но возникают они не в результате потери зрения, а как следствие более активного участия слухового анализатора в последующей деятельности при изменившихся условиях жизни.
Слух слепых развивается в целом нормально и при ус- ловии его интенсивного применения в деятельности сенси- билизируется. Это позволяет при полном или частичном нарушении функций зрения успешно овладевать знаниями и реализовать их на практике. У нормально видящих предметы и явления окружаю- щего мира воспринимаются визуально, а у слепых играют важную роль кожные ощущения. В связи с этим резко по- вышается активность дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой деятельности, что зако- номерно дает эффект сенсибилизации З повышение так- тильной чувствительности. Изменение (повышение) тактильной чувствительности происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые принимают активное участие в ак- тах осязания Наиболее отчетливо повышение кожной чув- ствительности проявляется на ладонной поверхности паль- цев рук Как показывают эстезиометрические исследова- ния, пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца правой руки у слепых почти в два раза ниже (1,2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствитель- ности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепыхЗчтением рельефно-точечного шрифта Брайля, ведущую роль в котором играет указательный па- лец правой руки. Помимо повышения остроты осязания, у слепых наблю- дается повышенная способность дифференцировать тер- мальные (тепловые и ходовые) и болевые раздражители. Ощущения, возникающие при воздействии данных раздра- жителей, развиваются, совершенствуются у них в процессе Деятельности Температурная чувствительность довольно широко ис- пользуется слепыми при ориентации в окружающем прост- ранстве, в быту, режеЗв познавательной деятельности. Познавательное значение болевых ощущений для сле- пых, так же как и для нормально видящих, незначительно. Однако в некоторых случаях, например при нарушениях Кожной чувствительности, при отсутствии кистей рук, сле- пым приходится для различения объектов использовать ^гнализацию болевых рецепторов.
Среди сложного ансамбля кожных ощущений следует особо выделить кожно-оптическое чувствоЗспособность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен кожного Ызренияы известен давно. В настоящее время на основе экспериментальных дан- ных выдвинуто предположение, согласно которому кожно- оптическое чувство является результатом воздействия электрических или электромагнитных колебаний. Имею- щиеся в коже рецепторы отражают воздействие электриче- ских или магнитных полей. В пользу этого предположения свидетельствуют факты различения цветных поверхностей через непропускающую цвет, но имеющую хорошую элект- ропроводимость фольгу и снижение эффекта при заземле- нии металлической пластинки, накрывающей тест-объект. Деятельность двигательного анализатора у человека становится ведущей уже на первых этапах жизни. Однако при нормальном функционировании зрения у человека фор- мируется зрительно-моторная координация, сущность кото- рой заключается в том, что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Абсолютная или ча- стичная слепота в той или иной мере нарушает либо де- лает невозможным зрительный контроль. Это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа двигательного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля. Включение слепых в различные виды деятельности ак- тивизирует работу двигательного анализатора, причем отсутствие или серьезные ограничения функций зрения ве- дут к увеличению удельного веса мышечно-суставных ощу- щений в структуре чувственного отражения. Широкое участие данного вида чувствительности в пространственной ориентировке, формировании бытовых и трудовых навыков, овладении умениями в познавательной деятельности при дефектах зрения закономерно дает эффект сенсибилизации. Однако чувствительность кинестетического анализатора при врожденной или рано приобретенной слепоте не дости- гает уровня нормы. Обнаруженные более высокие по срав- нению с нормой различительные пороги мышечно-сустав- ной чувствительности слепых обусловлены тем, что при слепоте двигательный анализатор мало или вообще не под- вергается влияниям со стороны зрительного, способствую- щего уточнению сигналов от прориорецепторов благодаря постоянному сопоставлению их с информацией, получаемой визуально.
