![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И житейской профориентации
Соотношение и системные взаимосвязи научной, практической
Научная и «житейская» профконсультации.
Нынешняя власть исходит из того, что «рынок обладает способностью саморегулироваться» и те, кто пытается адаптироваться к рынку, должны учитывать потребности рынка и сами обладать способностью к самоопределению (отсюда, модные до сих пор понятия: «самоменеджмент», «самопрезентация» и т.п.). Лишь только в последние годы, на уровне государственного управления, предпринимаются какие-то усилия для систематизации профориентацитонной работы. Например, в школах вводится предпрофильная подготовка и профильное обучение, предполагающее и профориентационную работу с учащимися; в службах занятости постепенно возвращается традиция работы с молодежью (в 90-е годы «работа с молодежью рассматривалась как дополнительная услуга») и др. К сожалению, полноценной, системной кадровой политики в области профориентации молодежи пока еще нет. Поэтому, профессиональное самоопределение и трудоустройство молодежи во многом носит стихийный характер, определяется законами так и не состоявшегося полноценного «рынка». При этом системная профориентацияонная работа в условиях полноценного «рынка» предполагала бы его изучение (маркетинг, прогнозирование его развития), а соответственно, и подготовку специалистов для перспективных отраслей производства, и создание условий для отбора наиболее талантливых, активных учащихся и студентов, а затем - и условий для их карьерного роста и т.п. А пока всего этого нет, большинство людей и обслуживающих их специалистов больше исходят из «здравого смысла» и собственных представлений о том, как в нынешних условиях добиться успеха. Но при этом они чаще руководствуются «житейскими» представлениями, не очень-то доверяя психолого-педагогической науке, слишком далекой от реальности.
Заметим также, что большинство дипломных и диссертационных работ по профориентационной проблематике, с которыми мы ознакомились за последние годы (в различных вузах и диссертационных советах), к сожалению, не производят впечатление смелых в плане постановки реальных проблем профессионального самоопределения. Можно при этом даже оправдать многих соискателей, ведь им самим нужно решить важный для себя карьерный вопрос – получить диплом или «корочку», а это не предполагает постановки и обсуждения скандальных и рискованных тем (например, самоопределение в этически сомнительных, но доходных видах деятельности, успех в полукриминальных фирмах, бездарная кадровая политика нынешней власти и т.п.). Так или иначе, мы можем констатировать значительное рассогласование представлений о профконсультационной помощи по крайней мере со стороны ученых и со стороны тех, кто ориентируется на «житейский» здравый смысл. В самом общем плане, можно было бы выделить основные «несостыковки» научных и «житейских» представлений о сущности профокнсультационной помощи, а также – о реальных факторах профессионального самоопределения (см. Таблицу 3). В перспективе все это требует более детального анализа. Мы же в данной статье сконцентрируем свое внимание на главном несоответствии – между видением реальной социально-экономической ситуации как относительно справедливой с правовой и моральной точек зрения (со стороны представителей науки) и сильными сомнениями по этому поводу со стороны простых людей (населения, обывателей, клиентов…).
Таблица 3.
Основные несоответствия в представлениях психологов-профконсультантов и их клиентов о «реальной» ситуации профессионального самоопределения и сущности профориентационной помощи.
Как видно из таблицы (см. Таблицу 3), различия в представлениях профконсультантов и их клиентов весьма существенные. Конечно, эти различия еще нуждаются в уточнении (в специальных исследованиях). Кроме того, эти различия меняются и во многом зависят от реальной ситуации в стране, прежде всего, от внимания власти к пропаганде и поддержке сложных и общественно значимых профессий. Также нельзя забывать, что у разных образовательно-возрастных групп населения эти различия могут варьироваться. Нас же больше интересует вопрос, чем должны больше руководствоваться в своих профконсультациях специалисты, научными представлениями или представлениями «житейскими», нередко основанными на реальных переживаниях и чувствах людей, живущих в данной стране? Есть серьезные основания полагать, что к некоторым мнениям (и сомнениям) простых людей следует относиться более внимательно, а соответственно, несколько корректировать и научные представления о ситуации профессионального самоопределения, сложившейся в современной России на данный момент.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |