Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В процессе учебной деятельности




ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психический процесс 3-5 лет 5-7 лет 7-11 лет 11-15 лет
Восприятие Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированность. Малый объём восприятия. Ошибки пространственного восприятия Непосредственная связь с действием Повышение уровня осмысленности и произвольности. Развитие способности наблюдения. Расширение объёма и устойчивости. Несформированность восприятия времени и пространства Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия. Развитие детализированности, но ещё недостаточная дифференцированность (неточность в восприятии сходных объектов и придание им одинакового значения). Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Интеллектуализация восприятия. Формирование целостности и осмысленности. Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению. Допускается смешение существенного и второстепенного Доминирование эмоцио-нально привлекательных сторон объекта
Память Непроизвольность запоминания, его включенность в действие. Доминирование образной и эмоциональной памяти Ошибки в узнавании. Ложное опознание. Нерасчленённое воспроизведение сходных объектов Развитие элементов произвольной памяти, словесно-логического запоминания. Повышение объёма и длительности сохранения Развитие произвольной и осмысленной памяти. Осознание мнемической задачи и формирование приёмов запоминания. Обобщённость представлений. Повышение роли логической памяти. Лучшее запоминание сходного, чем различного. Недостаточное развитие дифференцировочной деятель-ности. Запоминание деталей. Возможно ложное узнавание Интеллектуализация памяти. Развитие логической памяти. Обобщённость и систематизированность запоминаний. Формирование мнемических приёмов и навыков. Развитие ассоциативной памяти.

 

Психический процесс Развитие в процессе учебной деятельности Роль педагога
Восприятие Развитие произвольности и осмысленности, а также избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней привлекательности. Появляется наблюдение - как специальная деятельность, наблюдательность, как черта характера. Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия. Развитие детализированности, но ещё недостаточная дифференцированность (неточность в восприятии сходных объектов и придание им одинакового значения). Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Обучение анализу, сравнению свойств предметов, выделение существенного и выражение его в слове. Обучение умению сосредотачивать своё внимание на предметах УД независимо от их внешней привлекательности. Обучение технике восприятия (приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств)
Память Благодаря обучению, память становится всё более произвольной и осмысленной. Показатели осмысленности – овладение приёмами запоминания (мнемотехниками). Стремится к механическому запоминанию. Постепенно – осознание мнемической задачи и формирование рациональных приёмов запоминания. Обобщённость представлений. Повышение роли логической памяти. Лучшее запоминание сходного, чем различного. Недостаточное развитие дифференцировочной деятельности. Запоминание деталей. Возможно ложное узнавание Обучение рациональным приёмам запоминания: 1) формирование приемов осмысленного запоминания (деление на смысловые части, сопоставление, соотнесение); 2) формирование приемов воспроизведения, самоконтроля за результатами запоминания
Внимание Вначале обучения преобладает непроизвольное внимание, привлекает лишь внешняя сторона вещей, что мешает проникновению в сущность и контролю над своей деятельностью. Ребенок учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. внимание становится произвольным. Устойчивость внимания выше при выполнении внешних действий и ниже при выполнении умственных. Объем, распределение и переключение внимания развиваются по мере развития УД. Непроизвольное внимание становится связанным не с внешней привлекательностью, а с потребностями и интересами ребёнка, возникающими в ходе УД, т.е. с развитием личности. Чётко организовать действия ребёнка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Чередовать внешние (предметные) и внутренние (умственные) действия. Учить контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.