При выпадении функций зрительного анализатора по- лучает компенсаторную функцию вибрационная чувстви- тельность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Известно, что абсолютно слепые спо- собны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета (дерева, стены и т. п.). Эти ощущения незрячих лишены предмет- ности, не информируют о качестве предметов и лишь при- близительно и не всегда незрячий может судить по ним о величине и удаленности объекта. Познавательное значение вкуса и обоняния у нормаль- но видящих сравнительно невелико, но оно существенно, особенно обоняние, и возрастает при потере зрения. Немногочисленные исследования обонятельной и вку- совой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение по сравнению с нормой. Так же как и другие рассмотренные выше виды чувствительности, вкус и обоня- ние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности, особенно при ориентировке в пространстве (обоняние) и в быту (обоняние и вкус). Установлено, что слепые значи- тельно лучше, чем зрячие, дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют напразление рас- пространения запахов. Наряду с обонятельными вкусовые" ощущения также доставляют слепым целый ряд сведений о качествах пред- метов, однако их использование ограничено необходи- мостью непосредственного соприкосновения с объектом и, кроме того, опасностью заражения, отравления и т. п. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением зрительного контроля за положением тела в пространстве. Изменение функций вестибулярного аппарата ведет к повышению его чувствительности. В ряде опытов было по- казано, что при тотальной слепоте вестибулярный аппарат развивается при прочих равных условиях лучше, чем у нормально видящих. Повышение различных видов чувствительности, способ- ность тонко дифференцировать внешние воздействия в зна- чительной мере компенсируют отсутствие зрения в процес- се пространственной и социальной ориентации, деятель- ности инвалидов по зрению в целом.
Планы семинарских и практических занятий.
Литература Занятие первое
Сенсорная организация при дефектах зрение
1. Общая характеристика сенсорной организации чело- века. 2. Изменения в сенсорной организации личности в ус- ловиях слепоты и сла,бовидения. 3. Ленинская теория отражения и ее значение для тиф- лопсихологии. 4. Критика знаковой теории ощущений.
Занятие второе
Виды ощущений и дх особенности при слепоте и слабовидении
1. Особенности проявлений основных психофизиолоп ческих закономерностей при дефектах зрения. 2. Виды ощущений и их роль в деятельности слепых и слабовидящих. 3. Особенности зрительных ощущений слабовидящих и частичнозрячих. 4. Слуховые и кожные ощущения слепых. 5. Кинестетическая и вибрационная чувствительность. 6. Хеморецепция слепых. Ананьев Б. Г. Теория ощущений.ЗЛ.: Изд-во ЛГ
1961.ЗГл. 1З2З455 с. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Яр- моленко А. В. Осязание в процессе познадия и труда.З М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.З Гл. I. Зотов А. И. Очерк по теории зрительных ощущений.З Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971ЗГл. IЗIll.З164 с. ЛитвакА. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 1985.ЗГл. 8.З208 с.
Занятие третье
Экспериментальные методики исследования ощущений слепых и слабовидящих школьников
Арсенал конкретных методических приемов, используе- мых при изучении ощущений, чрезвычайно велик. Задача
лабораторного занятия состоит в том, чтобы познакомить студентов с некоторыми методиками.
а) Исследование глазомера.
Оценка глазомера может проводиться при помощи про- стейшего устройства, изготовленного из обычной линейки. Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеи- вается белой бумагой, посередине находится четкая полос- ка, которая разделяет линейку на две равные половины. На, верхнем краю линейки укрепляются ползунки (подвиж- ные отметки). Экспериментатор отодвигает один ползунок от центра на 5З12 см. Испытуемый должен отодвинуть другой пол- зунок в противоположную сторону от центра на такое же расстояние. По линейной шкале, обращенной к эксперимен- татору, определяется ошибка. Проба повторяется до 10 раз. Подсчет результатов осуществляется путем определения
/т,., т. 100ЗСа-100 процентной точности (Т) по формуле i=ЗЗЗЗЗЗ'
З'1 где СаЗсумма разностей от заданной длины отрезка (сум- ма ошибок испытуемого в мм); CiЗсумма отрезков, предъявляемых экспериментатором. Оценка результатов обследования выставляется в баллах по следующей таб- лице.
Оценка в баллах98765432. Процентная точность измерения длины999897969492888276
Данная методика может быть использована и в работе с частичнозрячими. Для этого линейка должна жестко фиксироваться на столе. Такой же жесткой фиксацией должны обладать и ползунки. Разделительная линия на линейке должна быть рельефной.
В качестве оборудования может быть использован эсте- зиометр Вебера (Спирмена) или же штангенциркуль, либо Ёбыкновенный чертежный измеритель (с притупленными иглами).
Эстезиометром прикасаются к руке или другой части тела исследуемого, не надавливая на кожу, и сначала по- степенно разводят ножки прибора до появления ощущения двух прикосновений, а затем сближают до появления ощу- щения одного прикосновения. При этом фиксируется рас- стояние между ножками эстезиометра, при котором впер- вые появляется и исчезает ощущение двойного прикосно- вения. За индивидуальный пространственный порог тактиль- ной чувствительности принимается минимальное расстоя- ние между иглами эстезиометра, при котором двойное прикосновение констатировалось испытуемым (т. е. воз- никало ощущение двойстаеняости воздействия) в полови- не случаев предъявления, т, е. трижды из шести проб. В процессе работы следует тщательно контролировать поведение испытуемого, не допуская перенапряжения и утомления. При опросе следует выявить, уверенно или не очень уверенно он реагировал на предъявляемые сти- мулы. При работе с младшими школьниками следует иметь в виду, что у детей перед такого рода эксперимен- тами при виде измерительных приборов может возникнуть страх боли. В предварительной беседе следует убедить ребенка, что эксперимент абсолютно безболезнен. Следует добиться также полного понимания ребенком инструкции к заданию.
