Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контексте управления человеческими ресурсами




Система принципов школьной профориентации в общем

 

Как известно, принципы задают систему «ограничений» и «дозволений» в работе специалиста. В структуре методологического знания сами принципы определяются после выделения целей и смыслов деятельности (общефилософский уровень), а также – после уточнения предмета и метода деятельности (конкретно научный уровень). И уже после этого, на основе этих принципов разрабатываются конкретные технологии исследования и практической деятельности, т.е. принципы как бы задают определенные «рамки», и даже обозначают сам «вектор» работы, позволяющий достигать намеченные цели.

Различные авторы выделяют принципы профессионального консультирования. Ниже, на нескольких примерах мы покажем, что идея учета разнообразных реальностей (фактически, принцип «реализма») присутствует везде, а иногда эту идею можно обнаружить даже в разных по своим формулировкам принципах.

Например, Е.А.Климов выделил следующие основные принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии: 1) культивирование полной психологической структуры труда; 2) воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным; 3) знакомство с профессиями как органичным звеном формирования мировоззрения; 4) опора на формирующий, воспитательный подход (в противовес «отсеивающему» подходу); 5) помощь человеку не как компенсация его «беспомощности», а как активизация его жизненной позиции; 6) последовательная реализация права и возможностей подрастающего человека на сознательный и свободный выбор профессии в связи с реалистичной оценкой им себя и конкретной жизненной ситуации; 7) сочетание массовых форм работы с групповым и индивидуальным подходами (Климов, 1983, С.6-8). Особенно интересен для нас шестой принцип, где говорится о «реалистичной оценки себя и конкретной жизненной ситуации». Правда, писал об этом Е.А.Климов еще в советский период, но «принцип реалистичности» уже, фактически, был обозначен, тем более, что и в советское время были свои сложности в понимании «реалистичности» социально-экономической ситуации.

Можно выделить целую систему принципов профессионального самоопределения, включающую следующие основные блоки (см. Пряжников, 1995, С.31-34):

1. Конкретно-методологические: 1) культурно-историческая обусловленность самоопределения; 2) личностно-индивидуальный подход к клиенту; 3) системность; 4) системность; 5) постепенность (предполагающая учет реальной ситуации развития клиента); 6) приоритет ценностно-нравственных ориентаций в самоопределении (также предполагается учет уровня нравственного развития конкретного клиента).

2. Организационно-управленческие принципы делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа – принципы организации профконсультационной помощи: 1) многообразие форм и методов работы; 2) «экологичность» (нравственность, ориентация на этически приемлемые цели работы); 3) преемственность (учет предшествующего опыта); 4) гибкость; 5) выделение приоритетов; 6) самоактивизация (и ответственность) различных субъектов системы профориентации; 7) формирование профессионального содружества; 8) гибкость, готовность к разумным компромиссам (близко к принципу конкретности и принципу реализма); 9) действенный оптимизм и разумная самоирония; 10) взаимосвязь принципов (близко к принципу системности).

Вторая подгруппа – принципы организации подготовки кадров профконсультантов: 1) способствование творческой самореализации специалистов; 2) соединение теоретической подготовки с методологической и практической (с постепенным формированием готовности к самостоятельному конструированию средств своей профессиональной деятельности); 3) учет имеющегося у обучающихся специалистов профессионального и жизненного опыта (близко к принципу реализма); 4) формирование полноценной ценностно-нравственной основы профессиональной деятельности.

3. Конкретно-практические принципы: 1) учет реальной аудитории и особенностей конкретных клиентов; 2) учет реальных условий использования конкретных методик; 3) учет собственной готовности к оказанию помощи со стороны консультанта; 4) чередование различных форм и методов работы; 5) учет характеристик самой используемой методики (ее динамичности, привлекательности и др.); 6) взаимодополняемость методов (сочетание собственно профориентационных и вспомогательных методик); 7) диалогичность профконсультационной работы; 8) приоритет активизирующих методов. Заметим, что в данной группе первые три принципа напрямую соотносятся с идеей учета реальных условий работы консультанта и, фактически являются конкретизацией «принципа реальности».

4. Этические принципы: 1) «не навреди»; 2) не навешивай оценочных «ярлыков»; 3) стремись к доброжелательному пониманию клиента (уточнение принципа «безусловного принятия клиента»); 3) конфиденциальность; 4) сочетание добровольности и обязательности при использовании определенных методов; 5) не выясняй отношений с коллегами в присутствии клиентов; 6) уважительно относись к любому клиенту (учитывай его реальные особенности); 7) не самоутверждайся за счет клиента; 8) уважай себя как специалиста (профконсультанта) и как личность.

 

Как видно из приведенных выше примеров, многие принципы включают в себя идею учета различных реальностей ситуации профконсультирования. В этой связи, уместно было бы говорить об учете этих реальностей как «метапринципе» профессионального консультирования. Фактически, при решении любой консультативной задачи приходится сначала «понять» (а иногда и «прочувствовать») реальную ситуацию консультирования и конкретного клиента, а лишь затем попытаться ее как-то улучшить. А в более полном (идеальном) понимании принцип реальности предполагает не только правдивую оценку наличной ситуации, но и создание новой реальности, как в плане взаимодействия с клиентом, так и в плане улучшения ситуации его самоопределения.

В психологии и педагогике на основании принципов разрабатываются технологии, а также индивидуальные средства профессиональной деятельности. При этом принципы, являясь производными от ценностно-смысловых установок, целей и предмета деятельности, должны лучше организовывать деятельность и психолога-исследователя, и проектировщика психотехнологий, и психолога-практика. И в этом смысле, деятельность психологов и педагогов становится целесообразной.

 

Анализ различных систем этих принципов позволяет выделить две основные идеи, регламентирующие и во многом определяющие деятельность психолога-профконсультанта: 1) учет внешних и внутренних реальностей (особенностей данного клиента и его ситуации); 2) ориентация на «лучшую» реальность, ведь смысл любого консультирования – улучшения данной реальности. Иными словами, можно говорить о том, что консультанту приходится работать с двумя планами реальностей, или по-другому – с изменяющейся реальностью, когда главная реальность – это не столько статичная ситуация, сколько ее постоянное изменение (в идеале – «улучшение»).

И тогда важно понять, что из себя представляют эти реальности.

Если мы говорим об учете данной реальности (внешней и внутренней), то вынуждены признать, что она во многом оставляет желать лучшего (потому-то клиент и приходит на консультацию, что его не устраивает его данная ситуация). Внутренняя реальность складывается из учета желаний клиента, его внутренних возможностей (способностей, уровня образования, состояния здоровья и др.), из его готовности сотрудничать с психологом-профконсультантом и др. Наибольшие проблемы часто возникают в связи с неготовностью к эффективному сотрудничеству, которое предполагает активную позицию клиента и определенный уровень ответственности за принимаемые решения. Поэтому реально психологу часто приходится отказываться от полноценного взаимодействия с клиентом и нередко вместо него решать его важные жизненные задачи…

Если учитывать внешнюю реальность клиента (его социальный статус, финансовые возможности его и его семьи, ситуацию на рынке труда в его городе или регионе и др.), то и здесь возникает множество проблем. Например, сам клиент высоко оценивает возможности своей ситуации, но психолог видит, что его внешняя ситуация не очень благоприятная (проблемы с жильем, нет знакомых, которые могли бы помочь в карьерных вопросах и т.п.). Возможно и наоборот, когда клиент слишком недооценивает возможности своей ситуации. Особые проблемы возникают в этом случае тогда, когда у клиента, в силу его предшествующего воспитания, сформировалась иждивенческая позиция (когда всему чего-то «должны») и он не способен сам использовать даже те возможности, которыми располагает.

Если говорить о преобразовании и улучшении реальности, то и здесь не так все просто. Улучшение внутренней реальности клиента предполагает выделение значимых, достижимых и оптимистичных целей, к которым следует стремиться. Но реальность такова, что многие клиенты в качестве таких целей выделяют обычно «высокий заработок» и «престиж», которые может дать выбираемая профессия или выгодное место работы. При этом забывается о том, что существуют и более интересные (возвышенные) цели профессионального и личностного самоопределения. Нередко на консультациях эти (возвышенные) цели как-то даже проговариваются, но на фоне этих красивых разговоров выборы делаются весьма прагматичными.

Еще больше проблем возникает с изменением внешних реальностей. Какие-то реальности изменить можно, например, обзавестись новыми друзьями, поменять место жительства, сделать какие-то карьерные шаги (получить новое образование, оформиться на новую работу и др.). Но есть такие реальности, которые мало зависят от конкретного человека, например, конкретная социально-экономическая и духовная ситуация в стране, которая во многом определяет и возможности для реализации карьерных планов.

