Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профориентационная работа в средней школе




Профориентационная работа с учащимися

Профориентация в школе

 

начальных классов

 

Понятно, что в начальных классах не идет речь об окончательных выборах. Как и в дошкольный период здесь продолжается подготовка к самоопределению. Можно выделить следующие основные направления работы с учениками данного возраста:

1. Знакомство с миром профессий. Кроме интересных профессий постепенно можно рассказывать и о менее известных профессиях, вызывая даже недоумение школьников («почему мы раньше об этом не знали?»).

2. Продолжение «профессиональных проб»: работа на пришкольном участке, работа в различных кружках, студиях и секциях, уроки труда и т.п. Главное – попробовать себя в как можно больших видах деятельности…

3. Начало разговоров о профпригодности, но ни в коем случае, не настоящая профдиагностика, т.к. пока еще очень рано даже ставить таки вопросы. Исключения составляют случаи, когда у ребенка имеются явные противопоказания, но и здесь следует рассматривать возможность совершенствования средств и условий труда, когда соответствующие работы смогут выполнять и люди с ограниченными возможностями.

3. Воспитание готовности делать то, что поначалу не нравится (для этого часто бывают полезными занятия на уроках и, особенно, домашние задания).

4. Формирование позитивного отношения к различным социально-полезным видам труда. Понятно, что в бездуховном обществе (когда предприимчивые негодяи живут припеваючи, а высококлассные специалисты получают нищенские зарплаты) проводить такую работу сложно. Но особенность данного возраста в том, что дети еще не успели «разочароваться» и лучше работать с ними в позитивном ключе. Важно, чтобы они обнаруживали для себя привлекательные моменты разнообразного труда, не только связанные с заработком…

 

 

 

В средней школе вся обозначенная выше работа продолжается, но при этом можно выделить некоторые дополнительные важные моменты:

1. Знакомство с миром профессии должно приобретать все более системный вид. Важно не только знание профессий, но и знакомство с типологиями профессий (с критериями построения этих типологии), что позволяет значительно расширять представления школьников о мире профессионального труда.

2.В плане профессиональной психодиагностики можно использовать и некоторые несложные методики (тесты, опросники и др.), но и здесь пока еще рано говорить о «профпригодности», поскольку ребенок еще долго убудет развиваться…

3.Должны усиливаться и «профессиональные пробы»: в основном через грамотно организованные уроки труда. При этом, мы считаем, что не всегда целесообразно четкое разделение труда для мальчиков и для девочек. Освоение начальных трудовых навыков должно быть разнообразным, и нет ничего плохого в том, что кто-то из девочек захочет научиться столярничать, а кто-то из мальчиков – готовить борщи… Кроме того, школьники должны продолжать пробовать себя в различных кружках, студиях, секциях и т.п.

4.У некоторых школьников в этом возрасте уже могут возникать вопросы ценностно-нравственного самоопределения, а также вопросы справедливости оплаты труда. Обсуждать глубокие причины этих проблем, в большинстве случаев, не целесообразно, поскольку многие младшие подростки к этому еще не готовы (за исключением отельных думающих ребят…). Но можно «закладывать основы» для таких разговоров и их самостоятельных размышлений, используя для этого разнообразные активизирующие методики личностного и профессионального самоопределения (см. Пряжников, 2008). Мы считаем, что профконсультанты должны действовать здесь немного упреждающим образом, т.е не ждать когда подросток окончательно «разочаруется» в окружающем мире, а понемногу самим провоцировать размышления о проблемах самоопределения, ориентируя школьников на конструктивные варианты решения этих проблем, связанные с цивилизованными действиями по развитию страны (как антитезу экстремизму и социальному отчаянию).

5.В этом возрасте можно начать упражняться в профессиональных выборах и составлениях перспектив профессионального развития, используя для этого игровые методики, тренинги и дискуссии, где анализируются возможные действия воображаемых героев (см. Пряжников, 2008). Но заставлять школьников в этом возрасте самим делать окончательные выборы, по нашему мнению нецелесообразно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.