Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И управлении человеческими ресурсами




Перспективы компетентностного подхода в профориентации

 

В настоящее время о компетенциях сказано и написано немало. Суть компетенции том, что человек демонстрирует не только свои знания, умения и навыки, но и свою готовность использовать их при решении определенных задач (практических, научных, образовательных и т.п.). При этом сразу возникает парадокс. Человек может успешно решать некоторые задачи, не обладая соответствующим официальным образованием, знаниями, временем, условиями, зарплатами и прочими «ресурсами», вроде бы необходимыми для решения этих задач… Здесь вновь можно обратиться к примеру с полководцами. У одного полководца – прекрасная обученная армия, а у другого – гораздо меньшая и хуже обученная армия. Но благодаря полководческому таланту побеждает второй полководец.

Другой пример, раскрывающий суть профессионализма в любой профессии. Настоящий профессионал обычно не делает лишних движений (все у него отработано, отточено), что и позволяет ему экономить много времени и сил. А не опытный работник пока еще не способен выбрать оптимальный вариант своего труда, и ему приходится совершать много ненужных движений, хотя со стороны он и выглядит более «активным», чем опытный работник. Кстати, в интеллектуальном труде более опытный специалист всегда находит более простое выражение своих мыслей, тогда как менее компетентный часто сам себя не понимает, когда предлагает или излагает какие-то идеи (слишком многословен, использует сомнительные и противоречивые термины и т.п.) …

В компетентностном подходе важно умение использовать имеющийся ресурс. А парадокс в том, что большего уважения заслуживает тот, кто эффективно решает вопросы, используя меньший ресурс. На основании этого можно ставить несколько нетрадиционные вопросы и для профориентации, и для управления человеческими ресурсами. Обозначим хотя бы некоторые из них:

1.Всегда ли целесообразно наращивать количественные и качественные характеристики человеческого ресурса в ситуации, когда даже имеющийся ресурс не используется в экономике в полной мере?... Быть может, разумнее было бы, продолжая в целом, работу по традиционным направлениям управления человеческим ресурсам (включая и развитие трудового потенциала населения), перемещать акцент на более оптимальное использования того ресурса, который уже имеется?…

2.В полной ли мере используется творческий и трудовой потенциал детей и подростков, многие из которых могли бы более активно участвовать не только в экономической деятельности, но и одновременно с обязательным школьным обучением, учиться и по некоторым специальностям в вузах и колледжам? Мы исходим здесь из того, что если у молодого человека есть мотивация и какая-то база знаний и опыта, то он легко будет осваивать то, что ему по-настоящему интересно. Яркий пример – легкое освоение не только подростками, но и более младшими детьми компьютерной техники, программного обеспечения, сложных игр (на фоне огромных трудностей в освоении компьютера для многих взрослых людей) и т.п.

3.Всегда ли существующие программы обучения в школе и вузах учитывают готовность школьников и студентов осваивать основные идеи и навыки более быстро? И не слишком ли перегружены учебные программы ненужной информацией (когда сама информация в эпоху «информационного бума» часто перестает быть ценностью) в ущерб формирования навыков ориентации во все возрастающих потоках информации? Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию можно было бы обозначить как «информационное насилие» над обучающимися (см. Пряжников, 2004, С.115-116).

4.Всегда ли целесообразно используется творческий потенциал многих людей в организациях (?), когда немалая часть времени тратится на бюрократические вопросы, а то и просто - на имитацию труда…

5. Как обеспечить выявление, развитие и реализацию талантов у многих людей, которые часто сами не знают о своем потенциале или «заживо хоронят» себя, даже не надеясь на более полноценную самореализацию. К сожалению, и у нас и за рубежом есть так называемые «штатные таланты», которые на виду и нередко получают баснословные гонорары. Но при этом огромная масса не менее талантливых людей так и остается не востребованной. И в итоге проигрывает все общество. А ведь это проблема не только управленческая, но и профориентационная…

В других разделах и главах настоящего пособия будут более подробно рассмотрены обозначенные выше и некоторые другие проблемы, связанные с выявлением и более оптимальных использованием имеющегося потенциала человеческого ресурса страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.