Мышечная релаксация, или уменьшение напряжения мышц, снижает артериальное давление. В результате релаксации снижается импульсация с проприорецепторов (нервных окончаний) мышц и падает возбуждение нервных центров. Это нормализует соотношение работы сердца и тонуса сосудов. Соответственно снижаются и энергозатраты организма.
Мышечная релаксация наиболее сложна при обучении упражнениям. Многие люди при первых попытках не могут расслабиться. Лишь упорные занятия приводят к успеху в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Развить и усилить способность к релаксации можно при так называемой аутогенной тренировке или других видах психотерапии, основанных на самовнушении различных ощущений: тепла, тяжести и т. д.
В системе двигательной активности мышечная релаксация является непременным компонентом, существенно влияющим на функцию кровообращения. При полноценном использовании навыков релаксации можно добиться быстрого восстановления процессов организма после физических нагрузок. Возможно применить релаксацию в большинстве упражнений посредством быстрого переключения от напряжения мышц к их расслаблению. В процессе напряжения одних мышц необходимо обращать внимание на релаксацию других.
С древних времен известно, что движение - жизнь, быть в движении - значит быть здоровым, укреплять здоровье.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательностью организации нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
Структура физкультурных занятий: вводная (4-6 мин), основная (18-20 мин) и заключительная часть (3-4 мин). Вводная часть (l-я часть) включает в себя упражнения в ходьбе, беге (чередование), выполнение танцевальных элементов (казахский национальный танец - вращение кисти рук, галоп; полька – поскоки; вальс -- кружение на месте; ходьба под маршевую мелодию и другие), построения, перестроения, игровые задания. Эффективное влияние оказывает проведение самомассажа: растирание ладоней, щек, лба, волосистой части головы; раскатывание мелких резиновых шариков между ладонями; сжимание и разжимание мелких мягких мячей в руке, подушечкой пальцев (подготовительная часть).
Во второй части (2-я часть): а) общеразвивающие упражнения (без предмета, с предметом), обучение новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях; б) основные виды движений: упражнения в ходьбе и беге; прыжках, метании, равновесии, в лазанье; в) подвижная игра.
Комплекс общеразвивающих упражнений повторяется в течение 1-2 недель.
Общеразвивающие упражнения и основные движения обозначенные (*, **) предлагаются для изменения и дополнения на следующих занятиях.
В процессе совершенствования движений путем физических упражнений и игр развивать физические качества - потребность в ежедневной двигательной деятельности. Добиваться естественности, легкости и правильности выполнения всех двигательных действий осознанно.
Обучение видам ходьбы, бега, ползания способствует развитию координированной работы рук и ног.
Формировать навыки прыжков: в высоту и в длину с разбега. Совершенствовать технику прыжка: энергично отталкиваться в определенном месте, правильно разбегаться и приземляться: выносить ноги вперед при приземлении; для сохранения устойчивости при приземлении после маха руками назад выносить их свободно вперед, в стороны, вверх. Для закрепления навыка отталкивания двумя ногами одновременно и прыжка вперед с зажатым мешочком с песком между коленей способствует совершенствованию навыка отталкивания двумя ногами одновременно, развивает ловкость и координацию движений.
Выполнение упражнений с мячом, метание в даль, в цель - развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию ловкости, координации движений.
Упражнение на равновесие является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп и ритм. Улучшение результатов происходит в связи с достаточно хорошим развитием координации тонуса мышц. Движения на равновесие совершенствуются посредством разнообразных упражнений. Упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий, поэтому их следует проводить в медленном темпе под наблюдением инструктора, педагога и при необходимости оказывать помощь и страховку.
Тренировать в лазании разными способами по гимнастической лестнице, веревочной лестнице; знакомить с лазанием по канату, шесту.
Подвижная игра на каждом последующем занятии включает элементы того основного движения, которое дети осваивали на предыдущей неделе.
В заключительной части (3 часть) - упражнения в ходьбе, упражнения на дыхание, несложные игровые задания, игры малой подвижности,
Заключительная часть обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного, эмоционального состояния в относительно спокойное, что дает возможность переключиться на другой вид деятельности.
Педагог должен объяснить детям, как правильно дышать. Режим дыхания: глубокий вдох совершается сравнительно быстро через нос (на 3-4 шага), и сразу же делается выдох. Выдох должен быть более длительным (на 5-6 шагов) и совершается через нос, а при усиленном дыхании - одновременно через нос и рот.
Эффективное влияние оказывает проведение игрового массажа. Массаж - мощный биологический стимулятор, воздействующий на функцию кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами.
