КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская школа стоиков
В конце IV в. до н.э. в Афинах возникла философская школа, основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333—332 г. до н.э. и переехавший в Афины в 311 г. до н.э. Зенон, не будучи афиняном, не имел право арендовать здание для своей школы и занятия проводил в каком-то портике — коллонаде. По-гречески портик — «стоя», поэтому последователей Зенона стали называть стоиками. В развитии философии стоицизма принято выделять три периода: Старшая Стоя (к. IV—III вв. до н.э.); Средняя Стоя (ΠΙ вв. до н.э.); Младшая Стоя (I—III вв. н.э.). Среди стоиков наиболее известны философы Старшей Стой Зенон и Хрисипп, а также представители Младшей Стой римские мыслители Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Взгляды философов Старшей Стой выделить довольно сложно, потому что труды их утрачены, однако сохранилось немало упоминаний о них в других источниках. Стоики интересовались проблемами физики, логики, космологии. Но главная их заслуга все-таки в том, что они создали своеобразное морально-этическое учение. По их мнению, в мире властвует некий всеобщий закон жизни, данный богом, и все люди равны перед ним. Этот природный закон всесилен и бесстрастен, человек не может его преодолеть и значит должен жить в соответствии с ним — должен следовать бесстрастию природы и любить свою судьбу, какой бы она не была. Жить в соответствии с природой — значит быть в ладу с самим собой. Только тогда человек может познать истинное счастье. Философия стоиков — это философия мужества. Если эпикурейцы считали, что людям необходимо избегать страданий, то стоики, наоборот, признавали страдания неотъемлемой частью жизни, настаивали на том, что человек должен воспитывать в себе нечувствительность к страданиям, уметь мужественно их переносить. Один из философов-стоиков, испытывая сильные боли во время приступов артрита, продолжал заниматься привычными делами, утверждая: «Как ни мучительно это страдание, но не признаю никогда, что оно — зло». Стоики ввели в ряд философских категорий понятие апатия — бесстрашие, бесстрастность. Апатия — это путь к достижению счастья, когда человек бесстрашно и бесстрастно воспринимает жизнь во всех ее проявлениях и этим полностью выражает свою сущность. В этом же плане важна трактовка стоиками понятия долг. С их позиций, жизнь человека представляет собой исполнение долга, обязанности, которые каждому отдельному индивиду необходимо нести гордо и достойно. Высшим типом человеческой личности стоики считали мудрецов. Мудрец — это человек, который не просто мужественно переносит жизненные невзгоды, а стоит выше всяких страстей, даже не допуская их возникновение в своей душе. Мудрец настолько нравственно совершенен, что ему нет нужды совершать какого-то усилия в преодолении страданий. В своей бесстрастности мудрец полностью освобождается от таких чувств как сострадание, жалость, милосердие, которые тоже являются страстями. «Милосердие участвует в дефектах и пороках души, — говорили стоики, — лишь недалекий и легкомысленный человек может быть жалостливым». «Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недостойно сильного человека — поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 92; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |