Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп 1 страница




Формы физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида

В режиме дня детей с нарушением развития необходим целый ряд форм занятий физическими упражнениями, используемыми в практике общеобразовательных дошкольных учреждений, однако все формы организации и методика физической культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов имеют свою специфику.

Все организационные формы физической культуры (занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, физкультурные праздники, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность и др.) имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов развития детей средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств.

К упрощенным формам спортивных упражнений относят ходьбу на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание и др. Сюда же можно включить и спортивные игры, которые изучаются по упрощенной технике и правилам (футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, городки и др.).

1. Простейший туризм, который включает в себя овладение элементарными приемами туристической техники.

2. Физкультурные минутки.

3. Физкультурный досуг.

4. Физкультурные праздники.

5. Самостоятельная двигательная деятельность.

6. Прогулки и экскурсии за пределы детского сада.

7. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

8. Совместные физкультурные занятия детей и родителей.

Физкультурные занятия являются основной формой физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Это обусловлено следующими факторами:

1. Физкультурные занятия проводятся по рекомендованным государственным и авторским программам. Их содержание соответствует возрастным особенностям физического развития детей.

2. На физкультурных занятиях комплексно решаются все задачи физического воспитания дошкольников.

3. На физкультурных занятиях четко прослеживается руководящая роль педагога в воспитании детей.

4. Физкультурные занятия проводятся с однородной возрастной группой и постоянным контингентом занимающихся.

Количество и продолжительность физкультурных занятий для детей разных возрастных групп определяется «Программой обучения и воспитания» для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

По своей структуре физкультурное занятие по общепринятой схеме делится на три части: вводную, основную, заключительную.

Во вводной части, кроме построений, используют различные виды ходьбы (обычным шагом, широким и т.д.), бега (врассыпную, в колонну, со сменой направления и др.), прыжков (на одной и двух ногах), подвижные игры на внимание («Найди себе место», «Найди себе пару» и др.).

Общеразвивающие упражнения подбираются с условием воздействия на все основные группы мышц. Дозировка нагрузки зависит от характера упражнений и возраста занимающихся. Количество упражнений от группы к группе увеличивается с 4 до 8. Причем 1-2 упражнения выполняются при разучивании, остальные – при закреплении движений. Упражнения вводной части занятия выполняются всеми детьми одновременно, и отводится для этого до 8 минут.

Задачей основной части занятия является формирование и закрепление навыков ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и развитие физических качеств. Сильные по физическому воздействию на организм движения (бег, прыжки) необходимо чередовать с более спокойными (ходьба).

Для обеспечения высокой моторной плотности в основной части занятия обычно подбирают уже знакомые детям подвижные игры, которые включают разнообразные движения, влияющие на большинство мышечных групп и все систем организма. От группы к группе продолжительность основной части возрастает и зависит от интенсивности используемых упражнений, возраста детей, их физического развития. В среднем она продолжается от 10 до 20 минут.

Заключительная часть занятия обычно состоит из различных видов ходьбы, элементов спокойного движения, игр малоподвижного характера («Затейники», «Найди предмет» и др.). Желательно выделить наиболее активных детей и дать домашние задания. Продолжительность заключительной части занятия – 2-4 минуты. Физкультурные занятия проводятся в группах, подгруппах или индивидуально. При групповом способе детей необходимо разделить на несколько подгрупп; получающих отдельные задания: одна подгруппа несколько раз выполняет хождение по гимнастической скамейке; другая – выполняет упражнение с мячом; третья – пролезает через обруч. После выполнения задания подгруппы меняются местами.

Так происходит 3-4 смены в течение одного занятия, поэтому каждая подгруппа успевает выполнить все запланированные упражнения.

Воспитатель на протяжении всего занятия переходит от одной группы к другой таким образом, чтобы в нужный момент находиться там, где в большей степени нужна его помощь или страховка.

В более старшем возрасте для выполнения некоторых упражнений можно группу разделить на две подгруппы: дети одной подгруппы ударяют мяч о пол с такой силой, чтобы мяч отскочил к другой подгруппе, стоящей на противоположной стороне зала, а дети другой подгруппы ловят мяч.

К методическим недостаткам группового метода можно отнести ограничение возможностей воспитателя в контроле выполнения упражнений всеми детьми с целью оказания помощи или исправления ошибок. Кроме того, в этом случае снижается моторная плотность занятия, так как после выполнения упражнения дети вынуждены ждать своей очереди.

Особенности организации группового способа проведения занятий определяют целесообразность его использования в работе с детьми старшего возраста при повторении уже разученных упражнений. При индивидуальном способе организации занятий каждый ребенок по очереди выполняет упражнение, что позволяет воспитателю проверить качество выполнения задания и дать соответствующие указания. Этот способ применяется главным образом тогда, когда необходима подстраховка, например, при прыжках. По мере освоения необходимых умений прыжки можно выполнять потоком.

Особый интерес поточного способа представляет выполнение упражнений по кругу («станциям»), так называемое круговое выполнение упражнений. Этот способ состоит в том, что ребенок, передвигаясь по кругу, переходит от одной «станции» к другой, выполняя без перерыва серию упражнений на каждой «станции». Например, пройдя по гимнастической скамье, он спрыгивает с нее, передвигается на четвереньках, пролезает в обруч, встает, подпрыгивая, дотягивается до погремушки, после чего бросает мяч в корзину. Затем этот круг повторяется. Так выполняют 4-6 серий.

Воспитатель находится там, где необходима страховка и помощь. Использование этого способа рекомендуется при закреплении умений и развитии физических качеств. Выбор способа организации занятий по физическому воспитанию в коррекционном детском саду зависит от степени выраженности дефекта, состояния здоровья, уровня освоения двигательных умений и навыков, новизны, сложности и характера выполняемых упражнений, а также от материальной базы, места проведения занятий, возраста детей.

Желательно менять способы организации детей на каждом занятии. Например, сначала метают мягкие предметы (мешочки) на дальность все дети одновременно. Затем с целью проверки усвоения техники движения воспитатель предлагает каждому выполнить метание отдельно. После этого все дети снова вместе метают на дальность. Таким образом, на данном занятии сочетается групповой, фронтальный способы с индивидуальным.

Кроме того, упражнения можно выполнять с интервалами и непрерывно. Например, паузу для отдыха делают после каждого наклона или только после 4-5 наклонов. Используя данный способ, воспитатель имеет возможность увеличивать или уменьшать физическую нагрузку.

Контроль за физической нагрузкой детей принято осуществлять по показаниям пульса. Так, в вводной части частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем должно увеличиваться на 10-15 %, в основной части – на 30-40 %, в заключительной – уменьшаться, приближаясь к исходной величине. При проведении подвижной игры период максимальной физической нагрузки должен приходиться на конец основной части занятия. Величину физической нагрузки повышают сложностью упражнения и количеством его повторений, а также темпом, амплитудой, изменением исходных положений. Поэтому основной задачей воспитателя является умение подобрать оптимальный объем физической нагрузки на занятии. В связи с этим следует избегать долгого ожидания детьми своей очереди для выполнения упражнений, сократить время на подготовку инвентаря, а при регулировании дозировки физической нагрузки нужно учитывать возможности каждого ребенка.

Большая часть физических упражнений должна проводиться в игровой обстановке, соревновательной форме и в хорошем темпе, что вызывает у детей положительные эмоции и повышает работоспособность организма. По мнению Ю.Ф. Змановского, физиологический эффект от занятий физической культурой для дошкольников должен составлять 85% от общей продолжительности занятия. При этом нужно помнить, что дети дошкольного возраста легко возбуждаются, поэтому нельзя перегружать их эмоционально. Наибольшая эмоциональная нагрузка возникает во время подвижных игр, эстафет.

Во время проведения занятий воспитателю с целью профилактики травматизма необходимо соблюдать основные дидактические принципы обучения и воспитания (доступность, индивидуализация, систематичность и постоянность повышения требований) и физиологические (физические упражнения должны быть преимущественно динамического характера и направлены на развитие крупных мышечных групп, необходимость равномерного распределения нагрузки на верхний плечевой пояс, туловище и ноги, объем и интенсивность мышечной нагрузки следует увеличивать постепенно при строгом контроле за самочувствием детей) принципы обучения движениям и физического воспитания. Достигается это рациональной организацией занятия, выполнением правил поведения, разумной дозировкой упражнений, страховкой, подготовкой инвентаря.

Таким образом, можно обобщить основные методические положения, позволяющие проводить физкультурные занятия с высокой эффективностью:

1. Создание радостного настроения на физкультурном занятии.

2. Обязательное включение в занятие подвижных игр.

3. Соблюдение специальных, физиологических и дидактических принципов обучения.

4. Регулирование интенсивности и объема физической нагрузки в зависимости от возможностей детей.