в) Измерение порога различения мас(^
Задачей исследования является определение порогг различения мышечных ощущений при помощи разновесов В исследовании используются два набора разновесов^ от 600 до 650 г. Экспериментатор кладет испытуемому на обе ладони сначала одинаковые грузы, а потом разные, прибавляя массу. Исследуемый должен определить (с закрытыми глаза- ми), какой груз тяжелее. Грузы по желанию испытуемого могут перекладываться из одной руки в другую. Масса одного из грузов постепенно увеличивается до тех пор, пока у испытуемого впервые не возникает ощуще- ние различия между двумя противовесами. Опыт проводиг- ся несколько раз в прямом и обратном, т. е. путем после- довательного уменьшения массы одного из разновесов, порядке. Величина добавочной массы, при которой испытуемые
.64
впервые ощущает разницу между двумя весами, и будет показателем порога различения массы. Для более подробного ознакомления с предложенными и прочими методами исследования ощущений, многие из которых требуют достаточно сложной аппаратурной техни- ки, студенты могут воспользоваться специальными практи- кумами по общей психологии, откуда были заимствованы описанные выше методы.
Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование литературы
Григорьева Л. П. Психофизиологические исследо- вания зрительных функций нормально видящих и слабо- видящих школьников.ЗМ.: Педагогика, 1983. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.ЗМ.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. З Гл. II, III. К а п л а н А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение.ЗМ.: Просвещение, 1979. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969.З Гл. I. Сверлов В. С. Ощущение препятствий и его роль в ориентировке слепых.ЗМ.: Учпедгиз," 1949.
ТЕМА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичноэрячих и слаоовидящих или полному их выпа- дению у тотально слепых* Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбеж- но должны отразиться на следующем его этапе З вос- приятии. В норме у большинства людей формируется зритель- ный тип восприятия. Причем доминирование зрения (воз- никающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функ- ций, какие наблюдаются у глабовидящих и частичнозря- чих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слу- ховой тип восприятия.
3-187 65
Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03З0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адек- ватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализа- торы, лежащие в основе осязательного восприятия. Независимо от того, какой тип восприятия складывает- ся у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свой- ствами, известными в общей психологии: избирательностью, целостностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцеп- цией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависят от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюда- ется редуцированность проявлений некоторых свойств вос- приятия. Так, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отража- тельной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обоб- щение образов осложняется недостаточностью чувственно- го опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона. константного зрительного восприятия; нарушается его целостность. Как показали исследования Ю. А. Кулагина, нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих, хотя при патоло- гии органов зрения затрудняется либо становится невоз- можным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и сла- бовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его слож- ности. Зрительное и осязательное восприятия сходны не толь- ко по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отража- ются многочисленные различные свойства и качества ма- терии, движущейся в пространстве и времени. Причем? и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют це- лый ряд одних и тех же физических, пространственны^ и временных характеристик объектов. 66
Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адек- ватно отражать следующие категории признаков: -форму, величину, направление, удаление, телесность, покой, дви- жение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осяза- нияЗсдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий призна- ков, а осязательное З одиннадцать. Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомода- ция), благодаря которым становится возможным отраже- ние многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки. Существенным является и то обстоятельство, что обра- зы осязательного восприятия, так же как и зрительного, объективируются. Иначе говоря, мы локализуем зритель- ные и осязательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахож- дения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу. Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то что этот вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чув- ственного познания даже при наличии полноценного зре- ния. Недостаточное развитие осязания, несоответствующее его действительным возможностям, объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой дея- тельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказывается на их познавательной и трудовой деятель- ности. При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и у слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея- тельности протекают, а точнее должны протекать, при сов- местной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоя- нием зрительных функций, свойствами отражаемых пред- метов и характером производимой операции. Только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями, возможно адекватное отражение Действительности. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих степенью Полноты, точности и скорости отображения, а также суже-
Еыы
3-
А7
нием и деформацией зрительного поля (зона зрительного восприятия). Скорость и правильность зрительного восприятия ча- стичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Скорость зрительного восприятия не является величи- ной постоянной, она изменяется под воздействием много- образных факторов З величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д., что в равной мере относится как к нормально видящим, так и к лицам с де- фектами зрения. Однако у последних скорость зрительно- го восприятия подвержена более резким колебаниям. Нарушения зрения влияют не только на скорость, ноИ и качество восприятия, его точность и полноту. Е Снижение тонкости зрительных дифференцировок ог-Д четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящихД в процессе зрительного узнавания объектов, причем пол-Д нота и точность восприятия, так же как и скорость, задаи-1Р сят от остроты зрения. Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является 'бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсо- лютной слепотой на один глаз или некорригируемой раз- ницей в остроте зрения правого и левого глада. Наруше- ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспек- тивы, ухудшает восприятие глубинности пространства. Активное и инструментальное осязание участвуют во всех видах деятельности слепых З в игровой, учебной и трудовой, исполняя во многих случаях ведущую роль. Та >кое значение в деятельности слепых осязание получас! в связи с полной или частичной утратой зрения, которо( совместно с кожно-мышечным чувством является регуля- тором деятельности. Возможность осязания самостоятель- но контролировать деятельность в различных ее проявле- ниях основано на то'м, что оно достаточно полно, а в ряде случаев, например при отражении формы, плотности, тем' пературы, шероховатости и некоторых других признаков полнее и точнее, чем зрение, отражает свойства и качеств^ объектов. Весьма показательно, что даже при наличш зрения осязание в операциях ручного труда выступает ка1 их ближайший регулятор, обеспечивая непрерывное^ контроля над трудовыми действиями. Примечательно так- же и то, что нарушения осязания делают невозможным' трудовые действия.
Таким образом, осязание является необходимым ком- понентом человеческой деятельности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и контролирующие функции. И хотя полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-су- ставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой, а культу- ра осязания является одним из основных средств компен- сации слепоты. Учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно считать противопоказанными для них операции ручного труда, вредно действующие на осязание. К таким видам труда относятся до недавнего времени рекомендовавшие- ся для слепых операции по изготовлению щеток, расщеп- лению слюды и др., ведущие к микротравмам, механически стирающие и огрубляющие кожу рук. Наряду с непосредственным чувственным отражением существует опосредованное приборное восприятие, при котором между субъектом и объектом отражения поме- щается некое приспособление, прибор, дозволяющий отра- зить непосредственно воспринимаемые свойства и призна- ки предметов и явлений окружающего мира (микроскоп, рентгеновский аппарат, звуковой локатор и т. п.). В последнее время в деятельность слепых и слабови- дящих все шире внедряются технические средства компен- сации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить объем информации, получаемой при нарушенном или от- сутствующем зрении, к объему той информации, которую получает нормально видящий.
Планы семинарского и практического занятия. Литература
Занятие пер"вое (семинарское) Закономерности восприятия при дефектах зрения
1. Восприятие, его виды и роль в жизни человека. 2. Особенности, возникающие в типах восприятия при нарушении зрения.
3. Действие физиологических механизмов восприятия при патологии зрения. 4. Общие особенности зрительного восприятия у слабо- видящих и частичнозрячих школьников. 5. Природа осязательного восприятия. 6. Основные формы и способы осязательного воспри- ятия. 7. Сравнительная характеристика осязания и зрения. 8. Приборное восприятие и его роль в компенсации де- фекта зрения. 9. Особенности восприятия слепых и слабовидящих и их учет в учебно-воспитательной работе.
Занятие второе (практическое)
Сравнительное изучение иллюзий
ИллюзииЗэто искажение образов восприятия. В психологии известны многочисленные иллюзии (Мюл- лера-Лайера, Эббингауза, Понзо, Поггендорфа и др.). Экспериментально установлено, что у лиц с отсутствую- щим или нарушенным зрением, так же как и у других, возникают те же самые иллюзорные эффекты. Правда, проявление иллюзий при патологии зрения несколько ос- лаблено и в возрастном аспекте они возникают позже, чем у нормально видящих. Наличие иллюзий у слепых и сла- бовидящих свидетельствует о принципиальной тождествен- ности психофизиологических механизмов восприятия у лиц с нормальным и нарушенным зрением. Кроме того, изучение иллюзорных эффектов дает ценные сведения об особенностях восприятия средств наглядности и модели- рования последних для лиц с дефектами зрения. На заня- тии проводится изучение проявления иллюзий Шарпантье и Мюллера-Лайера. Первое из нихЗиллюзия тяжести, возникающая при сравнении двух предметов, одинаковых по весу и по свой- ствам материала, из которого они изготовлены, но различ- ных по объему. При этом меньший по объему груз вос- принимается как более тяжелый. В опытах со слабовидя- щими и слепыми детьми можно использовать выполненные самостоятельно деревянные прямоугольные параллелепи- педы. Сравнение грузов испытуемыми проводится дваж- ды: слепые дети оценивают вес после осязательного об- следования объектов и без обследования. Во втором слу- чае грузы не даются в руки, а поднимаются за прикреп- ленные к ним шнурки. В опыте со слабовидящими оценка 70
груза осуществляется с открытыми и закрытыми глазами. Инструкция дается во всех случаях одна: ЫСкажи,-одина- ковые предметы по весу или нет?ы Иллюзия Мюллера-ЛайераЗпереоценка длины одного из двух разных отрезков, расположенных друг под дру- гом. Для проведения опытов можно изготовить таблицу с отрезками (длина каждого по 50 мм), выполненных рельефно либо в аппликации. Рельефное изображение можно покрыть черной тушью с тем, чтобы использовать его в опытах как со слепыми, так и слабовидящими. Про- ведение эксперимента со слабовидящими осуществляется дважды: с открытыми и закрытыми глазами. В работе со слепыми следует учитывать, что иллюзия может не воз- никнуть, если испытуемый будет измерять отрезки паль- цами, расставленными наподобие циркуля. Поэтому в инструкцию следует ввести запрещение проведения всяко- го рода измерений.
Задания для самостоятельной работы
Провести сравнительное изучение иллюзий Шарпантье и Мюллера-Лайера у слепых и слабовидящих школьников (по 5 человек в каждой группе). Сопоставить результаты в зависимости от состояния зрительных функций и от ус- ловий проведения опыта (с открытыми или закрытыми глазами; после осязательного обследования объектов или
Ебез него). Артамонов И. Д. Иллюзии зрения.ЗМ.: Наука,
1969.З223 с. Емельянов В. Е. Восприятие детьми с остаточным зрением изображений, вызывающих геометрические иллю- зии//Дефектология.З1985.З№ 1.ЗС. 18З22. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности уча- щимися школы слепых.ЗМ.: Просвещение, 1969.ЗГл. IV. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Я р- моленкоА. В. Осязание в процессе познания и труда. З X: Изд-во АПН РСФСР, 1959.ЗГл. IЗII. Дети с глубокими нарушениями зрения/Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер.ЗМ.: Про- свещение, 1967.ЗГл. VЗVI. Литвак*А. Г. Тифлопсихология.ЗМ.: Просвещение, 3985.ЗГл. 9. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зре- ния.ЗМ.: Просвещение, 1973.ЗГл. IЗIII. 71
Аннотирование и конспектирование литературы
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.ЗМ| Изд-во АПН РСФСР, 1956. З Гл. III. | Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности уча.? щимися школы слепых.ЗМ. Просвещение, 1969.З Гл. IЗII. Сверлов В. С. Восприятие слепыми скульптуры // Изв. АПН РСФСР.ЗМ, 1957.ЗВып. 90.ЗС. 57З94. Сеченов И. М. Осязание как средство, соответствую ющее зрению//Избранные философские и психологичесД кие произведения.ЗМ.- Госполитиздат, 1947. г Солнцева Л. И Развитие компенсаторных процеи сов у слепых детей дошкольного возраста.ЗМ.: Просве щение, 1980.ЗГл. IЗIll.
ТЕМА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
ПредставленияЗэто образы, запечатлевшиеся в памя- ти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Представления являются более высокой ступенью отра-^ жения, нежели образы восприятия, так как в представле| нии, по словам И. М. Сеченова, Ысовмещается все, что че1 ловек знает о предметеы. Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется вы-| соким уровнем обобщенности. Совмещая в себе нагляд-j ность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной) ступенью к мышлению. Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного вос-\ приятия, неизбежно отражаются и на представлениях, Taiy как того, чего не было в восприятии, не может быть и в| представлении. Таким образом, первой характерной осо-| бенностью представлений слепых и слабовидящих явля-| ется резкое сужение их круга за счет полного или частич-| ного выпадения или редуцирования зрительных образов.) Помимо сокращения количества, представления слепых| и слабовидящих отличаются от чувственных образов па-| мяти зрячих и качественно. Характерными особенностями) их представления являются фрагментарность, схематизма
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление