, как соотношение слов и обо- значаемых ими предметов, как процесс все большего и большего обобщения значения слов. Неограниченные у слепых детей возможности речевого общения (непосредственное общение со взрослыми, чтение книг, слушание радио и т. д) способствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем школьном воз- расте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным некоторых исследователей, превзойти его. Несмотря на то что слепые обычно правильно упо- требляют слова в том или ином контексте, знания их при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужаетсяЗслово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или кон- кретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое зна- чение. Однако отсутствие соответствия между словом и об- разом, вербализм знаний, столь характерный для слепых, может быть в значительной степени преодолен путем спе- циальной работы по конкретизации речи. Расширяя и уг- лубляя чувственный опыт детей с дефектами зрения при помощи различных дидактических приемов и средств (ис- пользование наглядных пособий, экскурсий, объяснитель- ного чтения, словарной работы, применение технических средств обучения и т. д.), можно достичь необходимого соответствия между запасом слов и образами обозначае- мых ими объектов. Усвоение грамматического строя происходит в процес- ^ общения со взрослыми на основе слухового восприятия
и последующего подражания. Сохраняя возможность нор- мального общения с окружающими, слепые дети имекп потенциальные условия для нормального овладения грам- матическим строем родного языка. Но достаточно чаете дети с нарушениями зрения оказываются в неблагоприят- ных средовых условиях, лимитирующих возможность об- щения, что отрицательно сказывается на формировании } них речевых навыков и языкового чутья и проявляется Е темпе овладения флексийной речью.
В специфику развития речи слепых детей включаются также особенности усвоения и использования ими неязы- ковых средств общенияЗмимики, пантомимики, ингона' ции, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи, Сокращение 'или отсутствие возможности зрительно вое принимать и непосредственно подражать внешним вырази' тельным движениям окружающих отрицательно сказывает ся как на понимании ситуативной, сопровождаемой мими кой и пантомимикой устной речи партнеров по общению так и на внешнем оформлении речи самих слепых. С одно1 стороны, слепой не воспринимает массу мимических движе' ний и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, с другой стороны, ж пользуясь в своей речи этими средствами, слепой человек существенно обедняет свою речь, она становится маловыра- зительной.,
Наиболее тесно со временем и степенью потери зрени! связаны из 'неязыковых средств общения мимика и панто| мимика. При врожденной и рано приобретенной слепота страдают как инстинктивные, так и прижизненно формирую ющиеся социальные выразительные движения. Последние у данной категории слепых вообще отсутствуют, а инстинк- тивные мимические движения (например, сопровождающие смех и плач) оказываются слабо выраженными. У слепых наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что ска- зывается на интонационном оформлении речиЗв ее бед- ности и монотонности. Однако развивающаяся у слепых способность к речевой подражательности помогает преодо- лению этого недостатка.
В тифлопсихологии существует мнение, 'согласно которо- му отсутствие зрения влияет на темп и громкость речи. Од- ни авторы отмечают замедленность, другиеЗповышенную скорость речи слепых, по сравнению с нормально видящи- ми. Также расходятся мнения и о силе голоса: одни ут- верждают, что слепые говорят всегда тихо, так как громкие 54
звуки мешают их слуховой ориентации в пространстве, дру- гиеЗчто слепые говорят чрезмерно громко, потому что из- за отсутствия зрения не могут оценить размеры помещения и степень удаленности собеседника. Надо полагать, что упомянутые различия в темпе и громкости речи являются индивидуальными, а не типичными для слепоты особенно- стями, чем и обусловлено столь значительное расхождение взглядов на эту сторону речи. Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со сто- роны родителей и воспитателей развивается до нормально- го уровня и служит мощным средством компенсации, су- щественно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. При изучении темы ЫРечь слепых и слабовидящихы не- эбходимо прежде всего усвоить принципиальное положение э том, что не все речевые нарушения, встречающиеся у сле- пых и слабовидящих школьников, вызваны заболеваниями зрительного анализатора, а только те, которые связаны с неправильной артикуляцией, формирующейся на основе зрительного восприятия, а также с недостаточным чувсг- венным опытом, обедняющим словарный запас. Все другие речевые нарушения могут быть обусловлены нарушениями центральной нервной системы, периферического речевого аппарата и др. Следовательно, давая характеристику рече- вых нарушений у слепых и слабовидящих школьников, не- обходимо точно дифференцировать причины, вызывающие эти отклонения. Учет этих причин и явлений З основа вы- работки оптимальных причин коррекции и компенсации ре- чевых нарушений у данного контингента, детей.
Планы семинарского и практического занятия. Литература
Особенности речи у слепых и слабовидящих
1. Критика идеалистических взглядов на развитие речи слепых в тифлопсихологии. 2. Понятие о речи и ее функциях в тифлопсихологии. 3. Содержание коррекционной функции речи. 4. Особенности развития речи у слепых и слабовидящях
Детей. ВолковаЛ С. Результаты экспериментального изуче-
ния нарушений устной речи у детей с глубокими наруше- ниями зрения//Дефектология.З1982.З№ 3.ЗС. 14З19. Ермолович 3. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся.начальной школы//Вопросы обу- чения и воспитания слепых и слабовидящих.ЗЛ., 1979З С. 52З71. Костючек И. С. Развитие речи учащихся школ сле- пых (IЗV классы).ЗМ.: Просвещение, 1967.ЗГл. I. Литва к А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 1982.ЗГл. 7.З208 с. Хватцев М. Е. Недостатки речи у слепых детей и под- ростков и методы предупреждения и устранения их//Учен зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.ЗЛ., 1983.ЗТ. 13.ЗС. 127- 156.
ТЕМА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания, разные уровни ко- торогоЗощущение, восприятие и представленияЗобра- зуют его структуру. Состав и структура чувственного поз- нания характеризуют сенсорную организацию человека. Сенсорная организация сложилась в процессе общественно- исторического развития человека, и целиком отражает об- раз его жизни и характер деятельности. Отражая образ жизни и деятельности в целом, сенсор- ная организация человека в первую очередь отражает об- щественный образ его жизни и трудовой характер деятель- ности. Именно от этого зависит сложившееся соотношение анализаторов, преобладание зрительной системы, общее развитие анализаторных систем. В процессе трудовой дея- тельности в основу сенсорной организации человека легли зрителыно-тактильно-кинестетические связи и оптико-вести- булярная установка. Серьезные нарушения или полная утрата функций зри- тельного анализатора, приводящие к слабовидению или слепоте, разрушают частично или полностью сложившиеся в процессе общественно-исторического развития межанали- заторные связи. Нарушение исторически сложившегося взаимодействия между зрительным и другими анализато- рами отражается на всей сенсорной организации человека, что в свою очередь вызывает определенные отклонения в сферах логического познания и практики.
Все это могло бы привести к необратимым патологиче- ским изменениям в развитии психики, если бы сенсорная организация не обладала большой динамичностью и пла- стичностью.
Нарушения деятельности зрительного анализатора при- водят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотно- шений анализаторов, образованию новых внутри- или меж- анализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у зрячих анализаторных систем. В свою очередь относительное пре- обладание слуха или осязания над зрением у некоторых частичнозрячих (при наиболее низкой остроте остаточного зрения) и их абсолютное доминирование у незрячих при- водят не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового, иного по сравнению с нормой, ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации. Аналогичным образом в опти- ко-вестибулярной установке происходит замена зрительно- го компонента двигательным. Так как последствия нарушений зрения сказываются в первую очередь в области ощущений, тифлопсихологиче- ские исследования начиная с 80-х годов прошлого века были направлены главным образом на" измерение порогов чувствительности различных модальностей. Кроме области зрительных ощущений частичнозрячих и слабовидящих, где повышение порогов и соответственно снижение чувствительности совершенно очевидно и нахо- дится в прямой зависимости от глубины дефекта, исследо- вания не дали однозначных результатов. В большинстве исследований, как старых, так и совре- менных, при измерении порогов абсолютной чувствитель- ности различных модальностей у слепых не выявлено ни- каких значительных отклонений ни в сторону повышения, ни в сторону понижения по сравнению с нормой. Сравнительное изучение порогов различительной чувст- вительности слепых и зрячих показывает, что по мере уве- личения возраста различительная чувствительность повы- шается у тех и у других. Однако различительная чувстви- тельность сохранных анализаторов развивается при прочих Равных условиях у слепых быстрее и достигает более Низких порогов, нежели у нормально видящих. Компенсаторные изменения в сфере ощущений проис- ходят преимущественно на уровне порогов чувствитель- ности к различению. Снижение поротой различительноы
Ности к различению.
чувствительности, способствующее более быстрому и тонко- му дифференцированию раздражителей, осуществляется в процессе активного участия в деятельности сохранных ана- лизаторов и в значительной мере возмещает утраченные или редуцированные зрительные функции. Среди закономерностей ощущений для компенсации де- фектов зрения очень большое значение имеет взаимодейст- вие ощущений, в результате которого под влиянием дея- тельности одной анализаторной системы повышается чувст. вительность другой. У некоторых лиц с дефектами зрения наблюдается явление синестезии, при которой происходит переход ощу- щений одного вида в другой, а точнееЗпри воздействии раздражителя одной модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путем ощущение в другой анали- заторной системе. С момента возникновения и до самого последнего вре- мени тифлопсихология решала, какой вид чувствитель- ности, какие ощущения становятся ведущими при полной или частичной утрате зрения. В настоящее время экспериментально доказано, что утра- ченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализато- ров. Но необходимо иметь в виду, что однозначно решать вопрос о ведущей роли тактильно-кинестетической чувстви- тельности можно лишь в отношении тотально слепых. Ког- да же речь заходит о частичнозрячих, имеющих форменное зрение (от 0,005 и выше), нужно учитывать не только со- стояние зрительного анализатора, но и характер тех опе- раций, в которых человек принимает участие. Что касается слабовидящих, то у них основным видом ощущений во всей деятельности остается зрение. Зрительные ощущения являются результатом деятель- ности зрительного анализатора, в состав которого входят зрительные рецепторы (палочки и колбочки), зрительные нервы, передающие возбуждение в мозг, ядра зрительного анализатора, находящиеся в затылочных долях больших полушарий, и их рассеянные элементы, которые распрост- ранены Ыпо всей массе больших полушарийы (И. П. Пав- лов) Нарушения деятельности какой-либо части зрительного анализатора вызывают нарушения его функций и в тяже- лых случаях приводят к слепоте или слабовидению. При глубоких нарушениях зрения имеют место некото- рые положительные изменения слуховой чувствительности,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление