Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческими ресурсами и перспективы ее совершенствования




Нормативно-правовая база профориентации в системе управления

 

 

В целом нормативно-правовая база профориентации и управления человеческими ресурсами еще нуждается в серьезной разработке и совершенствовании. И все же, на сегодняшний день имеются некоторые документы, которые могут использоваться как нормативно-правовая база профориентационной работы.

1. «Конституция Российской Федерации (основной закон, принятый в 1993 г.) включает следующие статьи, имеющие отношение к обсуждаемым вопросам:

Статья 37.

1.Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещен.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые ссоры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5.Признается право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

Статья 43

 

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Статья 44

 

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

Есть и документы, имеющие прямое отношение к профориентации, среди которых следует назвать следующие:

1. Закон о занятости населения в Российской Федерации (от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 30.11.2011), где определяются цкли и задачи госудрствнной службы занятости.

В статье 7.1-1 в пункте 8 среди других полномочий государственной власти в области содействия занятости населения выделана «организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения».

В других пунктах говорится о содействии в перемещении граждан в те регионы, где требуется рабочая сила, в содействии миграционных процессов и т.п. Следует признать, что на государственную службу занятости возложены многие важные задачи, но силами только сотрудников центров занятости все эти вопросы решить сложно. В частности, службы занятости и не предназначены для работы со школьниками: в лучшем случае, работа с ними ведется в режиме «дополнительных услуг», хотя и здесь ситуация постепенно меняется. Но без реального взаимодействия службы занятости с другими социальными институтами профориентация так и останется на уровне «трудоустройства»…

2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1. В данном Положении сделана попытка конкретизировать основные цели и направления работы области профессиональной ориентации. К сожалению, Положение было принято в 90-е годы, когда отечественная профориентация переживала не самые лучшие свои годы (из-за значительного сокращения финансирования были «развалены» многие центры профориентации молодежи, многие профконсультанты ушли в коммерческую профориентацию и т.п.). Соответственно, реализовать многие статьи данного Положения оказалось крайне сложно. Кроме того, в содержательном плане многие статьи нуждаются в доработке, исходя из современных требований и развития само профориентации. Тем не менее, это Положение является реальной формальной основой для профориентационной работы.

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 Июня 2007 г. N 449 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждении начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2007 N 9885). Смысл данного Приказа понятен исходя из названия. Главная проблема заключается в том, что часто руководители многих организаций мало заинтересованы в оказании такой помощи подросткам. Соответственно, необходимы специальные нормативно-правовые документы, обеспечивающие заинтересованность соответствующих руководителей.

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение… «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.). В Концепции, в частности, указывается: «Основная функция курсов по выбору - профориентационная... Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения "поля возможностей и ответственности". Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу». Позитивные и сомнительные моменты Концепции рассмотрены в Главе 3, в разделах 3.4.3 и 3.4.4. настоящего пособия.

5. Должностная инструкция педагога-психолога в общеобразовательной школе.

В п.1.4. среди прочего, должен знать: «Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка»;В п. 2.9. среди прочих должностных обязанностей указано: «Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения».

Примечательно, что в Интернете представлено множество вариантов должностных инструкций педагогов-психологов, разработанных на основе типового варианта, в которых далеко не всегда указывается профориентационное направление. Признаемся, что когда в 1993 году принималась типовая инструкция педагога-психолога, мы сами работали в этом время в Министерстве образования РФ (в отделе психологической службы и социальной работы) и сами участвовали в разработке данной повой тиинструкции. Лишь в последний момент мы, с согласия тогдашнего замминистра А.Г.Асомлова, вписали в эту инструкцию позиции, связанные с профоринетацией, и ее утвердили уже с включенными туда профориенационными направлениями (см. выше)… Но до сих пор, многие в школах считают профориенацию не существенной…

5. Положение о службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы (Приказ от 14.05.2003 №553), разработанное на основе типового Положения:

В п.2.3.4. предусматривается деятельность по «выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения»;

В п. 2.6. среди прочих выделяется и «консультирование детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками».

Данный пример все же показывает, что в последнее время по сравнению с типовыми документами, в новых положениях все чаще тема профориентации «признается» в качестве значимой и заслуживающей особого внимания.

Мы считаем, что в ближайшее время необходимо разработать следующие основные документы, регламентирующие профориентационную работу и обеспечивающие реальное включение в нее разных социальных институтов и организацию взаимодействия между ними:

1. Разработать Положение о службе управления человеческими ресурсами в РФ. На основе такого Положения можно было бы более целенаправленно разрабатывать и Положения о службах по более конкретным направлениям работы в области управления человеческими ресурсами.

2.Разработать Положение о профориентационной службе, сразу заложив в него возможность системного взаимодействия различных социальных институтов, которые могли бы участвовать в этой работе.

3.Должнастная инструкция профконсультанта, где можно было бы оговорить особенности его работы в разных организациях (в школе, на предприятиях и т.п.).

4. Разработка нормативно-правовой основы для негосударственных профориентационных центров, с указанием вариантов возможного взаимодействия с государственными центрами профориентации, школами и профессиональными учебными заведениями.

5. Создание Ассоциации профориентаторов и разработка соответствующих документов, регламентирующих деятельность этой Ассоциации.

Понятно, что по конкретным названиям предлагаемых документов можно было бы еще провести дополнительные обсуждения и дискуссии, но лучше сильно этим не увлекаться, иначе из-за разногласий по формулировкам не удастся сделать что-то более важное. Опыт показывает, что первоначально редко удается сформулировать все безукоризненно, а уточняются многие моменты в ходе реального взаимодействия всех заинтересованных лиц. На данном этапе важно искать точки соприкосновения!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.