КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые акты, судебная практика
Федеральные законы: «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. //СЗ РФ, 2003. №22. Ст.2063; «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. //РГ, 2003. 8 окт.; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. // РГ, 2004. 31 июля; «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. //СЗ РФ, 2006. №31. Ст.3448; «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. //СЗ РФ, 2007. №10. Ст.1152; «О противодействии коррупции» 2008 г. //РГ, 2008. 30 дек.; Постановления Пленума Верховного Суда РФ: «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. //БВС РФ, 2000. №4; «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. //РГ, 2009. 30 окт. Литература Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. М., 2004; Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005; Галахова А.В. Должностные преступления: Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М., 1998; Грошев А.В. Ответственность за взяточничество (вопросы теории и практики). Краснодар, 2008; Егорова Н.А. Уголовная ответственность за коррупционные преступления (сравнительный анализ Конвенции Совета Европы 1999 г. и уголовного законодательства России). Волгоград, 2003; Изосимов С.В., Кузнецов А.П. Служебные преступления. Н.Новгород, 2003; Изосимов С.В., Карпов А.Г. Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (уголовно-правовое и криминологическое исследование). Н. Новгород, 2008; Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. СПб., 2006; Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление. М., 2002.
1. Преступления, именуемые в теории должностными (хотя они совершаются не только по должности), предусмотрены гл. 30 УК (ст. 285 – 293). Их родовой объект – нормальная деятельность публичного аппарата управления – включает три составляющие: 1) государственную власть, 2) интересы государственной службы и 3) интересы службы в органах местного самоуправления. Государственная власть включает законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственной службой и службой в органах местного самоуправления признается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий соответственно государственных органов и органов местного самоуправления. Специфика объекта накладывает отпечаток на субъекта посягательств гл. 30: им является служащий публичного аппарата управления, чаще всего – должностное лицо (только субъектом дачи взятки может быть и частное лицо). Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285. В соответствии с ним должностными признаются две категории лиц: а) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти – таковыми признаются (примечание к ст.318 УК) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, которые в соответствии с законом наделены распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости (например, члены Совета Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД, ФСБ РФ и т.п.); б) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции [32] в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. С объективной стороны посягательства гл. 30 характеризуются по общему правилу активным поведением, действием. В некоторых случаях, однако, мыслимо и преступное бездействие (при злоупотреблении должностными полномочиями, отказе в предоставлении информации, должностной халатности). Часть составов сконструирована по типу формальных (например, получение взятки), часть – по типу материальных (например, злоупотребление должностными полномочиями). Наиболее распространенным признаком составов, характеризующим вред, является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285, 286, 288, ч. 2 ст. 292, 293), дефиниции которого в законе не содержится. Такой вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, подрыве авторитета органов власти и управления, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка т.п. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, надо учитывать степень отрицательного влияния поведения лица на нормальную работу юридического лица, характер и размер понесенного им материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.д. (п. 18 постановления от 16 октября 2009 г. № 29). Субъектами присвоения полномочий должностного лица (ст. 288) являются служащие, служебного подлога (ст. 292) и незаконной выдачи паспорта гражданина РФ (ст. 2921) – как должностные лица, так и служащие, а дачи взятки – любое лицо. За исключением состава халатности (ст. 293) остальные являются либо умышленными (например, получение взятки), либо как умышленными, так и неосторожными (например, незаконная выдача паспорта гражданина РФ). В качестве средства дифференциации ответственности в ряде норм использован признак совершения преступления главой органа местного самоуправления, а равно лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ. Под последним понимается лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией РФ и иными законами РФ и субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президенты РФ и республик, губернаторы, Председатели Правительства РФ и субъектов Федерации, главы законодательных органов РФ и субъектов Федерации, депутаты, члены правительства и т.д.). Главой местного самоуправления признается должностное лицо, возглавляющее деятельность по реализации местного самоуправления на территории муниципального образования (мэр, руководитель администрации и т.п.). Большинство статей гл. 30 описывают общие нормы. Поэтому в случае их конкуренции со специальными нормами, которые включены во многие другие главы, предпочтение отдается последним. 2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) с объективной стороны предполагает: 1) деяние – использование служебных полномочия вопреки интересам службы, 2) последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, 3) причинно-следственную связь между допущенным злоупотреблением полномочиями и результатом. Использовать служебные полномочия лицо может путем как действия, так и бездействия (неисполнение того, что лицо должно было и могло исполнить, например – не допустить совершения подчиненным преступления по службе). Полномочия лица определяются его компетенцией, кругом предоставленных прав и обязанностей. Отсюда использование служебных полномочий означает выполнение или невыполнение тех полномочий, которыми располагало лицо, которые вытекали из его компетенции, были связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, имевшимися у него в силу занимаемой должности (п. 15 постановления от 16 октября 2009 г. № 29). Совершение деяния вопреки интересам службы имеет место, когда оно не вызывалось служебной необходимостью, идет вразрез с задачами публичной службы. Если в результате злоупотребления наступают тяжкие последствия, следует квалификация по ч. 3 статьи, предусматривающей более строгую ответственность. К таковым практика относит крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. (п. 21 постановления от 16 октября 2009 г. № 29). Злоупотребление должностными полномочиями законодатель признает преступлением при обязательном наличии такого признака субъективной стороны, как корытная или иная личная заинтересованность лица. Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Превышение должностных полномочий (ст. 286) с объективной стороны характеризуется действиями, явно выходящими за пределы служебной компетенции лица. Такое положение имеет место, если должностное лицо совершило действия, которые: 1) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); 2) могли быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); 3) совершаются виновным единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленном законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; 4) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе их совершать (например, глумление над личностью и т.п.) – (п. 19 постановления от 16 октября 2009 г. № 29). Уголовная ответственность наступает лишь при существенном нарушении прав и законных интересов потерпевших. Квалифицирующие признаки в ч. 2 статьи те же, что и в составе злоупотребления. К особо квалифицирующим отнесены три признака: а) применение насилия или угроза его применения, б) применение оружия или специальных средств, в) причинение тяжких последствий. Действия должностного лица, совершившего при превышении полномочий убийство, квалифицируются по совокупности преступлений: ч. 3 ст. 286 и ч. 1 или 2 ст. 105 УК. Халатность (ст. 293) имеет ряд общих черт с составом злоупотребления (ст. 285): обязательны последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан организаций, общества или государства, деяние может совершаться как путем действия (ненадлежащее исполнение служебных обязанностей), так и путем бездействия (неисполнение названных обязанностей), субъектом может быть только должностное лицо. Специфика же анализируемого состава преступления с объективной стороны состоит в том, что кроме последствия в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов, оно предусматривает альтернативное последствие – крупный ущерб (сумма, превышающая 100 тыс. рублей). Другая особенность состава халатности – в субъективной стороне: она совершается по неосторожности, что следует из описания признаков этого преступления в ст. 293. Именно субъективный признак позволяет разграничить злоупотребление и халатность. 3. Взяточничество, тесно связанное с коррупцией, относится к числу наиболее опасных посягательств гл. 30. Этим понятием охватываются два вида преступления: 1) получение и 2) дача взятки. Взятка как предмет указанных деяний – это деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также выгоды имущественного характера. Под последними понимаются «выгоды и услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.)» (п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г.). В приговоре они должны получить денежную оценку. Взятка дается-принимается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые а) входят в служебные полномочия взяткополучателя (он правомочен или обязан был их выполнить) либо б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо в) заключающиеся в общем покровительстве или попустительстве по службе (ч. 1), либо г) носят незаконный характер (ч. 2). В приговоре должно быть указано, в чем конкретно выразились указанные виды деяний. Время передачи предмета взятки – до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего – на квалификацию содеянного не влияет. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя со стороны иных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности взяткополучателем, нахождение в подчинении этих «иных» должностных лиц. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой получателем «мзды» должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе относятся, в частности, действия, связанные с незаслуженными (необоснованными) поощрением, внеочередным повышением в должности. К попустительству по службе относятся, в частности, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 постановления). Незаконными считаются неправомерные действия, которые а) не вытекали из служебных полномочий (компетенции) лица или б) совершались вопреки интересам службы, а также действия, в) содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями). В случае совершения взяткополучателем соответствующих оговоренных действий, которые сами по себе носят преступный характер, ответственность наступает по совокупности преступлений. Дача-получение взятки могут осуществляться лично или через посредника (действия последнего квалифицируются соответственно по ст. 290 или 291 со ссылкой на ст. 33 УК).Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику в интересах своей организации дать взятку должностному лицу или осуществить подкуп лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет ответственность по ст. 291 или 204 как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки или коммерческого подкупа (п. 12 постановления от 10 февраля 2000 г.). Составы получения взятки (ст. 290) и дачи взятки (ст. 291) – формальные, поэтому преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (предоставляемых услуг). Высказывание лишь намерения дать (получить) предмет взятки без попытки реализации намерения с помощью конкретных действий не может влечь уголовной ответственности. Особо квалифицирующими признаками в ч. 4 ст. 290 названы: получение взятки а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) с вымогательством взятки, в) в крупном размере (с превышением по стоимости 150 тыс. рублей). Вымогательство означает требование взятки под угрозой совершения действий, которые 1) могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо 2) поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 постановления). Усиливая наказуемость взяткополучателя, вымогательство