Самомассаж кистей рук повышает иммунитет, активизирует и улучшает функциональное состояние внутренних органов, так как на ладонях расположены нервные окончания. Вместе с тем самомассаж кистей рук - важная составляющая часть сенсорного воспитания, что поможет укреплению мышц, развитию мелкоймоторики и подготовки руки дошкольника к обучению письму.
С целью укрепления здоровья детей используются нетрадиционные формы оздоровления: элементы дыхательной гимнастики, элементы хатка-йоги, релаксации, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, целеустремлённость и уверенность в себе.
Использование художественного слова, стихотворения и ярких образов, обыгрывающих массажные движения, способствует улучшению реабилитационной, коррекционной и развивающей работ.
Формирование музыкально-ритмичных движений предусматривает оптимальную проекцию эмоциональных и биоритмических особенностей личности - танец, выразительное движение, хореография, пение. Биоритмы являются фундаментальной основой организации процессов в организме -- дыхание, сердцебиение, ритмы мозга, сокращение и расслабление мышц.
У детей 6~7-летнего возраста наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Дети способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Музыкальное сопровождение физкультурных занятий является мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность. Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно (на утренней гимнастике, при выполнении вводной части, общеразвивающих упражнений и подвижных игр), это улучшает выполнение соответствующего движения.
При регулярном использовании музыки дети, реагируя на смену мелодии, сами определяют момент перехода от одного двигательного действия к другому: от ходьбы ~ к бегу, от бега ~ к упражнениям на восстановление дыхания. Упражнения на восстановление дыхания и растягивание лучше выполнять под вальсовые мелодии.
Музыка позволяет разнообразить двигательную деятельность и делает ее, более эффективной и целенаправленной, менее утомительной.
Музыкальные произведения следует чередовать каждые две-три недели, возвращаясь к знакомым мелодиям через два три месяца.
Педагог должен помнить: неправильно подобранная музыка и бесконтрольное использование музыки может оказывать отрицательное влияние на самочувствие и деятельность ребенка.
Оптимальными условиями среды и средствами физического развития для ребенка дошкольного возраста являются: развивающие движения, плавание (водная процедура, бассейн), ползание ~ рельефные (неровные), туннели, лабиринты, мягкие, жесткие, скользкие покрытия; лазанье ~ по гимнастической стенке, канату, веревочной лесенке; прыжки на батуте, предметная среда, балансиры, модули разной плотности, атрибуты художественной Гимнастики, обручи, палки, мячи, ленты, флажки.
Использование различного оборудования: обычные мячи, большие надувные гимнастические мячи, набивные мячи, мешочки с песком, флажки, гимнастические палки, балансировочные доски, модули и поролоновые (толщина 6-10 см), рельефные покрытия, резиновые, массажные коврики, гимнастические скамейки, канат, обручи, камни, батуты и др.) способствует формированию основных двигательных умений и навыков.
Упражнения с использованием больших гимнастических мячей способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, содействуют укреплению различных мышечных групп, позволяют добиваться хорошего мышечного расслабления. Также гимнастические мячи могут использоваться для лечебной и оздоровительной гимнастики, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Оптимальные размеры используемых мячей для детей 6-7-летнего возраста должны быть 45-50 сантиметров, Поддерживать равновесие на большом мяче сложно. Обучение детей посадке и удержанию равновесия на мяче нужно начинать с движений ногами, затем руками. Продолжительность выполнения упражнения сидя на мяче не должна превышать 5-7 минут.
Освоение техники выполнения любого общеразвивающего упражнения начинается с наиболее простых упражнений с предметом или без предмета и постепенно усложняется.
В процессе двигательных занятий можно использовать кубы с определенными геометрическими фигурами, цифрами, что способствует развитию памяти, внимания и мышления. Например: сосчитать количество кружков или назвать цифру и выполнить соответствующее количество упражнений, движений. Желательно иметь несколько кубов разного цвета и размера.
Игры различной подвижности, спортивные игры, соревнования и организуются так, чтобы дети самостоятельно упражнялись в движениях.
Спортивные игры способствуют развитию личности, поиску собственных способов выполнения движений, расширяют двигательный фонд ребенка.
Организовывать спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол и хоккей; спортивные упражнения: катание на велосипеде, самокате, на роликовых коньках, на коньках, на санках и ходьба на лыжах следует проводить в соответствии с временем года. Целесообразно проводить работу по подготовке к плаванию.
В теплое время года занятия нужно проводить на улице, на свежем воздухе.
Необходимо развивать инициативу и самостоятельность в подготовке и проведении физкультурного досуга, спортивных игр: это способствует формированию интереса к конкретным видам спорта. Для достижения физического интеллекта, способствующего развитию детей, нужно заинтересовать ребенка и творчески подойти к занятиям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление