Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системе управления человеческими ресурсами




Этапы профессионального развития личности в общей

УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

(ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ «ПО ВЕРТИКАЛИ»)

 

 

 

Возрастные психологи, рассматривая основные периоды жизни человека, отмечают, что часто наиболее сложным периодом является подростковый, когда приходится делать ответственные выборы «взрослые» выборы, связанные с будущим трудом, но наиболее важными для жизни являются зрелые периоды, когда человек либо реализует себя профессии (этом главном деле жизни, либо не реализует и вся жизнь оказывается напрасной (см., Д.Б.Эльконин, Э. Эриксон). В психологии карьеры, в профессиональном самоопределении и психологии труда имеется немало периодизаций развития личности (Зеер, 2006; Ливехуд, 1994; Климов, 1996; Маркова, 1996; Тютюнник, 2003; Шихи, 1999 и др.).

В России до сих пор наиболее популярна периодизация Е.А.Климова, в которой выделяются следующие этапы (фазы) становления субъекта труда после окончания профессионального учебного заведения: 1) фаза профессиональной адаптации, «привыкания к профессии» (соответственно, работник – адаптант); 2) фаза вхождения в профессию, когда человек «надежно и успешно» выполняет порученные задачи (работник – «интернал», уже вошедший внутрь профессионального сообщества и признанный в качестве «своего»); 3) фаза мастера, когда работник выделяется на фоне своих коллег и способен выполнять более сложные задачи (работник – мастер); 4) фаза авторитета, когда работник становится лучшим среди мастеров (работник – авторитет) и, наконец, 6) фаза наставника, когда работник не только может сам работать на высшем уровне, но и лучший свой опыт передавать ученикам (работник – наставник) (Климов, 1996, С.418-425; Носкова, 2004, С.126-128).

Важной особенностью профессионального самоопределения является то, что оно распространяется на достаточно продолжительный промежуток времени и, по сути, охватывает всю трудовую жизнь человека, с момента окончания профессионально заведения (получения основного профессионального образования) и до момента выхода на пенсию (прекращения профессиональной деятельности).

Анализ многих других периодизаций (см. Ливехуд, 1994; Климов, 1996; Маркова, 1996; Шихи, 1999 и др.), особенно, касающихся взрослых периодов развития личности позволяет выделить главный критерий развития – изменение ценностно-смысловой системы самоопределяющейся личности, когда человек по-новому переосмысливает себя во взаимоотношениях с обществом и с главным делом своей жизни – с профессией, в которой пытается реализовать свой потенциал.

Удивительно, но и в менеджменте часто главный критерий развития организации (или коллектива) связан с развитием организационной культуры, основанной на системе ценностей (Карташова и др., 2010; Моргунов, 1996)… Таким образом, есть что-то общее в развитии личности конкретного специалиста, коллектива, организации и даже общества. Недаром, говорят, что «любая реформа, кроме моральной, не имеет никакого смысла»…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 38; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.