в то же время является обстоятельством, устраняющим уголовную ответственность лица, давшего взятку; вторым таким обстоятельством примечанием к ст. 291 признается добровольное сообщение органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Если лицо получает от кого-либо ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, а сам их присваивает, содеянное надо квалифицировать как мошенничество. Лицо, передавшее ценности, в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки. 4. Общественная опасность нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 2851) и нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852) состоит в том, что в результате совершения этих преступлений нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного и внебюджетного финансирования. Расходование бюджетных (внебюджетных) средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений. Предметом преступления, предусмотренного ст. 2851, выступают бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования). Бюджетный кредит не является предметом данного посягательства. Привлечение к уголовной ответственности за его нецелевое использование осуществляется по ч. 2 ст. 176. Предметом преступления, предусмотренного ст. 2852, являются средства государственных внебюджетных фондов – денежные средства, распределяемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении. Объективная сторона обоих преступлений характеризуется действием и выражается в расходовании бюджетных (внебюджетных) средств не по целевому предназначению. По законодательной конструкции составы являются формальными. Диспозиции статей – бланкетные. Для уяснения содержания основных признаков объективной стороны необходимо обратиться к бюджетному законодательству РФ. Обязательным признаком объективной стороны основных составов анализируемых преступлений является крупный размер (свыше 1,5 млн. рублей) израсходованных не по целевому назначению бюджетных (внебюджетных) средств (примечание к ст. 2851). Нецелевое расходование указанных средств в меньшем объеме влечет административную ответственность (ст. 15.14 КоАП). С субъективной стороны оба преступления совершаются только при наличии прямого умысла. Мотивы и цели не предусмотрены в законе качестве обязательных. Субъекты преступлений специальные – в ст. 2851 это должностное лицо получателя бюджетных средств; в ст. 2852 – должностное лицо, обладающее компетенцией по распоряжению внебюджетными средствами. Управленческие работники коммерческих и иных организаций за нецелевое расходование бюджетных (внебюджетных) средств могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201. Однако (в отличие от ст. 2851 и 2852) для наличия состава указанного преступления необходимо установить цель (извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам) и причинение существенного вреда (ч. 1) или тяжких последствий (ч. 2). Возможна также уголовная ответственность данной категории лиц по специальной норме (ч. 2 ст. 176) за незаконное использование не по прямому назначению государственного целевого кредита. Квалифицированные виды преступлений, предусмотренных ст. 2851 и 2852, состоят в их совершении: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере (сумма, превышающая 7,5 млн. рублей). Состав о тказа в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287) в качестве предмета преступления предполагает: а) достоверную информацию (документы, материалы), когда деяние выражается в неправомерном отказе в предоставлении или уклонении от предоставления, и б) заведомо неполную либо ложную информацию, когда речь идет о предоставлении информации. Адресатом выступают Совет Федерации РФ или Счетная палата РФ. Состав преступления – формальный, деяние считается оконченным с момента неправомерного отказа или уклонения от предоставления информации либо предоставления искаженной информации. Субъект преступления – специальный: должностное лицо, обязанное предоставлять достоверную информацию. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) осуществляется не являющимся должностным лицом 1) государственным служащим или 2) служащим органа местного самоуправления, который не только присваивает полномочия должностного лица, ему не принадлежащие, но и совершает в связи с этим действия, которые влекут существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (материальный состав). Преступление умышленное. Возможен как прямой, так и косвенный умысел. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) – типичное коррупционное преступление, совершаемое должностным лицом. Оно выражается в 1) учреждении организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо 2) участии в управлении такой организацией (лично или через доверенное лицо) – вопреки запрету, установленному законом. Такое поведение признается преступным только при условии, если упомянутые выше деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Состав – формальный, деяние окончено с момента учреждения организации или участия в ее управлении. Служебный подлог (ст. 292) есть внесение в официальные документы: а) заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) или б) исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (формальный состав). Под официальным документом понимаются письменные или зафиксированные на любом другом материальном носителе акты, удостоверяющие конкретные факты или события, имеющие юридическое значение, составленные надлежащим образом и имеющие необходимые реквизиты. Субъектом служебного подлога может быть не только должностное лицо, а любой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления. Использование субъектом изготовленного им подложного официального документа для совершения хищений, а равно для их сокрытия, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений. Квалифицированный вид преступления предусматривает более строгую ответственность за служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 2921). Диспозиция ч. 1 названной нормы описывает два преступления: 1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства (состав формальный); 2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (состав материальный). Предметами посягательств являются: а) паспорт гражданина РФ; б) иные документы, служащие основанием приобретения гражданства РФ (например, свидетельство о рождении, вид на жительство и др.).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |