Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческими ресурсами




 

В управлении часто используется метафора «вертикальных» и «горизонтальных» взаимоотношений, которые, естественно, взаимодействуют и между собой... В рассмотрении вопросов управления человеческих ресурсов и профориентации это может быть конкретизировано следующим образом.

Организация системного взаимодействия «по вертикали» предполагает реализацию принципа преемственности по разным направлениям работы, в решении разных задач. Например, в вопросах профессиональной подготовки преемственность реализуется на основе согласования учебных программ (школьных, вузовских, программ переподготовки специалистов…), а также - на основе реальных контактов преподавателей и учащихся учебных заведений разных уровней…

В профориентации преемственность часто предполагает учет образовательно-возрастных особенностей разных групп населении, с которыми проводится профориентационная работа.

В решении многих проблемных вопросов управления человеческими ресурсами преемственность предполагает также взаимосвязь и распределение функций (и ответственности) между управленческими структурами разного уровня, в частности, между Министерствами, департаментами на местах, администрацией конкретных организаций и учебных заведений и т.п. Речь здесь идет, прежде всего, о согласовании («состыковке») стратегических, тактических и оперативных планов работы. В частности, чтобы планы профориентации «вписывались» в общие планы управления человеческими ресурсами данного города и региона, а городские и региональные планы соотносились с общегосударственными планами. При этом, планирование на местах должно предполагать и учет местных особенностей, и определенную импровизацию (творчество) при решении вопросов профориентации. И особенно, важно подчеркнуть, что планы профориентацинной работы конкретных профконсультантов также должны предполагать творческий поиск и даже учет индивидуального стиля деятельности конкретного специалиста (при условии выполнения им необходимого обязательного минимума профориентационной работы).

Организация системного взаимодействия «по горизонтали» часто предполагает работу с определенной образовательно-возрастной группой населения. Здесь главной задачей является включение в эту работу всех заинтересованных партнеров (представителей организаций, вузов, родителей и т.п.), которые могут внести позитивный вклад в общее дело. Если при организации взаимодействия «по вертикали» часто «координаторы» и «начальники» находятся естественным образом – в вышестоящих инстанциях, то при организации взаимодействия «по горизонтали» нередко такой координирующий центр отсутствует.

Иногда он появляется «естественным» путем, например, роль организатора и координатора берет на себя инициативный директор школы, руководитель какого-нибудь психологического центра, а то и просто – рядовой профконсультант, который сумел заставить с собой считаться многих руководителей (как потенциальных партнеров) в пределах своей местности. Иногда, такой инициативный рядовой специалист делает блестящую управленческую карьеру, но нередко он со всеми портит отношения, «заставляя» их делать то, что многие формально делать и не обязаны, и тогда об инициативном работнике просто забывают… Особенность взаимодействия «по горизонтали» в том, что взаимодействуют «равные» по статусу (никто никому формально не подчиняется). И когда кто-то кого-то начинает «заставлять», то не всегда это находит понимание… Лучше, когда у участников взаимодействия есть осознанное понимание необходимости такой работы и они сами стремятся к сотрудничеству… Но сразу прийти к такой осознанности не просто.

И все ж лучше, когда такую координацию осуществляет специальная служба. Например, на уровне города это вполне мог бы быть городской центр профориентации, и позитивный опыт такой системно работы был у нас в стране во второй половине 80-х годов, когда такие центры существовали во всех крупных городах и регионах, а курировал эти центры специальный отдел по профориентации при Госкомтруде СССР.

 

Основные выводы (идеи) по Главе 2:

1.Профоринтация – это комплексная (по разным направлениям) и системная (с участием различных социальных институтов) помощь человеку в карьерных выборах и планировании перспектив своего профессионального развития. При этом высшим уровнем профориентационной помощи (идеальной целью) является формирование полноценного субъекта самоопределения, способного осознанно и самостоятельно решать свои профориентационные проблемы. Основные задачи (направления работы) профориентации предполагают: информационную-справочную поддержку, профессиональную психодиагностику (помощь в самопознании), морально-эмоциональную поддержку. Помощь в конкретных выборах и помощь составлении профессиональных планов и перспектив.

2.Сущностью профессионального самоопределения является поиск смысла в выбираемых, осваиваемых и уже выполняемых видах труда (самоопределение как результат, т.е. найденный смысл), а также – поиск смысла в самом процессе самоопределения (самоопределение – как процесс). Само содержание и процесс такого поиска представлен в схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), которую можно рассматривать как вариант модели профессионального самоопределения.

3. Профориентация связана с различными направлениями работы с человеческими ресурсами и может рассматриваться как интегрирующее направление, поскольку в той или иной форме представлено и в управлении занятостью, и в управлении персоналом, и в образовании, и в работе с мигрантами и т.п.

4.Главным предметом деятельности профконсультанта, являются характеристики самоопределяющееся личности (оптанта), важные для его ориентировки в пространствах самоопределения (в мире профессий, в ситуации на рынке труда и т.п.), для подготовки себя к достижению профессиональных целей, для принятия ответственных решений и, главное – для решения нравственных вопросов в проблемном обществе. Именно нравсвтенные противоречия часто становятся основой для внутреннего конфликта самоопределяющейся личности, нередко приводящей ее к глубокому разочарованию и социальному отчаянию.

5. Сам психолог-профконсультант выступает как «посредник» между самоопределяющейся личностью и различными социо-культурными объектами выбора (профессией, организацией, социально-профессиональной группой, государством, обществом и культурой). Высшим уровнем посредничества является помощь самоопределяющемуся человеку определить свое место в культуре. При этом важна готовность самого консультанта к рассмотрению проблем самоопределения на этом уровне…

6.Профориентационная работа, являющаяся органичной составной частью (основой) управления человеческими ресурсами повышает свою эффективность при развитии взаимодействия со всеми заинтересованными участниками этого процесса. Само взаимодействие возможно как «по вертикали» (когда этими вопросами занимаются руководители самого высшего уровня и оптимально распределяют свои функции по всем иерархическим уровням управления), так и «по горизонтали» (когда основные задачи распределяются между равными по статусу партнерами, представляющими разные социальные институты общества).

7.Эффективность профориентационной работы повышается при наличии координирующего центра и четких критериев оценки эффективности данной работы, ориентированными на достижение стратегических, тактических и оперативных целей управления человеческими ресурсами.

Контрольные вопросы и задания к Главе 2:

1. В чем сущность профориентации?

2. Каковы основные направления профориентационной работы?

3. Как соотносятся профориентация и профессиональное самоопределение?

4.Покажите на примерах, как профориентация представлена в других направлениях управления человеческими ресурсами (в решении миграционных вопросов, в управлении персоналом…).

5. Назовите основные кризисы развития субъекта профессионального саомопределения.

6. Почему многие научно-исследовательские методы сложно использовать в практической профориентации?

7. В чем заключается «парадокс» использования компетентностного подхода в профориентации?

8.Что означает организация взаимодействия «по вертикали» и «по горизонтали»?

9.Назовите основные документы, регламентирующие профориентационную работу. Какие документы следовало бы разработать для повышения статуса и поднятия качества профоринетационной работы?

 

 

Глава 3. ПРОФОРИНЕТАЦИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ СИСТЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.