Здесь консультант может предложить, во-первых, попробовать по-новому взглянуть на эту реальность (выделить новые возможности для успешной карьеры), и, во-вторых, предложить клиенту подготовить себя к эффективным действиям в условиях возможного изменения этой ситуации в ближайшем будущем (причем, как к негативным изменениям, так и позитивным изменениям). К сожалению, для такого мысленного экспериментирования (с активным участием «социального воображения» или даже – «социального фантазирования») слабо готовы не только многие клиенты, но и сами психологи-профконсультанты… И это тоже реальность, которую следует учитывать, и которая ограничивает возможности профессионального консультирования.

В этой связи можно сказать и о двух других важных принципах организации профконсультационной работы. Во-первых, это принцип ответственности профконсультанта. Если спровоцировать размышления о преобразовании общества, то возникает опасность такой крайности как экстремизм, когда хочется революционным путем все срезу изменить к лучшему. Поэтому здесь важно научиться размышлять о таких вариантах улучшения реальности, которые менее болезненны для большинства людей (даже для тех, кто сильно запутался в этой жизни и уже успел наделать много нехорошего…).

Во-вторых, это принцип осторожности. Он предполагает размышления о последствиях самого обращения к столь сложной проблематике как «улучшение общества», Может так оказаться, что кому-то из начальства это не понравится. И если человек работает в престижном заведении и дорожит своей работой, то у него появляется реальная опасность быть уволенным или как-то наказанным. По собственному (печальному) опыту мы знаем, что иногда осторожность не помешает. А если человек работает в провинциальном городе. Где существуют реальные сложности с трудоустройством даже для психологов-профконсультантов, принцип осторожности особенно актуален в наше замечательное время.

Хотя В.В.Давыдов еще в начале 90-х годов, выступая на Президиуме РАО, при обсуждении Концепции профессионального самоопределении молодежи сказал, что «со старшеклассниками должны обсуждаться самые сложные проблемы нашего общества, даже те проблемы, которые пока еще не обсуждают ни политики, ни журналисты, ни аналитики», а потом добавил, что «если этого не будет, то общество обречено на стагнацию, т.к. молодежь – это будущее любой страны. И если она будет считать, что все и так благополучно, то не будет стимула к улучшению»… Но хорошо и даже безопасно быть известным и уважаемым академиком (да еще Вице-Президентом РАО), и совсем другое дело – простым психологом, которого не защищает ни закон, ни профсоюз...

По большому счету, ориентация только на существующие (да еще и приукрашенные) реальности сильно ограничивает развитие профконсультирования, что, само по себе, является важнейшей нерешенной пока проблемой. Но ситуация не так безнадежна. Можно обозначить эту проблему как творческую ситуацию, которую, если пока и не удается разрешить на глобальном уровне (для этого необходимы интегрированные усилия методологов, ученых, разработчиков методик, психологических начальников-администраторов, представителей власти, отвечающих за кадровую политику в государстве и др.), но это такая творческая ситуация, которую (при желании) может разрешить для себя каждый конкретный психолог-профконсультант…

Например, даже работая с пассивным клиентом, можно постараться расширить его представления о самих стилях взаимодействия с психологом-консультантом (это позволит реалистичнее определить данный стиль взаимодействия и наметить перспективу для перехода к более совершенному стилю). Также можно расширить представления клиента о разнообразных реальных и потенциальных возможностях, которые многие даже не учитывают в своих самооценках или в оценках внешней ситуации. Сама идея выбора (самоопределения) предполагает развитие у клиента диапазона его представлений (общекультурного кругозора) о «пространстве» возможных выборов, куда входят и разнообразные оценки наличной и желаемой реальности.

Полноценный выбор (самоопределение) возможен лишь тогда, когда такие пространства сформированы. Таким образом, мы предлагаем не столько менять представления о реальности, сколько расширять представления о возможных реальностях, когда даже уже существующие (сложившиеся) представления можно сравнивать с другими представлениями и выбирать наиболее «реалистичные» и «перспективные» для успешной карьеры и достижения наиболее интересного варианта счастья. Естественно, такие выборы должен делать сам клиент, а психолог-профконсультант, даже после такого (идеального) варианта помощи, должен быть готов к тому, что клиент сделает выбор, неожиданный для психолога…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.