Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи




1. При обследовании функций внешнего дыхания у больного обнаружено уменьшение жизненной емкости легких, увеличение функциональной остаточной емкости, остаточного объема. Как изменились эластические свойства легочной ткани? Обоснуйте вывод.

2. При проникающем ранении грудной клетки у больного появились признаки удушья. Чем это вызвано, если проходимость дыхательных путей не нарушена?

3. С лечебной целью у больного произведен односторонний пневмоторакс. Как он отразится на дыхательных экскурсиях этого легкого?

4. Как соотносятся жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и форсированная жизненная емкость легких (ЖЕЛ при выдохе с максимально возможной скоростью) и почему?

5. У двух испытуемых одинакового возраста и близкой комплекции зарегистрированы следующие значения дыхательного объема и частоты дыхания: 1) 400 мл, 18 /мин; 2) 600 мл, 16 /мин. В каком случае вентиляция легких более эффективна и почему?

6. При подъеме в горы у альпинистов может разниться горная (высотная) болезнь: одышка при движениях, головная боль, внезапная потеря сознания. Местные жители высокогорья не страдают ею (шерпы живут на высоте 5000 м). Объяснить: 1) причины горной болезни; 2) компенсаторные механизмы, развившиеся у жителей высокогорья.

7. Почему у больного с гипоксемией и хронической гиперкапнией при дыхании чистым кислородом рСО2 в артериальной крови может значительно возрастать?

8. Почему при анестезии слизистой ротовой полости увеличивается опасность аспирации (попадания в дыхательные пути) слюны и пиши?

9. Обоснуйте с физиологической точки зрения использование для вентиляции легких у больных с сердечно-легочной недостаточностью газовой смеси, содержащей 94% О2 и 6% СО2?

10. Человек находится под водой и дышит через трубку, выставленную на поверхность. Чем ограничивается максимальная глубина погружения, при которой возможно дыхание?

11. Ныряльщики за жемчугом перед погружением производят гипервентиляцию легких. Почему она способствует более продолжительному пребыванию под водой? Чем опасна избыточная гипервентиляция?

12. Содержание гемоглобина в крови больного составляет 90 г/л. Почему даже при незначительной физической нагрузке у него возникает одышка?

13. Какие преимущества при погружениях водолазов на большую глубину дает использование кислородно-гелиевой дыхательной смеси вместо воздуха?

14. Почему аквалангисты при погружении на большие глубины используют для дыхания газовые смеси с пониженным содержанием кислорода?

15. Артериальное давление у пациента составляет в среднем 100 мм рт. ст., давление в правом предсердии 2 мм. рт. ст. Давление в легочной артерии и легочное капиллярное давление заклинивания (~ давление в левом предсердии), измеренное катетером Сванс-Ганса, равны в среднем 15 и 5 мм рт. ст. соответственно. Рассчитайте легочное сосудистое сопротивление и общее периферическое сопротивление приняв, что сердечный выброс равен 5 л/мин.

16. Определите кислородную емкость крови при содержании НЬ в крови равном 140 г/л (физически растворенный О2 не учитывать).

17. Оцените насыщение гемоглобина кислородом (НЬО2%) пробы крови, содержащей 10 г НЬ/100 мл и 10 мл О2 /100 мл соответственно (физически растворенный О2 не учитывать).

18. Оцените коэффициент утилизации О2, если в артериальной крови содержится 200 мл/л О2, а в венозной крови - 150 мл/л.

19. Как изменится дыхание после перерезки блуждающих нервов и почему?

20. Проследите зависимость дыхания от пересечений спинного мозга на различных уровнях. Рассечение спинного мозга на каком уровне делает дыхание невозможным и почему?

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с.

2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с.

Дополнительная литература

1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с.

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с.

3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.

 

Раздел и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Роль органов полости рта во взаимосвязи дыхательной и речеобразовательной функций. Влияние стоматологических заболеваний на речеобразовательную функцию. 2. 3ащитные дыхательные рефлексы. Рефлекторные механизмы регуляции дыхания при жевании и глотании. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе).   Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

 


РаздеЛ: «Физиология пищеварения»

Занятие № 18:Физиологические основы голода и насыщения. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Цель занятия: изучить нейрогуморальные принципы регуляции желудочно-кишечного тракта, пищеварение в полости рта и желудке

Задачи занятия:

- изучить типы пищеварения;

- изучить физиологические механизмы голода и насыщения;

- изучить принципы регуляции пищеварительной системы;

- изучить процессы пищеварения в полости рта и в желудке.

-

Основные понятия по теме:

Пищеварение, пищеварительный конвейер, гидролиз, гликолитические, протеолитические и липолитические ферменты, аутолитическое, собственное, симбионтное пищеварение, полостное, пристеночное, мембранное пищеварение, сенсорное и метаболическое насыщение, вентро-медиальные, латеральные ядра гипоталамуса, диффузная эндокринная система, гастроинтестинальные гормоны (гормоны ЖКТ), слюнные железы, серозные, слизистые, смешанные, альфа-амилаза, мальтаза (a-глюкозидаза), протеиназы, липаза, лизоцим, РНК-азы, муцин, первичная слюна, вторичная слюна, центр жевания, центр глотания, ротовая, глоточная, пищеводная фазы глотания, главные, париетальные, добавочные клетки, соляная кислота, слизисто-карбонатный слой, пепсиногены, пепсины, гастриксин, липаза, желатиназа, ренин, гастромукопротеид (фактор Кастла), гастрин, гистамин, секретин, холецистокинин-панкреазимин, мозговая, желудочная, кишечная фазы секреции, рецептивная релаксация, фазовые и тонические волны, пропульсивные движения, перистальтические волны, систола антрального отдела, эвакуация пищи из желудка, центры голода и насыщения, центры слюноотделения, жевания, фазы жевания, мастикациограмма.

Вопросы к занятию:

1. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролиза. Пищеварительный конвейер, его функции.

2. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода и насыщения.

3. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль центральных и местных нервных механизмов регуляции. Энтеральная нервная система. Рефлексы желудочно-кишечного тракта.

4. Диффузная эндокринная система желудочно-кишечного тракта. Гормоны желудочно-кишечного тракта.

5. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция.

6. Пищеварение в полости рта. Саморегуляция жевательного акта. Глотание, его фазы, саморегуляция этого акта. Функциональные особенности пищевода.

7. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока.

8. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка, ее регуляция.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мембранное пищеварение?

2. Что такое пищеварительный конвейер?

3. Перечислите свойства слюны, ферменты слюны.

4. Назовите состав желудочного сока, фазы его отделения.

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Атлас по нормальной физиологии. Под ред. Чесноковой С.А., Агаджаняна Н.А.. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, 189 с.

2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов. Под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М. – М.: «Медицина», 2006, 735 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. Под ред. Будылиной С.М., Смирнова В.М. – М.: «АСАDЕМА», 2009, 333 с.

Дополнительная литература

1. Краткий курс нормальной физиологии. Учебное пособие. Дегтярев В.П., Шишелова А.Ю. – М.: МГМСУ, 2008, 353 с.

2. Нормальная физиология. Судаков К.В. М.: Медицинское информационное агентство. 2006, 918 с.

3. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М., «Медицина», 2007, 635 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.