Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их взаимосвязь и координация




Уровни управления человеческими ресурсами,

 

В предыдущем разделе были выделены основные этапы профессионально становления личности и ее развития как субъекта профессионального самоопределения. На этой основе можно выделить и основные направления психолого-педагогического сопровождения, но уже конкретизируя их применительно к специфике каждой образовательно-возрастной группы:

1. В работе с младшими школьниками главный акцент на воспитании уважительного отношения к труду вообще через постепенную выработку первоначальных трудовых навыков и увлекательное общее знакомство с миром профессионального труда;

2. В работе со школьниками средних классов основной акцент на дальнейшее знакомство в увлекательной форме с миром труда (через учебные предметы) и постепенное воспитание уважительного отношения к конкретным видам трудовой деятельности (через уроки труда и общественно-полезный труд, саму идею которого еще рано списывать как «рудимент» или «пережиток советского периода»);

3. В работе со старшеклассниками, исходя из главной особенности данного возраста (социально-профессионального самоопределения подростка) основной акцент переносится на ценностно-смысловой поиск себя в будущей трудовой деятельности (через специально организованные дискуссии, деловые игры и индивидуальные консультации);

4. В работе с учащимися выпускных классов основной акцент переносится на конкретные выборы, когда после рассмотрения возможных вариантов выбирается окончательный вариант (через специально организованные индивидуальные и групповые профкоснультации).

5. В работе с абитуриентами (уже выбравшими профессию и профессиональное учебное заведение) главный акцент должен быть сделан на знакомстве со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей (кафедр, факультетов и т.п.). Специфика профориентационной работы с данной группой часто определяется ограниченным временем собеседований или экспресс-диагностикой (если такая работа где-то вообще проводится). Опыт показывает, что лучше такую работу проводить силами самих преподавателей и психологов данного учреждения, которые хорошо знают его особенности и имеют опыт подобных собеседований.

6. В работе со студентами главные акценты связаны с продолжающими выборами: специализации (во многих вузах – к третьему курсу), выбору темы курсовой и дипломной работы, места стажировки и производственной практики (нередко студенты сами вынуждены искать соответствующие организации), и особенно – выбор места будущей работы и трудоустройство по специальности. К сожалению, именно по этим направлениям много стихийности. Кроме того, важно понимать, что не во всем могут помочь и руководители конкретных вузов и колледжей (из-за пока еще слабых связей с профильными организациями). Не все проблемы могут непосредственно решить и профконсультанты, работающие со студентами и выпускниками вузом. В данном случае, сущность помощи заключается, во-первых, в подготовке к самоопределению, и во-вторых, в развитии взаимодействия вузов с соответствующими организациями (и по вопросам стажировок, и по вопросам производственной практики и по вопросам возможного трудоустройства как после окончания вуза, так и для еще обучающихся студентов…).

7.В работе с сотрудниками предприятий и организаций в рамках «управления персоналом», сотрудники кадровых и психологических служб обычно работают в рамках традиционных направлений современного менеджмента: профотбор персонала, профадаптация, повышение квалификации, аттестации, ротация кадров, помощь в планировании карьеры и др. Важным направлением современных организаций является их участие в социальных программах, прежде всего, в работе с молодежью. Такой опыт имелся раньше и все больше восстанавливается в небольших городах с одним-двумя доминирующими предприятиями (в так называемых «моно-городах»). Главное здесь – укрепление и совершенствование взаимосвязи организации со школами и профессиональными учебными заведениями. Частично эти вопросы решаются региональными центрами занятости населения, но опыт показывает, что их усилий явно не достаточно (что объясняется достаточно сложными задачами по работе со взрослым безработным и незанятым населением). Соответственно, все это требует на новом системном уровне (в рамках предлагаемой Концепции) вывести подобное взаимодействие между школами, организациями и профессиональными учебными заведениями на новый уровень.

8.В работе с безработным и незанятым населением существующая служба занятости достаточно успешно выполняет многие свои задачи, часто не уступая соответствующим зарубежным службам. Заметим, что эффективность службы занятости во многом была обеспечена государственной поддержкой (организационной, нормативно-правовой и др.), а также - соответствующим финансированием. Соответственно, и в вопросах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения необходимо воспользоваться подобным опытом государственной поддержки и последующего регулирования уже применительно к школам и профессиональным учебным заведениям. К сожалению, и на базе службы занятости не удается решать многие вопросы. В частности, недостаточно проводится работа с учащимися школ, со студентами вузов и колледжей. Кроме того, службы занятости часто не обладают необходимыми полномочиями для решения вопросов координации и взаимодействия профориентационной работы в своем регионе. Все это также требует развитие психолого-педагогического сопровождения самоопределяющейся личности на новый системный уровень, где и служба занятости становится одним из важных элементов такой системы.

9.Как это ни парадоксально, но в рамках системы профориентацинной работы с человеческим ресурсом можно выделить и люде предпенсионного и пенсионного возраста. Немалая часть таких людей еще вполне трудоспособна и даже готова трудиться, о чем свидетельствуют примеры других стран, где сам пенсионный возраст выше, чем в России. Главные акценты в работе с такими людьми: определение мотивации к продолжению трудовой деятельности или к освоению новых профессии (более соответствующих изменившемуся состоянию здоровья, богатому жизненному опыту и др.), организацию профессиональной подготовки (как при содействии служб занятости, так и на базе различных учреждений непрерывного и дополнительного образования) и т.п.

10.Перспективным направлением может стать помощь мигрантам, для которых вопросы профессионального самоопределения являются кране актуальными. Понятно, что здесь предполагается организация взаимодействия с Федеральной миграционной службой, которая также может рассматриваться как один из элементов общей системы психолого-педагогической поддержки личности в профессиональном самоопределении.

11. Наконец, еще одним перспективным вариантом (направлением работы) может стать участие наших профкоснультантов в системе международного разделения труда. Речь идет о помощи для части наших сограждан искать работу в других странах (временную или постоянную). Это направление может стать особенно актуальным, если страна возьмет курс на освоение перспективных зарубежных технологий и будет направлять часть своих специалистов (а также – студентов и аспирантов) для длительной стажировки в соответствующих зарубежных организациях. Понятно, что здесь придется развивать взаимодействие с отечественными организациями, научными центрами и учебными заведениями, заинтересованными в подробной работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 35; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.