Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для коррекции функциональной недостаточности стоп 2 страница




Ребенок с трудом овладевает двигательными навыками, ориентируется только с помощью зрения. В связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку, требует постоянного напряжения. Все это утомляет ребенка физически.

Поэтому воспитателю необходимо использовать на занятии сохранные анализаторы, функции. Как правило, у этих детей не тренированы в необходимой степени осязание и слух, и часто они владеют ими хуже, чем слепые дети. Например, при выполнении прыжка в высоту с разбега дети не могут сделать большого разбега, отходят не больше чем на 2-3 шага, так как с большего расстояния они не видят препятствия, теряют ориентировку, и прыжок не получается.

С такими воспитанниками всю работу надо проводить, ориентируя их не на зрение, а на то, что может заменить его хотя бы в некоторой степени. Развивая осязание и слух, мышечное чувство, можно добиться того, чтобы дети справлялись с заданиями. Например, в прыжках в длину с разбега, с места можно использовать такие ориентиры, которые ребенок может ощущать ногами, – это резиновая полоска (мягкая поверхность при прыжках «подсказывает» ребенку о месте отталкивания).

Особенности работы с детьми с проблемами в развитии вызывают необходимость строго индивидуального подхода в обучении движениям каждого ребенка. Это нельзя понимать так, что на занятии каждому ребенку или группе детей должны даваться разные упражнения. Со всей группой проходится один и тот же программный материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача, в большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваются разными путями.

Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Например, в упражнениях на равновесие ходьба по гимнастической скамейке может быть организована следующим образом: одним детям дать задание пройти по скамейке, сохраняя равновесие, другим, более подготовленным, – пройти по скамейке с мешочками на голове или пройти по скамейке, приставляя пятку к носку сзади стоящей ноги, пройти по скамейке с перешагиванием через предметы. Эти задания должны учитывать состояние нарушенной функции ребенка, а также физическую подготовленность в каждом виде движений.

Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к некоторым видам упражнений: при некоторых заболеваниях противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.

Под особым наблюдением во время физкультурных занятий находятся дети, которые оперированы по поводу сходящегося или расходящегося косоглазия. Им рекомендован «охранительный» режим, который должен соблюдаться и при проведении физкультурных занятий. Этим детям противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями (сопротивления, прыжки). Надо избегать упражнений, игр, где ставится задача попадания мяча в цель. Таким детям чаще следует устраивать отдых.

Можно ребенку облегчить задание, незначительно помогая, но добиться, чтобы он выполнил его, как все остальные. Этим детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии. Например, в упражнениях скоростно-силового характера уменьшить для них нормативы, видоизменить упражнения с целью снижения нагрузки.

Подвижные игры

Подвижные игры для детей с проблемами развития имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д. [Маллаев, 1992].

В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению имеющихся дефектов, их компенсации. Л.В. Шапкова разработала специальные подвижные игры для детей дошкольного возраста с разными дефектами и методические рекомендации к ним.

Как уже отмечалось выше, для детей существует ряд противопоказаний по выполнению отдельных упражнений, движений. Эти противопоказания следует учитывать и при организации подвижной игры. В связи с этим необходим тщательный индивидуальный подход к детям, участвующим в игре, определяющий их роли и степень физической нагрузки.

При выборе игр следует учитывать возрастные особенности, их развитие, физическую подготовленность, патологические процессы, развивающиеся в организме в процессе болезни.

Особое внимание следует обращать на детей, имеющих комплексные нарушения (нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения, слуха, речи, интеллекта). Осторожно привлекать их к тем играм, где требуются психофизическая нагрузка, быстрая смена положения тела в пространстве и сложная двигательная координация.

В этих случаях строго индивидуально дозируется нагрузка, тактично, без ущемления достоинства ребенка. Не допуская ребенка к игре, воспитатель привлекает его к судейству, к помощи (предлагая помочь расставить инвентарь, собрать его, вести подсчет очков в старших группах, следить за выполнением правил играющими и т.д.). Учитывая особенности внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.

В момент объяснения игры детям лучше находиться в том положении, из которого игра начинается. Воспитатель стоит так, чтобы его хорошо видели и слышали дети. Например, дети стоят в кругу, воспитателю или руководителю физического воспитания следует находиться с ними в кругу или на расстоянии шага по направлению к середине круга, для отдельных детей выкладывать последовательность игровых действий и правила игры на фланелеграфе в виде пиктограмм, карточек.

Если игра начинается врассыпную, как следует строить детей? Желательно строить детей в шеренгу или круг.

При организации подвижной игры нельзя строить детей лицом к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель внимательно следит за поведением играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. За деятельностью детей в игре, как и при других формах работы, осуществляется строгий контроль и индивидуальная дозировка их нагрузки: следует уменьшить дистанцию, число повторений, время нахождения в игре, облегчить задание, ограничивать в движениях. В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением развития: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, психомоторные возможности. С учетом этого нами классифицированы подвижные игры следующим образом:

Игры на преодоление нарушений осанки. К ним относятся:

1. Связанные с большой подвижностью, лазанием, ползанием, выпрямлением.

2. На преодоление плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.

3. На развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.

4. На развитие координации рук и ног: включают одновременные, поочередные движения рук и ног.

5. На развитие пространственной ориентировки:

6. На ориентировку в микропространстве;

7. На ориентировку в большом пространстве.

8. На развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.

9. Для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости).

10. На упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание).

11. На развитие слуховой ориентировки.

12. На развитие двигательно-осязательных ощущений.

Все игры предусматривают воспитание таких качеств личности ребенка, как смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.

Целесообразно еще раз подчеркнуть, что дети боятся большого количества участников игры, испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения, боясь травмироваться. Вместе с тем в целях развития коммуникативных умений коллективные подвижные игры необходимы. При их проведении учитывается педагогическая целесообразность требований:

1.Отработка необходимых движений заранее.

2.Включение в игру только подготовленных детей.

3.Отбор материала для игры с учетом заболевания.

Двигательно-дидактические игры

Важнейшим средством приобщения ребенка к физической культуре и здоровьесбережению могут являться дидактические игры.

Исследователями установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности, на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).

Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры (А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артемова, Г.Г. Григорьева).

В игре ребенок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации.

В игре возникает потребность ребенка воздействовать не только на окружающий его мир, но и на свой внутренний.

Совмещение двигательного и дидактического компонентов в единую сущность в целях освоения физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с проблемами в развитии позволяет утверждать, что двигательная направленность дидактических игр – не просто условие повышения эффективности усвоения необходимого материала (достижения обучающей цели), а сущностная их характеристика, проявляющаяся в следующем:

- со стороны дидактического компонента: в наличии обучающей цели и задач – формирование целостного представления о своем Я;

- со стороны двигательного компонента: этапность и уровневость освоения способов физкультурно-оздоровительной деятельности;

- со стороны игрового компонента: в отсутствии явной цели для ребенка (очевидный сдвиг мотива на цель) в процессе формирования целостного представления о своих двигательных возможностях.

Основное назначение предлагаемых игр – усиление образовательной направленности в обучении детей с проблемами в развитии движения.

Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

В процессе игры дети с проблемами в развитии знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками – двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию.

Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам.

Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей (В.А. Шишкина, Т.Э. Токаева и др.)

Пример такой игры – «Отгадай вид спорта».

Дидактические задачи: конкретизировать представления детей о зимних и летних видах спорта. Стимулировать проявление интереса к видам спорта, культивируемым в Пермском крае. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Поддерживать интерес к игровому взаимодействию.

Игровое правило: правильно отгадать вид спорта и подписать под нужной частью цифровой ответ.

Игровое действие: ребенок берет кроссворд, рассматривает картинки с видами летнего и зимнего спорта, если отгадывает, то сопоставляет цифры и отгадывает кроссворд.

Игровой результат: з аполненный кроссворд

«Туристы». Цель – развивать умение адекватно использовать движения для достижения поставленной цели.

Правила игры: каждый «турист» или группа проходят маршрут по-своему, т.е. с помощью движений, не использованных другими играющими. Действовать в игре согласованно, помогать тем, кто затрудняется в выполнении движений.

Пособия: любое стационарное физкультурное оборудование, к которому дополнительно можно приставить гимнастические лестницы, доски, кубы и т.д.; веревка длиной 3-4 м (на 3-4 детей) с петлями для надевания на плечо (расстояние между ними 1 м). Для каждой подгруппы можно использовать специальные нагрудные знаки.

