Воображение
| Непроизвольность. Бесконтрольность. Включенность в действие. Зависимость от предметов окружа-ющей обстановки
Смешение воображаемого и действительного
| Возникновение целенаправленного воображения, регулиро-вание воображения. Планирование деятельно-сти. Развитие творческо-го воображения. Возмож-но значительное измене-ние ранее воспринятого
| Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Подверженность внушению
| Усиление реалистичности, появление мечты. Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характера.
Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии
|
Мышление и
речь
| Мышление включено в действие, в эмоцио-нальную ситуацию, доминирует действен-ное мышление. Отсут-ствует абстрактное мышление, не устанав-ливаются логические связи. Планирующая функция мышления слабо развита. Речь ситуативна и только диалогическая. Слова употребляются с изме-нённым смыслом. Между высказывания-ми отсутствует логии-ческая связь. Не пони-мается переносное значение слов, смысл отвлечённых понятий
| Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет нагляд-но-образную ограничен-ность. Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения. Возникновение элементов логического мышления. Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми приз-наками. Формируется способность к планиро-ванию и регулированию практической деятель-ности. Развивается дис-курсивное, рассудочное мышление. Формируется монологическая речь
| Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений.
Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации.
Переход от единичных суждений к частным и общим. Значительная конкретно-образная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам. Мышление репродуктивно, подвержено инертности. Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас
| Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей.
Появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач т.е. мышление предположениями. Появление рефлексивного мышления. Затруднён переход от общего к частному, слабо развита конкретизация. Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие
|