Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профориентация и профильное обучение




Классов

Профориентация и предпрофильная подготовка учащихся

 

В дано возрасте все обозначенные выше направления продолжаются, только на более сложном и проблемном уровнях. Специфика профориентационной работы с учащимися 8-9 классов определяются следующими важными моментами:

1. Часть школьников после окончания 9-го класса может поступать в колледжи, а кто-то даже работать (если этого требуют различные обстоятельства). Соответственно, следует помочь ребятам в выборе наиболее подходящего варианта: профессии, учебного заведения, а для кого-то – и места работы (желательно при этом, рассмотреть и варианты дальнейшего образования, т.е. не ограничиваться только работой). Заметим, что после введения в стране единого государственного экзамена (ЕГЭ), немалая часть школьников вполне серьезно начинает предпочитать продолжению обучения в 10-11 классах переход в колледжи (немало примеров таких переходов из школы в колледжи и в Москве, и далеко не всегда из школы уходят самые «худшие»)….

2. Для немалой части школьников актуальной становится проблема выбора профиля дальнейшего обучения в 10-11 классов. Можно по-разному относиться к предпрофильной подготовке и профильному обучению, но поскольку это стало реальностью, то следует проводить эту работу с наименьшими ошибками и издержками. Главное сомнение по поводу профильного обучения связано с «ранней специализацией», когда еще не опытным школьникам предлагается определиться с главным вектором своего профессионального развития. В разделе 2.7. настоящего пособия уже рассматривались основные закономерности профессионального самоопределения, среди которых была и такая: «Чем цивилизованнее общество, тем больше времени оно дает молодым людям на самоопределение, и наоборот, в примитивных обществах молодых людей торопят с профессиональными выборами: ты уже большой – иди работай!».. И все же, чтобы лучше помочь школьнику в выборе профиля можно проводить тесты и опросники, беседы и профконсультации. Но не следует относитьс к этим выборам как вечным, «на всю жизнь»… Заметим, что Концепция профильного обучения предполагает переход с одного профиля на другой, правда, на практике такие переходы встречаются редко. Видимо, потому, что многие школьники и их родители пока не воспринимают профильное обучение как нечто серьезное, а остаются в своих школах потому, что они «ближе к дому»… Правда, часть школьников и их родителей относятся к предпрофильной подготовке и профильному обучению серьезно, и это следует учитывать в профориентационной работе с ними.

3. Учащиеся 8-9 классов начинают серьезно задумываться об этических проблемах самоопределения и ситуации в стране. Для них важны образцы людей, сумевших найти себя в этом мире - то, что Э.Эриксон называл «поиском аристократии и идеологии» как наиболее важную проблему для подростка и связывал это Э.Эриксон связывал это с «мораторием», когда у подростка возникает рассогласование «между этикой уже усвоенной подростком и этикой, которую еще предстоит развить» (Эриксон. 2000, (см.Эриксон, 2000, С. 251). Соответственно, следует смелее обсуждать с подростками нравственные проблемы самоопределения, иначе они окажутся не готовыми к реальному столкновению с несовершенствами окружающего мира уже в реальной жизни…

4.Также с подростками в этом возрасте следует продолжить упражнения в различных карьерных выборах и планировании перспектив развития различных воображаемых героев, постепенно предлагая подросткам применять усвоенные приемы и правила самоопределении к своей ситуации.

5.Псстепенно увеличивать долю индивидуальных форм работы (консультаций, бесед, работой с микрограуппами), что вызвано готовностью школьников обсуждать с психологами и педагогами деликатные особенности своих ситуаций самоопределения.

 

учащихся 10-11 классов

 

Профильное обучение в 10-11 классах часто предполагает чтение элективных курсов, предполагающих более углубленное изучение профильных предметов. Можно также обозначить важные особенности профориентационной работы на данном этапе школьного обучения:

1. В информационном плане подробнее знакомить школьников с особенностями профессий, усиливая системность при рассмотрении сходных и различных моментов между разными видами профессионального труда (иногда это помогает увидеть привлекательные моменты в профессиях, которые не вызывали особого интереса). Также следует знакомить учащихся с особенностями различных учебных заведений. При этом, важно понимать, что психологи-профконсультанты не могут знать всего (особенно в больших городах, где много учебных заведений и организаций), поэтому следует чаще давать школьникам домашние задания по поиску необходимой информации, связанной с их профессиональными намерениями…

2.Психодиагностика и в этом возрасте не может дать ответ об «окончательной» профпригодности, но она может стимулировать школьников на самопознание. При этом какие-то результаты могут стать и основой для изменения своих профессиональных намерений, особенно, если на основе результатов обследований провести грамотные беседы и профконсультации.

3. К моменту приближения окончания школы все более актуальными становятся вопросы конкретного выбора профессии, учебного заведения и соответствующих вариантов подготовки к поступлению (подготовительных курсов, репетиторов, консультаций). Соответственно, больше надо использовать методики, предполагающие конкретные выборы, например, схему альтернативного выбора (см. Пряжников, 2008, С.200-207) и др. Правда, и здесь можно до последнего сохранять возможность корректировки своего выбора, даже если старшеклассник уже потратил определенные силы для занятий на подготовительных курсах или на репетиторов.

4.Важной в данном возрасте (а для кого-то – и на более ранних этапах развития) становится проблема самообладания в случае карьерных неудач. Здесь могут пригодиться карточные консультационные игры (см. Пряжников, 2008, С.135-153), в которых моделируются основные действия на разных карьерных этапах (включая и различные трудности при достижении целей), а при подведении итогов можно оценить волевую готовность к преодолению трудностей и совместно со школьником наметить пути повышения этой готовности. В силу деликатности данных вопросов следует увеличить долю индивидуальной работы (или работы с микрогруппами школьников-приятелей).

5.Школьника могут волновать и моральные проблемы самоопределения. К моменту окончания школы лучше эти темы специально не поднимать, т.к. в этот период важнее прагматичный, конструктивный настрой (сделать выбор, подготовиться, поступить). При грамотно организованной работе, эти вопросы следовало обсуждать на подготовительных этапах. Но если какие-то проблемы становятся очень актуальными, то можно и для их обсуждения найти время, стараясь сохранить чувство реальности и конструктивную направленность.

6.Для кого-то актуальной может оказаться и проблема выбора варианта службы в армии (если пофантазировать и представить, что многие негативные моменты будут скоро устранены и армия станет реальной «школой возмужания»). Здесь, в перспективе (если продолжить фантазировать), возможен и выбор рода войск и конкретных воинских специальностей, примерно, так же, как и в отношении к гражданским специальностям…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.