Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности и ограничения




 

В школьной обычно профориентации выделяют следующие основные группы методов в соответствии с главными направлениями работы (см. Пряжников, 2008, С.48-52):

1. Информационно-справочные и просветительские методы: 1) профессиограммы; 2) справочная литература; 3) информационно-поисковые системы (ИПС); 4) методы профрекламы и профагитации (для корректировки предрассудков и ошибочных представлений); 5) экскурсии школьников на предприятия; 6) встречи школьников со специалистами; 7) познавательные и просветительские лекции для родителей и учителей по вопросам самоопределения; 8) система профориентационных занятий в школах (включая и элективные курсы в рамках профильного обучения); 9) учебные фильмы и видеофильмы о профессиях; 10) использование каналов СМИ для обсуждения проблем профессионального самоопределения; 11) “Ярмарки профессий” и их модификации; 12)

2.Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании): 1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); 2) открытые беседы-интервью; 3) опросники профессиональных способностей; 4) опросники профессиональной мотивации (часто дают более достоверный результат, чем опросники способностей); 5) «личностные» опросники (хотя личность и сложно выразить в баллах, стенах и «профилях»); 6) проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования); 7) методы наблюдения – это один из основных научно-практических методов работы психолога – по Е.А.Климову (при условии владения этим методом); 7) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; 8) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); 9) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора С.Фукуямы (см. Укке Ю.В., 1990; Фукуяма С., 1992); 10) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, а также тренажеров, где не только упражняются некоторые навыки, но и выявляется «обучаемость», т.е. готовность школьника освоить в будущем и соответствующие профессиональные действия; 11) исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с “испытательным сроком”); 12) участие школьников в олимпиадах, конкурсах, «круглых столах» и т.п.

3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); 2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); 3) сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.), для осовения которых необходима определенная подготовка и этическая зрелость профконсультанта; 4) “пламенные” публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов; 5) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; 6) личное обаяние профконсультанта (то, что от природы и то, что можно самостоятельно в себе развивать); 7) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; 8) “праздники труда”, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не “торжественное заорганизованное мероприятие”...).

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. Здесь используются различные схемы альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов (см. Пряжников, 2008, С.193-207): 1) выбора профиля обучения (еще в школе); 2) выбора профессии и специальности; 3) выбора учебного заведения или (обычно используются на заключительных этапах консультации); При этом возможно и формирование у учащегося навыков правильного принятия решения через специальные упражнения и дискуссии.

5. Методы оказания помощи в планировании перспектив развития: 1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; 2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных “деревьев” и “ветвей”), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; 3) использование индивидуальных и групповых методов формирования навыков планирования жизни и карьеры на примере других людей (часто – воображаемых персонажей, оказавшихся в тех или иных ситуациях) через специальные игровые упражнения, обсуждение задач и дискуссии; 4) опросники, предполагающие учет всех компонентов профессиональной и жизненной перспективы, а также – их обсуждение с самим учащемся, его родителями, приятелями, учителями и другими заинтересованными людьми.

Отдельно можно выделить и несколько нетрадиционные методы профориентационной работы со школьниками. Мы называем эти методы активизирующими. Смысл активизации в данном случае заключается не только в том, чтобы «заинтересовать» школьника карьерной проблематикой и побудить его к каким-то действиям по построению профессиональных планов и их реализации, но и в том, чтобы научить школьника делать все это более осознанно. Момент обучения позволяет постепенно формировать школьника как субъекта профессионального и личностно самоопределения. Т.е. как человека, способного с какого-то момента самостоятельно (без помощи профконсультанта) решать определенные вопросы, связанные с карьерой. Ниже представлены основные группы активизирующих методов (см. Пряжников, 2008, С.87-314):

1. Профориентационные игры с классом, где в услоиях реальной школы удается актуализировать в сознании учащихся многие проблемы профессионального и личностного самоопределения;

2. Игровые профориентационные упражнения (для группы 12-17 человек), позволяющие в легкой, непринужденной форме моделировать многие профориентационные вопросы.

3. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения, позволяющие уточнять для себя сущность многих спорных вопросов (сама схема рассматривается как упрощенная модель сложной ситуации самоопределения). Эффективность использования схем повышается, если использовать специально разработанные учебные ситуации (задачи), в ходе решении которых схемы лучше осваиваются и потом могут быть использованы и для самоанализа своей ситуации.

4. Информационно-поисковые карточные методики («профессьянсы»), позволяющие из специальных карточек раскладывать на столе образы привлекательных видов трудовой деятельности, а также - образы самого себя как будущего профессионала, после чего уточнять наиболее подходящие профессии.

5. Карточные профконсультационные игры (индивидуальные и для микрогруппы в 3-4 человека), позволяющие с помощью специальных карт моделировать основные карьерные действия на разных этапах жизни. По результатам игры обсуждается готовность школьника к обоснованным действиям, а также – уровень самообладания в случае возможных неудач…

6. Настольные профориентационные игры (для микрогруппы в 3-7 человек), рассчитаны на использование во внеклассной работе, в детских лагерях и в домашних условиях. В играх также моделируются сложные моменты профессиональных и жизненных выборов.

7. Карточно-бланковые игры (с классом), предполагающие, что карточки и бланки готовят сами школьники, потом делятся на команды и играют.

8. Бланковые игры с классом предполагают работу с использованием доски, где рисуется игровой бланк, который каждый школьник перерисовывает в своих тетрадях. Особенностью игр является их эмоциональность и возможность моделировать сложные нравственные проблемы самоопределения.

9. Активизирующие опросники (с классом) разработаны не столько в целях психодиагностики, сколько для того, чтобы по видом «тестов» дополнительно заставить школьников задуматься над сложными вопросами самоопределения. При этом не исключается и определенный диагностический эффект, хотя реально тестов, отвечающих всем требованиям при их проектировании и использовании (см. Общая психодиагностика, 1987, С.17-22), практически почти нет…;

10. Игры-дискуссии (с классом) позволяют выделять и обсуждать наиболее острые проблемы самоопределения. В таких играх-дискуссиях делается попытка постепенно вырабатывать у школьников навыки культурных споров, в надежде, что со временем эти навыки перейдут во внутренний план действий (интериоризируются) и будут использоваться школьником при решении своих реальных карьерных проблем (когда он не будет «перекрикивать сам себя», не будет использовать некорректные приемы и «уловки» в собственных рассуждениях, т.е. не будет сам себя обманывать и очаровывать…).

В профориентации можно использовать различные типологии методов (по основным целям использования). В качестве примера, ниже кратко обозначены возможные группы методов, в зависимости от целей использования:

1.Научно-исследовательские методы направлены на получение нового знания. Часто они предназначены для изучения конкретных аспектов проблемы и поэтому их редко используют в профориентационной практике, где часто приходится работать с целостной ситуацией.

2.Научно-практические методы направлены на помощь в самоопределении конкретным людям. Главные требования к таким методам: 1) относительная компактность по времени, ведь на практике часто невозможно долго изучать малозначительный частный аспект самоопределения; 2) доступность для педагогов и психологов-практиков, когда методика становится технологией, которую могут использовать разные специалисты, а не только «самые выдающиеся»; 3) возможность для импровизации профконсультантов при использовании этих методик, т.е. большая опора на личный и профессиональный опыт, что предполагает и некоторый отход от инструкций и предписании так называемой «объективности» (что пока еще принято в научных исследованиях). Как и в психотерапии, в профориентационной практике личностный аспект деятельности профконсультанта считается важной основой эффективности работы.

3. «Коммерческие» методы ориентированы на получение больших гонораров и часто предполагают «очаровывание» клиентов и заказчиков. Лучше для этого подходят сложные («экзотические») методы, иногда с элементом некоторой «мистичности», что нравится не очень компетентным в психологии людям…

4.Так называемы «школярские» методы, используемые в квалификационных исследованиях (при написании дипломов и диссертаций). К сожалению, они часто ориентированы на изучение частных аспектов (корреляций между конкретными и часто малозначительными элементами профессионального выбора), которые трудно соотнести со всей многофакторной и динамично меняющейся ситуацией самоопределения конкретного школьника (и тем более, определенных образовательно-возрастных групп учащихся). Так называемая статистика (с соответствующими математико-статистическими процедурами) хотя и выглядит «наукообразно», но реально мало что дает, в лучшем случае, отражает конкретную ситуацию для конкретного класса на данный момент, да и то – применительно к конкретным (изучаемым) параметрам.

5.Можно выделить также методы, которые предполагают совместное их использование в системной профориентационной работе (с привлечением специалистов из других организаций, родителей, учителей и др.) и методы, которые рассчитаны только на хорошо подготовленных специалистов-профконсультантов. Например, при организации экскурсий школьников на предприятия можно в качестве экскурсоводов приглашать самих сотрудников или даже родителей школьников, если они работают в этой организации. А сложные психодиагностические комплексы или работа с некоторыми карточными консультационными технологиями предполагает специальную подготовку профконсультантов.

 

2.14.Понятие «взаимодействие», его виды и уровни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.