Методические указания: выбирается место для игры и устанавливается физкультурное оборудование для поточного прохождения маршрута. Дети делятся на две группы, каждая из которых «разрабатывает» свой маршрут, т. е. решает, с помощью какого движения будет преодолевать установленные препятствия. Затем методом жеребьевки или считалки определяется порядок следования маршрутных групп. За прохождением маршрута ведется наблюдение, так как необходимо изменить намеченное движение, если оно уже использовано. Побеждает команда, которая действовала наиболее согласованно. В качестве судьи выступает воспитатель или кто-либо из детей. В игре используются различные виды и способы движений. Например, по скамейке можно идти на носках, обычным шагом, проползти на четвереньках, на животе; перешагивать или перепрыгивать кубы; гимнастическую лестницу перелезть через верх, в середине между рейками, сбоку.

Вариант игры: каждая из подгрупп для себя разрабатывает маршрут, который начинается одновременно. Побеждает команда, первая закончившая прохождение маршрута.

«Что лишнее?» Цель – дифференцирование видов и способов движений.

Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2-4 способа одного движения и один – другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

Игры на ориентацию в пространстве

«Найди свой домик». Цель – закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5-6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

Широко рекомендуется в физическом воспитании детей с проблемами в развитии использовать компьютерные дидактические игры и упражнения, которые разъясняют ребенку с проблемами в развитии поэлементный способ выполнения таких упражнений, как: «Догони обруч», «Скорее в обруч», «Пролезь в обруч», «Мяч сквозь обруч», «Цапля», «Меняемся местами», «Не задень веревку», «Не урони мешочек», «Донеси мешочек», «Маяк», «Через болото», «Бильбоке», «Бегом в обруче», «Не опоздай», «Разойдись – не упади», «Спрыгни – развернись», «Гимнасты», «Положи – подними предмет», «Не урони шарик», «Колечко», «Кто внимательнее», «Делай так»; «Не задень», «Бегом по горке», «Скорей до середины», «Не урони колечко», «Кольцо навстречу кольцу», «Успей первым», «Юла», «Играй, но обруч не теряй», «Не потеряй предмет», «Береги мешочек», «Схвати шнур», «Скорей до середины», «Не урони кольцо», «Меняемся местами» «Волчок», «Пропеллер», «Успей поймать», «Быстрее вверх», «Гребцы», «Кто быстрее» и др.

Коррекционные виды гимнастик

Гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые положительно воздействуют на организм занимающихся в целом и оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц, регулируют физиологическую нагрузку.

Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с проблемами в развитии.

Специфика видов гимнастик, используемых в дошкольных учреждениях для детей с проблемами в развитии зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.

Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррекционно-педагогической работой позволяют классифицировать следующие виды гимнастики:

1) основная гимнастика;

2) гимнастика для глаз;

3) ритмическая гимнастика;

4) дыхательная гимнастика;

5) пальчиковая гимнастика;

6) корригирующая гимнастика;

7) тренажерная гимнастика;

8) психогимнастика;

9) кинезиологическая гимнастика;

10) антистрессовая гимнастика.

Коррекционное значение разных видов гимнастик заключается в использовании или компенсации недостатков психофизического развития детей с проблемами в развитии, формировании жизненно необходимых движений, применении двигательного опыта в практической деятельности.

Место различных видов гимнастик в режиме для дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализации коррекционных задач.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. При этом учитываются психофизические возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и перестроения, которые не противопоказаны детям с проблемами в развитии и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвивающие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие и компенсацию нарушенных функций, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также двигательными возможностями детей.

Гимнастика для глаз

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С. Аветисовым, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан (1984).

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления зрительной функции.

Для повышения работоспособности и снижения утомления для детей с проблемами в развитии требуется 2-3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре и прежде всего в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с комплексом для глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С. Аветисовым, Ю.А. Курпан, Е.И. Ливадо, Н.И. Пильман, Е.И. Ковалевским, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.

Л.С. Сековец отмечает то, что предлагаемые системы упражнений необходимо адаптировать для дошкольников. Так, для более четкого восприятия упражнений для глаз следует использовать стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве. Вот некоторые из них:

Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

Если взгляд отведу –

Шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Глазами шарик поищу.

Подниму глаза я кверху,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

Колпачки-пальчики

Надевают мальчики.

Колпачки играют,

Глаза их догоняют.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности, активности ребенка в целом.

При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика – это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также способствуют выработке у дошкольников чувств ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки (Т.И. Лисицкая).

Ритмическая гимнастика доступна детям с проблемами в развитии, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

Упражнения просты по двигательной структуре. Это общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца, художественной гимнастики), но выполнение более интересно, с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Все эти особенности ритмической гимнастики повышают интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В практике работы дошкольных учреждений этот вид гимнастики получил название «ритмопластика» – специальные физические упражнения, базирующиеся на сочетании в себе движения пластики с ритмическим рисунком (А.И. Буренина).

Для этого вида гимнастики характерны следующие особенности:

- танцевальная направленность и модернизация стиля исполнения обычных гимнастических упражнений;

- многократное повторение упражнений;

- показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словесное объяснение и повышает эффективность занятий;

- поточный метод проведения занятий.

В ритмической гимнастике составление комплексов, систем проведения, а также структура занятий с детьми подчиняются специфическим требованиям методики физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии. Продолжительность занятий может быть различной (10-15 мин) в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превышают 10 мин и состоят из 5-6 упражнений, которые предварительно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основную, заключительную части. В процентном отношении части распределяются следующим образом: 10%, 70%, 20% соответственно. При продолжительности занятий 15 мин время распределяется так: вводная часть – 3 мин, основная часть – 9 мин, заключительная часть – 3 мин. Каждая часть занятия имеет свои определенные задачи, и, следовательно, упражнения, входящие в состав каждой части комплекса, должны соответствовать поставленным задачам.

Подготовительная часть или разминка. Задача этой части – подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения обычно включают в работу сразу несколько звеньев тела, но выполняются с небольшой амплитудой, чтобы не травмировать еще холодные, не разогретые мышцы и связки. Специалисты считают, что целесообразно в эту часть комплекса включать упражнения для осанки, подготовительные упражнения для овладения движениями основной части комплекса; изолированные и несложные комплексные упражнения, выполняемые стоя. Они направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечнососудис-той и дыхательной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений. Наиболее эффективными средствами решения этих задач являются упражнения для всех частей тела и мышечных групп, выполняемые из различных исходных положений; бег, прыжки, танцевальные упражнения; выполняемые в различном темпе и ритме. В этой части комплекса последовательно «прорабатываются» мышцы шеи (1-2 упражнения), затем рук и плечевого пояса (2-3 упражнения), туловища (2-3 упражнения), ног (2-3 упражнения). Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Успешность занятий обеспечивается, если в середине комплекса выполняются бег и серия прыжков, за исключением тех, которые противопоказаны детям с нарушением развития по медицинскому диагнозу. Затем предусматриваются 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить силы.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.

При этом снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоночник, ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях достаточно высока и позволяет мышцам работать в другом режиме.

В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабление, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцевальные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, пальцев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка. Доказано, что гимнастика благоприятно воздействует на развитие физических качеств. Специальные упражнения способствуют развитию гибкости, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны и подвижны. Чередуясь с упражнениями на расслабление, они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Практически в любом детском саду есть утолок для развития мелкой моторики. Занятия такого профиля все чаще применяются в ДОУ, где есть специализированные группы. Но практики с огорчением отмечают, что эффект тренировки тонкой моторики не столь уж и велик.

Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики: плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин, колец, шнуровка, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Они составляют «социальную зону руки». Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

В занятиях по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка растяжения и почти никогда – расслабления. Это может привести к излишнему повышению тонуса пальцев ребенка.

Для разностороннего гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих: сжатия, растяжения и расслабления, следуя медицинской терминологии – сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц сгибателей и мышц разгибателей.

Для получения максимального результата упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

Для этого необходима определенная последовательность в использовании средств пальчиковой гимнастики: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика. Последняя наиболее значима для организации коррекционной работы с детьми с нарушениями развития.

Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем по направлению руки к объекту. Очень рано ребенок начинает вскидывать руки ко рту в ответ на зрительную стимуляцию, следит за движением своих рук. К 4-м месяцам у малыша формируется реакция активного осязания под контролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 месяца ребенок начинает захватывать предметы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.