5. Использование приемов активизации мышления детей.

6. Проведение занятий в сюжетной форме, использование образного характера упражнений и подражательных процессов, музыкального сопровождения.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Ее оздоровительная функция заключается в том, что ежедневные физические упражнения предупреждают нарушения осанки, искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение формы ног, укрепляют весь организм и повышают его сопротивляемость различным заболеваниям.

Утренняя гимнастика положительно влияет на физиологические процессы в организме. В результате регулярного проведения утренней гимнастики у детей улучшается процесс обмена веществ, кровообращение. Гимнастика создает у детей бодрое настроение и благоприятно влияет на их нервно-психическую деятельность, поднимает жизненный тонус.

Воспитательное значение утренней гимнастики заключается в том, что она прививает детям гигиенические навыки, приучает их к определенному режиму, воспитывает целый ряд положительных качеств, так необходимых в условиях коллективной жизни (выдержку, внимание, умение согласовано действовать в коллективе и т.д.). С самого раннего возраста необходимо формировать у детей ежедневную привычку к выполнению упражнений утренней гимнастики.

В домашних условиях, если родители сами занимаются утренней гимнастикой, то дети достаточно быстро привыкают к такому распорядку дня.

Утренняя гимнастика в дошкольных учреждениях проводится ежедневно перед завтраком. Она включается в режим дня с первой младшей группы. Задачи ее общие, но необходимо учитывать возрастной фактор, как в организации, так и в проведении.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения. Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Подбираются они таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные и мелкие группы мышц. Упражнения могут выполняться и без предметов, и с использованием предметов из разнообразных исходных положений. Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения односторонней направленности, небольшой амплитуды, не оказывающие значительного физического влияния на организм.

Основные движения (ходьба, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Полезно для закаливания детского организма сочетать утреннюю гимнастику с водными процедурами. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней разрешается усложнять упражнения, изменять темп их выполнения, увеличивать количество повторений, изменять образы, которым дети подражают и т.п.

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. После этого следуют различные виды ходьбы в чередовании с бегом. Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений с последующими прыжками и более интенсивной ходьбой, соединенной с различными положениями рук.

Комплексы утренней гимнастики принято составлять из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как знакомые упражнения выполняются более правильно, что повышает их эффективность и сокращает время на объяснения и показ.

Один комплекс дети выполняют две недели. На учебный год для каждой возрастной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней гимнастики, а в течение года они повторяются.

В процессе утренней гимнастики главным является обеспечение правильной физической, психологической и эмоциональной нагрузки.

Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснение и показ упражнений, на раздачу инвентаря и перестроения отводится минимум времени. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений движений, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями, поэтому она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики. В первой младшей группе на нее отводится 4-5 минут; во второй младшей – 5-6 минут; в средней – 6-8 минут; в старшей – 8-10 минут; в подготовительной – 10-12 минут.

В связи с этим в младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнения, кратко объясняет его с показом, подает команду для его выполнения. При объяснении внимание детей обращается на наиболее трудные элементы.

Исправлению ошибок во время выполнения упражнения помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами, например, вместо счета воспитатель говорит: «Присели, спина прямая, смотреть вперед».

В старшем дошкольном возрасте дети выполняют большинство упражнений по их названию. Но иногда и в этой возрастной группе воспитатель вместе с детьми делает упражнения. Это позволяет уточнить правильность выполнения упражнения, исправить ошибки, сократить время на вспоминание движения. При этом не следует забывать, что совместное выполнение упражнения целесообразно только тогда, когда воспитатель видит всю группу. Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

При выполнении общеразвивающих упражнений имитация используется во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста указания даются соответственно подобранному образу, например, «птички полетели». Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей – для выполнения отдельных элементов упражнения.

Если дети в одной группе резко отличаются по возрасту, то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой. Подвижные игры широко применяются в детском саду в качестве самостоятельной формы работы по физическому воспитанию.

