Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп 3 страница




Зрительно-моторная координация становится узловой функцией с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

У детей с нарушениями развития наблюдается ослабление дифференцированных движений рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны.

Основной формой организации детей по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика – система специальных упражнений и игр, объединенных в комплексы.

К использованию специальных игр и физических упражнений существуют разные подходы.

Согласно международным классификациям подвижной игры, движения пальцев, совмещенные с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа. Первый – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – игры, которые, помимо деятельности тонких моторных действий, включали крупные движения всеготела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество различных версий. Текстам могут сопутствовать разные движения.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

Народные пальчиковые игры с ребенком используют мамы, бабушки, няни. Потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Любимая – «Сорока-ворона», она не заканчивалась так, как сейчас. Игра имела продолжение. Взрослый говорил: «Знай наперед, здесь водичка холодная (и поглаживал у ребенка запястье), здесь тепленькая (поглаживал у локтя), здесь горяченькая (поглаживал у плеча), а здесь кипяток, кипяток (щекотал ребенка под мышкой)!» Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов, в дальнейшем дает человеку чувство самообладания.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений состоит в том, что они решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом. Они также оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей. Специальные упражнения по развитию тонких движений пальцев рук улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей. Кроме того, занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, в сложных моторных актах ощутить координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальных формах работы, и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

Для детей дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начинается с показа и подробного объяснения. При показе дается правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательность каждого элемента в отдельности).

Одновременные действия рук педагога и ребенка стимулируют естественное выполнение заданий.

Следует подчеркнуть, что принцип работы над всеми физическими и физиологическими свойствами тонких движений пальцев рук один: никакого насилия, импровизация, заинтересованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов. Игровые приемы и упражнения не могут надоедать, поэтому они всегда интересны и желанны для детей. В работе с детьми следует учитывать цель такой работы – это не механическая тренировка каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям.

Народные пальчиковые игры составляют основу коррекции нарушений точной моторики, что очень важно в использовании изолированных движений каждого пальца.

Игры и упражнения с пальчиками под музыку, как один из приемов арттерапии, широко применяются в гимнастике. Такой вид самовыражения позволяет эксцентрировать внутреннюю напряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление. Специально подобранная музыка может изменять характер движения пальчиков и придавать им уверенность. Для качественного выполнения движений используются карточки, пиктограммы.

Характер рисунков (пальчиками, ладошкой) под музыку представляет собой сложное переплетение цветовых пятен, заполняющих пространство. Отдельные абстрактные элементы рисунка руками взаимосвязаны друг с другом, плавно переходят один в другой.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 3-4-5 минут. Воспитатель, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре могут проводить гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и состояния здоровья.

Как указано в работах С.И. Нищевой, если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении упражнений, упражнение включается в индивидуальные занятия, когда ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцами совершаются самостоятельно, и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.

Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи.

При первом знакомстве с игрой в начале читается текст стихотворения, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются непонятные слова, выражения, то в доступной ребенку форме они разъясняются. При повторном проведении игры ребенок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Далее ребенок проговаривает текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. На последнем этапе заучивания ребенок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.

Комплексы пальчиковой гимнастики составляются из 3-5 упражнений, из них одно упражнение – игры, совмещенные с текстом.

Например. Потешка «Пальчик-мальчик»:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Хорошим средством развития мелкой моторики рук, особенно для детей с ДЦП, является пассивно-активная гимнастика рук с использованием «вошебного яблочка-ежика», «рукавички-ежика» и т.п.

1.Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием щетки «ежик» на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении зубцами к ладонной поверхности руки).

2.Касание поверхностью щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоций с использованием положительных игровых моментов: «Поздоровайся!», «Где ежик пробежал?», «Большой и маленький ежик».

3. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа:

«Хлоп-хлоп» – похлопывающие движения по ладони.

«Моя рученька» – поглаживающие от кисти к локтю.

«С горки» – поглаживающие от локтя к кисти.

«Бух» – похлопывающие по ладони.

«На горку» – поглаживающие от кисти к локтю.

«Ух» – похлопывающие по локтевому суставу.

4. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой – зеркала, тарелки, неровной – расчески, щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).

Все последующие упражнения выполняются с использованием «рукавички-ежика» на обеих руках (игольчатая поверхность в положении зубцами наружу).

5. Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движений.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например, «Тук да тук, тук да тук, раздается в доме стук».

6. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

6.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием):

6.1.1. С наращиванием ряда:

Тук……………. Хлоп-хлоп-хлоп

Тук-тук……… хлоп-хлоп

Тук-тук-тук… хлоп

6.1.2. С заданным количеством (один – много).

6.2. Со сменой темпа (быстро – медленно).

6.3. Со сменой ударения (громко – на ударных слогах, тихо – на безударных).

6.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:

Звукоподражания Движения
Бом-бом Хлоп-хлоп Тук-тук Хлопки ладонью по столу Хлопки в ладоши Ребром ладони по столу

6.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

6.6. Упражнения с использованием слоговых рядов.

6.7. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):

6.7.1. Одинаковых: Па-па-па.

6.7.2. Со сменой темпа (медленно — быстро): ПА-ПА-ПА-ПА, па-па-па-ПА-ПА па-па-па-ПА-ПА-па-па-па-па.

6.7.3. С наращиванием ряда: Та, та-тата, та-тата-та. Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений.

6.7.4. Проговаривание слоговых рядов.

6.8. Со сменой согласных: Па-па-та, па-та-ка, ка-та-па, та-па-ка.

6.8.1. Со сменой парных согласных: Ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-та, да-та-та.

6.8.2. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:

6.8.3. Произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду).

6.8.4. Со звонкими согласными в ударной позиции: Ба-па-па.

6.9. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого.

6.9.1. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения.

6.9.2. Слоговые ряды со сменой гласных: Па-па-пу, па-пу-па, пу-пу-па.

Слоги со звуком «А», проговаривать, отхлопывая ладошками, слоги со звуком «У» – отстукивая по столу.

6.9.3. Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: Па-пу-па-пу, ла-па-пу-па-па-пу.

6.10. Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образного движения. Педагог показывает артикуляцию слога руками (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.

7. Упражнения с использованием слов.

7.1. Ритмическое проговаривание слова с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):

7.1.2. С различной слоговой структурой.

7.1.3. С ритмической сменой «длинных и коротких» слов: Машина – дом – машина – дом.

7.1.4. Слов-паронимов: Лак – лук, дом – дым, сова – сама.

7.2. Запоминание цепочки слов: с опорой на тактильный, зрительный анализатор (игрушки, картинки). С наращиванием ряда слов (игрушек, картинок).

7.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (картинкой). Дети отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).

«Пальчиковый бассейн». Легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезии, праксиса поз и улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевый гнозис, проприоцептивные ощущения.

«Разноцветные прищепки». Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей-инвалидов в институте физкультуры города Москвы. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, астеническая форма ДЦП.

Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, то процедуру необходимо прекратить.

Корригирующая гимнастика

Корригирующая гимнастика – один из видов специальных гимнастик. Корригирующие упражнения применяются для устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (деформации позвоночника, грудной клетки, стоп и др.).

Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики (ЛФК) и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, режим, игры, закаливание, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривает решение главных задач:

- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

- укрепление мышц брюшного пресса;

- предупреждение вторичных отклонений.

Корригирующие упражнения рекомендуется выполнять из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Большое внимание уделяется сочетанию силовых напряжений и растягиванию. Так, при сутуловатости корригирующее влияние оказывают движения в плечевых суставах, растягивание мышц и упражнения для укрепления мышц; при грудном кифозе корригирующее воздействие состоит в укреплении мышц спины, растягивании мышц брюшного пресса, это упражнения на разгибание позвоночника и грудного отдела, сведение лопаток и др. При крыловидных лопатках – разведение рук в стороны из исходного положения руки вперед; при плоскостопии – ходьба на наружном своде стоп и упражнения, укрепляющие свод стопы, длинные и короткие сгибания пальцев.

Корригирующая гимнастика назначается детям индивидуально. Проводится в режиме занятий ЛФК, индивидуальной коррекционной работы или дома. Разучивает комплексы корригирующей гимнастики с детьми инструктор ЛФК, закрепляет воспитатель, инструктор физической культуры.

Продолжительность курса корригирующей гимнастики зависит от характера и степени нарушений опорно-двигательного аппарата.

В целях общеукрепляющего воздействия в работе с детьми могут быть использованы отдельные упражнений из комплексов и введены в другие виды гимнастик.

В соответствии с врачебными показаниями упражнения подбираются по имеющимся у детей нарушениям, проводятся в игровой форме.

1. «Погладим голени». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Скольжение стопой одной ноги по голени другой. Повторить 5-6 раз.

2. «Подними пяточки». И.П.: лежа на спине, ноги согнуты, колени соприкасаются, ноги вместе, пятки разведены. Поочередное отрывание пятки от пола, одновременное отрывание пятки от пола. Повторить 6-8 раз.

3. «Скользкий пол». И.П.: сидя на стуле, руки свободно, ноги вместе. движения стопой вперед – назад. Повторить 5-6 раз.

4. «Играем пальчиками ног». И.П.: сидя на стуле, руки свободно, ноги вместе. Поставить стопы на наружный край, сжимать и разжимать пальцы. Повторять 6-8 раз.

5. «Перекаты». И.П.: стоя, руки на поясе. Перекат с пятки на носок. Повторить 5-6 раз.

6. «Мишки косолапые». И.П.: стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных краях стоп. Выполнить 20-30 шагов.

7. «К солнышку тянемся». И.П.: стоя, руки вдоль туловища, пятки вместе, носки врозь. Подняться на носки, руки вверх. Повторить 5-6 раз.

8. «Приседание». И.П.: стоя, руки вдоль туловища. Приседание, руки вперед. Повторить 5-6 раз.

игры:

1.«Собери карандаши».

2.«Перенеси предмет».

3.«Катание на валике».

4.«Рисование пальцами ног».

5.«Балет».

Упражнения и игры назначаются детям индивидуально с учетом ортопедических показаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.