Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте




 

В.И.Тютюнник выделяет следующие основные этапы развития детского труда, в чем-то соответствующую развитию труда в истории человечества: 1) присваивающий труд; 2) производящий труд, 3) творческий труд и 4) исполнительский труд. Парадокс детского труда в том, что он возникает раньше исполнительского, поскольку ребенку приходится решать много нестандартных задач (Тютюнник, 2003, С.116-185). В истории человечества много примеров, когда дети, начиная с 3-5 лет, уже были включены в трудовую деятельность, используя ножи и другие опасные средства. Нередко такой труд совмещался с вполне детскими играми и привязанностью к матери. Например, Н.Миклухо-Маклай описывал случай, наблюдаемый у папуасов, как «маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды, а потом вдруг вскакивал, бежал к матери, сидевшей на корточках за какой-нибудь работой, схватывал ее грудь и, несмотря на сопротивление, принимался сосать» (цит. по Тютюннику, 2003, С.143). Понятно, что мы часто недооцениваем возможности детей в освоении трудовой деятельности.

Детская сюжетно-ролевая игра, по сути своей, является «дитем труда», т.к. возникает в истории человечества при усложнении трудовой деятельности и ее дифференциации, когда ребенок уже не может копировать ее непосредственно и ему нужны модели такой деятельности в виде игры (по Д.Б.Эльконину). Игра «в профессии», становится также важным средством начальной социализации ребенка-дошкольника, помогая ему понять, что из себя представляет мир взрослых (прежде всего, - мир профессионального труда). Как отмечает Е.А.Климов, в таких играх ребенок осваивает не сами профессии (они слишком сложны для него), а смыслы этих профессий, т.е. их социальную значимость… Заметим, что и здесь, развитие связано, прежде всего, с ценностно-смысловой сферой (понять смысл профессий).

Профориентационная работа с детьми данного возраста предполагает следующие основные направления:

1. Знакомство детей с интересными профессиями (увлекательные рассказы, примеры из жизни и труда известных профессионалов и т.п.);

2. По возможности, «профессиональные пробы» по доступным видам труда дома, на даче и т.п. Замечено, что дети с удовольствием помогают взрослым, в том числе, и для повышения самоуважения и для поднятия своего статуса в семье и среди сверстников… Даже в отличие от игры, такой труд воспринимается детьми как нечто «настоящее», «серьезное» и даже «взрослое»…

3. Знакомство с профессиями своих родителей и родителей своих приятелей (включая и посещение ими организаций, где работают родители, если это возможно);

4.Специально организованные игровые процедуры по знакомству с профессиями или по имитации профессиональной деятельности. К сожалению. Сейчас много стихийных игр (особенно, компьютерных) и пока педагоги и психологи явно не дорабатывают в плане разработки соответствующих методик.

5. Иногда это могут быть и профессиональные выборы. Например, отбор одаренных детей в музыкальные, танцевальные, балетные, спортивные или цирковые школы… Но здесь обычно самого ребенка «мало спрашивают» и решение принимают его родители и воспитатели соответствующих школ. Главная проблема такой ранней специализации – сохранении гармоничного развития ребенка, особенно в морально-волевом плане, когда от успехов слишком рано «кружится голова» и развивается неадекватное самомнение… Другая проблема связана с эксплуатацией детского труда, что в последнее время все больше становится реальностью…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.