Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская школа стоиков




В конце IV в. до н.э. в Афинах возникла философская шко­ла, основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333—332 г. до н.э. и переехавший в Афины в 311 г. до н.э. Зенон, не будучи афиняном, не имел право арендовать здание для своей школы и занятия проводил в каком-то порти­ке — коллонаде. По-гречески портик — «стоя», поэтому после­дователей Зенона стали называть стоиками.

В развитии философии стоицизма принято выделять три пе­риода: Старшая Стоя (к. IV—III вв. до н.э.); Средняя Стоя (Π­Ι вв. до н.э.); Младшая Стоя (I—III вв. н.э.). Среди стоиков наиболее известны философы Старшей Стой Зенон и Хрисипп, а также представители Младшей Стой римские мыслители Сене­ка, Эпиктет и Марк Аврелий.

Взгляды философов Старшей Стой выделить довольно слож­но, потому что труды их утрачены, однако сохранилось немало упоминаний о них в других источниках.

Стоики интересовались проблемами физики, логики, космо­логии. Но главная их заслуга все-таки в том, что они создали своеобразное морально-этическое учение.

По их мнению, в мире властвует некий всеобщий закон жиз­ни, данный богом, и все люди равны перед ним. Этот природ­ный закон всесилен и бесстрастен, человек не может его пре­одолеть и значит должен жить в соответствии с ним — должен следовать бесстрастию природы и любить свою судьбу, какой бы она не была. Жить в соответствии с природой — значит быть в ладу с самим собой. Только тогда человек может познать истинное счастье.

Философия стоиков — это философия мужества. Если эпи­курейцы считали, что людям необходимо избегать страданий,


то стоики, наоборот, признавали страдания неотъемлемой час­тью жизни, настаивали на том, что человек должен воспиты­вать в себе нечувствительность к страданиям, уметь мужествен­но их переносить. Один из философов-стоиков, испытывая силь­ные боли во время приступов артрита, продолжал заниматься привычными делами, утверждая: «Как ни мучительно это стра­дание, но не признаю никогда, что оно — зло».

Стоики ввели в ряд философских категорий понятие апа­тия — бесстрашие, бесстрастность. Апатия — это путь к дости­жению счастья, когда человек бесстрашно и бесстрастно воспри­нимает жизнь во всех ее проявлениях и этим полностью выражает свою сущность.

В этом же плане важна трактовка стоиками понятия долг. С их позиций, жизнь человека представляет собой исполнение долга, обязанности, которые каждому отдельному индивиду не­обходимо нести гордо и достойно.

Высшим типом человеческой личности стоики считали муд­рецов. Мудрец — это человек, который не просто мужественно переносит жизненные невзгоды, а стоит выше всяких страстей, даже не допуская их возникновение в своей душе. Мудрец на­столько нравственно совершенен, что ему нет нужды совершать какого-то усилия в преодолении страданий. В своей бесстраст­ности мудрец полностью освобождается от таких чувств как сострадание, жалость, милосердие, которые тоже являются стра­стями. «Милосердие участвует в дефектах и пороках души, — говорили стоики, — лишь недалекий и легкомысленный чело­век может быть жалостливым». «Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недо­стойно сильного человека — поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 92; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.