Проводятся они на прогулках со всеми детьми одновременно. Воспитатель подбирает игры из «Программы воспитания в детском саду», учитывая возраст и подготовленность детей, степень выраженности дефекта. Так, в начале учебного года (осень) целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом. При подборе игр необходимо учитывать наличие естественных условий. Но для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств у детей желательно повторять игры в течение всего года в определенной последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами. Вместе с тем при повторении одной и той же игры варьируются и сами задачи. Так, если игра проводится впервые, то воспитатель учит детей играть, разъясняя содержание и правила игры. Проводя игру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития какого-то конкретного физического качества, ставя перед детьми определенную задачу. Кроме того, при подборе игр нужно учитывать их время и место в режиме дня. Утром рекомендуется проводить игры с физкультурным пособием и игрушками; между занятиями – игры средней и малой интенсивности (задача – активный отдых, поэтому они должны быть знакомыми). На дневной прогулке выбор подвижных игр зависит от предыдущей деятельности. Игры проводят в начале прогулки, как правило, две: первая – с большой нагрузкой, вторая – более спокойная.

На каждый день недели желательно планировать игры разного содержания и характера с целью обеспечения разностороннего развития детей.

У малышей временные связи организуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3-4 раза в течение недели. Спустя некоторое время следует вернуться к ранее проведенным играм с целью закрепления двигательных навыков и развития физических качеств. В течение года изучается 10-15 новых подвижных игр.

Физкультминутки проводятся на занятиях различного содержания, не связанных с физкультурой (рисование, лепка, математика и др.), при этом выполняются специально подобранные физические упражнения для снятия утомления работающих мышц, после чего дети с бóльшим интересом продолжают заниматься.

Разнообразием упражнений увлекаться не следует, для детей средней группы достаточно 2-3 упражнений, более старших – 3-4 с повторением соответственно 3-4 и 5-6 раз.

Заканчиваются физкультминутки медленной ходьбой на месте, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.

Физкультминутки можно проводить и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха, в этом случае дети занимаются 5-6 минут под руководством воспитателя.

Подбор физических упражнений во многом зависит от типа деятельности. На занятиях, связанных с умственной деятельностью (математика, развитие речи), выполняются комбинированные физические упражнения, вовлекающие в работу крупные группы мышц, активизирующие сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

На занятиях рисованием, лепкой основную часть физкультминутки составляют упражнения для мелких групп мышц, участвующих в работе (встряхивания, вращение и т.д.).

В практике физического воспитания дошкольников физкультминутки проводятся, как правило, в сопровождении стихов.

Прогулки утренние и вечерние за пределы детского сада или на его территории можно организовывать с использованием различных имеющихся средств (пешком, на лыжах и т.д.). Основное их назначение – активный отдых, закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях.

Воспитатель заранее планирует день для прогулки и ее продолжительность, определяет задачи, выбирает способ передвижения, намечает маршрут, подбирает физические упражнения.

Важно продумать последовательность и длительность движений, организацию детей, форму одежды. При этом воспитатель учитывает физическую подготовленность детей.

Продолжительность пешеходных прогулок составляет от 20 минут до 1,5-2 часов (расстояние до 4-5 км). После 15-20 минут движения необходимо делать небольшие привалы. Продолжительность лыжных прогулок – 35-40 минут, при этом следует учитывать температуру воздуха и силу ветра.

В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься мобильными видами упражнений. Для этого дети объединяются в небольшие группы, а наиболее подготовленные могут заниматься индивидуально.

Воспитатель, не стесняя инициативы детей, делает рекомендации, оказывает помощь, развивает умение заниматься вместе с другими детьми. Основным стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования. Воспитатель при этом подсказывает, какой инвентарь выбирать и какие упражнения с ним выполнять, а также наблюдает за дисциплиной, контролирует качество выполнения движений, следит за дозировкой упражнений.

Содержание и продолжительность данных занятий определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности и интересов детей.

Занятия физической культурой в домашних условиях представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Эта деятельность осуществляется на основании рекомендаций и методических советов воспитателя, предлагаемых в виде домашних заданий.

Совместная деятельность детского сада и родителей в физическом воспитании детей. Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависит от них. А так как большая часть жизни детей проходит в семье, их развитие тесно связано с образом жизни семьи, то родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщая его к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания: методы обучения упражнениям и подвижным играм, способствующим развитию двигательных навыков.

В детском саду комбинированного или компенсирующего вида необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей. Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:

– оценить работу детского сада по физическому развитию их детей;

– вызвать интерес к данному вопросу;

– приобрести знания об уровне «двигательной зрелости» детей;

– сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность заниматься физкультурой не только ребенку, но и взрослому;

– снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности детей и взрослых;

– облегчить общение родителей и сотрудников детского сада;

– обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей.

Следовательно, оздоровление дошкольника с проблемами в развитии можно осуществить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм физического воспитания в детском саду и в семье.

Для того чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, происходит это в несколько этапов:

1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с ними.

2. Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании, оздоровлении и развитии двигательной функции детей с недостатками в развитии, формирование установки на сотрудничество.

3. Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленных на физическое развитие детей. Причем родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания своих детей.

Таким образом, совместные занятия родителей с детьми сближают их, повышают эффективность занятий. Одновременно повышается физическая культура ребенка и родителей, развивается мотивационная сфера, возникает потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Основное назначение физкультурного досуга – организация активного отдыха. Эти занятия проводятся 1-2 раза в месяц по 15-25 минут в средней группе, 25-35 минут – в старшей и подготовительной группах.

Для активного отдыха подбираются упражнения, уже освоенные детьми на физкультурных занятиях, чтобы они могли состязаться в быстроте, ловкости, находчивости, сообразительности, например, с завязанными глазами найти игрушку и т.д. С целью развлечения детей можно включать подвижные игры, аттракционы, эстафеты.

В качестве примера можно использовать такую схему проведения занятия: начинается оно с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений, затем следуют 1-2 подвижные игры, 2-3 аттракциона и завершается все спокойной игрой или ходьбой. С возрастом доза физической нагрузки увеличивается.

Совокупность форм организации физической культуры определяет понятие «двигательный режим», который строится на основе охранительного гигиенического режима, показаний и противопоказаний к выполнению детьми отдельных движений, а также психофизических возможностей детей. Это в целом определяет специфику организации физической культуры в детском саду для детей с нарушением развития.

С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей целесообразно введение комплексного подхода к развитию физических способностей с учетом психических возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.

Комплексный подход в физическом воспитании рассматривается как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности. Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами физического и личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): двигательно-ритмической деятельностью, развитием функции равновесия, зрительного восприятия, пространственной ориентировкой, мелкой моторикой и крупной мускулатурой.

В связи с этим задачи комплексного содержания реализуются с учетом развития нарушенной функции. Такой подход к решению задач физического воспитания имеет важное комплексное значение. Доразвитие мышц с помощью физиотерапевтических мероприятий, курсов ЛФК, специального массажа способствует активному восстановлению нарушенных функций и включению их в процесс восприятия действительности и изучения пространственно-ориентировочной деятельности.

При этом коррекционно-воспитательная направленность комплексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными, тактильно-двигательными, слухоречевыми образами и ориентировочной деятельностью в пространстве. Весьма необходимым в процессе физического воспитания является создание комфортных условий с помощью дидактических средств, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию характера изучаемых движений.

Особенно важно для коррекции и компенсации нарушенных движений у детей комплексное использование форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения и др.) в сочетании с пропедевтическими курсами. Введение пропедевтики дает у детей надежную опору для практического овладения движениями. К тому же использование специальных тренажеров и вспомогательных приспособлений для отработки элементарных движений содержит перспективу в оптимизации обучения детей сложным видам движений.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему лечебных мероприятий, физические упражнения, массаж, различные виды деятельности, компонентом которых являются движения, позволяют улучшить состояние мышц, нарушенной функции, формировать двигательную активность детей, повышать жизнедеятельность и работоспособность, предупреждать признаки утомляемости.

Коррекционно-развивающие занятия физкультурные занятия

Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с проблемами в развитии. Они проводятся в соответствии с требованиями программ для детского сада (комбинированного и компенсирующего видов) по медицинским показаниям. Длительность занятий для каждой возрастной группы или года обучения, где могут быть разновозрастные дети, определяется на основе требований программ и показаний врача, что означает дифференцирование длительности занятий для отдельных детей.

Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от степени выраженности нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса, состояния здоровья.

На занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на нарушенную функцию, что приводит к их быстрому утомлению. Эту особенность следует учитывать при организации занятий и строить их с учетом нагрузки на нарушенную функцию.

Например, Л.С. Сековец, В.З. Денискина отмечают, что основным методом плеоптического лечения детей является окклюзия со стороны видящего глаза. Ребенок в этих условиях вынужденно оказывается в состоянии искусственного слабовидения и слепоты. Как показали наблюдения, дети в этот период, как правило, находятся в состоянии психического стресса: плачут, пытаются снять окклюдор, не вступают в контакт со сверстниками и воспитателями, неадекватно реагируют на требования старших. В этот период дети, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируются в пространстве, среди окружающих предметов, Они предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать, движения их скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, исправление которого потребует от воспитателя дополнительной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.